Способы совершенствования аналитической культуры учителя

Автор: Хитрова Екатерина Валерьевна

В каждом ребенке спит величайший гений,

                                                                                творец. Работа учителя состоит в том, чтобы

 

разбудить этого Великого спящего.

Воспитать человека с современным мышлением, способного самореализоваться в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом. При этом в понятие «профессионализм» включаются не только предметные, дидактические, методические, психолого-педагогические знания и умения, но и личностный потенциал педагога, в который входят система его профессиональных ценностей, его убеждения и установки.

Утверждение К.Д. Ушинского о том, что педагог живет до тех пор, пока учится сам, в современных условиях приобретает особое значение. Сама жизнь сегодня ставит на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования.

 

Достижение нового качества образования невозможно без повышения уровня профессиональной компетенции педагогов. Залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз в жизни в вузе знания. На первый план выходит способность учителя ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать.

В современных условиях сфера образования становится одним из приоритетных направлений нашего государства. Разработана Концепция модернизации образования. Учитель получил возможность выбора учебников, программ с учетом потребностей и способностей учеников. А это, в свою очередь, предполагает новое содержание профессионально-педагогической деятельности, в частности, возрастает значимость аналитических умений и навыков педагогов. Эффективность работы любой школы и каждого учителя обеспечивается умением осуществлять аналитическую деятельность, т.е. анализировать свой труд. Еще Сухомлинский сказал: «Умейте осмыслить свой пройденный путь. Осмысление того, что уже сделано, - это большое духовное богатство».

Анализ деятельности учителя на уроке является основой совершенствования учебного процесса. Главная цель анализа практики учителей – увидеть связь между деятельностью учителя и результатами его труда, выраженными в умственном развитии учащихся, их культуре, эрудиции,  умении применять теорию на практике.

 

Педагогический анализ способствует развитию педагогического коллектива и методическому совершенствованию деятельности учителя.

В основе аналитической деятельности лежит анализ. По определению Ю.А Конаржевского, педагогический анализ – это инструмент управления, направленный на:

  •          изучение состояния и тенденций развития,
  •          объективную оценку результата образовательного процесса,
  •       выработку рекомендаций по упорядочению системы или переходу её в качественно более высокое состояние.

 

Система аналитической деятельности – единство взаимосвязанных видов анализа и самоанализа образовательных процессов, которые осуществляет заместитель директора школы и учитель. В основе творческого труда учителя лежит, прежде всего, умение анализировать свою педагогическую деятельность на уроке. Анализируя собственные уроки, качество знаний, умений и навыков учащихся, различные виды своего планирования, результативность своей ежедневной деятельности, учитель глубже проникает в сущность своей деятельности, определяет причины разного рода недостатков в своей работе, добивается их устранения, предупреждает в какой-то степени их появление.

Аналитическая деятельность дает возможность учителю:

  • формировать и развивать умение ставить конкретную цель своей деятельности и деятельности учеников, четко её формулировать;
  • развивать умение устанавливать связь между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения педагогических целей;
  • формировать  умение четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;
  • формировать умение видеть и понимать существенную связь между способом своих действий и конечным результатом.

 

Именно аналитическая деятельность учителя обеспечивает развитие технологически педагогического процесса, побуждает находить основания результативной учебной деятельности. Технологичность становится сегодня доминирующей характеристикой деятельности учителя и означает его переход на качественно новую ступень эффективности, оптимальности образовательного процесса.

В современной школе учитель должен не просто владеть глубокими знаниями и практическими навыками, но и умением анализировать и адекватно оценивать педагогические ситуации. Во все времена к учителю предъявлялось требование обладать системой общепедагогических знаний, умений и навыков, однако необходимо признать, что, в зависимости от уровня развития общества, его потребностей менялись и требования, предъявляемые к школьному педагогу. В настоящее время все большую роль приобретает профессиональный анализ самых разнообразных педагогических явлений. Как отмечают некоторые авторы (А.К. Маркова, Н.Л. Плетнева и др.), на сегодняшний день профессионализм - это понятие, стоящее в шкале современных ценностей на одном из первых мест.

Известные отечественные ученые СИ.Архангельский, К.К Платонов, СА.Гапоненко и другие - отмечают, что одной из характеристик профессионализма является развитое аналитическое мышление, под которым понимается способность выделять существенные свойства объектов, знание которых позволяет решать возникающие перед педагогом профессиональные задачи . Это положение распространяется и на другие стороны жизни человека, но в данном случае нас интересует профессиональная - а точнее, педагогическая — деятельность, в которой, по мнению многих исследователей, важнейшим элементом является аналитическая деятельность. Невозможно без аналитической деятельности ни выявить противоречия в педагогической практике, ни осмыслить их, ни разрешить. Также невозможно оценить уровень собственного профессионализма, без чего немыслима работа над повышением качества своей деятельности, ибо только результаты аналитической деятельности позволяют составить корректную программу дальнейших действий, искать ответы на многие вопросы практики, объективно оценивать результаты своего труда и всего образовательного процесса, находить решения возникающих проблем.

В школе, как правило, используются три основных вида педагогического анализа: оперативный, тематический и итоговый.

Оперативный анализ направлен на сбор информации о состоянии учебно-воспитательного процесса. Содержание данного вида анализа строится на основе анализа посещенных уроков, внеклассных занятий и включает:

– оценку работы учителя, учащихся;

– выявление причин отклонений в качестве преподавания;

 

– установление причин отклонений фактического уровня знаний, умений и навыков от требований, сформулированных в учебной программе.

Оперативный анализ – значит ежедневный. Именно он помогает завучу получить информацию о ходе и состоянии дел за день, месяц, четверть. На наш взгляд, этот вид анализа остается наиболее значимым и важное место в нем занимает анализ урока. Анализ уроков – серьезная работа заместителей директора. Но администрация школы сама не в состоянии сегодня фиксировать нарушения в рациональной организации учебно-воспитательного процесса и одновременно устанавливать причины этих нарушений. Поэтому важную роль в оперативном анализе играет самоанализ учителя.

Тематический анализ – диагностика наиболее значимых сторон педагогического процесса, установление их взаимосвязей и зависимостей. Его содержание строится на основе изучения различных сторон образовательного процесса, объективной его оценки, установления педагогических резервов и путей их реализации.

Тематический анализ дает возможность привлечь к аналитической деятельности руководителей методических объединений, что способствует повышению качества образовательного процесса, устранению субъективизма в оценке результатов деятельности школы.

Итоговый анализ – анализ результатов деятельности школы за определенный период.

Содержание данного вида анализа направлено на систематизацию материалов оперативного и тематического видов контроля. Итоговый анализ дает возможность сопоставить результаты, достигнутые школой, с государственным стандартом, увидеть место школы в системе народного образования, определить основные направления ее развития.

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x