Способы создания учебных ситуаций на уроках информатики в условиях ФГОС | Слезко Полина Сергеевна. Работа №338610
Аннотация: Статья посвящена основным принципам и практическим рекомендациям по созданию учебных ситуаций на уроках информатики в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Автор подчеркивает необходимость активного вовлечения учащихся в процесс обучения, развития практических навыков, использования интерактивных методик, включая игровые элементы и проектную деятельность, а также использования современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Статья направлена на улучшение качества обучения информатике в современной школе.
Ключевые слова: взаимосвязь с ФГОС, разнообразие методик, использование технологий.
СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС
Слезко Полина Сергеевна, учитель информатики
МБОУ «Белоярская СОШ №1»
Аннотация: Статья посвящена основным принципам и практическим рекомендациям по созданию учебных ситуаций на уроках информатики в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Автор подчеркивает необходимость активного вовлечения учащихся в процесс обучения, развития практических навыков, использования интерактивных методик, включая игровые элементы и проектную деятельность, а также использования современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Статья направлена на улучшение качества обучения информатике в современной школе.
Ключевые слова: взаимосвязь с ФГОС, разнообразие методик, использование технологий.
Современная школа ставит перед учителями новые задачи в области образования, особенно в связи с внедрением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Одной из ключевых дисциплин, которая требует инноваций и современных подходов, является информатика.
Основные принципы создания учебных ситуаций на уроках информатики в условиях внедрения ФГОС предполагают создание обучающей среды, способствующей развитию компетенций учащихся.
Первый принцип – принцип активного вовлечения учеников. Учитель создает такие условия, при которых каждый ученик активно участвует в процессе обучения, самостоятельно решает задачи, совместно работает с одноклассниками.
Второй принцип – принцип практической направленности. Уроки информатики должны быть направлены на развитие практических навыков учащихся, на применение полученных знаний на практике.
Третий принцип – принцип системности. Учебные ситуации должны быть построены так, чтобы обладать логической последовательностью и целостностью.
Четвертый принцип – принцип поэтапности. Учитель должен разбивать материал на отдельные этапы и шаги, помогая учащимся освоить их последовательно.
Пятый принцип – принцип индивидуализации. Учитывая разнообразные потребности и способности учащихся, необходимо создавать учебные ситуации, которые позволят каждому ученику развиваться в соответствии со своими возможностями.
Таким образом, учитель информатики в условиях внедрения ФГОС должен учитывать основные принципы при создании учебных ситуаций для эффективного и качественного обучения школьников.
В условиях внедрения ФГОС важно адаптировать учебные ситуации на уроках информатики, чтобы соответствовать требованиям стандарта. Для этого необходимо использовать разнообразные методы и приемы для создания учебных ситуаций, способствующих развитию ключевых компетенций учащихся.
Прежде всего, адаптация учебных ситуаций к требованиям ФГОС требует акцента на развитии компетенций, таких как информационная грамотность, цифровая грамотность, коммуникативные навыки и умения критически мыслить. При создании учебных ситуаций необходимо учитывать, что они должны быть ориентированы на развитие этих компетенций у учащихся.
Для адаптации учебных ситуаций к требованиям ФГОС также важно учитывать индивидуальные особенности учащихся и создавать ситуации, способствующие развитию их творческого мышления и самостоятельности. Учебные ситуации должны быть разнообразными, интересными и актуальными, чтобы максимально увлекать учащихся и мотивировать их к активному участию.
Важным аспектом адаптации учебных ситуаций к требованиям ФГОС является также использование современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Использование интерактивных досок, компьютерных программ, онлайн-ресурсов и других средств ИКТ позволяет создавать учебные ситуации, соответствующие современным требованиям и интересам учащихся.
Интерактивные методики обучения также являются эффективным инструментом при создании учебных ситуаций на уроках информатики в условиях внедрения ФГОС. Они позволяют активно вовлекать учащихся в образовательный процесс, развивать их творческие и аналитические навыки, а также способствуют формированию самостоятельной работы и коммуникативной компетенции.
Одной из таких методик является игровой подход. При использовании игровых элементов на уроках информатики учащиеся становятся активными участниками процесса обучения. Игровые задания помогают им легче осваивать новые материалы и закреплять полученные знания. Например, можно организовать игровую викторину, где учащиеся конкурируют между собой, отвечая на вопросы по теме урока. Такой подход способствует повышению мотивации и интереса к предмету.
Также интерактивные методики обучения позволяют проводить практические занятия, где учащиеся активно применяют полученные теоретические знания на практике. Например, можно организовать проектную деятельность, где учащиеся создают собственные программы или веб-сайты. Это позволяет им на практике освоить основные принципы программирования и веб-разработки, а также развить навыки работы в команде.
Оценка эффективности учебных ситуаций в контексте внедрения ФГОС является важным этапом процесса обучения по информатике. Целью данного подраздела является рассмотрение различных способов оценки качества и результативности учебных ситуаций на уроках информатики при внедрении ФГОС.
Одним из основных методов оценки является наблюдение. Учитель может наблюдать за поведением и активностью учащихся во время урока, понять, насколько учащиеся вовлечены в учебный процесс и способны применять полученные знания на практике. Наблюдение позволяет учителю получить информацию об уровне усвоения материала каждым учеником, а также выявить возможные проблемы и трудности в обучении.
Другим методом оценки эффективности учебных ситуаций является использование тестов и рабочих листов. Тесты позволяют узнать, насколько хорошо учащиеся освоили теоретические знания и умения, а рабочие листы могут помочь проверить практическое применение этих знаний. Такой подход позволяет учителю получить объективные результаты и сравнить успехи учеников.
Оценка эффективности учебных ситуаций также может быть осуществлена путем обратной связи со стороны учащихся. Ученики могут выразить свое мнение о том, насколько интересными и понятными были уроки, какие трудности они испытывали, а также предложить свои идеи по улучшению учебного процесса. Обратная связь позволяет учителю адаптировать свои методики и подходы с учетом потребностей учащихся.
Таким образом, использование современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) является неотъемлемой частью адаптации учебных ситуаций к требованиям ФГОС.
Список литературы
1. Березина, Е. В. Современный урок информатики условиях введения ФГОС / Е. В. Березина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15.2 (149.2). — С. 23-25.
2. Матвеева, Е. В. Внедрение ФГОС на уроках / Е. В. Матвеева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 8 (88). — С. 985-987.