«СРАВНЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ В СССР И В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ» | Черняева Валерия Константиновна . Работа №343072
ПРОЕКТ
на тему:
«СРАВНЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ В СССР И В СОВРЕМЕННОЙ
РОССИИ»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3
1. Понятие и характеристики советской образовательной системы ……….…5
2. Положения и нормативные акты в сфере образования в Российской Федерации ………………………………………………………………………..7
3. Сравнительный анализ образования в СССР и современной России…..….9
4. Социологический опрос по теме исследования…………………………….11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………………………………………………..……15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…18
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В советское время образование было одним из важнейших столпов идеологии. Система образования СССР, основанная на принципах всеобщей доступности и бесплатности, была направлена на формирование гражданина-строителя коммунизма, обладающего не только знаниями, но и высокими нравственными качествами. Однако в современном мире образовательные приоритеты и реальность обучения значительно отличаются.
В данной работе мы проведём сравнительный анализ советской и современной российской системы образования, рассмотрим их сильные и слабые стороны, и попытаемся понять, какие уроки можно извлечь из истории и какие вызовы стоят перед российским образованием сегодня.
Объект исследования – система образования в современной России (с 1991 г. по настоящее время).
Цель – провести социологическое исследование и определить мнение различных возрастных групп относительно качества образования в СССР и современной России.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие и характеристики советской образовательной системы;
- рассмотреть положения и нормативные акты в сфере образования в Российской Федерации;
- провести сравнительный анализ образования в СССР и современной России;
- провести социологический опрос по теме исследования.
Методы исследования:
анализ исторических документов (учебники, нормативные документы, материалы СМИ)
сравнительный анализ статистических данных (количество школ, вузов, студентов, бюджетных мест)
опросы экспертов (педагогов, ученых, выпускников разных поколений)
Структура работы. Исследование состоит из введения, четырех пунктов, заключения и списка использованной литературы.
ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКИ СОВЕТСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Советская образовательная система, сформировавшаяся в 1920-е годы, была одной из ключевых составляющих советской идеологии. Ее основные черты:
1. Всеобщая доступность и бесплатность:
Образование считалось важным социальным благом и было доступно всем, независимо от социального происхождения, национальности, пола и вероисповедания.
Начальное и среднее образование были обязательными и бесплатными для всех.
Государство финансировало образование, обеспечивая его доступность для всех граждан.
2. Идеологическая направленность:
Образование было подчинено идеологии коммунизма, формируя у детей и молодежи мировоззрение, основанное на социалистических ценностях.
Учебники, учебные программы и методы обучения были разработаны с учетом идеологических задач.
В школах проводилась идеологическая работа, направленная на воспитание патриотизма, лояльности к советской власти и готовности к труду на благо общества.
3. Централизованное управление:
Система образования была централизована, с едиными учебными планами и программами, утверждаемыми Министерством просвещения СССР.
Учителя работали в строгой системе, с установленными стандартами обучения и оценкой результатов.
Образовательные учреждения были подчинены органам власти, а не местным сообществам.
4. Акцент на трудовом воспитании:
Обучение было тесно связано с трудом. В школах существовали трудовые уроки, а многие учащиеся работали на производстве после уроков.
Обучение ориентировалось на подготовку квалифицированных рабочих кадров для развивающейся советской промышленности.
Цель образования заключалась в формировании не только интеллектуальных, но и физических качеств, необходимых для строительства социалистического общества.
5. Положительные аспекты:
Высокая грамотность населения: к 1960-м годам грамотность в СССР достигла почти 100%.
Сильная инженерная школа: СССР создал мощный научно-технический потенциал, в значительной мере благодаря качественному инженерному образованию.
Доступность образования для всех: система образования давала возможность получить образование независимо от происхождения.
6. Отрицательные аспекты:
Идеологическая догматичность: образование было ограничено рамками советской идеологии, что нередко приводило к искажению фактов и подавлению инакомыслия.
Стандартизация и унификация: система образования была очень стандартизированной, что не позволяло ученикам развивать индивидуальные таланты и способности.
Недостаток свободы выбора: студенты не могли свободно выбирать учебные заведения и специализацию, а многие направлялись на работу по распределению.
Слабое развитие гуманитарных наук: приоритет в советском образовании отдавался естественнонаучным и техническим дисциплинам, а гуманитарные науки были менее развиты.
Советская система образования была противоречивой системой, имеющей как положительные, так и отрицательные стороны. Она создала мощный кадровый потенциал для индустриализации, но при этом ограничивала свободу мысли и творческое развитие личности.
В дальнейшем, при анализе системы образования в современной России, важно учитывать ее наследие, как в позитивном, так и в негативном аспектах.
2. ПОЛОЖЕНИЯ И НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Нормативно-правовые документы федерального уровня, регулирующие деятельность образовательного учреждения:
Конституция РФ,
Конвенция о правах ребенка,
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации",
Федеральный закон Российской Федерации от 08.11.2010 № 29Э-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования»,
Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999X2 120-ФЗ,
Закон РФ «Об основных гарантиях нрав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 №124-ФЗ,
«Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 № 223-Ф3,
«Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ,
«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12. 2001 № 195-ФЗ,
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.1178-02 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»,
Письмо Рособразования «О новой системе оплаты труда» от 28.08.2008 №1686/12-16,
ФЗ - №83 от 08.05.2010 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений",
N 387-ФЭ 23 декабря 2010 года "О внесении изменений в статью 221 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей11 и Трудовой кодекс Российской Федерации",
Устав Организации Объединенных Наций: ст. 1,2,13,55,56,62,104,
Всеобщая декларация прав человека: ст. 1,2,3,6,7,8,18,26,
Международный пакт «О гражданских и политических правах»: ст.3,18,23,24,26,
Международный пакт «Об экономических, социальных и культурных правах»: ст. 13,
Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений: ст. 1-8,
Конвенция по борьбе с дискриминацией в области образования: ст. 1-10,
Конвенция о правах ребёнка: сг. 1-8,11-14, 17,18,23,27,28-3 1,
Европейская Конвенция «О защите нрав человека и основных свобод»: ст.9. Первый протокол к Конвенции,
ФЗ-152 от 27.07.2006г, «О персональных данных».
3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОБРАЗОВАНИЯ В СССР И СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Советская и современная российская системы образования, несмотря на общий исторический контекст, демонстрируют ряд принципиальных различий, отражающих изменения в общественно-политической системе и экономической модели страны.
1. Доступность и финансирование:
СССР: образование было бесплатным и общедоступным на всех уровнях, финансировалось государством, а школьная система была единой и централизованной.
Современная Россия: сохраняется бесплатное образование в начальной и средней школе, но доступ к высшему образованию стал частично платным, с развитием частных вузов и расширением системы стипендий. Финансирование образования по-прежнему осуществляется государством, но оно значительно сократилось после распада СССР, что повлекло за собой снижение качества образования.
2. Содержание образования:
СССР: учебные программы были идеологически направлены, с акцентом на формирование советского гражданина, преданного коммунистическим идеалам, и подготовку квалифицированных рабочих кадров. Уроки труда играли важную роль, и были направлены на формирование трудовых навыков и лояльности к советской власти.
Современная Россия: учебные программы более ориентированы на рыночную экономику, с акцентом на развитие конкурентоспособности и предпринимательской деятельности. Учебники стали более разнообразными, но часто страдают от нехватки финансирования и обновлений.
Обе системы: В обеих системах акцент делался на естественно-научных и технических дисциплинах, гуманитарные науки оставались на периферии.
3. Методы обучения:
СССР: преобладали традиционные методы обучения, с опорой на лекции, конспекты и зубрежку. Инициатива учеников была ограничена, а оценка знаний была формальной и стандартизированной.
Современная Россия: появились новые методы обучения, с использованием интерактивных технологий, проектной работы, а также с акцентом на самостоятельность и творчество.
Обе системы: Несмотря на изменения, проблемой остается недостаток современных учебных материалов, нехватка опытных педагогов и перегруженность учебных программ.
4. Роль государственных и частных организаций:
СССР: образование было полностью государственным, частные учебные заведения отсутствовали.
Современная Россия: появилась система частных школ и вузов, а государство активно взаимодействует с частным сектором в сфере образования.
Обе системы: Роль государства в образовании остается значительной, но она стала менее централизованной, с развитием региональной автономии
5. Результаты образования:
СССР: выпускники советских школ демонстрировали высокий уровень грамотности и владения основами наук, но часто испытывали затруднения с критическим мышлением и творческим подходом.
Современная Россия: наблюдается неоднородность уровня образования, с сильными школами и вузами, но и с проблемой нехватки финансирования, квалифицированных учителей и стареющей инфраструктуры.
Обе системы: высокий уровень образования – это залог конкурентоспособности страны, поэтому важно создавать условия для качественного образования, включая стимулирование учителей, внедрение современных технологий, и развитие инфраструктуры.
Советская система образования, основанная на идеологии и централизованном управлении, сыграла важную роль в формировании кадрового потенциала страны. Современная российская система, с ее ориентацией на рыночную экономику, более гибкая и открыта для изменений.
Однако перед российским образованием стоят сложные задачи. Необходимо реформировать систему с учетом потребностей современного общества, уделяя внимание качествам обучения, развитию творческих способностей, и формированию критического мышления.
Важно помнить, что реформы должны проводиться не в погоне за модными тенденциями, а с учетом уникальных особенностей российской образовательной системы, ее истории и традиций.
4. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Данный опрос направлен на изучение общественного мнения о системе образования в СССР и в современной России. Результаты опроса помогут понять, как люди оценивают эти две системы, какие преимущества и недостатки они видят в каждой из них, и какие изменения они хотели бы увидеть в сфере образования.
Инструкция:
Пожалуйста, ответьте на все вопросы честно и максимально полно. Ваши ответы будут использованы только в целях научного исследования и анонимны.
Вопросы:
1. Ваш пол:
* Мужской
* Женский
2. Ваш возраст:
* 18-25 лет
* 26-35 лет
* 36-45 лет
* 46-55 лет
* 56 лет и старше
3. Где Вы получили образование?
* В СССР
* В современной России
4. В какой степени Вы удовлетворены системой образования, которую Вы получили?
* Полностью удовлетворен
* В основном удовлетворен
* Скорее удовлетворен
* Скорее не удовлетворен
* В основном не удовлетворен
* Полностью не удовлетворен
5. Какие основные преимущества Вы видите в системе образования СССР?
* (несколько вариантов ответа)
6. Какие основные недостатки Вы видите в системе образования СССР?
* (несколько вариантов ответа)
7. Какие основные преимущества Вы видите в системе образования в современной России?
* (несколько вариантов ответа)
8. Какие основные недостатки Вы видите в системе образования в современной России?
* (несколько вариантов ответа)
9. Что, по Вашему мнению, необходимо изменить в современной системе образования, чтобы она стала более эффективной?
* (свободный ответ)
10. Как бы Вы оценили уровень образования в СССР по сравнению с современным уровнем образования в России?
* Образование в СССР было лучше
* Образование в СССР и современной России примерно одинаковое
* Образование в современной России лучше
11. Дополнительно: Хотелось бы узнать ваше мнение о ...
* (свободный ответ)
Благодарим за участие в опросе!
Дополнительные варианты ответа:
Для вопросов 5, 6, 7, 8:
* Доступность образования для всех
* Качество преподавания
* Учебные программы и материалы
* Уровень подготовки выпускников
* Развитие творческих способностей
* Воспитание патриотизма
* Подготовка к профессиональной деятельности
* Свобода выбора учебного заведения
* Финансирование системы образования
* Отсутствие/наличие идеологического влияния
* Другие (укажите, какие)
Важно:
Опрос можно адаптировать под свои нужды, добавляя или удаляя вопросы.
Помните, что чем подробнее будут ответы, тем более информативным станет ваше исследование.
Чтобы получить более полную картину, рекомендуется провести опрос среди разных возрастных групп и социальных слоев населения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сравнение советской и современной российской систем образования демонстрирует сложную картину изменений, отражающих глубокие трансформации в обществе и государстве. Советская система, основанная на идеологии и централизованном управлении, обеспечила высокую грамотность населения и мощный кадровый потенциал для индустриализации, но при этом ограничивала свободу мысли и творчество личности. Современная российская система, с ее ориентацией на рыночную экономику, более гибкая и открыта для изменений, акцентируя внимание на практических навыках и конкурентоспособности.
Однако перед российским образованием стоят сложные задачи. Необходимо реформировать систему с учетом потребностей современного общества, уделяя внимание качеству обучения, развитию творческих способностей, и формированию критического мышления. Важно заменить идеологическую догматичность на инновационные методы обучения, а стандартизацию на индивидуальный подход, учитывающий разные таланты и способности учащихся.
Вместо унифицированных учебных программ необходимо ввести гибкие и адаптируемые к потребностям рынка труда, обеспечив качественные учебные материалы и современные технологии. Необходимо стимулировать профессиональный рост учителей, предоставляя им возможность повышения квалификации, и улучшить материально-техническую базу школ и вузов.
Важно помнить, что реформы должны проводиться не в погоне за модными тенденциями, а с учетом уникальных особенностей российской образовательной системы, ее истории и традиций.
В конечном итоге, эффективность современной российской системы образования будет зависеть от эффективности реформ, учета социальных и экономических реалий, а также от готовности общества к изменениям и от участия в диалоге с государством по вопросам образования.
Аспект
Достоинства
Недостатки
Доступность
Сохранение бесплатного начального и среднего образования.
Развитие частных школ и вузов.
Расширение системы стипендий.
Возможность получить образование онлайн.
Неравномерный доступ к качественному образованию в разных регионах. Высокая стоимость обучения в частных вузах. Неравный доступ к качественным онлайн-ресурсам.
Содержание образования
Акцент на развитие практических навыков и критическом мышлении.
Учебные программы становятся более гибкими и адаптируются к потребностям рынка.
Развитие новых методик обучения с использованием современных технологий.
Недостаточная интеграция с потребностями рынка труда.
Нехватка качественных учебных материалов и нехватка ресурсов для обновления программ. Низкий уровень интеграции гуманитарных наук в учебных планах.
Методы обучения
Применение интерактивных технологий в учебном процессе.
Развитие проектной работы и самостоятельного обучения.
Использование дистанционного обучения и онлайн-ресурсов.
Низкая квалификация учителей в некоторых регионах. Нехватка инновационной инфраструктуры в некоторых школах. Недостаточное развитие психолого-педагогической поддержки учеников.
Финансирование
Появление новых источников финансирования (гранты, спонсорские программы). Возможность получения бесплатных учебных материалов онлайн.
Недостаточное финансирование государством системы образования.
Неравномерное распределение финансов между регионами. Нехватка средств на обновление учебного оборудования и повышение квалификации педагогов.
Роль государства
Активное взаимодействие с частным сектором в сфере образования. Развитие программ поддержки талантливых учеников.
Реализация федеральных образовательных стандартов.
Слишком сильный централизованный контроль над образовательным процессом.
Недостаточное внимание к развитию региональных особенностей образования.
Результаты образования
Повышение уровня грамотности и владения иностранными языками. * Развитие творческих способностей у учеников.
Подготовка к жизни в информационном обществе.
Недостаточный уровень практических навыков и готовности к профессиональной деятельности.
Недостаток креативности и самостоятельности в мышлении.
Неравномерное распределение качества образования между регионами.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты:
"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями,
одобренными
в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
"Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Федеральный закон Российской Федерации от 08.11.2010 № 29Э-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием
контрольно-надзорных
функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования»,
Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999X2 120-ФЗ,
Закон РФ «Об основных гарантиях нрав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 №124-ФЗ,
«Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 № 223-Ф3,
«Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ,
«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12. 2001 № 195-ФЗ,
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.1178-02 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»,
Письмо
Рособразования
«О новой системе оплаты труда» от 28.08.2008 №1686/12-16,
ФЗ - №83 от 08.05.2010 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений"
N 387-ФЭ 23 декабря 2010 года "О внесении изменений в статью 221 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей11
и Трудовой кодекс Российской Федерации"
Устав Организации Объединенных Наций: ст. 1,2,13,55,56,62,104.
Всеобщая декларация прав человека: ст. 1,2,3,6,7,8,18,26.
Международный пакт «О гражданских и политических правах»: ст.3,18,23,24,26.
Международный пакт «Об экономических, социальных и культурных правах»: ст. 13.
Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений: ст. 1-8.
Конвенция по борьбе с дискриминацией в области образования: ст. 1-10.
Конвенция о правах ребёнка:
сг
.
1-8,11-14, 17,18,23,27,28-3 1.
Европейская Конвенция «О защите нрав человека и основных свобод»: ст.9. Первый протокол к Конвенции
ФЗ-152 от 27.07.2006г, «О персональных данных»
Литература:
Тюрина, Ю.А.
Социодинамика
образовательного процесса в
России: социологический анализ / Ю.А. Тюрина. - СПб.: Изд. дом С.-
Петерб
. ун-та, 2019. - 256 с.
Тюрина Ю.А.
Социализация
, образование и воспитание: формы взаимодействия: монография / Ю.А. Тюрина, Б.В. Смирнов. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2022. - 136 с.
Черных А. Образование три собеседника о постсоветском пространстве [Электронный ресурс] Режим доступа: HTTP://LAST30.RU/ISSUE/EDUCATION/OPINION/ (дата обращения: 11.09.2024)