Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Средство достижения прочных знаний–повышение вычислительных навыков на уроках | Варламова Наталья Александровна. Работа №307593

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Вычислительные навыки необходимы как в практической жизни каждого человека, так и в учении. Формирование у обучающихся вычислительных навыков – это одна из важнейших задач обучения математике, основой которой является осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений. Вычислительные навыки необходимы как в практической жизни каждого человека, так и в учении. Ни один пример, ни одну задачу по математике, физике, химии и т. д. нельзя решать, не обладая элементарными способами вычислений.   

Средство достижения прочных знаний по математике – это повышение вычислительных навыков на уроках

Учитель математики:

Варламова Наталья Александровна

МБОУ «Мещеринская СОШ №1»

городского округа Ступино Московской области

Одной из центральных задач начального курса математики является формирование прочных и сознательных вычислительных навыков. Практика современной школы показывает, что в основе формирования навыка вычислений должно лежать осмысление тех конкретных действий, от которых зависят правильность и скорость выполнения вычислений. Ученик, прежде всего, должен осознать цель, ради которой он формирует тот или иной навык. А учитель должен помочь ему в осознании этой цели.

Вычислительные навыки необходимы как в практической жизни каждого человека, так и в учении. Формирование у обучающихся вычислительных навыков – это одна из важнейших задач обучения математике, основой которой является осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений. Вычислительные навыки необходимы как в практической жизни каждого человека, так и в учении. Ни один пример, ни одну задачу по математике, физике, химии и т. д. нельзя решать, не обладая элементарными способами вычислений.

Вычислительная культура формируется у обучающихся на всех этапах изучения курса математики, но основа ее закладывается в первые 5-6 лет обучения. В этот период школьники обучаются именно умению осознанно использовать законы математических действий (сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в степень).

С каждым годом полученные умения и навыки совершенствуются и закрепляются. Без умения быстро и правильно вычислять не будет успешным изучение физики, химии и других предметов. Вычислительные навыки необходимы и в жизни каждого человека. В ходе изучения математики ребята приобретают опыт рационального выполнения вычислений. Поэтому я считаю данную тему актуальной.

Для развития у обучающихся прочных вычислительных навыков используются различные методы и приемы. Это и математический диктант, устный счет в виде игр. Но для отработки простейших преобразований необходимо время. Устные упражнения должны применятся во всех подходящих случаях, на протяжении всего урока. Задача учителя состоит в том, чтобы найти как можно больше ситуаций, в которых ученик будет производить в уме арифметические действия.

Значимость устных вычислительных упражнений на сегодняшний день очень актуальна. Хорошее овладение арифметическими вычислениями и математическими способностями гарантируют успешное сдачу основного государственного экзамена и дальнейшего применения математики в практической жизни. Значительная часть заданий учебников, контрольно-измерительных материалов экзаменов, всероссийских проверочных работ направлена на формирование вычислительных умений и навыков. Поэтому, каждому школьнику, учась в школе, нужно приобрести вычислительный навык, т.е. овладеть вычислительными приемами.

Остановимся на некоторых определениях понятий.

Навык – это действие, сформированное путем повторения, характерное высокой степенью освоения и отсутствием поэлементарной сознательной регуляции и контроля.

Вычислительный навык – это высокая степень овладения вычислительными приемами.

Приобрести вычислительные навыки – значит, для каждого случая знать, какие операции и в каком порядке следует выполнять, чтобы найти результат арифметического действия, и выполнять эти операции достаточно быстро.

Вычислительные навыки рассматриваются как один из видов учебных навыков, функционирующих и формирующихся в процессе обучения. Они входят в структуру учебно-познавательной деятельности и существуют в учебных действиях, которые выполняются посредством определенной системы операций. В зависимости от степени овладения обучающимися учебным действием, оно выступает как умение или навык, характеризующийся такими качествами, как правильность, осознанность, рациональность, обобщенность, автоматизм и прочность.

Правильность – обучающийся правильно находит результат арифметического действия над данными числами, т. е. правильно выбирает и выполняет операции, составляющие прием.

Осознанность – обучающийся осознает, на основе каких знаний выбраны операции и установлен порядок их выполнения. Это для него своего рода доказательство правильности выбора системы операции. Осознанность проявляется в том, что обучающийся в любой момент может объяснить, как он решал пример и почему можно так решать. Это, конечно, не значит, что он всегда должен объяснять решение каждого примера. В процессе овладения навыков объяснение должно постепенно свертываться.

Рациональность – обучающийся, сообразуясь с конкретными условиями, выбирает для данного случая более рациональный прием, т. е. выбирает те из возможных операции, выполнение которых легче других и быстрее приводит к результату арифметического действия. Разумеется, что это качество навыка может проявляться тогда, когда для данного случая существуют различные приемы нахождения результата, и обучающийся, используя различные знания, может сконструировать несколько приемов и выбрать более рациональный. Как видим, рациональность непосредственно связана с осознанностью навыка.

Обобщенность – обучающийся может применить прием вычисления к большему числу случаев, т. е. он способен перенести прием вычисления на новые случаи. Обобщенность так же, как и рациональность, теснейшим образом связана с осознанностью вычислительного навыка, поскольку общим для различных случаев вычисления будет прием, основа которого – одни и те же теоретические положения.

Автоматизм (свернутость) – обучающийся выделяет и выполняет операции быстро и в свернутом виде, но всегда может вернуться к объяснению выбора системы операции. Осознанность и автоматизм вычислительных навыков не являются противоречивыми качествами. Они всегда выступают в единстве: при свернутом выполнении операции осознанность сохраняется, но обоснование выбора системы операции происходит свернуто в плане внутренней речи. Благодаря этому обучающийся может в любой момент дать развернутое обоснование выбора системы операции.

Прочность – обучающийся сохраняет сформированные вычислительные навыки на длительное время.

Формирование вычислительных навыков, обладающих названными качествами, обеспечивается построением курса математики и использованием соответствующих методических приемов. Вместе с тем, обучающийся при выполнении вычислительного приёма должен отдавать отчёт в правильности и целесообразности каждого выполненного действия, то есть постоянно контролировать себя, соотнося выполняемые операции с образцом.

Цель данной работы: выявление значения устных упражнений как одного из  наиболее эффективных средств формирования устных вычислительных навыков обучающихся.

Объект исследования: процесс обучения учащихся на уроках математики.

Предмет исследования: процесс формирования устных вычислительных навыков обучающихся на уроках математики. Если систематически включать устные упражнения на уроках, то это способствует формированию прочных вычислительных навыков.

Умение же является, как сказано выше, сознательно выполняемым

действием, в котором используются такие мыслительные операции, как

анализ и синтез, сравнение, аналогия, и которое опирается на приобретенные

ранее знания и навыки.

Формирование у школьников вычислительных навыков остаётся одной из главных задач обучения математике, поскольку вычислительные навыки необходимы при изучении арифметических действий.

Формирование вычислительных умений и навыков – это сложный

длительный процесс, его эффективность зависит от индивидуальных

особенностей ребенка, уровня его подготовки и организации вычислительной

деятельности.

На современном этапе развития образования необходимо выбирать такие способы организации вычислительной деятельности школьников, которые способствуют не только формированию прочных вычислительных умений и навыков, но и всестороннему развитию личности ребенка.

При обучении вычислениям и совершенствовании техники счета

необходимо отчетливо представлять, какие умения и навыки у учащихся

необходимо сформировать.

Для того чтобы овладеть умениями, предусмотренными программой, учащемуся достаточно уметь устно:

- складывать и умножать однозначные числа;

- прибавлять к двузначному числу однозначное число;

- вычитать из однозначного или двузначного числа однозначное число;

- складывать несколько однозначных чисел;

- складывать и вычитать двузначные числа;

- делить однозначное или двузначное число на однозначное число нацело или

с остатком;

- производить действия с дробными числами.

В письменных вычислениях данные числа, знаки арифметических действий, промежуточные и окончательные результаты записываются. Поскольку качество записей оказывает существенное влияние на успех вычисления, то учащимся необходимо владеть следующими навыками:

- отчетливо писать математические символы;

-цифры и знаки располагать строго в

соответствии с правилами арифметических действий;

-безошибочно применять таблицы сложения и умножения натуральных

чисел.

Для того чтобы установить уровень вычислительных умений и навыков учащихся можно разработать самостоятельные работы, тестовые задания, письменные проверочные работы, которые помогают узнать, какие навыки у школьников уже сформированы, и над чем нужно работать. Кроме того, анализируя эти работы можно выявить и наиболее встречающиеся ошибки.

Каждая самостоятельная работа может иметь свою определенную цель, но система таких работ должна выполнять свое назначение – проверку

вычислительных умений и навыков обучающихся.

Вычислять быстро, подчас на ходу – это требование времени. Числа

окружают нас повсюду, а выполнение арифметических действий над ними

приводит к результату, на основании которого мы принимаем то или иное

решение. Понятно, что без вычислений не обойтись как в повседневной

жизни, так и во время учебы в школе.

Таким образом, на уроке математики формирование устных вычислительных навыков занимает большое место. Одной из форм работы по формированию вычислительных навыков являются устные упражнения.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×