Становление образования в России | Наталья Федоровна Козлова. Работа №341488
Роль правительства в становлении системы образования. Ликвидация безграмотности и огромный прорыв СССР в сфере народного образования в начале и середине 20 века. Образование педагогических курсов в Городце и анализ педагогического состава, призванного обучать будующих учителей. Статичтика грамотных граждан в 1920-1963 гг.
Ученье — свет, а неученье — тьма.
26 декабря 1919 года, в самый разгар Гражданской войны, Совет народных комиссаров во главе с Лениным принял закон о ликвидации безграмотности в РСФСР. Согласно новому закону все жители России в возрасте от 8 до 50 лет должны были обучаться грамоте на русском либо родном языке по выбору. В 1920 году Всероссийская перепись населения выявила 54 млн безграмотных, то есть 60% населения.
Задача начала решаться в 20-30 годы 20 века в области начального образования. Использовались смелые и оригинальные методы обучения (комплексное обучение, лабораторно-бригадный метод, метод проектов). Первая пятилетка в СССР началась в 1928 году со слоганом «Наступление на культурном фронте». Одними из ее положений являлись ликбез и обязательное начальное обучение в школе. В 20-е годы 20 века среднее образование в СССР имело продолжительность семь лет. Затем следовало профессиональное образование (профессиональные школы, техникумы и институты). Согласно переписи 1926 года грамотность населения составила 51,1%.
По указанию И.В. Сталина была предпринята глубокая перестройка всей системы гуманитарных наук. В 1934 году было возобновлено преподавание истории в средней и высшей школе. Право гражданина СССР было закреплено Конституцией СССР 1936 года. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик (утверждена постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов Союза Советских Социалистических Республик от 5 декабря 1936 г.). Статья 121 Конституции СССР 1936 года гласит: «Граждане СССР имеют право на образование. Это право обеспечивается: всеобщеобязательным начальным образованием; бесплатностью образования, включая высшее образование; системой государственных стипендий подавляющему большинству учащихся в высшей школе; обучением в школах на родном языке; организацией на заводах, в совхозах, машинно-тракторных станциях и колхозах бесплатного производственного, технического и агрономического обучения трудящихся».
Массовое обучение, которое проводилось в 1930-х годах, нуждалось в увеличение количества учителей. На тот момент считалось, что для преподавания в начальных классах, достаточно пройти педагогические курсы продолжительностью в несколько месяцев.
Городецкие педагогические курсы были образованы в 1934 году. Их возглавил Хлебников Дмитрий Яковлевич. На десятимесячных педагогических курсах готовили учителей математики, физики, естествознания, химии, истории, географии, русского языка и литературы для неполной средней школы. Первый выпуск учителей-предметников составил 112 человек, а летом 1936 года выпущено 160 специалистов.
Первыми преподавателями курсов, па затем педагогического техникума (с 7.01.1936 г.) стали специалисты из Украинской ССР (Одесская область), Белорусской ССР, Пензенской, Ярославской, Горьковской, Ивановской, Вятской (сейчас Кировской), Смоленской, Ленинградской, Северного края ССР, Калининской, Московской, Пензенской, Узбекской ССР (Ташкент), Татарской ССР.
Преподавателями стали профессионалы с большим опытом работы и хорошим образованием. Родители их были крестьянами, рабочими, священнослужителями, мещанами, военными, дворянами, - людьми из разных дореволюционных сословий (податных и неподатных). Среди изученных личных дел преподавателей, 68% имели высшее образование, 32% среднее профессиональное образование (из них один музыкант с колоссальным опытом, певица, которая пела в Госуда́рственной академи́ческой капе́лле Санкт-Петербу́рга, капелле Архангельского и Александрийском театре, и дипломированный практикующий мастер народно-художественных промыслов).
В целом, по стране были достойные результаты в народном образовании. Увеличились в разы число высших учебных заведений (в 7.7 раз), а количество обучающихся в средних школах (в 20.2 раз). Согласно переписи 1939 года процент неграмотного населения составлял 12,6%. С 1923 по 1939 гг. в СССР обучалось более 50 млн. неграмотных и около 40 млн. малограмотных людей разных возрастов. Через 10 лет, в 1949 году неграмотных осталось только 10%, а к 1963 году грамотными в СССР были почти 99% населения.
В 1963 году в Послании конгрессу американский президент Джон Кеннеди высоко оценил уровень образования советских людей. Он объявил, что в СССР практически ликвидирована неграмотность.
*До революции в России официальным было сословное, а не классовое деление населения. Оно подразделялось на два основных сословия — податных (крестьяне, мещане) и неподатных (дворянство, духовенство). Внутри каждого сословия были более мелкие сословия и слои.
**Крестья́нин (мужик, землепашец, земледелец, селянин, поселянин, сельский обыватель) — сельский житель, занимающийся возделыванием сельскохозяйственных культур и разведением сельскохозяйственных животных как своей основной работой. Неотъемлемые признаки крестьянина: работа на земле, проживание в деревне или селе, регулирующая роль традиции во всех сферах жизни.