Название статьи:
Становление проблемы использования интеллектуальных игр как фактора развития профессионально значимых навыков в отечественной педагогике | Самусенко Игорь Михайлович. Работа №344193
Дата публикации:
21.09.2024
Автор:
Самусенко Игорь Михайлович
Описание:
Не смотря на обилие психолого-педагогических исследований и методических указаний по организации интеллектуальных игр, вопросы теории интеллектуальной игры, учебной игровой деятельности, возможностей использования интеллектуальных игр в развитии профессионально значимых качеств будущих специалистов остаются мало разработанными. Данная публикация ставит целью обобщить в достаточно сжатой форме генезис проблемы использования интеллектуальной игры в отечественной педагогике.
Становление проблемы использования интеллектуальных игр как фактора развития профессионально значимых навыков в отечественной педагогике
Самусенко И. М.
ГБПОУ Армавирский медицинский колледж, г. Армавир
Ситуация на рынке труда в настоящее время требует от выпускника профессионального учебного заведения не просто обладания знаниями. В значительной мере успешность в карьере определяется способностью оригинально мыслить, быстро анализировать и владеть ситуацией. А это напрямую зависит от интеллектуальных способностей. Одним из способов развития последних служат интеллектуальные игры. Использование интеллектуальных игр в образовательной практике рассматривается сегодня как признак современности учебного процесса. Данная публикация ставит целью обобщить в достаточно сжатой форме генезис проблемы использования интеллектуальной игры в отечественной педагогике.
В обобщенном виде педагогический аспект игры попал в фокус внимания исследователей достаточно давно. К. Д. Ушинский, С. Т. Шацкий, П. П. Блонский, В. А. Сухомлинский в своих концепциях раскрыли дидактические возможности игры для решения задач обучения и воспитания. [20], [22], [4], [19] А. С. Макаренко считал применение игры залогом успешного не только умственного, но и нравственного развития личности. Последнее он связывал с тем фактом, что игра помогает раскрыть созидательные, творческие возможности личности. [13, С. 247]
Необходимо отметить, что явление игры занимало особое место в исследованиях представителей советской психологической школы: Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина. [7], [12], [17], [26] В рамках деятельностного подхода к анализу личности игре отводилась роль одного из ведущих видов деятельности. При этом речь шла в основном о сюжетно-ролевых играх. Значительный вклад в решение педагогических вопросов личностного развития в игровых формах организации учебно-воспитательного процесса внесли С. И. Архангельский, Н. Б. Борисова, М. И. Махмудов, С. А. Шмаков. [3], [5], [15], [24]
Теория контекстного обучения А. А. Вербицкого выдвигает игру в качестве одной из форм проблемного обучения. Связывает автор концепции это с тем, что игра по своему содержанию представляет собой цепь проблемных ситуаций, которые связаны между собой и объединяются единой сверхзадачей. [6, С. 147] Исследования А. А. Вербицкого, О. С. Газмана, Д. Н. Кавтарадзе показали, что интеллектуальным играм должно принадлежать особое место в наборе приемов стимулирования учебной деятельности. [6], [8], [10]
Создатели теории проблемно-модульного обучения М. Ж. Арстанов, П. И. Пидкасистый на сонове исследования отдельных игр предложили их классификацию – древо игр. [2] О. В. Заславская, М. В. Кларин, Л. Н. Матросова разрабатывали проблему целенаправленного использования игры как средства профессиональной подготовки в аспекте обучения технологиям решения задач профессиональной деятельности. [9], [11], [12]
Исследования О. С. Анисимова и В. Д. Симоненко отразили проблемы методики применения интеллектуальных игр в изучении социально-гуманитарных дисциплин. [1], [18] Важность разработки именно этого направления связывалась данными авторами с главенствующей ролью становления речевых механизмов в развитии познавательных процессов и психических функций. [18, С. 47] В современных исследованиях обосновывается тезис, что игра, сопровождая человека в течении всей жизни, служит одним из главенствующих факторов становления личности. Г. П. Щедровицкий обращает внимание на то, что педагогическая практика демонстрирует охотную интеграцию в игровую деятельность людей практически любого возраста, в том числе если эта игра применяется в организации обучения по различным направлениям. [25, С. 47] В последнее время стали появляется разнообразные разработки интеллектуальных игр. [21], [23]
Таким образом, не смотря на обилие психолого-педагогических исследований и методических указаний по организации интеллектуальных игр, вопросы теории интеллектуальной игры, учебной игровой деятельности, возможностей использования интеллектуальных игр в развитии профессионально значимых качеств будущих специалистов остаются мало разработанными. Коммуникативная и профессионально развивающая ориентация общеобразовательных дисциплин в системе СПО обуславливает необходимость разработки интеллектуальных игр, обладающих обширным дидактическим потенциалом в формировании профессионально необходимых качеств студентов.
Список литературы:
Анисимов О. С., Данько Т. П. Игровой тренинг мыслительной деятельности. – М., 1990. – 86 с.
Арстанов М. Ж., Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Проблемно-модельное обучение. Вопросы теории и технологии – Алма–Ата, 1980 - 240 с.
Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы – М., 1980. – 368 с.
Блонский П. П. Избранные педагогические сочинения – М., 1961. – 365 с.
Борисова Н. В. Новые технологии обучения – М., 2000. – 146 с.
Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход – М., 1991. – 207 с.
Выготский Л. С. Педагогическая психология/ Под ред. В. В. Давыдова. – М., 1999 – 536 с.
Газман О. С. Базовая культура и самоопределение личности. Базовая культура: теоретические и методологические аспекты: сб. трудов/ под ред. Газман О. С. – М., 1989 – 107 с.
Заславская О. В. Формирование гуманистических ценностей учебного процесса как фактор воспитания личности// Проблемы становления и развития ценностных ориентаций учителя на рубеже XXI века – Тула, 1997 – С. 187 – 189.
Кавтарадзе Д. Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения – М., 1998. – 192 с.
Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках – М., 223 с.
Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.,1977 – 307 с.
Макаренко А. С. Избранные педагогические сочинения: в 2 – х т., Т. 2. – М., 1977. – 397 с.
Матросова Л. Н. Деловая игра в профессиональной подготовке учителя// Научные труды Mill V серия: Психолого-педагогические науки. – М., 1991 – С. 128 – 133.
Махмудов М. И. Организация проблемного обучения в школе – М., 1977. – 240 с.
Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии – М., 1996 - 269 с.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии – СПб., 1999 – 730 с.
Симоненко В. Д. Технологическая культура и образование (культурно – технологическая концепция развития общества и образования) – Брянск, 2001. – 214 с.
Сухомлинский В. А. Мудрая власть коллектива// Избр. пед соч. в 3-х т., Т. 2. – М., 1980. – 236 с.
Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии// Пед. соч. в 6 – ти т., Т. 6. – М., 1990 – 528 с.
Шаульская Н. А. Интеллектуальные игры для старшеклассников. – Ростов н/Д., 2008. – 248 с.
Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения: в 2 – х т., Т. 2. – М., 1988. – 416 с.
Шепелев С. В. Пособие по организации интеллектуальных игр. – Краснодар, 2005. – 87 с.
Шмаков С. А. Игры учащихся феномен культуры - М.:,1994 . – 240 с.
Щедровицкий Г. П. Методологические замечания к педагогическому исследованию игры// Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. – М., 1991 – С. 75.
Эльконин Д. В. Психология игры – М., 1978. – 400 с.
Скачать работу
Самусенко И. М.
ГБПОУ Армавирский медицинский колледж, г. Армавир
Ситуация на рынке труда в настоящее время требует от выпускника профессионального учебного заведения не просто обладания знаниями. В значительной мере успешность в карьере определяется способностью оригинально мыслить, быстро анализировать и владеть ситуацией. А это напрямую зависит от интеллектуальных способностей. Одним из способов развития последних служат интеллектуальные игры. Использование интеллектуальных игр в образовательной практике рассматривается сегодня как признак современности учебного процесса. Данная публикация ставит целью обобщить в достаточно сжатой форме генезис проблемы использования интеллектуальной игры в отечественной педагогике.
В обобщенном виде педагогический аспект игры попал в фокус внимания исследователей достаточно давно. К. Д. Ушинский, С. Т. Шацкий, П. П. Блонский, В. А. Сухомлинский в своих концепциях раскрыли дидактические возможности игры для решения задач обучения и воспитания. [20], [22], [4], [19] А. С. Макаренко считал применение игры залогом успешного не только умственного, но и нравственного развития личности. Последнее он связывал с тем фактом, что игра помогает раскрыть созидательные, творческие возможности личности. [13, С. 247]
Необходимо отметить, что явление игры занимало особое место в исследованиях представителей советской психологической школы: Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина. [7], [12], [17], [26] В рамках деятельностного подхода к анализу личности игре отводилась роль одного из ведущих видов деятельности. При этом речь шла в основном о сюжетно-ролевых играх. Значительный вклад в решение педагогических вопросов личностного развития в игровых формах организации учебно-воспитательного процесса внесли С. И. Архангельский, Н. Б. Борисова, М. И. Махмудов, С. А. Шмаков. [3], [5], [15], [24]
Теория контекстного обучения А. А. Вербицкого выдвигает игру в качестве одной из форм проблемного обучения. Связывает автор концепции это с тем, что игра по своему содержанию представляет собой цепь проблемных ситуаций, которые связаны между собой и объединяются единой сверхзадачей. [6, С. 147] Исследования А. А. Вербицкого, О. С. Газмана, Д. Н. Кавтарадзе показали, что интеллектуальным играм должно принадлежать особое место в наборе приемов стимулирования учебной деятельности. [6], [8], [10]
Создатели теории проблемно-модульного обучения М. Ж. Арстанов, П. И. Пидкасистый на сонове исследования отдельных игр предложили их классификацию – древо игр. [2] О. В. Заславская, М. В. Кларин, Л. Н. Матросова разрабатывали проблему целенаправленного использования игры как средства профессиональной подготовки в аспекте обучения технологиям решения задач профессиональной деятельности. [9], [11], [12]
Исследования О. С. Анисимова и В. Д. Симоненко отразили проблемы методики применения интеллектуальных игр в изучении социально-гуманитарных дисциплин. [1], [18] Важность разработки именно этого направления связывалась данными авторами с главенствующей ролью становления речевых механизмов в развитии познавательных процессов и психических функций. [18, С. 47] В современных исследованиях обосновывается тезис, что игра, сопровождая человека в течении всей жизни, служит одним из главенствующих факторов становления личности. Г. П. Щедровицкий обращает внимание на то, что педагогическая практика демонстрирует охотную интеграцию в игровую деятельность людей практически любого возраста, в том числе если эта игра применяется в организации обучения по различным направлениям. [25, С. 47] В последнее время стали появляется разнообразные разработки интеллектуальных игр. [21], [23]
Таким образом, не смотря на обилие психолого-педагогических исследований и методических указаний по организации интеллектуальных игр, вопросы теории интеллектуальной игры, учебной игровой деятельности, возможностей использования интеллектуальных игр в развитии профессионально значимых качеств будущих специалистов остаются мало разработанными. Коммуникативная и профессионально развивающая ориентация общеобразовательных дисциплин в системе СПО обуславливает необходимость разработки интеллектуальных игр, обладающих обширным дидактическим потенциалом в формировании профессионально необходимых качеств студентов.
Список литературы:
Анисимов О. С., Данько Т. П. Игровой тренинг мыслительной деятельности. – М., 1990. – 86 с.
Арстанов М. Ж., Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Проблемно-модельное обучение. Вопросы теории и технологии – Алма–Ата, 1980 - 240 с.
Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы – М., 1980. – 368 с.
Блонский П. П. Избранные педагогические сочинения – М., 1961. – 365 с.
Борисова Н. В. Новые технологии обучения – М., 2000. – 146 с.
Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход – М., 1991. – 207 с.
Выготский Л. С. Педагогическая психология/ Под ред. В. В. Давыдова. – М., 1999 – 536 с.
Газман О. С. Базовая культура и самоопределение личности. Базовая культура: теоретические и методологические аспекты: сб. трудов/ под ред. Газман О. С. – М., 1989 – 107 с.
Заславская О. В. Формирование гуманистических ценностей учебного процесса как фактор воспитания личности// Проблемы становления и развития ценностных ориентаций учителя на рубеже XXI века – Тула, 1997 – С. 187 – 189.
Кавтарадзе Д. Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения – М., 1998. – 192 с.
Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках – М., 223 с.
Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.,1977 – 307 с.
Макаренко А. С. Избранные педагогические сочинения: в 2 – х т., Т. 2. – М., 1977. – 397 с.
Матросова Л. Н. Деловая игра в профессиональной подготовке учителя// Научные труды Mill V серия: Психолого-педагогические науки. – М., 1991 – С. 128 – 133.
Махмудов М. И. Организация проблемного обучения в школе – М., 1977. – 240 с.
Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии – М., 1996 - 269 с.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии – СПб., 1999 – 730 с.
Симоненко В. Д. Технологическая культура и образование (культурно – технологическая концепция развития общества и образования) – Брянск, 2001. – 214 с.
Сухомлинский В. А. Мудрая власть коллектива// Избр. пед соч. в 3-х т., Т. 2. – М., 1980. – 236 с.
Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии// Пед. соч. в 6 – ти т., Т. 6. – М., 1990 – 528 с.
Шаульская Н. А. Интеллектуальные игры для старшеклассников. – Ростов н/Д., 2008. – 248 с.
Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения: в 2 – х т., Т. 2. – М., 1988. – 416 с.
Шепелев С. В. Пособие по организации интеллектуальных игр. – Краснодар, 2005. – 87 с.
Шмаков С. А. Игры учащихся феномен культуры - М.:,1994 . – 240 с.
Щедровицкий Г. П. Методологические замечания к педагогическому исследованию игры// Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. – М., 1991 – С. 75.
Эльконин Д. В. Психология игры – М., 1978. – 400 с.