Статья " Формирование толерантности в личности каждого воспитанника ресурсного центра" | Баева Надежда Александровна. Работа №365096
Выбор темы самообразования не является случайным. В последнее время все чаще мы стали замечать проявления недоброжелательности, недружелюбия, озлобленности, агрессивности. В силу специфики ресурсного центра, как учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, очень часто приходится сталкиваться с проблемой толерантных взаимоотношений в среде воспитанников. Социальные сироты – особая категория детей. Это дети, имеющие за плечами огромный опыт, и, к сожалению, в основном отрицательный. В силу многих причин, их взгляды на мир, на окружающую действительность, их мироощущения и представление о ценностях складываются таким образом, что зачастую конфликтуют с общепризнанными нормами и ценностями
Актуальность выбранной темы определила диагностика поведения межличностных отношений, индивидуальные особенности личности каждого воспитанника в группе.
Отчет по индивидуальному плану самообразования Баевой Н.А.
Выступление на пед.совете 19.05.2023
В течение года я работала над темой « Формирование толерантности в личности каждого воспитанника ресурсного центра »
Над данной темой я работаю второй год
Почему я выбрала эту тему ?
Выбор темы самообразования не является случайным. В последнее время все чаще мы стали замечать проявления недоброжелательности, недружелюбия, озлобленности, агрессивности. В силу специфики ресурсного центра, как учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, очень часто приходится сталкиваться с проблемой толерантных взаимоотношений в среде воспитанников. Социальные сироты – особая категория детей. Это дети, имеющие за плечами огромный опыт, и, к сожалению, в основном отрицательный. В силу многих причин, их взгляды на мир, на окружающую действительность, их мироощущения и представление о ценностях складываются таким образом, что зачастую конфликтуют с общепризнанными нормами и ценностями
Актуальность выбранной темы определила диагностика поведения межличностных отношений, индивидуальные особенности личности каждого воспитанника в группе.
Был выявлен ряд проявлений интолерантных отношений:
· неуважительное отношение как к сверстникам, так и к взрослым;
· оскорбление;
· нетерпимость к мнению других, которое отличается от их собственного;
· замечать недостатки других и громко говорить о них;
· эпизоды коллективной травли тех, кто не похож на них.
Данная тема актуальна каждый год, она актуальна и сейчас, когда к нам приходят новые воспитанники, непохожие на всех остальных, без каких-либо навыков, даже самых элементарных
Исходя из этого мною была поставлена цель:
1. Разработать систему мероприятий по формированию основ толерантности у воспитанников ресурсного центра
2. Повысить уровень профессионального мастерства и творческого потенциала.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- воспитывать в духе мира;
- признавать способности каждого и уважать чувство и позиции каждого;
- поддерживать эмоциональные привязанности;
- развивать у воспитанников чувство взаимного расположения;
- давать возможность детям самостоятельно решать проблемы;
- избегать жестких отношений между ними;
- не допускать проявлений эгоистических наклонностей;
- поощрять совместную деятельность.
Результатом работы могут быть следующие показатели:
-дети овладевают умениями: работы в группе, выхода из конфликтов, ведения переговоров, критического осмысления, толерантного поведения;
-дети понимают и принимают общечеловеческие ценности: человеческая жизнь, права человека, основные свободы, гуманизм;
-вырабатывается понимание основных принципов толерантности: разнообразие людей украшает и обогащает жизнь; конфликт – это процесс, который нужно уметь решать конструктивно; для демократии очень важна социальная ответственность;
-формируются основные нравственные качества: толерантность, самоуважение, самодисциплина, сострадание, гражданственность;
-снижается межличностная напряженность;
-приобретается опыт гуманного, партнерского взаимодействия с педагогами, своими сверстниками.
Главным результатом будет способность ребёнка перенести самостоятельно приобретённые знания, умения в новые ситуации, принимать и совершенствовать себя.
Свою работу я строю на следующих жизненных принципах:
-
включение в деятельность всех воспитанников;
-
уважительное отношение к каждой лич
ности, соблюдение справедливости
по отношению к окружающим;
-
единство воспитания толерантности и реального жизненного опыта;
-
диалогичность и сотрудничество;
-
учет индивидуальных, возрастных особенностей;
-
опора на положительные качества личности,
-
умение прощать, ставить себя на место другого, не поступать по настроению, быть терпеливым и выдержанным.
Воспитание у детей толерантного отношения к окружающим осуществлялось мною через различные мероприятия:
( слайды с фрагментами занятий )
Занятие «
Конфликты и способы выхода из конфликтных ситуаций
»
«Толерантная и интолерантная личность. (Чтение притч, сказок и их
анализ. Дискуссия).»
Проведение серии профилактических бесед: «Нормы толерантного поведения
Доверительные беседы «Учимся понимать друг друга»
Беседы – рассуждения «Что такое толерантность?»
Уроки толерантности»
«Видеть чужую боль», «Какого ты рода племени?», «Пусть будет добрым ум у вас, а сердце умным будет»
Тест «Толерантны ли вы?»
Упражнения на развитие толерантности:
«Аплодисменты», «Хорошо – плохо», «Найди отличия», «В чем наше сходство»,
«На как
ого сказочного героя я похож»,
«Дерево толерантности»
Иногда ребенок испытывает страх, что его недооценивают, отвергают. Это порождает либо стремление утвердиться любым способом через агрессивную демонстрацию своей силы, либо уход в себя и игнорирование окружающих. Подчеркнутое внимание и доброжелательность сверстников могут снять этот страх. С этой целью проводила игры, в которых дети должны говорить друг другу приятные слова, давать ласковые имена, видеть и подчеркивать в другом только хорошее, стараться сделать что-нибудь приятное для товарищей. Приведу несколько примеров подобных игр: «Волшебные очки», «Комплименты».
Среди эффективных форм взаимодействия с детьми по развитию навыков общения можно отметить:
- Игровые и бытовые ситуации "Отмечаем день рождения" (здесь и этикет и культура общения, встречи гостей и сближении детей)
На занятиях использовала игры на преодоление отчужденной позиции в отношении к сверстникам
В начале года я проводила тестирование на тему: «Толерантны ли вы Результаты тестирования вы видите на слайде
Но, к сожалению, не всегда получается в коллективе все так гладко. Над этим ведется работа. Так как в этом году дети долгое время находились в санатории, то часть запланированных мероприятий не была выполнена.
В планах - проект « Копилка «Добрых дел». чтобы научить детей совершать добрые поступки В этой копилке будут храниться добрые поступки и хорошие дела. В конце каждого месяца будем подводить итог и выяснять, кто из ребят совершил больше всех хороших поступков и замечательных дел.
Вывод :
Проанализировав полученные результаты и сравнив их с имеющимися данными первичной диагностики можно сделать выводы о наметившихся позитивных изменениях.
Заметно снизилась агрессивность проблемных детей, они научились самостоятельно разрешать конфликты.
Данная тема самообразования необъятна, многогранна и востребованна. Я буду и дальше работать над ней, и в заключение хотелось бы отметить:
Все мы разные – в этом наше богатство.
Все мы равные – в этом наша сила.