Статья « Воспитание любви и уважения к матери.» | Канаматова Альбина Хаджидаутовна. Работа №311078
Научить ребенка с уважением относиться к близким — матери, отцу, бабушке, дедушке значит заложить в нем зерно человечности . Чувства долга и сыновней ответственности . умение жить среди людей. Ведь трудно себе представить, что плохой сын, став взрослым, может быть чутким отцом, верным другом, хорошим семьянином, преданным гражданином своей Родины. Подготовить растущего человека к будущей жизни, вырастить в нем настоящего гражданина с присущими ему качествами нового человека, умеющего руководствоваться высокими идеалами в отношениях с близкими и окружающими людьми — задача высокая и гуманная. И эта задача решается тем успешнее, чем раньше начинают думать над ней взрослые.
В дошольные годы, когда формируются основные черты личности, роль матери как воспитателя особенно велика.
Канаматова Альбина Хаджидаутовна
Научить ребенка с уважением относиться к близким — матери,отцу, бабушке, дедушке значит заложить в нем зерно человечности . Чувства долга и сыновней ответственности . умение жить среди людей. Ведь трудно себе представить, что плохой сын, став взрослым, может быть чутким отцом, верным другом, хорошим семьянином,преданным гражданином своей Родины. Подготовить растущего человека к будущей жизни, вырастить в нем настоящего гражданина с присущими ему качествами нового человека, умеющего руководствоваться высокими идеалами в отношениях с близкими и окружающими людьми— задача высокая и гуманная. И эта задача решается тем успешнее, чем раньше начинают думать над ней взрослые.
В дошольные годы, когда формируются основные черты личности, роль матери как воспитателя особенно велика.
Вот почему педагог наряду с другими задачами воспитания решает и такие, как укрепление привязанности ребенка к матери; воспитание уважения и чуткого отношения к ней, выражающихся в поведении и поступках малыша — умение охранять ее покой, оказывать ей помощь, проявлять заботу о ней, в уважении к ее производственному и домашнему труду и общественным делам.
Важно, чтобы чувство любви и привязанности к матери выражалось у ребенка не только на словах, но и в делах.
Это задача большого социального значения: с воспитания уважения и любви к матери, которая живет в нашей стране общественными интересами и работает на благо народа, начинается и воспитание в растущем человеке любви
к Родине.
Высоко ценилвоспитывающее влияние личности матери на развивающего ребенка замечательный педагог В.А.Сухомлинский. Он говорил: «От матери человек берет все прекрасное и самое чистое... Настоящим гражданином, стойким борцом за высокие идеалы становится только человек, который в годы детства и отрочества овладел высоким искусством человечности — научился быть преданным сыном . преданной дочерью своих родителей. Преданность — не безмолвная покорность, а облогораживающие
взаимоотношения в семье, творение радостей для матери и отца.
Почему случается, что сын или дочь вдруг перестают слушаться мать, начинают ей дерзить, командовать ею? Почему между самыми близкими людьми — матерью и ребенком — теряется связующая нить взаимопонимания?
Часто родители не замечают, что их отношения с маленьким членом семьи
строятся неправильно, что ребенок растет потребителем, баловнем, проявляет
эгоистические наклонности — все то . что мешает формированию в нем таких
ценных свойств человеческой души, как доброта, отзывчивость, чуткость,
умение считаться с интересами и возможностями семьи. Вовремя подметить и помочь устранить имеющиеся недостатки в отношениях между взрослым иребенком — обязанность педагога.
С воспитания у ребенка любви, заботливости, уважения, чуткости, внимания к близким начинается его мироощущение в обществелюдей, оказывающее
огромное влияние на его чувственную сферу . поведение . Отношение с окружающими. Задача педагога — раскрыть значимость этого и показать . Насколько важна активная позиция ребенка как члена семейного коллектива: с малого возраста растущий человек должен ощущать, что он не только объект внимания близких, но и сам должен проявлять внимание к ним.
Изучая семьи своих воспитанников, видно, что дети умеют проявлять заботу о близких, помогать в домашних делах, ухаживать за младшими братьями, сестрами. Педагог старается на примере этих семей показать взрослым в других семьях, как это положительно влияет на воспитание.
Как же научить детей быть чуткими . отзывчивыми, внимательными друг к другу, к взрослым, к родителям, как воспитать святоеотношение к матери?
Попробуем разобраться в истоках нарушения взаимоотношений между
родителями и детьми. Вы все наблюдали не раз как ведут себя мамы приводя ребенка в детский сад. Одна мама сосредоточена на ребенке, все время разговаривает с ним пытаясь его развлечь, играет с малышом, дает игрушку.
Другая мама ведет себя иначе. Выражение лица суровое и безразличное, если ребенок начинает капризничать, то мама требует: «Прекрати ныть! Замолчи!»
ей и в голову не приходит приласкать ребенка, отвлечь от разговоров.
Нетрудно себе представить, что малыш первой мамы чувствует себя любимым, нужным, а второй — одиноким, представленным самому себе, помехой для мамы. Все это говорит о разных стилях воспитания.
Одни считают, что «хорошая мать» должнабыть доброй и ласковой, другие уверены, что она должна быть строгой и требовательной, третья думает, что материнская любовь должна сочетать в себе и нежность и строгость.
Однако встречаются те, кто убежден, что мать вообще не может быть
хорошим воспитателем., поэтому ребенка с самого рождения должно воспитывать государство.
Психологи утверждают, что человек не получивший в детстве от родителей необходимого тепла, любви и заботы, не может дать их своему ребенку — даже если он всей душойстремится к этому. Потому что невозможно дать другому то . в чем сам нуждаешься. Причины такой недолюбленности могут быть разные: развод родителей, тяжелая болезнь или ранняя смерть кого-то из очень близких людей. Возможно, родители были заняты работой, выясняли отношения между собой и мало внимания уделяли своему ребенку.
Бывает, что сам ребенок много болел в детстве и часто не посещал детский сад, находился с родственниками, был оторван от детского общения, от мамы и
папы, от дома.
Часто родители не замечают, что отношения с маленькими членами семьи
строятся неправильно. Наша задача состоит в том . чтобы вовремя подметить и устранить имеющиеся недостатки в отношениях между взрослыми и ребенком.
Общение со взрослыми. Влиниематери на ребенка чрезвычайно важно для становления личности дошкольника, развития его внутреннего мира. Мать разговаривает с ребенком, улыбается ему, обнимает, целует, поглаживает, играет.
Эти невербальные послания (без слов) любви и заботы ребенок воспринимает, так или иначе реагирует на них. Так ребенок получает первый опыт эмоционального общения и первые наглядно-действенные представления о том, как «можно» и как «нельзя» вести себя с окружающими. Ребенок, общаясь с матерью и отцом, бабушкой и дедушкой. старшими детьми, присваивает именно те мимические выражения, жесты, позы, манеру держать себя . которые наиболее часто употребляются и допускаются в данной «ячейке общества».Хорошо, если в семье царят доверие, доброжелательность, искренняя забота, бережное отношение друг к другу, взаимопомощь и понимание.
У ребенка, живущего в атмосфере добра, естественно и органично развивается способность к позитивному взаимодействию с окружающим миром, он растет эмоционально защищенным.
Существует золотое правило: Если я хочу . Чтобы мои дети были счастливы, то и я должен быть сам счастливым человеком.
Однако какую бы работу ни проводил детский сад в воспитании у ребенка
уважения и любви к матери и другим близким, решающее слово тут за самими родителями, очень много значит их умение строить отношения с ребенком на разумной требовательности к нему. Постоянное общение педагога с детьми и их
родителями дает ему возможность изучать, как строятся отношения матери и ребенка, позволяет находить убедительные слова . Доходящие до сердца родителей. В своей работе воспитатели учитывают очень верное высказывание В.А.Сухомлинского:»Самое святое и прекрасное в жизни человека — это мать».