Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Статья. Адаптация первоклассников | Содномова Елена Константиновна. Работа №339635

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В статье рассматривается актуальность проблемы адаптации детей к школе в контексте современных образовательных технологий и социокультурных изменений. Исследование основывается на анализе научной литературы и выявляет различные аспекты адаптации, включая психологическую и социальную адаптацию. Автор обсуждает особенности адаптации первоклассников, проблемы, с которыми они могут столкнуться, предлагаются практические решения для облегчения этого процесса. Также статья подчеркивает важность обучения учителей поддерживать детей в процессе адаптации, особенно в условиях цифровой среды обучения.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ: СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

 

Аннотация. В статье рассматривается актуальность проблемы адаптации детей к школе в контексте современных образовательных технологий и социокультурных изменений. Исследование основывается на анализе научной литературы и выявляет различные аспекты адаптации, включая психологическую и социальную адаптацию. Автор обсуждает особенности адаптации первоклассников, проблемы, с которыми они могут столкнуться, предлагаются практические решения для облегчения этого процесса. Также статья подчеркивает важность обучения учителей поддерживать детей в процессе адаптации, особенно в условиях цифровой среды обучения.

Ключевые слова: школьная адаптация, первоклассники, психологическая адаптация, социальная адаптация, образовательные технологии, учителя

Данная тема обладает социальной значимостью, так как на адаптацию детей к школе влияют различные психолого-педагогические факторы. В условиях нового времени, когда уже закончилась пандемия, а образование внедряет дистанционные технологии, адаптация может быть осложнена рядом новых условий.

Анализ научной литературы предполагает разное чтение термина «адаптация». Понимание термина может быть рассмотрено как с точки зрения психологии, так и с позиции школы физиологии. В психологии адаптация означает перестройку психики индивида под воздействием объективных факторов окружающей среды [1]. В пособии ДробинскойА. О. адаптация определяется как приспособление организма\индивида к условиям внешней среды [2]. Подытоживая анализ данных определений приходим к выводу о том, что адаптация является физиологическим и психологическим процессом, важным для функционирования человека в окружающей среде. Применимо к педагогике адаптация обладает практической значимостью, так как именно этот процесс влияет на то, в каких условиях будет себя чувствовать будущий школьник.

Адаптация к школе может оказаться для детей непростым процессом, и существует ряд психологических и педагогических условий, которые могут помочь облегчить этот переход. Одной из особенностей адаптации является сложность перехода от игровой деятельности к учебной. В дошкольных организациях дети понимают деятельность через призму игровых методов, в школе же учителя организуют процессы, используя обучающий подход. Из-за этого могут быть сложности, например, отсутствие мотивации к обучению, так как дети сталкиваются с более структурированной и академической средой. Дети в раннем детстве имеют другие потребности в развитии, чем дети в начальной школе, и чисто академический подход может не подходить для детей младшего возраста.

Как уточняет Крылова А.С., «особое внимание уделяется организационному моменту» [3]. С точки зрения педагогики дети должны понимать, что они находятся в составе социальной группы – класса. Это предписывает определенные обязательства к тому, чтобы первоклассники были способны посещать класс в определенное время, ожидать перемену, ходить в столовую, а затем возвращаться обратно в класс. Психологический аспект наблюдается в том, что детям сложнее воспринимать ответственность, которая необходима для их адаптации к образовательному процессу.

М. И. Рожков в качестве организационно-управленческих условий успешного взаимодействия школы и семьи называет следующие: проведение всех воспитательных мероприятий в школе и классе с участием родителей; также обеспечение системы психолого-медико-педагогического просвещения родителей [6].

Ряд авторов указывает на некоторые особенности адаптационного периода первоклассников. Так, это в первую очередь, оказание психологической поддержки детям во время перехода в школу может помочь им чувствовать себя более комфортно и уверенно в новой среде.

Адаптация школьников может быть осложнена из-за того, что некоторые дети в силу болезней или смены места жительства выпадают из учебного процесса. Так они не могут вовремя усваивать материал, а домашнее обучение не реализует важную задачу привыкания к образовательной деятельности в рамках школьного учреждения. В силу этого возникают сложности с поведением, отсутствием мотивации. Беличева С.А. делает вывод о том, что факторы школьного психолого-педагогического риска могут иметь истоки в учебных затруднениях, которые влияют на отношения ученика с учителями, одноклассниками и родителями [8].

Акимова Г.Е. в своей статье [7] говорит о том, что стиль поведения родителей также оказывает влияние на адаптацию первоклассников. Так, утверждается, что родители «подчиняющего стиля требуют от ребенка беспрекословного подчинения во всем. Ребенок может реагировать на такое отношение по-разному. Один внешне послушен, но внутренне протестует, и такое противоречие может довести его до невроза. Другой постоянно грубит и дерзит родителям».

Социальная адаптация – отдельный аспект деятельности первоклассников. И хотя каждый из них уже был социализирован в дошкольном учреждении, существует проблемы с отдельными детьми, которые по ряду причин не могли посещать детские сады или имеют проблемы в плане межличностного общения. Тамкова Е.А., Дианова Н.Ф. определяют социальную адаптацию как становление и формирование человека через освоение социальным опытом [5]. Исходя из этого определения и понимания, важно сказать, что поощрение социального взаимодействия и предоставление детям возможностей заводить друзей может помочь им почувствовать большую связь со своими сверстниками и уменьшить чувство изоляции или одиночества.

В свете сказанного в перспективах образовательных технологий стоит обучение учителей тому, как поддерживать детей в процессе адаптации. Это может помочь им лучше понять потребности своих учеников и обеспечить соответствующую поддержку. Ряд авторов считают тему адаптации актуальной из-за цифровизации общества и образовательной среды. Появление гаджетов у первоклассников и переход в цифровую среду может помешать ученикам привыкать к образовательной деятельности именно в условиях школьного учреждения.

Фадина М.А. в своей статье приводит практические решения того, как нужно организовать деятельность первоклассников, чтобы нивелировать негативные аспекты психологической адаптации. Так, автором упоминаются такие меры, как применение эмоционально-экспрессивных приемов управления уроком и поведением детей [4].

Таким образом, психологическая и социальная адаптация представляется одним из основных и определяющих механизмов социализации человека. Таким образом, создание благоприятной и заботливой среды, учитывающей уникальные потребности каждого ребенка, может способствовать успешной адаптации к школе.

Список литературы

1. Константинов В.В. К вопросу о понятии "адаптация" // Проблемы cоциальной психологии личности. 2021. №5-48. URL: https://psyjournals.ru/nonserialpublications/sgu_socialpsy/contents/30306 (дата обращения: 10.10.2023)

2. Дробинская, А. О. Анатомия и физиология человека: учебник для среднего профессионального образования / А. О. Дробинская. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 421 с.

3. Крылова А.С. Психолого-педагогические аспекты адаптации первоклассников к обучению в школе. // Педагогические наука. 2017. №4-142. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-aspekty-adaptatsii-pervoklassnikov-k-obucheniyu-v-shkole (дата обращения: 10.10.2023)

4. Фадина М.А. Особенности процесса адаптации первоклассников к условиям образовательной среды современной школы и их учет в практической деятельности учителя // Вестник науки и образования. 2018. №2-48. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-protsessa-adaptatsii-pervoklassnikov-k-usloviyam-obrazovatelnoy-sredy-sovremennoy-shkoly-i-ih-uchet-v-prakticheskoy (дата обращения: 10.10.2023)

5. Тамкова Е.А., Дианова Н.Ф. Социально-психологическая адаптация: классификация и механизмы//Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. №56. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskaya-adaptatsiya-klassifikatsiya-i-mehanizmy-1(дата обращения: 10.10.2023)

6. Рожков, М, И. Теория и методика воспитания [Текст] / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова: учеб. пособие для студ.высш. учеб. заведений. М.: Владос-Пресс, 2004. 384 с.

7. Акимова Г.Е. Как помочь своему ребенку: справочник для неравнодушных родителей. Изд-во: У-Фактория, 2004 г. URL: https://www.u-mama.ru/read/section/reviews/parenting/1218-akimova-ge-kak-pomoch-svoemu-rebenku-spravochnik-dlya-neravnodushnyh-roditeley.html?ysclid=lnlykpxk4o383104782 (дата обращения: 10.10.2023)

8. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М.: Социальное здоровье России, 1994. - 224 с.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×