Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Статья Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии | Матвиенко Елена Викторовна. Работа №338914

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В данной статье рассматриваются вопросы актуализации познавательной деятельности учащихся на уроках химии, предлагаются различные методы и приемы обучения, что способствуют развитию познавательного интереса детей к данному предмету, стремление познавать новое, ибо знания и компетентность нужны, чтобы выжить  в совремменных  условиях. Важны не только определенные химические знания как компонент общей культуры  любого цивилизованного человека, но и понимание того, где и как нужно их использовать на практике, видение межпредметных связей, умение сознательно пользоваться  системой знаний о способах действия и их применения.

 

 

 

 

 

 

 

Знания собираются по капле,

Как вода в ладони. (пословица)

 

Цели:

 

В своей работе я всегда стремлюсь настроить ученика на успех не только в учебе, но и в жизни. Я глубоко осознаю слова Василия Сухомлинского:»Успех в учебе – единственный источник внутренних сил ребенка, порождающих энергию для преодоления трудностей, желание учиться".

Активизация умственной деятельности, познавательной активности – залог крепких знаний, умений и навыков.

 

 

Задача:

 

Развивать любознательность, стремление познавать новое, ибо знания и компетентность нужны, чтобы выжить в современных условиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение

Основная часть

Раздел 1. Развитие творческих способностей.

1.1 подразделение-задача для формирования теоретических знаний.

1.22. подразделение-дидактические игры.

1.33. подразделение-формы и методы развития познавательных интересов.

1.44. подразделение-межпредметные связи.

III.практическая часть. Формирование практических навыков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План

 

Введение.

Современный урок-потенциал социального и научно-технического прогресса.

Основная часть.

активизация познавательной деятельности учащихся;

формирование компетентности учащихся;

самооценка

достижений

учащимися

.

Выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Современный урок -- потенциал социального и научно-технического прогресса, решающий фактор в решении глобальных проблем экологии, мировой экономики, развития мировой цивилизации.

Основную задачу, стоящую передо мной, вижу не только в том, чтобы изложить материал, но и пробудить у учеников желание получить знания, развивать свое мировоззрение, учиться.

"Без надежной эмоциональной подпорки невозможно не только успешное, но и в целом нормальное образование. Отсутствие единства эмоциональности воспитания и познания Вселенной является одним из наиболее опасных источников безразличного отношения к знаниям», - писал Василий Сухомлинский. Следовательно, важны не только определенные химические знания как компонент общей культуры любого цивилизованного человека, но и понимание того, где и как их нужно использовать на практике, видение межпредметных связей, умение сознательно пользоваться системой знаний о способах действия и их применении, то есть иметь сложившуюся общекультурную компетенцию. На уроках стараюсь активизировать познавательную деятельность учащихся, что связано с общей активностью личности. Ставлю себе цель, чтобы мои ученики росли всесторонне развитыми, потому что именно знания и компетентность нужны, чтобы выжить в современных условиях. На своих уроках развиваю любознательность, стремление познать новое. Именно уроки химии имеют большие возможности для развития познавательных интересов.

Работая над формированием компетентностей учащихся, на своих уроках я придерживаюсь следующих правил:

не предмет формирует личность, а учитель своей деятельность связанной с изучением предмета;

не жалею ни времени, ни усилий на поддержание ученической активности; сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества;

помогаю ученикам овладевать наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности;

обеспечиваю усвоение системы знаний, используя схемы и планы;

учитываю индивидуальные особенности каждого ученика, интересы и особенности развития;

объясняю школьникам, что каждый человек найдет свое место в жизни, имея знания, которые необходимы для реализации жизненных планов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разноуровневый дидактический материал

 

В процессе изучения химии для активизации познавательной деятельности учащихся я использую разноуровневый дидактический материал – задачи воспроизводительного, познавательного и творческого характера. Во время конструирования репродуктивных задач нужно конкретизировать учебные цели языком действий. Это означает, что задание должно быть сформулировано таким образом, чтобы ученик сразу был сориентирован на конкретные действия. Практически это отражается в том, что в каждом задании должны фигурировать глаголы «перечислите», «назовите», «укажите», «сформулируйте определение».

 

Задача:

 

В своей работе для активизации познавательной деятельности учащихся я использую следующие задачи:

В 8 классе при изучении темы " Физические свойства оснований. Классификация оснований": укажите, в каком ряде соединений имеются лишь формулы гидроксидов щелочных элементов:

а) KCl, Ca (OH)2, КОН, Ва (ОН)2;

б) NaOH,HCL

в) КОН, RbOH, NаОН.

В 8 классе при изучении темы «Многоатомность веществ. Простые и сложные вещества, металлы и неметаллы»:

Назовите физические свойства неметаллов.

В 8

классе

при

изучении

темы

"

Понятие

о

периодической

системе

химических

элементов

Д. И. Менделеева":

Назовите элементы главной подгруппы II группы.

В 8 классе при изучении темы "Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева":

Сформулируйте определение периодического законе.

Параллельно с репродуктивными (воспроизводственными) задачами я применяю задачи познавательного характера. Это задачи и упражнения, соответствующие репродуктивно-продуктивной обученности. Помимо категорий различения и запоминания они также должны соответствовать категориям понимания, развития умений и навыков. Приведу задачи, предусматривающие выявление теоретических и операционных умений.

Задачи, предусматривающие формирование теоретических умений. Например, в 8 классе при изучении темы «Расчеты по химическим уравнениям массы, объема, количества вещества реагентов и продуктов реакций» ученики решают следующую задачу:

Кальций массой 160 г соединился с кислородом. Какова масса образующегося оксида кальция? Какой объем кислорода израсходовался?

Упражнения на составление уравнений реакций между веществами, характеризующими их свойства. Например в 8 классе при изучении темы «Физические и химические свойства оксидов: взаимодействие с водой, кислотами, щелочами, другими оксидами» ученики выполняют следующее задание:

Напишите уравнение реакций между веществами:

а) SO3 и NaОН;

б) Р2О5 и Н2О

в) СаО и Н2О.

Упражнения на составление уравнений реакций. Например, в 9 классе при изучении темы: «Cоставление уравнений простейших окислительно-восстановительных реакций, отбор коэффициентов» ученики выполняют следующее задание:

поставьте коэффициенты в уравнениях реакций методом электронного баланса:

-а) Мg + НNO3 Mg (NO3)2 + NO + H2O

б) Сu + H2SO4 (конц.) CuSO4 + SO2 + H2O

Укажите окислитель и восстановитель.

Задачи, предусматривающие формирование операционных умений. Например, в 8 классе при изучении темы» Вычисление массовой доли и массы растворенного вещества в растворе» ученики решают следующую задачу:

Приготовьте раствор сахара массой 200 г с массовой долей вещества 20%.

Задачи, предусматривающие формирование умений: пользование периодической системой, в 8 классе при изучении темы "Характеристика химических элементов малых периодов по их месту в периодической системе и строению атома"; пользование электрохимическим рядом металлов, в 8 классе при изучении темы " Физические и химические свойства кислот: действие на индикаторы, взаимодействие с металлами, основными оксидами и основаниями, солями»; пользование таблицей растворимости веществ – в 9 классе при изучении темы «Реакции обмена между растворами электролитов, условия их протекания. Ионные уравнения".

 

Дидактические игры

 

Использую инновационные технологии, особое внимание уделяю интерактивному обучению, что способствует активизации учебного процесса учащихся. Организация интерактивного обучения предполагает создание ситуаций поиска, риска, сомнения, успеха, противоречивости, анализа из способов создания таких ситуаций является введение дидактических игр, возбуждающих мысль и стимулирующих инициативу.

Помимо дидактической цели, игровая модель обучения имеет целью:

предоставление учащимся возможности самоопределиться;

развитие творческого воображения школьников;

формирование у их навыков сотрудничества;

использование возможности свободно выражать собственное мнение, занять определенную позицию.

Предоставляя ученикам свободу интеллектуальной деятельности, я подвожу их к созданию проблемных ситуаций, поиску способов их решения.

Важным условием результативности обучающих игр является правильное определение их места в структуре урока: во время актуализации знаний учащихся, формирования соответствующих умений и навыков, повторения и изучения нового материала. Урок-игра характеризуется высоким уровнем активности учащихся. Я заметила, что в работе урока участвуют и наименее коммуникативные ученики, что способствует их самоутверждению. Игра расковывает их, позволяет раскрыть их возможности, поверить в их силы. Во время игры у учащихся формируется сознательная дисциплина, взаимопомощь, постоянная готовность включиться в разнообразные виды деятельности.

В своей работе для активизации познавательной деятельности учащихся я применяю:

Игру-аукцион

при изучении тем: в 8 классе – «Обобщение и систематизация знаний о классах

неорганических

соединений

», в 8

классе

«О

бобщение и систематизация

знаний о начальных химических понятиях».

Игру-соревнование "гонки"

во время повторения классификации веществ и составления их формул в 8 классе:

Во время путешествия к группе путешественников присоединились неизвестные символы и некоторые числительные, в том числе S, Cr, K, Zn, H, P, O, Cl, N, Na, 2, 3, 4, 5; необходимо составить формулы соединений, принадлежащих к разным классам неорганических веществ, классифицировать и как можно скорее назвать их; кто быстрее выполнит упражнение с наибольшим количеством правильных ответов, тот и выиграл.

Игру "составьте названия элементов"

в 8 классе при изучении темы "Периодический закон и периодическая система химических элементов":

я вывешиваю на доске заранее подготовленное задание, ученики, пользуясь периодической системой химических элементов, должны составить как можно больше названий химических элементов из предложенных букв: К, Л, Т, Й, Д, б, Н, А, Р, У, О, Х, М, С, Г, Е;

предполагаемые ответы: литий, натрий, калий, рубидий, Радий, магний.

Игру " что зашифровано?».

Эту игру я использую на этапе обобщения знаний о типах химических реакций в 9 классе. Я выдаю ученикам карточки с уравнениями реакций разных типов, ученики должны обозначить букву в той ячейке, которая соответствует определенному типу реакции.

Правильные ответы позволяют прочитать название химического элемента, зашифрованного в ответе

 

Например:

Обозначить букву в той ячейке, которая соответствует определенному типу реакции.

 

 

 

Уравнение реакции

тип реакции

 

разложения

Соединения

замещения

обмена

A2O3 + 3HCI= AlCl3 + 3H2O

П

И

Н

С

Fe + CuCl2 = Cu + FeCl2

Р

Д

Т

о

2Zn+ O2 = 2ZnO

Ф

А

И

В

2KCLO3 = 2KCL + 3O2

Н

К

Ц

и

2Fe(OH)3 = Fe2O3 + 3H2O

в

г

Ш

Е

H2 + Cl2 = 2HCL

в

М

Х

с

 

Ответ: Станнум.

 

 

 

 

 

 

 

 

Формы и методы развития познавательных интересов

 

Для лучшего усвоения знаний подбираю различные формы и методы развития познавательных интересов:

познавательные игры, викторины развивают внимание и интуицию;

метод конкретных ситуаций развивает способность анализировать и самостоятельно формулировать познавательные задачи;

метод инцидента (введение неблагоприятных условий), учит работать в разнообразных условиях;

метод продумывания новых идей-групповая творческая деятельность, во время которой формируется творческое мышление.

Формы и методы развития активизации познавательных интересов учащихся подбираю, ориентируясь на поставленную цель и содержание урока. Познавательная активность учащихся повышается, когда возникает проблемная ситуация, то есть задаю ученикам вопрос: "почему происходит такое явление?", и в процессе урока они будут активно искать ответ на этот вопрос.

В своей методике значительное внимание уделяю проблемному обучению, которое заключается в новизне и яркости фактов, с целью заинтересованности и содействия самостоятельному познавательному поиску. В зависимости от содержания учебного материала и возрастных особенностей использую следующие способы на этапе мотивации учебной деятельности.

Способ аналогий. Опираясь на ранее полученные знания (изучая способы получения оснований и кислот), ученики используют приобретенные знания об основных и кислотных оксидах и их взаимодействии с водой; при этом развивается умственная активность, и ученики лучше усваивают материал.

Способ выдвижения проблемного вопроса. Этот методический прием использую для решения проблемы и овладения новыми знаниями. Я творчески использую материал, который ученик

и изучали ранее.

Излагая

тему "

Х

имические

свойства

средних

солей«, ставлю перед учениками такой вопрос:" Проблему содержания нитратов и фосфатов вы рассматривали на уроках биологии, об этом говорят по радио, печатают статьи в газетах.

Да и кто из вас не слышал дома страшных рассказов о нитратах и фосфатах? Где правда, а где выдумки? На сегодняшнем уроке мы попытаемся выяснить это и разобраться, такие ли страшные нитраты, и фосфаты, как о них говорят».

С целью активизации познавательного интереса учащихся в процессе преподавания химии широко использую элементы народоведения. Использование загадок, поговорок и сравнений помогает развивать способности учащихся, их воображение, наблюдательность и любознательность, формирует поэтический взгляд на действительность, вызывает положительные эмоции, дает возможность сосредоточить внимание на каком-то химическом понятии или законе, постановке проблемы с близкой или дальней перспективой, изучении нового материала, обобщены и тому подобное.

Загадка - это своеобразная, колоритная, ловко построенная метафора, которая часто в завуалированной форме раскрывает сущность определенного предмета или явления через признаки реалий. Так развивается мышление. Разгадывая загадки, ученики постепенно начинают составлять собственные, что способствует развитию памяти, внимания, воображения, мышления и сообразительности.

Изучая

в 7

классе

тему "

Феррум

. Железо.

Распространенность

феррума

в

природе

",

начинаю

урок с

такой

загадки:»у земли было, в кузнице ковалось, а по земле разгулялось".

Изучая

в 8

классе

тему «

Х

имические

свойства

кислот», на этапе обобщения изученного материала спрашиваю, что это за индикатор такой: «он хитро на соединения действует: со щелочами он – синеет, с кислотами – краснеет» (лакмус).

Изучая в 9 классе тему «Раствор и его компоненты: растворитель, растворенное вещество. Вода как растворитель", на этапе актуализации опорных знаний учащихся говорю: "Скажите, пожалуйста, о каком веществе мы сегодня поговорим: когда нет – ждут, а когда приду – убегают?».

Пословицы и поговорки - это краткие меткие изречения, которые в художественной форме типизируют различные явления. В пословицах и поговорках не только констатируют какие-то факты или законы природы, но и раскрывают их последствия и зависимость от других функциональных химических величин. К. Д. Ушинский писал, что в пословицах, «как в зеркале... воссозданы все стороны жизни народа... его взгляды на природу, на значение всех явлений жизни». Например, я использую в своей практике следующие:

знания собираются по капле, как вода в ладони;

пропал, как соль в воде;

что в воду упало, то пропало;

куй железо, пока горячо;

пока железо в работе, его ржа не берет;

без воды - нет жизни, без языка – нет народа, язык – это живая вода народа.

На уроках химии использую биографические сведения об ученых-химиках, интересные факты из их жизни, чтобы на конкретных примерах показать ученикам, что выдающиеся люди тоже когда-то были детьми, не всегда учтивыми, не всегда отличниками, а повзрослев, выбирали свою дорогу в жизни. А чтобы чего-то достичь, нужно упорно, добросовестно и много работать. С этой целью для активизации познавательной деятельности учащихся использую одну из активных форм организации учебного процесса-урок-семинар " История открытия периодического закона и периодической системы химических элементов

Д. И. Менделеева", " Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева» в 8 классе. Главное отличие семинара от урока – учащихся объединяют в группы по три-четыре человека так, чтобы они могли общаться, но не мешали другим. В начале семинара каждая группа получает собственное задание. Через некоторое время один представитель от группы выходит к доске на «защиту» задания. Он рассказывает свою задачу всему классу, объясняет этапы его решения, отвечает на вопросы.

Тот, кто» защищается", может и сам задавать вопросы другим группам, брать на себя роль ведущего. Оценку за ответ ставят всей группе, из которой отвечает ученик. Семинары-важная форма обретения учащимися самостоятельности, активности, умения работать с литературой, творчески мыслить и действовать. Такая форма работы воспитывает коллективизм, ответственность за совместную работу.

Также предоставляю учащимся информацию, связанную с современным экономическим и политическим положением в мире и влиянием на него тех или иных химических аспектов, рассказываю о значении химии для развития цивилизации, чтобы помочь детям понять многогранное значение природы для общества в целом и для каждого человека в частности, сформировать соответствующие убеждения и практические навыки, усвоить научные основы природопользования, определенные ценностные ориентации.

Важную роль играет химический эксперимент как средство развития познавательного интереса. Химический эксперимент ценен тем, что учащиеся на практике знакомятся с некоторыми методами научно-химических исследований. Он является эффективным методом формирования системы научных понятий и обучения, методом рационального мышления. Одновременно эксперимент-это источник знаний. Он развивает логическое мышление, умение абстрактно рассуждать. На основе эксперимента учащиеся убеждаются, что теории и гипотезы возникают не случайно, а на основе фактов, полученных опытным путем.

Я провожу такие демонстрационные эксперименты.

В 8

классе

.

При

изучении

темы

"

Х

имия

-естественная

наука» - "

вскипание

"

смеси

соды

и лимонной кислоты после добавления

2-3капель воды. Ученики отвечают на вопрос: «Где в быту используют такую реакцию? С

какой

целью

?«При

изучении

темы

Начальные

химические

понятия

чистые

вещества

и

смеси

"

предлагаю

разделить

смесь

древесных

и

железных

опилок

магнитом

. В процессе изучения урока по теме «Физические и химические явления» провожу следующие опыты: нагрев воды, взаимодействие растворов соды и уксуса, растворение сахара в воде, нанесение капли йода на кусочек хлеба или

свежий срез яблока. Ученики делают вывод, каки из этих опытов отражают физические, а какие – химические явления.

В 9 классе

.

При изучении темы "Растворы " на практической работе № 1 "Приготовление раствора соли с определенной массовой долей растворенного вещества" предлагаю учащимся приготовить рассол для засолки огурцов (15% раствор натрий хлорида). Во время изучения темы «Важнейшие органические соединения» («жиры») провожу опыт по растворимости жиров: для этого несколько капель масла добавляю к таким реагентам:

холодной

воде

,

горячей

воде

,

мыльному

раствору

,

раствору

синтетического

средства

для

мытья

посуды, спирту. Учащиеся объясняют

наблюдения. Дома предлагаю провести такой опыт: положить очищенные семена подсолнечника на фильтровальную бумагу и прикрыть другим листом и прижать чайной ложкой. Что наблюдаете? О чем это свидетельствует? (

Содержание жира в семенах

) в подтеме «Углеводы» опытным путем доказываю, что картофель, пшеничный хлеб, пшеничная мука содержат крахмал. Исследую с учениками отношение крахмала к

воде

,

образование

клейстера

во

время

нагревания

.

 

Вывод

Желание каждого учителя -- привить любовь и интерес к своему предмету. Лучшему усвоению учебного материала, развитию научного интереса, активизации познавательной деятельности учащихся, повышения уровня практической направленности способствуют наиболее активные формы, средства и методы обучения. Активизация познавательной деятельности способствует развитию познавательной интереса. Это является ключевой проблемой в решении задач повышения эффективности и качества образовательной деятельности учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×