Статья: "Аналитический обзор в рамках применения инновационных технологий, средств и методов обучения" | Мой кабинет. Работа №352869
Анализ различий традиционных и инновационных систем обучения свидетельствует о необходимости смены технологий обучения.
Одним из самых распространенных определений понятия «технология обучения» является следующее: способ реализации содержания обучения, предусмотренного образовательными программами, который представляет собой систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленной дидактической цели[1].
В научно-методической литературе существует несколько вариантов классификации технологий обучения:
- по направленности действия;
- по целям обучения и их количеству;
- по предметной среде, в которой будет реализована разработанная технология (гуманитарные, естественные, технические, общепрофессиональные, специальные и другие дисциплины);
- по технической среде;
- по организации учебного процесса;
- по методической задаче (технология одного предмета, одного средства, одного метода)[2].
Авторы:
Равис Фанисович Ахметшин,
Николай Владимирович Хлестков,
Михаил Николаевич Секацкий
Московский транспортный колледж (г. Москва)
Аналитический обзор в рамках применения инновационных технологий, средств и методов обучения
Анализ различий традиционных и инновационных систем обучения свидетельствует о необходимости смены технологий обучения.
Одним из самых распространенных определений понятия «технология обучения» является следующее: способ реализации содержания обучения, предусмотренного образовательными программами, который представляет собой систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленной дидактической цели1.
В научно-методической литературе существует несколько вариантов классификации технологий обучения:
по направленности действия;
по целям обучения и их количеству;
по предметной среде, в которой будет реализована разработанная
технология (гуманитарные, естественные, технические, общепрофессиональные,
специальные и другие дисциплины);
по технической среде;
по организации учебного процесса;
по методической задаче (технология одного предмета, одного средства,
одного метода)
2.
Исследователи С.И. Смирнов, В.Ф. Башарин, В.Ю. Питюков, В.П. Беспалько, М. Кларин, Е.Ю. Васильева и другие представляют структурную разработку технологии обучения (Таблица 1). По их мнению, важно соблюсти последовательность: от выбора содержания обучения до выбора средств обучения как завершающего этапа разработки3.
Таблица 1 - Структура разработки технологии обучения
Содержание обучения
Формы обучения
Методы обучения
Средства обучения
Отбор материала, структурирование материала, отбор примеров с доказательствами, отбор заданий на развитие умений и навыков, соотнесение учебного материала с профессиональными и жизненными ситуациями.
Лекции, семинары, лабораторные занятия, экскурсии, СРС
Исследовательские,
поисковые,
репродуктивные,
творческие
Книги, дидактические и методические материалы, ТСО, оборудование
Инновационные технологии можно условно разделить на два направления:
революционные - изобретение чего-то масштабного в мире;
эволюционные - усовершенствующие предельный процесс или продукт.
Существует огромное количество разделений инновационных технологий, прежде всего по месту внедрения, времени, результативности, глобальности, затратности и многому другому. Наиболее интересным для нас является изучение особенностей инновационных форм, методов и средств обучения.
Индивидуальные, фронтальные формы обучения являются традиционными, а коллективные - принципиально новыми в современном образовании4. Поиск инноваций в формах обучения привёл к появлению так называемых нестандартных традиционных форм. Наиболее распространёнными типами нестандартных лекций, семинаров, лабораторных занятий считаются: деловые игры, пресс-конференции, лекции-визуализации, лекции-диалоги, лекции-провокации, дидактические занятия, кейс-занятия и многое другое5. Здесь все зависит от творчества и нестандартного мышления педагога.
Инновационные методы в образовании - это методы, основанные на использовании современных достижений науки и информационных технологий. Они направлены на повышение качества подготовки путём развития у обучающихся творческих способностей и самостоятельности: методы проблемного и проективного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, предусматривающие актуализацию творческого потенциала и самостоятельности студентов
Наиболее часто используемыми инновационными методами, являются следующие:
Метод проблемного изложения - метод, при котором педагог, прежде чем излагать материал, использует различные источники и средства, определяет проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Обучающие таким образом становятся свидетелями
и соучастниками научного поиска
6.
Метод проектов - система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся
практических заданий-проектов
7.
Проблемно-поисковые методы обучения - усвоение знаний, выработка умений и навыков. Используются эти методы в процессе поисковой или исследовательской деятельности обучаемых, реализуются через словесные, наглядные и практические средства обучения,
интерпретированные в ключе постановки и
разрешения проблемной ситуации
8.
Научно-исследовательский метод - метод, который реализуется в форме научно-исследовательской работы. Такие работы выполняются в соответствии с учебными планами и программами учебных дисциплин в обязательном порядке. К данному виду научно-исследовательской деятельности обучающихся относится самостоятельное выполнение аудиторных и домашних заданий с элементами научных исследований под методическим руководством преподавателя (подготовка эссе, рефератов, аналитических работ; переводы статей; подготовка отчётов по учебным и производственным практикам; выполнение курсовых и вы
пускных квалификационных работ)
9.
Метод проблемного обучения - технология, направленная в первую
очередь на «возбуждение интереса». Обучение заключается в создании
проблемных ситуаций, и разрешении их в ходе совместной деятельности обучающихся и преподавателя (при оптимальной самостоятельности студентов) под общим направляющим руководством преподавателя; в активном развивающем обучении, основанном на организации поисковой деятельности обучаемых, выявлении и разрешении ими реальных жиз
ненных или учебных противоречий
.
Возможны три уровня проблемности в учебном процессе: проблемное изложение, частично-поисковый и исследовательский уровни10.
Практико-ориентированные проекты - особенность данного метода состоит в предварительной постановке четкого, значимого для обучающегося результата, имеющего практическое значение и выраженного в материальной форме (подготовка журнала, газеты, хрестоматии, видеофильма, компьютерной программы, мультимедиа продуктов и т.д.). Разработка и применение данного метода проектов требует детальности в проработке
структуры, в определении функций участников, промежуточных и конечных результатов. Для данного типа проектов характерен жёсткий контроль со стороны руководителя и автора проекта.
Творческие проекты - этот метод заключается в том, что проекты не имеют заранее определённой и детально проработанной структуры. В творческом проекте преподаватель (координатор) определяет лишь общие параметры и указывает оптимальные пути решения задач. Необходимым условием творческих проектов является чёткая постановка планируемого результата, значимого для студентов. Специфика такого проекта предполагает интенсивную работу студентов с первоисточниками, с документами и материалами, зачастую противоречивыми, не содержащими готовых ответов. Творческие проекты стимулируют максимальную активизацию познавательной активности обучаемых, способствуют эффективной выработке навыков и умений работы с документами и материалами, умений анализировать их, делать выводы и
обобщения.
Педагогическими средствами обучения являются материалы, с помощью которых преподаватель осуществляет обучающее воздействие (учебный процесс), к инновационным средствам относят то, что не использовалось ранее.
В связи с ростом информации и технологизации общества у педагога возникает необходимость использовать более новые средства обучения, а именно:
Технические средства обучения (учебные электронные издания, компьютерные обучающие системы, аудио-, видео-
учебные материалы и многие
др.).
Электронные издания.
Программированное обучение (опирается на хорошо известные в педагогике общие положения и теории). Материал дается небольшими, легко усваиваемыми частями, получившими названия «шагов», «порций» или «фрагментов информации».
Компьютерные обучающие и контролирующие программы (программные средства образовательной организации, которые широко используются в образовательном процессе).
Учебные аудио- и видео материалы, учебно-наглядные пособия.
Компьютерные сети (средство обучения, включающее в себя различного рода информацию и совокупность компьютеров, соединенных каналами связи).
Глобальная сеть (Интернет).
Дидактическая техника.
Технические средства и автоматизированные системы обучения.
Организационно-педагогические средства (учебные планы, экзаменационные билеты, карточки-з
адания, учебные пособия и т.п.)
.
На основании вышеизложенного можно утверждать, что инновационные технологии, формы, средства и методы обучения весьма разнообразные и разносторонние. В зависимости от поставленных целей и задач педагогического обучения, педагог может сам выбирать любые средства и методы реализации своих потребностей.
Таким образом, изучив инновации и новаторство педагога, можно сделать следующие выводы:
Инновация - это не только создание, но и распространение новшеств, которые вносят изменения, как в деятельность, так и в стиль мышления. Инновация не является таковой, пока не будет достигнут первый положительный результат после внедрения новшеств.
Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности. При формировании педагогической инновации необходимо соблюдать ряд критериев: новизну, оптимальность, высокую результативность, возможность творческого применения инновации в массовом опыте. При этом основным критерием является новизна инновации, которая, в свою очередь, не должна стать
псевдоновизной
.
Педагогическое новаторство - это внесение и реализация инноваций в процесс обучения и воспитания, что значительно повышает качество этих процессов. Новаторство педагога - это высшая ступень его развития.
Инновационными технологиями в педагогике называют технологии, использующие специальные технические информационные средства, инновационные методы и инновационные особенности форм обучения.
После проведенного сравнительного анализа нами была произведена общая систематизация материала по проблеме инновационных средств и методов обучения (Таблица 2).
Таблица 2 - Систематизация методов и средств обучения
Традиционные методы и средства обучения
Инновационные методы и средства обучения
Авторы
ЛЕКЦИЯ
В вузе с традиционной системой обучения лекция как основная форма занятий должна выполнять следующие дидактические функции: постановку и обоснование задач обучения, сообщения и усвоения новых знаний, привития интеллектуальных умений и навыков, мотивирования студентов к дальнейшей учебной деятельности, интегрирования преподаваемой дисциплины с другими предметами, а также выработку интереса к теоретическому анализу.
Традиционная лекция содержит три основных этапа:
вводная часть - (формулирование цели и задачи лекции, краткая
характеристика проблемы, показ состояния проблемы, список литературы);
основная часть - (доказательства, анализ, разбор фактов, демонстрация опыта, характеристика различных точек зрения, определение своей позиции, достоинства и недостатки объектов рассмотрения, область применения);
заключительная часть - (формулирование основного вывода, установка для самостоятельной работы, методические советы, ответы на вопросы).
В зависимости от роли в организации учебного процесса лекции классифицируются на: вводная - первоначальное ознакомление студентов с основными научно-теоретическими положениями данной отрасли науки;
мотивационная - возбуждение
Модернизация системы образования предъявляет новые требования к лекционным занятиям, личности преподавателя, методам и технике преподавания.
Лектор должен учить не только тому, что уже есть, а и тому, чего еще нет, учить видению проблем в перспективе и умению определять подходы к их решению.
Примеры нетрадиционных лекций: Проблемная лекция - лекция, в которой моделируются противоречия реальной жизни через их выражение в теоретических концепциях. Главная цель такой лекции - приобретение знаний обучающимися самостоятельно. Лекция-визуализация, основное содержание которой представлено в форме образов (рисунках, графиках, схемах и т.д.). Визуализация рассматривается как способ активизации мышления и способ обучения перекодированию информации с помощью разных знаковых систем (например, метод В. Шаталова).
Лекция вдвоем, представляет собой работу двух преподавателей, читающих лекцию по одной и той же теме и взаимодействующих на проблемно- организованном материале как между собой, так и с аудиторией. Проблематизация происходит за счет как формы, так и содержания. Лекция-пресс конференция, когда содержание оформляется по запросу (по вопросам) аудитории с привлечением нескольких преподавателей. Лекция-консультация близка по типу предыдущей. Различие состоит в том, что приглашенный (теоретически грамотный специалист) слабо владеет методами педагогической деятельности. Консультирование через лекцию позволяет активизировать внимание слушателей и использовать
Соколов А.Н., 1986 г.; Ильясов И.И. , 1989 г.; Загвязинский В.И., 2001 г.; Кузнецов В.И. ,Бабаев Ю.Н., 2001 г.; Чернилевский Д.В., 2002г.; Загашев И.О., Заир-Бек Е.С., 2001 г.; Роботова А.М., 2007 г., Борисова Н.В., Соловьева А.А., 2008г.; Михайлов О.А., 2008 г.
интереса у студентов, создание стимула для всей дальнейшей деятельности;
подготовительная - подготовка студентов к более сложным мыслительным процессам, закладка основ использования остальных методов и форм обучения; интегрирующая - представление науки в системе и развитии как логическое целое; выход к дальнейшему теоретическому анализу за пределами первоначального понимания; установочная - ориентация студентов к источникам информации, указания для самостоятельной работы и практические рекомендации, выделение наиболее важных и трудных частей материала.
> Дидактическими элементами лекций выступают:
методика изложения лекционного материала;
совокупность предварительных знаний студентов;
содержание и структура лекционного материала;
контроль и оценка знаний (обратная связь);
учебная литература и ТСО.
профессионализм лектора. Лекция-провокация (или лекция с запланированными ошибками) формирует умение оперативно анализировать, ориентироваться в информации и оценивать ее. Может использоваться как метод «живой ситуации».
Лекция-диалог - содержание подается через серию вопросов, на которые слушатель должен отвечать непосредственно в ходе лекции. К этому типу лекции относится также программируемая лекция-консультация.
Лекция с применением дидактических методов (метод мозговой атаки, метод конкретных ситуаций и т.п.), когда студенты сами формируют проблему и сами пытаются ее решить.
Лекция-исследование знакомит студентов с методами научного познания и исследовательской деятельностью с целью творческого освоения учебного материала на основе организации собственно исследовательской работы, результатом которой является совместное «производство» научных знаний педагогами и студентами.
СЕМИНАР
Семинар - форма учебно-практических занятий, при которой обучающиеся обсуждают сообщения, доклады и рефераты, выполненные ими по результатам учебных или научных исследований под руководством преподавателя. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений темы семинара, подготовка к которому является обязательной. Поэтому тема семинара и основные источники обсуждения предъявляются до обсуждения для детального ознакомления, изучения.
Цели обсуждений направлены на формирование навыков профессиональной полемики и закрепление обсуждаемого материала. Учебные семинары проводят, в основном, в различных учебных заведениях - школах, колледжах и университетах.
Основная цель учебных семинаров - закрепление учебного материала в памяти участников, формирование у них познавательной активности, помощь в выражении своих мыслей, повышение интеллектуального развития.
Семинар - творческое занятие направленное на развитие творческого мышления и создания инновационных проектов. Инновационный семинар - это наиболее развитая и отработанная технология, реализующая инновационный метод. Инновационный семинар представляет собой особую форму организации совместной деятельности людей по решению сложных размытых проблем, препятствующих целенаправленному формированию желаемого будущего. Главный путь к решению проблем - всестороннее развитие участников.
Семинар - пресс-конференция помогает быстро находить информацию по отдельным проблемам, глубоко осмысливать её, обсуждать отдельные вопросы с коллегами.
Игровое моделирование. Деловые и ролевые игры подразумевают моделирование реального процесса, во время которых принимают оптимальные профессиональные решения на основе анализа искусственно созданных педагогических ситуаций. Деловая игра как метод обучения позволяет «прожить» ту или иную практическую ситуацию.
Вербицкий А.А., 1991 г.; Кошкина Э.Е., 1993 г.; Борисова Н.Е., 2000 г.; Кульневич С.В., 2002 г.; Дудченко В.С., 2004 г.; Мухина С.А., Белая К.Ю., 2004 г.;Урмина И.А., Ступина С.Б., 2009 г.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Средства обучения
(педагогические средства) - все те материалы, с помощью которых преподаватель осуществляет обучающее воздействие (учебный процесс). К средствам обучения относятся предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач:
виды деятельности:
игровая, учебная, трудовая;
педагогическая техника:
речь, мимика, движение; средства массовой информации, наглядные пособия, произведения искусства.
В традиционном учебном процессе
средствами обучения являются:
печатные издания: учебники, учебно-методические пособия, справочники;
электронные носители с учебной информацией;
записи на доске, плакаты;
кино - видеофильмы;
слово преподавателя.
Технические средства обучения
:
учебные электронные издания;
компьютерные обучающие системы;
учебные
аудио-, виде
о-
материалы и многие др.
Электронные издания
Программированное обучение
опирается на хорошо известные в педагогике общие положения, теории. Материал дается небольшими, легко усваиваемыми частями, получившими название шагов, порций или фрагментов информации.
Компьютерные обучающие и контролирующие программы
-
программные средства учебного назначения, которые широко используются в образовательном процессе
Компьютерные сети
- средство обучения, включающее различного рода информацию и совокупность компьютеров, соединенных каналами связи.
Глобальная сеть (Интернет)
Педагогическая деятельность,
включающая совокупность мероприятий по воспитанию, образованию и обучению.
Гурьев Г.С., 2001г.; Левина Т.В., 2006 г.; Безбородова Ю.А., 2007 г.; Богословская О.Н., Вахтина Е.Н., 2008 г.; Куклев В.А., Лебедев В.В., Михайлов О.С., 2008 г.
СРЕДСТВА ОЦЕНИВАНИЯ
> Контроль: текущий, промежуточный и итоговый.
> Тестирование, модульная и рейтинговая системы оценки качества знаний, мониторинг качества, учебные портфолио.
Майоров А.Н., 2000 г.;
Аванесов B.C., 2002 г.
Как видно из Таблицы 2, в развитии инноваций меньше всего внимания уделено средствам оценивания сформированных знаний, умений и навыков у обучающихся, что, в свою очередь, дает возможность для творчества и создания чего-то нового в дальнейшем исследовании именно в этой части образовательного процесса, основанного на компетентностном подходе в обучении.
Днепров Э.Д. Российское образование в переходный период: программа «стабилизации и развития». Москва, 2003. с. 17; Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Москва : Издательский центр «Академия», 2001. с. 237
Кларин М.В. Технологический подход к обучению // Школьные технологии. 2003. № 5. с. 49; Днепров Э.Д. Российское образование в переходный период: программа «стабилизации и развития». Москва, 2003. с. 17
Смирнов С.И. Технологии в образовании // Высшее образование в России. 1999. № 1. с. 109
Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. Москва : Смысл. 2001. с. 66; Бычков А.В. Инновационная культура // Профильная школа. 2005. № 6. с. 83
Дебердеева Т.Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества // Инновации в образовании. 2005. № 3. с. 79
Алексеева Л.Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента // Учитель. 2004. № 3. с. 78; Бычков А.В. Инновационная культура // Профильная школа. 2005. № 6. с. 83
Полат ЕС., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Москва : Издательский центр «Академия», 2001. с. 237.
Алексеева Л.Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента // Учитель. 2004. № 3. с. 78
Алексеева Л.Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента // Учитель. 2004. № 3. с. 78
Бычков А.В. Инновационная культура // Профильная школа. 2005. № 6. с. 83