Статья "Дидактический механизм разработки фонда оценочных средств" | Мой кабинет. Работа №352871
В статье рассмотрены особенности формирования фонда оценочных средств для оценки компетентности обучающихся в системе профессионального образования. Изложены основные принципы создания и использования фонда оценочных средств, его задачи и структура, а также методы оценки факта соответствия (или несоответствия) уровня подготовленности обучающихся требованиям соответствующих основных и дополнительных профессиональных образовательных программ.
Авторы:
Равис Фанисович Ахметшин,
Наталья Олеговна Кирюшкина,
Рудэль Радикович Бадыкшанов,
Михаил Николаевич Секацкий
Московский транспортный колледж (г. Москва)
Дидактический механизм разработки фонда оценочных средств
В статье рассмотрены особенности формирования фонда оценочных средств для оценки компетентности обучающихся в системе профессионального образования. Изложены основные принципы создания и использования фонда оценочных средств, его задачи и структура, а также методы оценки факта соответствия (или несоответствия) уровня подготовленности обучающихся требованиям соответствующих основных и дополнительных профессиональных образовательных программ.
Введение
Образовательным организациям, несмотря на их большой опыт, зачастую, приходится преодолевать ряд трудностей. Они связаны с реализацией традиционных форм контроля, позволяющим определить уровень успешности освоения обучающимися и выпускниками основных образовательных программ, внедрением инновационных оценочных средств, дальнейшим совершенствованием фонда оценочных средств (ФОС) в целом.
Новый импульс в педагогическую деятельность был привнесен внедрением новых федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения и вступлением в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Возникла необходимость существенно модернизировать имеющиеся педагогические технологии обучения. В модернизации нуждаются и системы оценки качества освоения основных образовательных программ. Изменения вносятся в соответствии с новой парадигмой стандартизации образовательных программ в России.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Для активизации развития и поддержки профессионального образования в нашей стране правительством принят ряд мер. Прежде всего, постепенно разрабатывается соответствующая нормативно-правовая база, регулирующая профессиональное образование в нашей стране. Основные направления его развития отражены в Федеральном законе от29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1]. На сегодняшний день разработано и утверждено более 800 профессиональных стандартов, которые должны стать основой для разработки новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС 3++) и профессиональных программ, как основных, так и дополнительных. 22 января 2015 года приказом Минобрнауки России № ДЛ-01/05вн были утверждены методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ [2]. Разработан также целый ряд других важных документов, позволяющих эффективно организовывать и осуществлять образовательный процесс.
Одной из важных задач, стоящих перед педагогом, является установление соответствия уровня необходимых компетенций обучающихся требованиям профессиональных образовательных программ, реализуемых в учебном заведении. Этому способствует качественная разработка и умелое использование ФОС.
Под ФОС понимается комплекс методических материалов, предназначенный для установления в ходе текущей, промежуточной и итоговой аттестаций факта соответствия (или несоответствия) уровня подготовленности обучающихся установленным требованиям.
Процесс формирования ФОС основывается на выполнении ряда ключевых принципов оценивания [3]:
валидности (требуется соответствие
объектов
оценки поставленным целям обучения);
надежности (необходимо
использование единообразных
стандартов и критериев
для оценивания
достижений);
справедливости (установление равных возможностей для обучающихся в достижении успеха);
своевременности (поддержание развивающей обратной связи);
эффективности (соответствие
результатов деятельности
поставленным задачам).
При формировании ФОС учитываются также требования ряда других принципов оценивания компетенций обучающихся: сочетание традиционных и инновационных методов оценки результатов обучения; оценивание как предметных, так и надпредметных результатов (компетенций); создание при оценивании компетенций реальных или максимально приближенных к профессиональной деятельности условий деятельности обучающихся; обеспечение доступности результатов оценивания, их анализа и интерпретации; использование полученных результатов оценивания компетенций для дальнейшего совершенствования образовательной деятельности.
Умелое использование ФОС позволяет успешно решать следующие задачи:
контроль процесса приобретения обучающимися необходимых знаний, умений, навыков и уровня сформированности компетенций,
определенных в образовательной программе;
оценка индивидуальных достижений обучающихся, освоение дисциплин с выделением достигнутых результатов;
оценка эффективности образовательного процесса, качества полученного результата и его соответствия образовательным потребностям;
обеспечение совершенствования образовательного процесса посредством соответствующих предупреждающих/корректирующих
мероприятий.
Разработка и использование ФОС тесно связана с проблемой качества предоставления образовательных услуг и является одной из сложнейших проблем современной системы образования.
Поэтому при создании ФОС необходимо учитывать влияние следующих факторов [4]:
дидактическую взаимосвязь между результатами образования и компетенциями, различия между понятиями «результаты образования» и «уровень сформированности компетенций»: результаты образования определяются преподавателем, а компетенции приобретаются и проявляются только в процессе деятельности;
компетенции формируются и развиваются не только через усвоение содержания образовательных программ, но и самой образовательной средой вуза и используемыми образовательными технологиями - соответственно и данные параметры должны проходить процедуру оценки;
при проектировании инновационных оценочных средств необходимо предусматривать оценку способности обучающегося к творческой деятельности, способствующей профессиональному росту, а также его готовности к решению новых задач, связанных с недостаточностью конкретных специальных знаний и отсутствием общепринятых алгоритмов профессионального поведения;
оценивание уровня
сформированности компетенций
у обучающихся
должно
проводиться
в условиях максимально
соответствующих
их будущей профессиональной
деятельности
;
помимо индивидуальных оценок,
должны использоваться
групповое оценивание и
взаимооценки
: рецензирование
обучающимися научных
работ друг друга;
оппонирование ими
выпускных квалификационных работ
и др
.
В нормативных документах, регулирующих профессиональное образование, определено место и роль оценочных средств, описана процедура и средства оценки результатов обучения. ФОС разрабатываются по каждой дисциплине профессиональной образовательной программы.
При составлении, согласовании и утверждении ФОС должно быть обеспечено их соответствие рабочей программе учебной дисциплины, входящей в состав профессиональной образовательной программы, образовательным технологиям, используемым в преподавании дисциплины.
В структуру ФОС входят следующие составляющие:
наборы показателей, а также
критерии оценки
уровней сформированности
знаний, умений
, навыков, компетенций и шкалы
оценивания
в соответствии с задачами контроля;
методические материалы, определяющие процедуру оценивания, инструкции и программно-инструментальные средства обработки результатов использования ФОС, статистический анализ, графическая визуализация и интерпретация данных, полученных в результате использования ФОС, форматы представления их пользователям;
банки статистической информации результатов использования ФОС.
Очевидно, что достоверность оценки уровня сформированности компетенции связана с подбором и систематизацией контрольно-измерительных материалов, позволяющих выявить объективные результаты обучения.
Методы оценивания достаточно разнообразны. В зависимости от формы аттестации это могут быть:
деловые и ролевые игры - совместная деятельность обучающихся, входящих в учебную группу, осуществляемая под руководством преподавателя и направленная на решение профессионально ориентированных задач, смоделированных в игровой форме профессиональных проблем, возможных противоречий и затруднений.
Дает возможность
оценить способность
обучающегося анализировать
и успешно
решать всевозможные
профессиональные
задачи, а также умело выходить
из
различных
проблемных ситуаций;
кейс-задача (ситуация) - реальная профессионально-ориентированная ситуация, в которой обучающимся предлагается осмыслить проблему и найти путь ее решения;
контрольная работа - средство проверки, позволяющее измерить у обучающихся уровень умений применять полученные знания для решения определенного типа задач по теме или разделу той или иной учебной дисциплины;
круглый стол (дискуссия) - форма оценочных средств, позволяющих вовлечь обучающихся в процесс обсуждения неоднозначных суждений и оценить их способность аргументирова
н
но излагать свой взгляд на поставленный спорный вопрос или проблему;
реферат - продукт самостоятельной работы обучающегося, представляющий собой краткое письменное сочинение на определенную тему, содержащее основные результаты изучения и критическую оценку одной из актуальных проблем, соответствующей специализации обучающегося;
выпускная квалификационная работа -
результат самостоятельной работы обучающегося, выполненной по предложенной специальной теме с использованием знаний, полученных и усвоенных им в процессе изучения учебных дисциплин и содержащей системный анализ той или иной проблемы;
доклад, сообщение - публичное выступление, представляющее собой изложение материалов учебно-практического, учебно-исследовательского или научного характера, связанных с решением проблемы в рамках специализации, по которой ведется подготовка обучающегося;
тестирование - процесс использования системы стандартизированных заданий, имеющих определенную шкалу измерений уровня знаний и умений обучающегося;
ситуационный проблемно-компетентностный тест - представляет собой педагогические измерительные материалы в форме
критериально
-ориентированного теста, содержащего задания, описывающие всю содержательную структуру компетенции;
творческий компетентностный тест - представляет собой педагогические измерительные материалы в форме нормативно-ориентированного теста, содержащего задания, фрагментарно описывающие содержательную структуру компетенции и имеющие свободно конструируемые ответы;
компетентностно-ориентированная комплексная учебная задача (КОКУЗ) - организационная форма контроля качества освоения обучающимися компетенций одного вида профессиональной деятельности (одного кластера компетенций);
портфолио
-
способ фиксирования,
накопления и
оценки индивидуальных достижений. Портфолио является альтернативным
способом оценивания
по отношению к
традиционным формам
контроля [5, 9];
устный опрос (индивидуальный,
фронтальный
)
.
И
ндивидуальный опрос
предполагает ответ
обучающегося на вопрос
преподавателя, относящийся
к изучаемой теме;
фронтальный опрос
-
устный контроль в
форме беседы
преподавателя с группой
;
зачет (дифференцированный зачет) -
это оценка
совокупности знаний, умений,
практического
опыта обучающегося;
экзамен - это оценка совокупности знаний,
умений, практического опыта в целом и/
или по
разделам образовательной программы.
Руководствуясь требованиями соответствующих документов, служащих основой для разработки ФОС по той или иной учебной дисциплине, преподавателю в ходе его создания, на наш взгляд, необходимо придерживаться следующего алгоритма действий:
определить место данной учебной дисциплины в структуре
учебного процесса по профессиональному образованию;
измерить уровень сформированности у обучающихся компетенции, полученной в ходе изучения ранее преподаваемых учебных дисциплин;
установить уровень, которого
необходимо достичь
по итогам изучения данной
дисциплины
;
сформулировать конкретную задачу
по формированию
ФОС для определения
качества
результатов обучения и
необходимого уровня
сформированности компетенции;
выявить специфику проверяемых компетенций и соответствующих им заданий;
определить число заданий и время,
необходимое
для их выполнения;
разработать задания для проверки результатов обучения, уровня развития или сформированности компетенции, ее соответствия
требованиям профессионального
образования
;
придать заданиям, по возможности, междисциплинарный и
/или
комплексный характер;
установить процедуру контрольно-измерительного процесса.
Таким образом, ФОС направлен, прежде всего, на контроль качества образовательной деятельности, на обеспечение обратной связи, установление уровня усвоения знаний на всех этапах обучения, определение эффективности учебного процесса и корректировку преподавателем учебного процесса на основе полученных результатов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение следует подчеркнуть, что педагогическими работниками в образовательных организациях осуществляется огромная работа, успешность которой зависит не только от их способности умело выстраивать содержание учебного материала на основе компетентностного и деятельностного подходов, владения методикой контроля, умения стандартизировать контрольно-оценочные процедуры, но и от стремления педагогов максимально индивидуализировать образовательный процесс.
ЛИТЕРАТУРА
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Министерство образования и науки
Российской Федерации // Гарант
: информационно-но-правовой портал. -
Режим доступа
:
http://www.garant.ru/doc/law
.
Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ
и дополнительных
профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов№ ДЛ-01/05вн от 22 января 2015 г.
[Электронный ресурс] // Гарант
: информационно-правовой портал. -
Режим доступа
:
http://www.garant.ru/doc/law
.
Веронов
, С. А. Учебный процесс
в
институт
е
физической культуры - путь интеллектуального развития
будущего
специалиста
в области физической культуры и спорта
/ С.А.
Веронов
, Г.А. Шашкин // Актуальные проблемы физической
культуры
. - 2016.- № 4. - С. 33-38.
Ефремова, Н. Ф. Проблемы оценивания компетенций студентов при реализации компетентностно-ориентированн
ых ООП ВПО [Электронный ресурс]
: презентация / Н. Ф. Ефремова. - Режим доступа:
http
://
www.myshared.ru/slide/130824
.
Козлов, А. В. Профессиональная подготовка с
тудентов
с использованием инновационных технологий обучения / А.В. Козлов // Актуальные проблемы физической
культуры
. - 2016. - № 4. - С. 39-42.
Козлов, А. В. Психология и педагогика высшей
школы
: учебник / А. В. Козлов, И. В. Лобачев,
С.
П. Потанин. - СПб.
:
СПБГУ,
2015. - 104 с.
Колчев
, А. А. Проблемы формирования научно-инновационного комплекса вуза в структуре инновационной системы профессионального образования / А.А.
Колчев
, Е.И. Бунина // Актуальные проблемы физической
культуры
. - 2013. - № 1. - С. 32-37.
Петров
, В. Л. Инновационные подходы к подготовке специалистов в высших военных учебных заведениях / В.Л.
Петров
// Теория и практика физической культуры.2016.
№ 2. С. 11-12.
Реутова, О. В. Формирование фонда оценочных средств в реализации программы универсального бакалавриата [Электронный ресурс] / О. В. Реутова, А. В. Стахеева // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 3. - Режим доступа:
http://www.srience-education.ru/m/artide/view?id=24501
.