Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Статья "Дидактический механизм разработки фонда оценочных средств" | Мой кабинет. Работа №352871

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В статье рассмотрены особенности формирования фонда оценочных средств для оценки компетентности обучающихся в системе профессионального образования. Изложены основные принципы создания и использования фонда оценочных средств, его задачи и структура, а также методы оценки факта соответствия (или несоответствия) уровня подготовленности обучающихся требованиям соответствующих основных и дополнительных профессиональных образовательных программ.

Авторы:

Равис Фанисович Ахметшин,

Наталья Олеговна Кирюшкина,

Рудэль Радикович Бадыкшанов,

Михаил Николаевич Секацкий

Московский транспортный колледж (г. Москва)

 

Дидактический механизм разработки фонда оценочных средств

 

В статье рассмотрены особенности формирования фонда оценочных средств для оценки компетентности обучающихся в системе профессионального образования. Изложены основные принципы создания и использования фонда оценочных средств, его задачи и структура, а также методы оценки факта соответствия (или несоответствия) уровня подготовленности обучающихся требованиям соответствующих основных и дополнительных профессиональных образовательных программ.

 

Введение

Образовательным организациям, несмотря на их большой опыт, зачастую, приходится преодолевать ряд трудностей. Они связаны с реализацией традиционных форм контроля, позволяющим определить уровень успешности освоения обучающимися и выпускниками основных образовательных программ, внедрением инновационных оценочных средств, дальнейшим совершенствованием фонда оценочных средств (ФОС) в целом.

Новый импульс в педагогическую деятельность был привнесен внедрением новых федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения и вступлением в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Возникла необходимость существенно модернизировать имеющиеся педагогические технологии обучения. В модернизации нуждаются и системы оценки качества освоения основных образовательных программ. Изменения вносятся в соответствии с новой парадигмой стандартизации образовательных программ в России.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Для активизации развития и поддержки профессионального образования в нашей стране правительством принят ряд мер. Прежде всего, постепенно разрабатывается соответствующая нормативно-правовая база, регулирующая профессиональное образование в нашей стране. Основные направления его развития отражены в Федеральном законе от29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1]. На сегодняшний день разработано и утверждено более 800 профессиональных стандартов, которые должны стать основой для разработки новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС 3++) и профессиональных программ, как основных, так и дополнительных. 22 января 2015 года приказом Минобрнауки России № ДЛ-01/05вн были утверждены методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ [2]. Разработан также целый ряд других важных документов, позволяющих эффективно организовывать и осуществлять образовательный процесс.

Одной из важных задач, стоящих перед педагогом, является установление соответствия уровня необходимых компетенций обучающихся требованиям профессиональных образовательных программ, реализуемых в учебном заведении. Этому способствует качественная разработка и умелое использование ФОС.

Под ФОС понимается комплекс методических материалов, предназначенный для установления в ходе текущей, промежуточной и итоговой аттестаций факта соответствия (или несоответствия) уровня подготовленности обучающихся установленным требованиям.

Процесс формирования ФОС основывается на выполнении ряда ключевых принципов оценивания [3]:

валидности (требуется соответствие

объектов

оценки поставленным целям обучения);

надежности (необходимо

использование единообразных

стандартов и критериев

для оценивания

достижений);

справедливости (установление равных возможностей для обучающихся в достижении успеха);

своевременности (поддержание развивающей обратной связи);

эффективности (соответствие

результатов деятельности

поставленным задачам).

При формировании ФОС учитываются также требования ряда других принципов оценивания компетенций обучающихся: сочетание традиционных и инновационных методов оценки результатов обучения; оценивание как предметных, так и надпредметных результатов (компетенций); создание при оценивании компетенций реальных или максимально приближенных к профессиональной деятельности условий деятельности обучающихся; обеспечение доступности результатов оценивания, их анализа и интерпретации; использование полученных результатов оценивания компетенций для дальнейшего совершенствования образовательной деятельности.

Умелое использование ФОС позволяет успешно решать следующие задачи:

контроль процесса приобретения обучающимися необходимых знаний, умений, навыков и уровня сформированности компетенций,

определенных в образовательной программе;

оценка индивидуальных достижений обучающихся, освоение дисциплин с выделением достигнутых результатов;

оценка эффективности образовательного процесса, качества полученного результата и его соответствия образовательным потребностям;

обеспечение совершенствования образовательного процесса посредством соответствующих предупреждающих/корректирующих

мероприятий.

Разработка и использование ФОС тесно связана с проблемой качества предоставления образовательных услуг и является одной из сложнейших проблем современной системы образования.

Поэтому при создании ФОС необходимо учитывать влияние следующих факторов [4]:

дидактическую взаимосвязь между результатами образования и компетенциями, различия между понятиями «результаты образования» и «уровень сформированности компетенций»: результаты образования определяются преподавателем, а компетенции приобретаются и проявляются только в процессе деятельности;

компетенции формируются и развиваются не только через усвоение содержания образовательных программ, но и самой образовательной средой вуза и используемыми образовательными технологиями - соответственно и данные параметры должны проходить процедуру оценки;

при проектировании инновационных оценочных средств необходимо предусматривать оценку способности обучающегося к творческой деятельности, способствующей профессиональному росту, а также его готовности к решению новых задач, связанных с недостаточностью конкретных специальных знаний и отсутствием общепринятых алгоритмов профессионального поведения;

оценивание уровня

сформированности компетенций

у обучающихся

должно

проводиться

в условиях максимально

соответствующих

их будущей профессиональной

деятельности

;

помимо индивидуальных оценок,

должны использоваться

групповое оценивание и

взаимооценки

: рецензирование

обучающимися научных

работ друг друга;

оппонирование ими

выпускных квалификационных работ

и др

.

В нормативных документах, регулирующих профессиональное образование, определено место и роль оценочных средств, описана процедура и средства оценки результатов обучения. ФОС разрабатываются по каждой дисциплине профессиональной образовательной программы.

При составлении, согласовании и утверждении ФОС должно быть обеспечено их соответствие рабочей программе учебной дисциплины, входящей в состав профессиональной образовательной программы, образовательным технологиям, используемым в преподавании дисциплины.

В структуру ФОС входят следующие составляющие:

наборы показателей, а также

критерии оценки

уровней сформированности

знаний, умений

, навыков, компетенций и шкалы

оценивания

в соответствии с задачами контроля;

методические материалы, определяющие процедуру оценивания, инструкции и программно-инструментальные средства обработки результатов использования ФОС, статистический анализ, графическая визуализация и интерпретация данных, полученных в результате использования ФОС, форматы представления их пользователям;

банки статистической информации результатов использования ФОС.

Очевидно, что достоверность оценки уровня сформированности компетенции связана с подбором и систематизацией контрольно-измерительных материалов, позволяющих выявить объективные результаты обучения.

Методы оценивания достаточно разнообразны. В зависимости от формы аттестации это могут быть:

деловые и ролевые игры - совместная деятельность обучающихся, входящих в учебную группу, осуществляемая под руководством преподавателя и направленная на решение профессионально ориентированных задач, смоделированных в игровой форме профессиональных проблем, возможных противоречий и затруднений.

Дает возможность

оценить способность

обучающегося анализировать

и успешно

решать всевозможные

профессиональные

задачи, а также умело выходить

из

различных

проблемных ситуаций;

кейс-задача (ситуация) - реальная профессионально-ориентированная ситуация, в которой обучающимся предлагается осмыслить проблему и найти путь ее решения;

контрольная работа - средство проверки, позволяющее измерить у обучающихся уровень умений применять полученные знания для решения определенного типа задач по теме или разделу той или иной учебной дисциплины;

круглый стол (дискуссия) - форма оценочных средств, позволяющих вовлечь обучающихся в процесс обсуждения неоднозначных суждений и оценить их способность аргументирова

н

но излагать свой взгляд на поставленный спорный вопрос или проблему;

реферат - продукт самостоятельной работы обучающегося, представляющий собой краткое письменное сочинение на определенную тему, содержащее основные результаты изучения и критическую оценку одной из актуальных проблем, соответствующей специализации обучающегося;

выпускная квалификационная работа -

результат самостоятельной работы обучающегося, выполненной по предложенной специальной теме с использованием знаний, полученных и усвоенных им в процессе изучения учебных дисциплин и содержащей системный анализ той или иной проблемы;

доклад, сообщение - публичное выступление, представляющее собой изложение материалов учебно-практического, учебно-исследовательского или научного характера, связанных с решением проблемы в рамках специализации, по которой ведется подготовка обучающегося;

тестирование - процесс использования системы стандартизированных заданий, имеющих определенную шкалу измерений уровня знаний и умений обучающегося;

ситуационный проблемно-компетентностный тест - представляет собой педагогические измерительные материалы в форме

критериально

-ориентированного теста, содержащего задания, описывающие всю содержательную структуру компетенции;

творческий компетентностный тест - представляет собой педагогические измерительные материалы в форме нормативно-ориентированного теста, содержащего задания, фрагментарно описывающие содержательную структуру компетенции и имеющие свободно конструируемые ответы;

компетентностно-ориентированная комплексная учебная задача (КОКУЗ) - организационная форма контроля качества освоения обучающимися компетенций одного вида профессиональной деятельности (одного кластера компетенций);

портфолио

-

способ фиксирования,

накопления и

оценки индивидуальных достижений. Портфолио является альтернативным

способом оценивания

по отношению к

традиционным формам

контроля [5, 9];

устный опрос (индивидуальный,

фронтальный

)

.

И

ндивидуальный опрос

предполагает ответ

обучающегося на вопрос

преподавателя, относящийся

к изучаемой теме;

фронтальный опрос

-

устный контроль в

форме беседы

преподавателя с группой

;

зачет (дифференцированный зачет) -

это оценка

совокупности знаний, умений,

практического

опыта обучающегося;

экзамен - это оценка совокупности знаний,

умений, практического опыта в целом и/

или по

разделам образовательной программы.

Руководствуясь требованиями соответствующих документов, служащих основой для разработки ФОС по той или иной учебной дисциплине, преподавателю в ходе его создания, на наш взгляд, необходимо придерживаться следующего алгоритма действий:

определить место данной учебной дисциплины в структуре

учебного процесса по профессиональному образованию;

измерить уровень сформированности у обучающихся компетенции, полученной в ходе изучения ранее преподаваемых учебных дисциплин;

установить уровень, которого

необходимо достичь

по итогам изучения данной

дисциплины

;

сформулировать конкретную задачу

по формированию

ФОС для определения

качества

результатов обучения и

необходимого уровня

сформированности компетенции;

выявить специфику проверяемых компетенций и соответствующих им заданий;

определить число заданий и время,

необходимое

для их выполнения;

разработать задания для проверки результатов обучения, уровня развития или сформированности компетенции, ее соответствия

требованиям профессионального

образования

;

придать заданиям, по возможности, междисциплинарный и

/или

комплексный характер;

установить процедуру контрольно-измерительного процесса.

Таким образом, ФОС направлен, прежде всего, на контроль качества образовательной деятельности, на обеспечение обратной связи, установление уровня усвоения знаний на всех этапах обучения, определение эффективности учебного процесса и корректировку преподавателем учебного процесса на основе полученных результатов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение следует подчеркнуть, что педагогическими работниками в образовательных организациях осуществляется огромная работа, успешность которой зависит не только от их способности умело выстраивать содержание учебного материала на основе компетентностного и деятельностного подходов, владения методикой контроля, умения стандартизировать контрольно-оценочные процедуры, но и от стремления педагогов максимально индивидуализировать образовательный процесс.

 

ЛИТЕРАТУРА

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Министерство образования и науки

Российской Федерации // Гарант

: информационно-но-правовой портал. -

Режим доступа

:

http://www.garant.ru/doc/law

.

Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ

и дополнительных

профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов№ ДЛ-01/05вн от 22 января 2015 г.

[Электронный ресурс] // Гарант

: информационно-правовой портал. -

Режим доступа

:

http://www.garant.ru/doc/law

.

Веронов

, С. А. Учебный процесс

в

институт

е

физической культуры - путь интеллектуального развития

будущего

специалиста

 

в области физической культуры и спорта

/ С.А.

Веронов

, Г.А. Шашкин // Актуальные проблемы физической

культуры

. - 2016.- № 4. - С. 33-38.

Ефремова, Н. Ф. Проблемы оценивания компетенций студентов при реализации компетентностно-ориентированн

ых ООП ВПО [Электронный ресурс]

: презентация / Н. Ф. Ефремова. - Режим доступа:

http

://

www.myshared.ru/slide/130824

.

Козлов, А. В. Профессиональная подготовка с

тудентов

 

с использованием инновационных технологий обучения / А.В. Козлов // Актуальные проблемы физической

культуры

. - 2016. - № 4. - С. 39-42.

Козлов, А. В. Психология и педагогика высшей

школы

: учебник / А. В. Козлов, И. В. Лобачев,

С.

П. Потанин. - СПб.

:

СПБГУ,

2015. - 104 с.

Колчев

, А. А. Проблемы формирования научно-инновационного комплекса вуза в структуре инновационной системы профессионального образования / А.А.

Колчев

, Е.И. Бунина // Актуальные проблемы физической

культуры

. - 2013. - № 1. - С. 32-37.

Петров

, В. Л. Инновационные подходы к подготовке специалистов в высших военных учебных заведениях / В.Л.

Петров

// Теория и практика физической культуры.2016.

№ 2. С. 11-12.

Реутова, О. В. Формирование фонда оценочных средств в реализации программы универсального бакалавриата [Электронный ресурс] / О. В. Реутова, А. В. Стахеева // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 3. - Режим доступа:

http://www.srience-education.ru/m/artide/view?id=24501

.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×