Статья "Достижение нового качества обучения по истории и обществознанию в условиях реализации ФГОС" | Петриченко Светлана Владимировна. Работа №250725
Автор: Петриченко Светлана Владимировна
Принятие новых образовательных стандартов и начало их внедрения в основную школу заставляет пересмотреть давно сложившиеся стереотипы педагогической деятельности и позволяет учителям по-новому выстраивать школьное образовательное пространство.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей с
ограниченными возможностями здоровья «Злагода» муниципального
образования городской округ Симферополь Республики Крым
МБОУ «С(К)ОШ «Злагода» г.Симферополь
Достижение нового качества обучения по истории и обществознанию в условиях реализации ФГОС
Подготовила учитель высшей категории
Петриченко Светлана Владимировна
Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Прежде чем говорить об особенностях ФГОС основного общего образования, необходимо отметить, что он является частью федерального государственного образовательного стандарта общего образования, при разработке которого соблюдался принцип преемственности.
В то же время ФГОС основного общего образования предполагает серьезные изменения в организации образовательного процесса по сравнению со ступенью начального общего образования. Впервые он позиционируется как стандарт подростковой школы, что предполагает максимальный учет особенностей детей подросткового возраста, ориентацию на обеспечение успешности и своевременности формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности данной возрастной группы, в том числе посредством адекватного построения образовательного процесса, выбора условий и методик обучения.
Наряду с фундаментальной общеобразовательной подготовкой, обучающимся предполагается предоставить широкий спектр социальных и профессиональных проб и оптимальные условия для развития творческих способностей.
Федеральный государственный образовательный стандарт – принципиально новый для отечественной школы документ.
Если варианты аналогичных документов предыдущих поколений являлись прежде всего стандартами содержания образования, то ФГОС нормирует все важнейшие стороны работы школы, определяет уклад школьной жизни.
Изменилась структура стандарта. ФГОС представляет собой совокупность требований:
1) к структуре основной образовательной программы;
2) к условиям реализации основной образовательной программы;
3) к результатам освоения основной образовательной программы.
Изменилась не только структура, но и методология стандарта.
Во ФГОС последовательно реализуется системно-деятельностный подход.
Системообразующей составляющей стандарта стали требования к результатам освоения основных образовательных программ, представляющие собой конкретизированные и операционализированные цели образования. Изменилось представление об образовательных результатах – стандарт ориентируется не только на предметные как это было раньше, но и на метапредметные и личностные результаты.
Результаты образования представлены в ФГОС и материалах, обеспечивающих его введение, с разной степенью детализации. В разделе «Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования», который ориентирован в основном на широкую общественность, родителей, законодателей, результаты представляются в общем виде как определенная конкретизация целей образования. Планируемые результаты, входящие как раздел в структуру основной образовательной программы и предназначенные для учителей, разработчиков программ учебных предметов, ЕГЭ, авторов учебников, предполагают большую детализацию и конкретность, а для ступени среднего (полного) общего образования также уровневую дифференциацию.
Изменились методологические основы системы оценки достижения требований стандарта к результатам образования – критериальной основой оценки становятся результаты деятельности по реализации и освоению основной образовательной программы не только на уровне обучающихся, но и на уровне педагогов и образовательных учреждений.
В требованиях к структуре основная образовательная программа общего образования впервые рассматривается как целостный документ, задаются её структурные компоненты и определяются требования к каждому из них. Специфика требований к структуре состоит в том, что в стандарте зафиксировано наличие обязательной и формируемой участниками частей образовательного процесса и их соотношение, в том, что определены разделы основной образовательной программы (содержательно и количественно) и, наконец, в том, что задается интеграция учебной и внеурочной деятельности.
Впервые в структуре ФГОС задаются требования к условиям осуществления образования, дифференцированным по видам ресурсов (кадровых, финансовых, материально-технических, информационных, учебно-методических).
Соблюдение требований к условиям реализации основной образовательной программы общего образования должно обеспечивать создание комфортной для обучающихся и педагогических работников образовательной среды, гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья школьников; высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся.
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы. Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД, включена подпрограмма «Формирование ИКТ компетентности обучающихся». Реализация программы формирования УУД в начальной школе – ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта.
Принципиальные отличия стандартов первого (2004 г.) и второго (2010 г.) поколений 2004 год Нормы и требования, определяющие обязательный минимум Сумма знаний Система универсальных ЗУНов Ключевые компетенции Развитие личности 2010 год Деятельностный подход Возрастная периодизация Конвенциональная норма Воспитание как ценностноориентирован- ный процесс Содержание образования и способы организации учебной деятельности Систематизация и дифференциация ключевых компетенций
Первый опыт внедрения ФГОС показал, что в целом, концептуальные идеи и прописанные пути реализации новых образовательных стандартов актуальны и востребованы современной образовательной системой.
Изменились требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования. Введены часы на внеурочную деятельность обучающихся, которые увеличивают возможность школы и создают условия для организации индивидуальной проектно-исследовательской работы с первоклассниками.
Изменился характер деятельности учащихся - исследовательский, творческий, продуктивный; повысилась доля самостоятельной работы учащихся на уроке; появилась возможность применять знания при выполнении практико-ориентированных заданий; снизилась тревожность, повысилась мотивация к учению. Изменилась роль учителя на уроке, теперь учитель перестает быть единственным носителем знания, как было раньше и выполняет роль проводника
Перспективы изменений в профессиональной деятельности учителя в условиях введения ФГОС
Переход на новые образовательные стандарта является событием, определяющим в ближайшей перспективе главный вектор изменений в системе образования. Поэтому особое значение приобретает задача обеспечения профессиональной готовности учителей истории к успешной реализации ФГОС нового поколения в основной школы.
Главным субъектом, на который ложится ответственность за эффективное внедрение федеральных стандартов нового поколения, является учитель.
И прежде, чем перестраивать всю систему образования, необходимо перестроить, или перенастроить сознание носителя знаний, умений, навыков и ключевых компетенций - учителя.
Изменения ФГОС не могут не отразиться на личной профессиональной деятельности педагога. Это связано и с изменением образовательных программ, нормативной базы образовательных учреждений, с новой логикой построения учебников и новым построением содержания учебных предметов.
Осложняется работа и огромным лексическим материалом, который учитель должен освоить, осознать, использовать в своей работе
Критериями практической готовности учителя к реализации требований ФГОС можно считать:
принятие целей нового образовательного стандарта, изменений, связанных с введением ФГОС;
овладение способами проектирования и достижения учебно-профессиональных задач в условиях перехода на ФГОС;
включение
обучающихся
в деятельность по организации открытия нового знания, организация учебного сотрудничества;
владение способами организации внеурочной образовательной деятельности при помощи форм и методов, отличных от урочных форм организации учебной деятельности школьников;
владение и использование средств и ресурсов информационно-образовательной среды школы;
отслеживание и оценка уровня
сформированности
предметных результатов, выделяя
компетентностный
уровень;
владение методами педагогической диагностики для выявления и оценки уровня
сформированности
метапредметных
образовательных результатов;
отказ от авторитарной позиции во взаимодействии с
обучающимися
;
предоставление школьникам возможности проявления учебной инициативы;
выстраивание урока, исходя из учебной ситуации, поощрение учебной самостоятельности школьников.
Какие проблемные моменты видит учитель в своей подготовке (какие из них требуют исправления в первую очередь)?
психологическая
, связанная с традиционным подходом к профессии
дидактическая - неготовность к переходу на новую систему оценивания результатов образовательных достижений обучающихся;
Для решения перечисленных проблем необходимо изменить деятельность и педагогов через системное сотрудничество на уровне всех структурных подразделений школы.
На какие элементы имеющегося опыта педагог может опереться при подготовке к занятиям в условиях ФГОС.
достаточный уровень теоретико-методологической подготовки в организации проектной и исследовательской деятельности в рамках как аудиторной, так и внеаудиторной занятости обучающихся;
владение информационными технологиями;
умение работать с нормативной документацией;
опыт разработки примерных и рабочих программ на основе требований ФГОС;
креативный
тип мышления;
активная социальная позиция;
обеспеченность учебного заведения новейшим информационным оборудованием;
Настоящее внедрение новых стандартов возможно лишь в том случае, если большая часть учителей будет мотивирована на перелом в методах и приемах своей обучающей деятельности.
Мало быть готовым к реализации ФГОС, необходимо понять, что изменений в образовательной системе требует наша реальная действительность.
Результаты подобного анализа должны стать основой для целенаправленного развития профессиональных компетентностей учителя
Новые черты образовательного процесса в условиях ФГОС
Понимание результатов образования как способности к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач
Приоритет
метапредметных
результатов освоения основной образовательной программы
Воспитание общероссийской гражданской идентичности в условиях
поликульутрноо
общества
Повышенное внимание к духовно-нравственному воспитанию личности
Уровневый подход к представлению и оценке образовательных достижений обучающихся (базовый и повышенный уровни)
Выделение внеурочной деятельности как составной части образовательной программы и е
ерегламентация
стандартом
Построение системы оценки образовательных достижений, отвечающей требованиям ФГОС
Защита учебного проекта как обязательная часть итоговой аттестации 9-классников
Обязательный экзамен по истории России в 9 классе
Если сравнить традиционную деятельность учителя и деятельность учителя на уроке, направленном на получение метапредметных и личностных результатов, то можно увидеть ряд отличий:
Предмет изменений
Традиционная деятельность учителя
Деятельность учителя, работающего по ФГОС
Подготовка к уроку
Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока
Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения
При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации
При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами
Основные этапы урока
Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя
Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)
Главная цель учителя на уроке
Успеть выполнить все, что запланировано
Организовать деятельность детей:
по поиску и обработке информации;
обобщению способов действия;
постановке учебной задачи и т. д.
Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)
Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.
Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.
Форма урока
Преимущественно фронтальная
Преимущественно групповая и/или индивидуальная
Нестандартное ведение уроков
–
Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся
Взаимодействие с родителями обучающихся
Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс
Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета
Образовательная среда
Создается учителем. Выставки работ обучающихся
Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов
Результаты обучения
Предметные результаты
Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные
Нет портфолио обучающегося
Создание портфолио
Основная оценка – оценка учителя
Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки
Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ
Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения
Исходя из перечисленных выше ключевых особенностей нового Стандарта, можно констатировать, что при введении ФГОС в массовую практику самостоятельность и ответственность образовательного учреждения резко повышается. При таком рамочном Стандарте при умном руководителе ОУ, профессиональном педагогическом коллективе есть шансы и возможность реализовать президентскую инициативу «Наша новая школа»
В процессе перехода к ФГОС происходит обновление целей и содержания школьного обществоведческого образования. Академик А.Н.Иоффе автор работы «Компетентностная парадигма» определил новые подходы к целеполаганию, в основе которых лежат не ЗУНы, а компетенции. В связи с этим изменились формулировки целей, прежде всего вводится формулировка «создать условия», что применимо к образовательным, развивающим и воспитательным целям. Это позволит учащимся реализовать себя и свои способности, а так же применять на практике полученные знания.
Изменения коснулись и в смене образовательной парадигмы - это концепция, которая включает в себя стратегию и тактику, доминант и приоритетов развития образования.
Прежде всего:
Превращение знания из цели в средство
Учить способам познавательной, практической деятельности
Применять
компетентностный
подход
Субъект - субъектные отношения, выстраиваемые по горизонтали, отношения двунаправленные
Использование интерактивных, развивающих технологий
Развитие универсальных учебных действий
Главная цель образования - развитие личности, ее социализация
Ведущие компетенции
Информационная
Социальная
Коммуникативная
Когнитивная
Предметная
Применительно к урокам истории и обществознанию это использование интерактивных методов таких как групповая работа, умение взаимодействовать в группе. Это использование таких технологий как: «Мозаика», «Пила», «Синквейн»-работа с сущностью понятия, «Фиш - боун»-позволяющий давать характеристику, оценку историческому событию, «Кластер»-позволяющая разбить тему на смысловые блоки. Наиболее актуальными сейчас являются методики «SWOT-анализ», «Ассоциативная таблица», «Портрет слова» -позволяющие работать с текстом документа. Это лишь е полный перечень методик и технологий, которые делают современный урок актуальным и насыщенным, отвечающий современным требованиям.