СТАТЬЯ «ИГРЫ НА ШУМОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ» | Кондратюк Наталья Станиславовна. Работа №323868
СТАТЬЯ «ИГРЫ НА ШУМОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ»
Музыкальный руководитель Кондратюк Н.С.
Ребенок «входит в музыку» через коллективные занимательные игры, связанные с ритмическими упражнениями, музицированием на шумовых инструментах. Детские шумовые инструменты можно использовать очень широко и разнообразно, особенно в работе с детьми дошкольного возраста.
Таким образом, привлекая детей к игре на детских шумовых инструментах, мы открываем перед ними прекрасный мир звуков, развиваем стремление к сотворчеству, обогащая мир каждого ребенка.
Цель использовани игр:
1)развитие творческого воображения, музыкальности через объединение различных ощущений (слуховых, двигательных) в процессе музицирования,
2)активизировать творческий поиск ребенка в подборе тембра звука, громкости звучания в зависимости от текста, его содержания,
3) учить детей концентрировать внимание на очень тонком тембровом различии возникающих звучаний.
Музыкальный руководитель Кондратюк Н.С.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №144 ГОРОДА МАГНИТОГОРСКА
Ребенок входит в музыку через коллективные занимательные игры, связанные с ритмическими упражнениями, музицированием на шумовых инструментах. Детские шумовые инструменты можно использовать очень широко и разнообразно, особенно в работе с детьми дошкольного возраста.
Все, что может показаться забавой, развлечением, в действительности подчинено строго запрограммированному педагогическому замыслу. Играя в игру, дети незаметно для себя усваивают премудрости сольфеджио, даже не подозревая о существовании сложности ритма и метра. Дети выстукивают на музыкальных инструментах ритмические рисунки, импровизируют. И все это – игра, в которой он участвует, творчески создавая, а не подражая. Используя в играх шумовые музыкальные инструменты, дети учатся сопоставлять, сравнивать звуки, услышанные в жизни, в том числе и звуки, составляющие ту или иную музыкальную интонацию, учатся моделировать художественный образ музыкального произведения.
Экспериментируя со звуками, ребенок начинает по-иному воспринимать окружающий мир. Благодаря игре на самодельных музыкальных инструментах малыши раскрепощаются, легче вступают в контакт с другими детьми и взрослыми, гораздо смелее выходят выступать при большом количестве зрителей.
Таким образом, привлекая детей к игре на детских шумовых инструментах, мы открываем перед ними прекрасный мир звуков, развиваем стремление к сотворчеству, обогащая мир каждого ребенка.
Для успешного проведения игр – занятий на шумовых инструментах советуем соблюдать следующие правила:
Подбирать сказку, стихотворение или рассказ, учитывая их доступность для ребенка и возможность шумового оформления
Обеспечить благоприятную, спокойную обстановку на занятии
Во время исполнения использовать жесты и мимику, говорить медленно и выразительно, выдерживая паузу
Игра на инструменте должна звучать в паузах, иллюстрируя текст. Побуждать детей к игре на инструментах
Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или заранее условленным сигналом
Для малышей можно использовать сказочки – шумелки. В сказке текст составляется так, что после одной – двух фраз ребенку предоставляется возможность что - либо изобразить шумом. Дело это веселое, очень полезное и весьма эмоциональное. Копирование чужих ритмов развивает слуховое восприятие и память. Различение громких и тихих звуков, отрывистых и протяжных, высоких и низких активизирует слух ребенка. Шумовое оформление сказок требует умение сосредоточить внимание, вслушиваться, быстро реагировать.
Озвучивая сказки или стихи, можно использовать информационно – коммуникационные технологии. Показывая детям на большом экране сюжет сказки (в виде слайдов) или картины природы, и одновременно используя шумовые инструменты, у детей сохраняется повышенный интерес и пробуждается творческая мысль на протяжении всей игры.
Игра Зелёная тишина
Цель: развитие творческого воображения, музыкальности через объединение различных ощущений (слуховых, двигательных) в процессе музицирования
Предложите детям закрыть глаза и прислушаться – кажется, кто – то идет. Через несколько секунд дети открывают глаза. Спросите их: Кто это к нам приходил. Затем педагог вместе с детьми читает стихи, используя музыкально – шумовые инструменты
Педагог:
Кто пришел так тихо – тихо?
Ну, конечно, не слониха!
И, конечно, бегемот
Тихо так пройти не смог!
Дети: (по очереди)
Дождь идет – стучит по крыше:
Кап, кап, кап, кап
Ход часов мы тоже слышим:Тик – так, тик – так
Слышим мышку: шур – шур – шур
Слышим кошку: мур - мур – мур
Но никто из вас не слышал,
Как листок из почки вышел.
Вы услышать не могли,
Как зеленые травинки,
Сняв зеленые ботинки,
Тихо вышли из земли.
Вышли тихо, очень тихо,
И повсюду ТИШИНА…
Это значит, это значит:Тише всех пришла ВЕСНА.
Колокольчик
Палочки
Шуршунчики
Музыкальный ключик
Мешочки с целлофановыми пакетами, с семечками
Ореховые ниточки
Тсс…(палец к губам)
Тутти
Игра Весёлая зима
Цель: активизировать творческий поиск ребенка в подборе
тембра звука, громкости звучания в зависимости от текста,
его содержания.
Шла зима, снежком играя - румба
В пышной шубе меховой,
Тучи снежные сгребая - шуршащие звуки
У меня над головой.
Мне попал снежок в ладошки- - румба или металлофон
Пусть погреется немножко…
Не послушался снежок
И водичкою утек! - глиссандо на металлофоне
Творческое озвучивание этого стихотворения может включать также и пластическую импровизацию. Движения и жесты подбираются по смыслу стихотворения. Используя информационно- коммуникационные технологии показать слайды с зимними картинами природы: большие снежные сугробы, падающий снег, снежинка на ладошке, капелька воды (растаявшая снежинка) на ладошке.
Игра Шёпот и шорох
Цель: учить детей концентрировать внимание на очень
тонком тембровом различии возникающих звучаний.
Педагог:
Навостри-ка уши, тишину послушай !
Слышишь?
Ребенок:
Шебаршатся где-то мыши,
Под кореньями шуршат-
Дружно шишку шелушат. - ореховые ниточки
Педагог:
Тише, шорох, не дыши!
Слышишь, стихли камыши?
Слышишь?
Ребенок:
Слышу…
По болоту вышли цапли на охоту.
Цапли ужинать спешат,
Рыщут, рыщут лягушат - бамбучик
Педагог:
Слышишь?
Ребенок:
Слышу…
Две букашки спать устроились в ромашке
Под простынки влезть хотят,
Лепестками шелестят. - шуршунчик
Педагог:
Тише, тише, тишина
Тише, тише спать пора.
Список используемой литературы:
1.Тютюнникова Т.Э., Шумовой оркестр снаружи и изнутри — Музыкальная палитра. №6, 2006;
2.Тютюнникова, Т.Э. Нескучные уроки. — М., 2009;
3.Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Сказка в музыке. Музыкальные инструменты. — М., ТЦ Сфера, 2009;
4.Орф К. Шульверк. Музыка для детей.