Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 25.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ | Димова Юлия Алексееввна. Работа №329657

Дата публикации:
Автор:
Описание:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В начальной школе учителя на своих уроках, в любом случае, пользуются элементами театрализации, но совсем немного. Театрализация в образовательном процессе относится к нетрадиционным формам уроков. Каждый учитель начальной школы применяет театрализацию в той или иной форме на уроке музыки, изобразительного искусства, т.е. всего, что повлияет на эмоциональную сферу ученика, оживит его внимание, воображение, фантазию. Театрализация - является одним из методов  обучения  по  эмоционально – образной  системе младших школьников.

Учитель начальных классов перкакит

Димова Юлия Алексеевна

МОУ СОШ22

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

 

Аннотация:

В начальной школе учителя на своих уроках, в любом случае, пользуются элементами театрализации, но совсем немного. Театрализация в образовательном процессе относится к нетрадиционным формам уроков. Каждый учитель начальной школы применяет театрализацию в той или иной форме на уроке музыки, изобразительного искусства, т.е. всего, что повлияет на эмоциональную сферу ученика, оживит его внимание, воображение, фантазию. Театрализация - является одним из методов обучения по эмоционально – образной системе младших школьников.

Ключевые слова:

театрализация, творчество, искусство, урок, игра, ученики, школа, произведения.

 

Сейчас в школах учителя всё чаще используют разные методы, элементы театрализации. Театрализация тесно связана с игрой, они входят в большинство традиционных предметов - в форме ролевых игр, творческих экзаменов. Понимание самой сути игры, умение взять на себя какую-либо роль, научиться методам общения со слушателями, умение сосредоточиться и т.д. часто становится необходимым, для усвоения учебного материла.

В направлении активизации современного образовательного процесса в школе происходит поиск новых путей сопряжения театрального искусства и педагогики. И с этой точки зрения, усиливается внимание к театрализации как к «комплексной системе использования всех выразительных средств искусства» [1]. Например, основное положение системы К. С. Станиславского заключается в формуле: «путь к чувству лежит через действие» [3]. Иными словами, учитель должен обладать актерским мастерством, это поможет завлечь, заинтересовать учеников.  С позиции В. Г. Маранцмана, «включение смежных искусств в изучение литературного произведения помогает нам управлять потоком ассоциаций, стимулировать возникновение определенных представлений в сознании читателя. Таким образом, у ученика не возникает чувство, что представление ему навязано. Оно возникло как бы само собой. В итоге, параллельные искусства смогут усилить эмпатию, субъективную сторону разбора» [5]. Они задерживают на себе внимание детей, рождают интерес.

Л.С. Выготский считает, что «драматизация ближе, чем всякий другой вид творчества, ведь она связана с игрой, этим источником различного детского творчества, и поэтому наиболее синкретична, то есть, в нее входят моменты самых различных видов творчества» [2]. В определении понятия «творчество» дидакты и методисты опираются на идеи известного психолога Л. С. Выготского, который понимал творчество как «создание нового, все равно будет ли это какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и находящимся только в самом человеке»[2]. Л.С. Выготский писал, что литературное творчество, является свойственным для школьного возраста. М. А. Рыбникова выразила интересную мысль: «От маленького писателя к большому читателю» [7], которая принята многими методистами и учителями. Чей опыт показал: если школьник попробует себя в творчестве, он будет гораздо более чуток к авторскому слову, писательскому мастерству. Неплохо выразился по этому поводу В. А. Сухомлинский, он писал, что «любовь к поэтическому творчеству не может быть развита без творчества»[9]. Такой мудрец древности как Сократ посвятил свою жизнь воспитанию в учениках духовной самостоятельности. Он считал себя «человеком, способным пробуждать в других людях стремление к истине» [8].

Итак, театрализация - это методический прием, который предполагает включение в ход урока уже готовых элементов театрализации, в ходе которого подготовленные ученики входят в класс с элементами костюма героя, говорят его более выразительные фразы. Театрализация, также поможет обогатить словарный запас учащихся.

Театрализация содержит в себе:

1) Инсценирование это разработка драматического изменения известного текста. Ученики пишут диалоги героев и создают пояснения, уточняющие образ места и времени и другие. Данный метод подойдет, чтобы увидеть динамику фабулы, так как для драматического изложения необходимо точное определение действий.

2) Режиссерский комментарий - это процесс повествования будущего спектакля от имени условного режиссера, рассуждение над способами изображения времени и места в спектакле, характере действующих лиц, «сверхзадаче» спектакля.

3) Сценическо-игровые упражнения это задания, основанные на материале текстов художественных произведений с использованием методов театральной педагогики. Это могут быть: сценические этюды, пробы на роль.

4) Театральное видение пьесы это метод рассмотрения драматического произведения, где работа с пьесой проходит в форме деловой игры - создание выдуманного спектакля. В ходе этой игры создается режиссерский комментарий, проводятся пробы на роль, эскизы костюмов, формируется «главная цель» спектакля и, в итоге, можно выделить идею и художественную особенность пьесы.

Импровизация  «свободный, самостоятельный выбор деятельности. Она играет очень важную роль на уроках, где присутствуют элементы театрализации» [4]. При условии, если такие уроки заключались бы в репетиции, в простом заучивании роли, а конечная цель к показу спектакля, то дидактическая задача была бы равна нулю. В этом случае необходимы не только творческий продукт или метод выполнения, но и возможность применять сценическое занятие для более глубокого вживания в историческую эпоху.

Также, учителями часто применяется метод открытого режиссерского действия. Эта методика дает возможность преобразовать урок в своеобразный сочиняемый спектакль, где промежуточным действием является работа коллективного творчества. Здесь так называемая «работа», найдется для всех учащихся в классе (создавать декорации, придумать костюмы, возможно, какие-то отличительные реплики персонажей, и т.д.).

Для того чтобы ролевая игра прошла успешно, очень важна обдуманная учителем специально организованная ситуация сражений между участниками, воплощающими исторические образы, которые находятся по разные стороны игрового конфликта. Важное место имеет организация ролевой игры, в ходе которой ученикам поясняется характер исторического персонажа, в образе которого они будут участвовать, его идеалы, возможны даже элементы речевой особенности. В ролевой игре также имеет место атмосфера в классе, различные предметы, характеризующие особенности той исторической эпохи. Одной из главных функций театрализации является отработка, движений, жестов, мимики и т.д.

Театрализация – это «применение средств театра в педагогическом процессе. Театрализованная игра, элементы, приемы театрализации являются гармоничным сочетанием театрального искусства с педагогическим процессом по своим целям и особенностями построения» [6]. Но, сочетание слов «театр на уроке» пугает учителей, потому что представляется в виде массы декораций, костюмов, репетиций. Урок никак нельзя заменять развлекательной постановкой, а в полной мере использовать средства театра можно на факультативе, в кружке, школьном театре.

Приемы использования элементов театрализации на уроке

Персонификация

 –

исторический персонаж или писатель,

живший

реально

,

участву

ет в уроке как помощник учителя.

«Кто я?»

 

Ученик

,

одетый в костюм какого-либо героя, персонажа рассказывает о себе

.

Задача учащихся угадать, кто он.

Выступление исторического лица

 (речь,

жестикуляция (если имеется)

законы и др.).

Историческая сценка

 – небольшое представление –

один из методов

передачи уч

еникам

исторической информации

с помощью

ролевого исполнения по заранее

заготовленному

сценарию с применением театральных атрибутов.

Подготовка

-

написание сценария, распределение ролей, подготовка костюмов и реквизита,  репетиции.

Во время уроков можно применять самые разные театральные методы:

Метод перевоплощения: ученикам предложено показать животное, которое написано на карточке, задача в том, чтобы передать соответствующие движения животных: птиц, повадки кошек и т.д. Такая техника хорошо подойдет перед изучением нового материала или на этапе закрепления, как на уроках чтения, так и на окружающем мире.

Метод выражения своего состояния, эмоций, чувств: ученикам предлагается показать состояние или настроение написанное на карточке: ожидание, грусть, усталость, удивление, волнение, гнев, радость, спокойствие и т.д.

Метод подражания: ученикам предлагается изобразить свойственные персонажам походки: голубя, балерины, хомяка, бегуна, кошки, черепахи и т.д.

Например, на уроке литературного чтения, можно использовать игру «Театр масок»: один ученик встает в роли артиста и к нему приходит фотограф. Его задача изображать выражение лица разных героев. Например, изобразить как выглядит злая Баба-яга, волка из сказки «Семеро козлят», лису из сказки «Колобок», Мальвину и Буратино и т. д.

Игра «Кто сказал?». Здесь ученикам предлагается прослушать фрагмент кинофильма, или мультфильма. Далее учитель выключает звук, задача детей попробовать самим озвучить отрывок. Отрывки лучше использовать разные грустные, веселые. Чтобы дети чувствовали разницу между интонациями, эмоциональностью.

Детям можно предложить поиграть в магазин. Где один ребенок становится в роли продавца, а остальные ведут себя покупателями. С помощью подобных игр дети осваивают различные профессии.

В работе с первоклассниками подойдет работа «Театр-экспромт». Можно начать такую форму работы со сказки «Репка», потому что у героев этой сказки нет слов. Между учащимися делятся роли, и раздаются маски героев произведения. Учитель за кадром читает сказку, а дети-актеры исполняют все, о чем сообщает «голос за кадром». С каждой последующей сказкой можно давать детям по не многу реплик для заучивания. Также можно разыгрывать сценки со страниц Азбуки.

На уроке окружающего мира, можно использовать игру «Крокодил». Где детям по очереди раздаются листочки с названием животного, им необходимо без слов его изобразить так, чтобы другие дети угадали.

Ну и конечно же, как и в конце любого урока, в завершении занятия с приемами театрализации необходимо провести рефлексию. Она помогает учащимся осмыслить пройденную тему, закрепить полученные знания,а также, ответить на такие вопросы как: «Как мне удалось исполнить ту или иную роль?», «Что изменилось в моем понимании художественного произведения?», «Понравилось ли мне быть в роли того или иного героя?», «Что больше понравилось, а что не очень» и т.д.

Применение разных коррекционных методов продуктивно влияют на формирование у детей эмоций, умение выражать свои чувства, владеть своим телом, помогают школьникам подготовится к инсценировкам произведений, позволяют обогатить детей знаниями и развить умения, важные для успешной речевой и социальной адаптации в современном мире. Роль театра очень важна не только в развитии профессиональной компетентности учителя. Его приемами необходимо пользоваться также и в процессе воспитания и обучения.

Итак, театрализация – интересное и увлекательное занятие, будь она поставлена отдельно как спектакль, либо же небольшими сценками на уроках. Этот процесс вовлечет в себя даже мало активных, застенчивых детей. Даже небольшие элементы театрализации играют большую роль в обучении детей младшего школьного возраста, ведь их легче заинтересовать учебным материалом через игру, небольшой спектакль. Еще театрализация может прийти на помощь для сплочения детского коллектива. Младший школьный возраст имеет большое значение в жизни детей, участие в различных конкурсах, соревнованиях, спектаклях и т.д. помогает многим детям найти себя, раскрыть свои таланты и направить их в нужное русло.

 

 

Список литературы

1. Вуджек Т. Как создать идею. СПб.: Питер Пресс, 1997. С. 12.

2. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991.

3.  Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе. – М., 1992. 

4. Козырева А. Ю. Педагогика психологии творчества. М. , 1992. С. 124.

5. Леонов А.А. Театральные игры на уроке литературы // Театр и образование. - М., 1992.

6. Мещеряков Б. Мышление. Психология. СПб. : Прайм ВРОЗНАК, 2007. С. 403.

7. Низовских Н. А. О самовыражении и творчестве в деятельности человека // Психология творческого самовыражения: материалы межрегион. науч.-практ. конф. / под ред. Н. А. Низовских. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2004. С. 131.

8. Стьюер Ш. Креативное мышление в Photoshop. НТ Пресс, 2005.

9. Частоколенко Я. Б. Актуализация первичной креативности // Психология творческого самовыражения: материалы межрегион. науч.-практ. конф. / под ред. Н. А. Низовских. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2004. С. 78–86.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×