Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Статья к уроку по обществознанию в 10 классе на тему: "Семейное право" | Мельникова Елена Андреевна. Работа №338483

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Данная статья формирует представления и знания об основах семейного права в РФ: о порядке заключения и расторжения брака, недействительности брака,  об имущественных и личных неимущественных правах и обязанностях в семейно-брачных отношениях, даёт определение термину "брачный договор". Продолжить формирование способностей учащихся к выбору действий и поступков в  правовой ситуации в соответствии с нормами семейного законодательства.

Целями данной статьи являются: 

Конкретизировать теоретические представления о порядке и условиях заключения и расторжения брака, о признании недействительности брака, личных имущественных и неимущественных правах и обязанностях супругов.

Довести до учащихся специфику правового регулирования семейных отношений.

Продолжить формирование умений учащихся работать с источниками, анализировать их содержание на основе полученных знаний; формировать навыки и умения применения теоретических знаний в практических ситуациях;

Создать правовые предпосылки для ответственного отношения к будущей семейной жизни.

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 имени Г.С. Сидоренко г. Новокубанска муниципального образования Новокубанский район
Технологическая карта урока по обществознанию в 10 классе на тему: Семейное право
Урок разработала учитель общественно-исторических дисциплин:
Мельникова Елена Андреевна
Задачи урока:
cистематизация и углубление знаний о семейном праве;
конкретизация представлений учащихся об отношениях, регулируемых семейным законодательством, о правах и обязанностях супругов, родителей и детей;
выработка умений учащихся получать и критически осмысливать правовую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
формирование у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом.
Форма урока: практикум.
Оборудование урока: тексты-распечатки с фрагментами из Конституции РФ, Семейного кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ, карточки с заданиями для деловой игры, тестовые контрольные задания.
На изучение данной темы отводится один час. На уроке идёт работа с теоретическим правовым содержанием: учащиеся углубляют свои знания, полученные ими в основной школе об источниках семейного права, условиях вступления в брак, порядке его расторжения, субъектах семейных правоотношений, личных правах супругов и практическая отработка теоретических знаний.
Ход урока
Мобилизующее начало урока:
постановка целей урока;
настрой учащихся на реализацию задач урока;
вступительное слово учителя.
Актуализация.
Вопросы для проверки знания материала, изученного на предыдущем уроке:
Что такое брак?
Встретились мужчина и женщина. Родились дети. Живут счастливо. Но их отношения государством зарегистрированы не были. Можно ли эту группу людей семьей?
Мужчина и женщина полюбили друг друга и решили венчаться в церкви. В государственных органах регистрации не было. Можно ли считать эту пару семьей? Изменится ли что-либо после рождения ребенка?
При каких условиях союз мужчины и женщины порождает их права и обязанности друг перед другом и детьми?
Каким образом производится регистрация брака?
Каковы условия вступления в брак?
Какие существуют основания прекращения брака?
Всегда ли вопрос о расторжении брака решается в судебном порядке?
Какие группы прав и обязанностей супругов выделяются в законе?
Основная часть урока. Продолжение изучения темы Семейное право.
1) Имущественные правоотношения супругов.
Работа с текстом главы 7 Семейного кодекса РФ Законный режим имущества супругов.
Задание 1. На основании статей Семейного кодекса РФ определить, какое имущество супругов является совместной собственностью, а какое – собственностью каждого из супругов. Результаты записать в таблицу.
Задание 2. Распределить предложенные ученикам карточки с примерами имущества на две группы – Моё и Наше, объяснить свой выбор на основании закона.
доходы супруга от трудовой деятельности во время брака
фирма супруга, основанная до вступления в брак
машина, приобретенная супругом до вступления в брак пенсия супруга во время брака
гонорар за опубликованную супругом во время брака книгу
пособие по уходу за ребенком во время брака
доля в уставном капитале фирмы супруга, учрежденной во время брака
пальто супруга, приобретенное во время брака
бриллиантовое колье жены, приобретенное во время брака
электрическая бритва супруга, приобретенная во время брака
соболья шуба жены, приобретенная во время брака
туфли супруга, приобретенные во время брака
доходы супруга от предпринимательской деятельности во время брака
телевизор, полученный супругом в подарок во время брака
дом, полученный супругом по наследству во время брака
Вопросы для обсуждения:
Считаете ли вы справедливым положение статьи 34 п.3 о праве на общее имущество супруга, который в период брака не имел дохода? Ответ поясните.
В каком случае суд вправе отступить от начала равенства долей супругов в общем имуществе?
2) Брачный договор (контракт).
А) Сообщение одного из учеников об истории брачных контрактов в разных странах и причинах их всё более широкого распространения в России в последние годы.
Б) Работа с текстом главы 8 Семейного кодекса РФ Договорный режим имущества супругов.
Вопросы для обсуждения:
Где заключается брачный договор?
Когда можно заключить брачный договор?
С какого времени брачный договор вступает в силу?
Имеет ли брачный договор юридическую силу, если брак не зарегистрирован?
В) Работа с документом. Ученикам предлагается образец-пример брачного договора.
Задание. Прочитать договор и ответить на вопросы.
Брачный договор
Город Химки Московской области, седьмое апреля одна тысяча девятьсот девяносто шестого года.
Мы, нижеподписавшиеся, гр-нин Петров Сергей Иванович, прож. по адресу:
____________________________________________________________________
и гр-ка Селезнёва Вера Николаевна, прож. по адресу:
___________________________________________________________________,
намеревающиеся вступить в брак, именуемые в дальнейшем супруги, заключили настоящий договор о следующем.
1. Общие положения
1.1 Имущество, нажитое супругами во время брака, является в период брака общей совместной собственностью супругов, за исключением имущества, лично, принадлежавшего по закону одному из супругов, а также за исключением случаев, предусмотренных в настоящем договоре.
2. Особенности правового режима отдельных видов имущества
2.1 Банковские вклады, сделанные супругами во время брака, являются во время брака и в случае расторжения брака собственностью того из супругов, на имя которого они сделаны.
< … >
Ювелирные украшения, приобретённые супругами во время брака, являются во время брака и в случае его расторжения собственностью того супруга, который ими пользовался.
Свадебные подарки, а также полученные супругами или одним из них во время брака иные подарки, предназначенные для пользования обоих супругов (кроме недвижимого имущества) – автомобиль, мебель, бытовая техника и т.п., - в период брака является общей совместной собственностью супругов, а в случае расторжения брака – собственностью того из супругов, чьими родственниками (друзьями, знакомыми, сослуживцами и т.п.) эти подарки сделаны.
Семейный кодекс и брачный договор // Социальная защита. – 1996. - №5. – С. 128
Вопросы:
Как вы понимаете положение брачного договора о том, что имущество, нажитое супругами во время брака, является совместной собственностью?
В каких пунктах документа наблюдается отступление от режима общей совместной собственности? Аргументируйте ответ.
Если бы вам пришлось составлять брачный договор, какие положения вы включили бы в него? Почему?
3) Основные права ребенка. Права и обязанности родителей.
А) Работа с текстом глав: 11 Права несовершеннолетних детей, 12 Права и обязанности родителей, 13 Алиментные обязательства родителей и детей Семейного кодекса РФ.
Вопросы:
До какого возраста человек в юридическом смысле считается ребёнком?
Какие из прав ребёнка вы отнесёте к личным неимущественным правам?
Какими имущественными правами обладает ребёнок?
Какие обстоятельства могут привести к лишению родительских прав?
Каков размер алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей в судебном порядке?
Б) Задание:
Ответьте на письмо, пришедшее в редакцию юридического журнала
В редакцию одного юридического журнала пришло такое письмо: В нашем доме живет очень старая и больная женщина — Ольга Сергеевна. Мы, все ее соседи, хоть и сами люди немолодые, помогаем ей как можем. Кто сходит за продуктами, кто уберет квартиру, кто приготовит обед, кто поможет ей из квартиры спуститься на улицу, у дома на лавочке посидеть. До последнего времени мы все считали, что Ольга Сергеевна одинокая, что нет у нее на свете ни одной родной души. Ведь никогда она никому не жалуется, да и о себе не рассказывает. Но как-то вечером рядом с нашим домом остановился роскошный автомобиль, и из него вышел молодой, хорошо одетый мужчина. Оказалось, что это родной сын Ольги Сергеевны. Но приезжал он не затем, чтобы помочь своей матери, уделить ей внимание, узнать о здоровье. Он приехал уговорить мать согласиться жить в доме для престарелых, а квартиру подарить ему. Долго после его отъезда все мы возмущались, а вот что можно по закону с такими сделать — не знаем. Помогите нам.
(Учащиеся, сославшись на ст.87 Семейного кодекса РФ, должны предложить свои варианты решения данной проблемы).
4) Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
(Анализ раздела VI Семейного кодекса РФ Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей)
Вопросы:
Чем каждая форма воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, отличается от других?
Над детьми какого возраста может устанавливаться опека и попечительство?
Всегда ли при усыновлении (удочерении) ребёнка необходимо согласие на это его родителей?
Чем положение воспитателей детей в приёмной семье отличается от положения опекунов и попечителей?
Какая форма воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, кажется вам более предпочтительной?
5) Проблемы современной семьи.
А) Сообщение одного из учеников об основных изменениях в российских семьях (по статистическим данным):
Демографическое развитие семьи
Преобладание нуклеарных семей, примерно 2/3 этих семей имеют детей, а остальные — либо молодые супруги, либо пожилые пары.
Растёт число семей с одним родителем – неполная семья, получила распространение материнская семья.
IV. Заключительная часть.
1) Учащимся предлагаются следующие задания-ситуации.
Бабушка подарила своему 12-летнему внуку принадлежавшую ей приватизированную квартиру. Кто теперь является собственником квартиры? Кто имеет право распоряжаться этой собственностью, например, сдать квартиру в аренду?
Является ли дача, перешедшая по наследству к одному из супругов после заключения брака, их совместной собственностью?
Супруги, не имеющие несовершеннолетних детей и не предъявляющие друг другу имущественных претензий, приняли решение развестись. Должен ли вопрос о разводе решаться в суде?
Супруги М. подали на развод. Жена собирается потребовать на суде долю в общей собственности с учетом полученных мужем в качестве наследства и проигранных им в карты автомобиля Москвич и дома в деревне, так как, по ее мнению, супруг расходовал это имущество в ущерб интересам семьи. Удовлетворит ли суд ее требование?
Супруги, имеющие сына, разводятся и делят имущество. К кому должны перейти приобретенные для сына спортивный тренажер и музыкальный инструмент?
При разделе имущества после развода супруга потребовала разделить всё имущество, нажитое в период нахождения в браке, поровну, включая дачу, которую её супруг получил в порядке наследования после смерти отца. Какое решение примет суд?
При разделе имущества в связи с разводом гражданин В. потребовал, чтобы суд присудил ему 2/3 подлежащего разделу имущества на том основании, что почти всё имущество было приобретено на его деньги, так как в течение пяти лет жена не работала. Жена на суде потребовала разделить имущество поровну, сославшись на то, что она занималась домашним хозяйством. Какое решение должен вынести суд?
Супруги при вступлении в брак составили брачный договор, согласно которому все предметы роскоши, подаренные мужем жене, будут принадлежать ей и останутся за ней в случае развода. После трёх лет совместной жизни супруги развелись, и муж потребовал, чтобы подаренные им жене дорогостоящие украшения и картины были поделены поровну. При этом он ссылался на нормы Семейного кодекса РФ. Правомерны ли притязания мужа?
2. Выполнение учащимися теста (в двух вариантах).
(задания прилагаются)
V. Задание на дом:
а) для учащихся более сильной группы: написать краткое письменное сочинение в форме эссе по высказыванию:
Не заставляй детей ронять слёзы слишком часто, иначе им будет нечего уронить над твоей могилой.(Пифагор);
б) остальным учащимся: составить свой вариант брачного договора.
ЛИТЕРАТУРА:
"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ " от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 15.05.2001)
"СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.12.1995) (ред. от 02.01.2000)
Обществознание: учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений / под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой. – М.; Просвещение, 2008
1
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×