Статья "К вопросу о рассмотрении понятия «престиж профессии»" | Мой кабинет. Работа №352875
Понятие «престиж профессии» актуально для той категории людей, которая стоит перед выбором будущей профессии и будущего образовательного учреждения. В обиходе указанный термин - это отображение привилегированного, имеющего высокий статус, принадлежащего к элите объекта.
Данные научно-методической литературы свидетельствуют о том, что в зависимости от ценностей меняется содержательный компонент престижа профессии (мода, авторитетность, привлекательность, значимость и т.д.). В то же время в мировой науке отображена полувековая история изучения проблемы формирования престижа профессии, который, в первую очередь, связывают с групповыми представлениями о социальном статусе соответствующих профессионалов
Авторы:
Равис Фанисович Ахметшин,
Наталья Олеговна Кирюшкина,
Рудэль Радикович Бадыкшанов
Московский транспортный колледж (г. Москва)
К вопросу о рассмотрении понятия «престиж профессии»
Понятие «престиж профессии» актуально для той категории людей, которая стоит перед выбором будущей профессии и будущего образовательного учреждения. В обиходе указанный термин - это отображение привилегированного, имеющего высокий статус, принадлежащего к элите объекта.
Данные научно-методической литературы свидетельствуют о том, что в зависимости от ценностей меняется содержательный компонент престижа профессии (мода, авторитетность, привлекательность, значимость и т.д.). В то же время в мировой науке отображена полувековая история изучения проблемы формирования престижа профессии, который, в первую очередь, связывают с групповыми представлениями о социальном статусе соответствующих профессионалов1.
Представления о престиже определенной профессии помогают соискателю ориентироваться в социальной ситуации на данный момент и, несомненно, повлиять на его профессиональный и образовательный выбор. Знания о престиже различных профессий в обществе дают социологам и руководителям социальных служб информацию о структуре общества, о его существенных чертах и особенностях, основанную на эмпирических данных2.
Престиж как социальное явление изучался отечественными и зарубежными учеными, в основном, с точки зрения профессиональной ориентации молодежи и социальной мобильности в обществе, в рамках теории социальной стратификации и социального неравенства. В этой области научного исследования классическими признаны работы П. Сорокина, Т. Парсонса, С. Липсета, Р. Бендикса, П. Блау, О. Данкена, Х. Зеттенберга, К. Девиса, У. Мура, М. Вебера, У. Уорнера3.
Исследователь-социолог Э. Дюркгейм в рамках социальной стратификации впервые заговорил о социальном престиже. По его мнению, появление необходимости в узко квалифицированных специалистах привело к разделению труда, формированию авторитетности, важности, спроса и уровня оплаты каждой специальности. В сознании людей сформированные знания о статусе представителя той или иной профессии, о его профессионально-должностных обязанностях сложились в некоторую субъективную картину иерархии профессий. Позже представления о такой иерархии назовут престижем профессий4.
В научном сообществе понятие «престиж профессии» имеет многочисленные интерпретации. Одни исследователи понимают под этим термином сумму всех вознаграждений, выпадающих на долю данной профессии, другие - комбинацию выполняемой работы и рабочей ситуации, третьи - производную от образования и доходов.
Исходя из вышесказанного, следует отметить, что престиж профессии связан с различными показателями, в том числе - с доходом, образованием, авторитетом, уважением, статусом, привлекательностью профессии и т.п., но при этом он не складывается из них5.
Понятие «престиж профессии» рассматривается как феномен общественного сознания, в котором опосредованно отражается существующая в обществе иерархия профессий или видов трудовой деятельности, определяемая различными критериями степени сложности, ответственностью за качество труда, продолжительностью необходимого профессионального образования, уровнем его оплаты и др.
Важно отметить, что изучением проблемы престижа профессии занимались многие зарубежные ученые, социологи, политологи, а также специалисты экономической сферы. Анализ литературы показывает, что исследования проблемы имеют эмпирический характер. Существуют разногласия в способах измерения показателей престижа.
Так, американский ученый Дональд Трейман в 1976 году провел более 60 опросов по проблеме престижа профессии в различных странах и анализировал при этом: разницу формулировок измерительных шкал престижа; списков профессий, подвергавшихся исследованиям; особенности респондентов; ситуации опроса. В ходе проведенных исследований он понял, что данные по престижу профессии необходимо представлять в стандартную метрику и вычислять простую среднюю величину, которая и покажет уровень сформированности престижа той или оной профессии. Таким образом, возникла Стандартная шкала престижа профессий Треймана, представляющая собой список профессий, каждой из которой приписано фиксированное значение престижа6.
Наряду с Д. Трейманом, глобальным исследованием престижа профессий занимались Янг и Уилмотт (1956), Росси и Инкельс (1957), Гусфельд и Шварц (1963). Все они подвергались большой критике за бездоказательность полученных результатов. Так, например, ученый Блейки говорил, что, несмотря на огромное количество исследований, знания об этом понятии еще очень ограничены.
Проведенные исследования по престижу профессии нельзя назвать окончательными, так как постоянно происходят смены классификаций профессий, «вымирание» одних, появление других и т.д. Новые требования к точности данных о престиже заставляют исследователей постоянно возвращаться к новому поиску нюансов престижности той или иной профессий.
Конечно, понятия «привлекательность профессии» и «престиж профессии» не тождественные: престиж - это положение вещей в обществе, он указывает, какие профессии находятся наверху социальной иерархии, а какие внизу, а привлекательность - это желание конкретного респондента обладать данной профессией (при этом он может соотносить его со своими возможностями и способностями).
Изучение литературы, касающейся престижа профессии позволило заключить следующее:
понятие «престиж профессии» рассматривается как подвид понятия «социальный престиж», основанный на общественных ценностях;
понятие «престиж профессии» не имеет единого определения;
престиж профессии рассматривается учеными во многих областях жизнедеятельности человечества, в том числе и в области образования;
в
научных
исследовани
ях
за основу определения термина «престиж профессии»
рекомендуется
прин
има
ть следующую трактовку - оценка социальной
значимости профессии, выработанная группой, которая оказывает сильное влияние на профессиональную ориентацию молодежи и на ее профессиональную мобильность, так как оно более полно раскрывает специфику выбранного нами направления исследования;
- исследования проблемы престижа носят эмпирический характер и не имеют единства мнений о способах его измерения, что обусловлено многочисленностью содержательных показателей престижа, ограниченных его устойчивостью. Сложности измерения требуют анализа и выявления отдельных его показателей для ведения исследований.
Руднев М.Г. Методология и основные результаты исследований престижа профессий в зарубежной социологии // Вопросы образования. 2008. № 2. С. 217-239.
Шубкин В.Н. Социология и общество. Научное познание и этика науки: монография. Москва: ЦСПиМ, 2010. С. 424; Чередниченко Г.А. Образовательные и профессиональные траектории российской молодежи (на материалах социологических исследований). Москва : ЦСПиМ, 2014. 560 с.
Руднев М.Г. Методология и основные результаты исследований престижа профессий в зарубежной социологии // Вопросы образования. 2008. № 2. С. 217-239.
Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Западно-европейская социология XIX - начала XX веков. Москва, 1996. С. 256-309.
Егоров С.Ф. О значении авторитета в воспитании. История педагогики в России: хрестоматия. Москва : Академия, 2002. С. 40.
Руднев М.Г. Методология и основные результаты исследований престижа профессий в зарубежной социологии // Вопросы образования. 2008. № 2. С. 217-239.