статья-Качество образования и возможности его оценки | Ковылина Виктория Владимировна . Работа №300077
Автор: Ковылина Виктория Владимировна
В настоящее время предмет мониторинга претерпел существенные изменения: акцент с отслеживания состояния образования вообще сдвинулся в сторону определения его качества.
Структуреыми компонентами образования являются: процесс обогащения учащихся знаниями, умениями и навыками, процесс развития личности, поцесс воспитания. процесс вхождения в социум, формирование культуры здоровья.
Для понимания качества образования основополагающим являетсяего трактовка как широкого явления, характеризующего процесс овладения общечеловеческим опытом и результат этого процесса.
Ковылина Виктория Владимировна,
магистрант
направления подготовки
«44.04.01 «Педагогическое образование»
«Омская гуманитарная академия»,
г. Омск
Научный руководитель док. пед. наук, профессор Е.В. Лопанова
Качество образования и возможности его оценки
В настоящее время предмет мониторинга претерпел сущностные изменения: акцент с отслеживания состояния образования вообще сдвинулся в сторону его качества. Необходимость обсуждения сущности понятия «качество образования» вызвана различным пониманием содержания его составляющих терминов - «качество» и «образование». Попытки проанализировать толкования фундаментального термина «образование» в педагогике предпринимались неоднократно. При всей распространенности понятия «образование», смысл, вкладываемый в него, постоянно расширяется и все еще требует серьезного научного анализа [2].
Структурными компонентами образования являются: процесс обогащения учащихся знаниями, умениями и навыками, процесс развития личности, процесс воспитания, процесс вхождения в социум, формирование культуры здоровья
С точки зрения большинства авторов, образование – это [1;3;4]:
общественное явление, атрибут и вечный спутник человечества на всем его историческом пути;
значимая ценность - социальная и индивидуальная;
функция общества и государства по отношению к своим гражданам и одновременно функция граждан по отношению к своему собственному развитию, обществу и государству;
сложная иерархическая система, включающая дошкольное, школьное, внешкольное (дополнительное), начальное профессиональное, среднее специальное, высшее образование, магистратуру,
бакалавриат
, подготовку диссертаций на соискание ученой степени кандидата или доктора наук и т.д.;
- сфера социальной жизнедеятельности, включающая в себя не только образование, но и родственные отрасли - здравоохранение, культуру, социальную защиту и др.;
деятельность, предполагающая взаимодействие педагогов и тех, кто получает образование;
процесс;
- результаты образовательного процесса
При всей многоликости приведенные аспекты значения термина «образование» имеют нечто общее - все они, так или иначе, связаны со становлением личности человека, с передачей и освоением социального и культурного опыта. Все они отражают возможность и необходимость акцентирования внимания на тех или иных сторонах функционирования процесса образования по мере исследования его сущностных характеристик и их реализации в образовательной практике [1].
Для понимания качества образования основополагающим является его трактовка как широкого явления, характеризующего процесс овладения общечеловеческим опытом и результат этого процесса.
Обратимся к понятию «качество». Современные теории качества имеют общефилософский и управленческий характер. Философское значение качества выражает сущность вещи, отличие ее от других. Управленческая трактовка качества выражает уровень достижения поставленных целей, соответствие неким нормам, степень удовлетворения ожиданий потребителя
Категория качества определяется через систему дефиниций, основными из которых являются [3]:
качество - совокупность свойств;
качество
системно-структурно
, оно есть иерархическая система свойств объекта или процесса;
качество динамично, оно может изменяться с изменением его характеризующих свойств;
Основными моментами качества являются - свойство, структура, система, граница, целостность, изменчивость.
Качество может быть абсолютным и относительным. Об абсолютном качестве говорят, когда предмет представляет собой наивысший стандарт, который невозможно превзойти. В этом смысле качество используется для отражения статуса и превосходства. Как понятие относительное качество не является атрибутом продукции или услуги. О качестве можно судить, когда продукция или услуга отвечают требованиям соответствующих стандартов.
Качество как понятие относительное имеет два аспекта. Первый - соответствие нормам, которые могут быть определены изготовителем либо произвольно, либо на основе региональных, национальных и международных требований к конкретному изделию или услуге. Второй аспект - соответствие запросам потребителя, то есть удовлетворение реальных потребностей, связанных с назначением продукции [1].
В теории социального управления понятие «качество» рассматривают, кроме этого, в узком и широком смысле. Качество в узком смысле - это качество результатов. Качество в широком смысле - это не только качество продукции, то есть результатов, но и качество производственного процесса, и качество условий, в которых он происходит [2].
Категория «качество» включает в себя единство внутреннего и внешнего, потенциального и реального. С позиций внутреннего, потенциального - объект однокачественен. С позиций внешнего, реального - объект многокачественен. Внешнее, реальное качество - есть реализация потенциального качества. «Разрыв» между потенциальным и реальным качеством предстает как недоиспользование потенциала системы [2].
Качество образования, при такой многозначности содержания понятий «образование» и «качество», является еще более сложной, многоаспектной категорией.
Качество образования - определенный уровень знаний и умений, умственного, нравственного и физического развития, которого достигают обучаемые на определенном этапе в соответствии с планируемыми целями; степень удовлетворения ожиданий различных участников процесса образования от предоставляемых образовательным учреждением образовательных услуг. Качество образования, прежде всего, измеряется его соответствием образовательному стандарту.
Кроме этого, оценка качества образования должна исходить не только из соответствия его государственным требованиям, как отмечает автор, но и требованиям потребителей образовательных услуг - прежде всего, самих обучающихся, их родителей, общественных институтов и т.д [4].
По качеству образовательных результатов можно судить лишь об эффективности/неэффективности построения образовательного процесса; но эта информация не поможет раскрыть конкретные проявления неэффективности, причины такого положения дел, резервы увеличения качества образования. Для этого необходимо изучить обоснованность построения образовательного процесса, достаточность условий для его осуществления, то есть судить о качестве образования с позиций важнейших характеристик и образовательного процесса, ведущего к данному результату, и условий, созданных для него [3].
Все отмеченное служит научным основанием для определения качества образования как совокупности оптимально сочетающихся его важнейших компонентов, отражающих уровни организации и осуществления учебно- воспитательного процесса, созданных для него условий и достигнутых результатов, отвечающих интересам государства и общества и удовлетворяющих образовательные запросы школьников.
Список литературы
1.Болотов В.А. Системы оценки качества образования: Учебное пособие. – М.: Университетская книга; Логос, 2017. – 192 с.
2.Дамитов Б.К. Качество образования и проблемы его оценки //Качество среднего образования: состояние, оценка, управление: Материалы междун. науч.-практич. семинара. – Астана, 2017. – 130 с.
3.Круглова Н. Управление качеством образования: педагогический мониторинг // Философия образования, 2018. - № 2. -С. 116-120.
4.Щетинин В.П., Хроменков Н.А., Рябушкин Б.Г. Экономика образования. - М.: Российское педагогическое агентство, 2018.-206 с.