Статья "Мини-музей – одна из эффективных форм работы по патриотическому воспитанию в ДОО." | Бедная Татьяна Анатольевна. Работа №343582
В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного детства.
Дошкольное детство-важнейший период в жизни человека. Когда закладываются основы его личностной культуры, осваиваются моральные и нравственные ценности общества. Именно в этот период жизни у ребенка формируются представления о самом себе, о людях, о явлениях общественной жизни, о человеческой культуре, что создает предпосылки воспитания гражданских качеств и присвоения нравственных ценностей общества.
Мини-музей – одна из эффективных форм работы по патриотическому воспитанию в ДОУ.
В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного детства.
Дошкольное детство-важнейший период в жизни человека. Когда закладываются основы его личностной культуры, осваиваются моральные и нравственные ценности общества. Именно в этот период жизни у ребенка формируются представления о самом себе, о людях, о явлениях общественной жизни, о человеческой культуре, что создает предпосылки воспитания гражданских качеств и присвоения нравственных ценностей общества.
Детский сад-это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Руководя деятельностью детей, мы, воспитатели, формируем такие важные для русского человека черты, как любовь к родному краю, Родине, Российской Армии, истории, уважение к людям других национальностей. Знакомим детей с символами государства, историческими личностями, развиваем интерес к русским традициям и промыслам. Вы знаете, что любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям-отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу. Всему этому мы стараемся научить ребенка с самого младшего возраста.
Система патриотического воспитания охватывает все уровни воспитательной деятельности и реализуется через такие формы как:
· Тематические беседы;
· Чтение художественной литературы;
· Рассматривание иллюстраций, макетов;
· Развлечения;
· Праздники;
· Непосредственно-образовательная деятельность;
· Конкурсы рисунков;
· Выставки поделок;
· Изготовление подарков, поздравительных открыток;
· Посещение спектаклей;
· Встречи с интересными людьми;
· Игровая деятельность;
· Экскурсии;
· Мини-музеи.
Одним из инновационных подходов к решению задач патриотического воспитания дошкольников является работа по созданию мини-музеев. Создание мини-музеев помогает развить у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре своего народа, учит уважать его традиции, воспитывает патриота. Создание мини-музеев проходит в три этапа при участии педагогов, воспитанников и их родителей.
1. Подготовительный (определение темы и названия музея, место его размещения);
2. Практический (сбор экспонатов, их группировка, оформление, изготовление макетов);
3. Заключительный (подведение итогов работы, открытие мини-музеев в ДОУ, организация выставки для родителей и гостей детского сада, отражающей тематику мини-музеев и содержание работы с детьми в музейном пространстве).
Важное место в работе мини-музея отводится обзорным и тематическим экскурсиям, познавательным беседам и мероприятиям, организации выставок. Большое внимание уделяется подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп, которые с помощью педагогов проводят экскурсии по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.
Таким образом, мини-музеи, созданные руками педагогов, воспитанников и их родителей, становятся интерактивными, а значит близкими и понятными каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью, Родину.
Такой мини-музей по патриотическому воспитанию для дошкольников может быть организован в нашем МБДОУ детском саду №224 г. Краснодар в ст. Старокорсунская. В нем соберем следующие материалы:
-«Государственная символика» (герб, флаг, гимн, президент России; флаг, герб, Глава Краснодарского края и Глава ст. Старокорсунской);
- «Ты Родина, а Родина одна, ты маленькая капелька России» (моя малая Родина - достопримечательности ст. Старокорсунской);
-«Наша гордость» (почетные жители ст. Старокорсунской);
-«О них мы будем помнить вечно» (наши герои, военная атрибутика, медали, ордена и т.д.)
Для оформления музея освободим отдельное помещение, подберем мебель для экспонатов, приобретем стенды для оформления важной информации, фото - материалов.
Открытие мини-музея состоится на методическом объединении педагогов станицы, которое проведем на базе нашего ДОУ. Педагоги всех детских садов ст. Старокорсунской будут приглашены в мини-музей, где экскурсию с ними проведут педагоги - новаторы, рассказав об экспонатах и материалах музея.
В дальнейшем мини-музей будет доступен к посещению дошкольников всех возрастных групп, родителей, где их встретят дети подготовительной группы, в качестве экскурсоводов.
Важная особенность нашего мини-музея - это участие в его создании не только воспитателей, но и детей и родителей. Наш музей можно будет посетить каждый день, самостоятельно менять, переставлять экспонаты, брать их в руки, рассматривать, что вызовет интерес у дошкольников. Здесь дети почувствуют себя настоящими творцами, так как они внесут свою лепту в открытие данного музея.
Открытие в нашем ДОУ такого мини-музея станет результатом общения, совместной работы воспитателя, детей и их родителями.