Статья «Мягкая дисциплина - стоит ли наказывать ребенка за проявление эмоций?» | Пивкина Алёна. Работа №349670
Эта статья рассказывает о конфликтах родителей с детьми, из - за проявления детьми эмоций, разъясняет, как могут выглядеть подобные ситуаци глазами ребёнка, объясняет особенности психики и нервной системы детей, приводящих к этому. Дают советы ролителям, как справляться с этим, не прибегая к наказаниям.
Статья «Мягкая дисциплина - стоит ли наказывать ребенка за проявление эмоций?»
Эта статья рассказывает о конфликтах родителей с детьми из-за проявления детьми эмоций, разъясняет, как могут выглядеть подобные ситуации глазами ребенка, объясняет особенности психики и нервной системы детей, приводящие к этому. Даются советы родителям, как справляться с этим, не прибегая к наказаниям.
Часто в конфликтах с детьми взрослые однозначно считают правыми себя. "Нет, а что мне было делать? Он же сам внезапно на ровном месте закатывает истерику и грубит!" Однако никто не пытается выслушать другую сторону — ребенка — и, как правило, не рассматривает вопрос, правильно ли отреагировали на его поведение родители. Обычно у ребенка, по его собственному мнению, есть некая причина для потери самообладания. Другими словами, ситуация, с которой он не может справиться. Не может, потому что ребенок — не взрослый.
Поставьте себя на место ребенка
Представьте: у ребенка выдался тяжелый день в школе (да, у детей тоже так бывает!), учительница проявила непонимание, возникли проблемы с учебой, поссорился с приятелем. Он надеется, что дома его поддержат, что мама успокоит, обнимет, разрешит все мучительные ситуации. И вот он заходит домой, его спрашивают, как прошел день, и он хочет рассказать про свои проблемы, пожаловаться на все взрослым, хочет, чтоб его поддержали. Но вместо того, чтобы рассказывать спокойно, он срывается на эмоции. На него снова накатывает обида на всех, разом вспоминается все случившееся за день. Он швыряет свои вещи, пинает сумку и кричит: "Не пойду больше в школу! Не хочу!"
В ответ он получает холодный тон от мамы: "Почему ты кричишь? Как смеешь так себя вести? Я не буду с тобой разговаривать, ты меня обидел. Иди к себе в комнату и подумай над своим поведением. Когда успокоишься, подойдешь ко мне, извинишься, тогда я подумаю, простить ли тебя. И что значит — ты не пойдешь больше в школу?.."
Поставьте себя на место ребенка: как вы бы чувствовали себя в такой ситуации? Считали бы себя исключительно виноватым во всем? Правильно ли реагируют в данной ситуации родители? А каково самому ребенку?
Многие психологи — не сторонники применения дисциплинарных наказаний в случае эмоционального срыва у ребенка. Они считают, что подобная реакция со стороны родителей делает только хуже. Когда ребенка обвиняют и наказывают в трудный момент его жизни, то вместо понимания, как надо себя вести, у него в сознании откладывается, что мама с папой готовы принять его только в "правильном" настроении. В итоге ребенок старается быть перед родителями только таким, каким они его желают видеть, и доверие ребенка к ним сходит на нет.
Психологи рекомендуют для взрослых несколько эффективных стратегий, чтобы справляться с подобными ситуациями могли и родители, и дети. Эти методы помогут укрепить отношения взрослых с ребенком и заодно улучшить его поведение.
1. Снизить планку ожиданий
Часто родители наказывают ребенка из-за чрезмерных ожиданий по отношению к его поведению и самоконтролю. Мозг ребенка еще не созрел настолько, чтобы он умел контролировать себя, как взрослые. Например, он не может быстро успокоиться, "взять себя в руки" и перестать плакать. На стресс дети не могут реагировать сдержанно, в отличие от взрослых. И это не обязательно какая-то экстремальная ситуация. Например, стресс для ребенка — рождение младшего брата или сестры.
Он чувствует, что часть внимания родителей перешла к новому малышу, начинает открыто проявлять обиду. А взрослые обычно не находят ничего лучше, как читать нравоучения: "Как ты можешь думать, что мы тебя разлюбили! Ты должен любить свою сестру!" Но если в семье нет десятка гувернанток, то действительно какая-то часть внимания взрослых, которая ранее уделялась старшему, переходит на младшего.
А в понятиях ребенка это и есть "разлюбили", и он реагирует стрессом. Нужно находить слова, чтобы объяснять ребенку жизненные ситуации, нужно снизить требования к его поведению и не возмущаться, что он не ведет себя как взрослый.
2. Демонстрируйте свою любовь
Часто ребенок провоцирует родителей своим поведением оттого, что бессознательно сомневается в их любви. Своими поступками он как бы спрашивает: "А если я буду вот такой, ты будешь меня любить? А если такой?" Нужно доносить до ребенка, что вы любите его в любом случае, что, если он плохо себя ведет — вы не считаете его плохим и неугодным, хотя и не одобряете подобного поведения.
3. Будьте примером для ребенка
В первую очередь влияние на ребенка оказывают именно родители. Если ребенок по любому поводу закатывает истерику и кричит, возможно, стоит подумать, с кого он, даже неосознанно, может брать пример. Даже если ребенок обижен на родителя, который часто повышает голос, подсознательно он все равно считывает "взрослые так ведут себя, значит, это правильно". Лучшая тактика в воспитании — быть самому таким, каким хотите видеть своего ребенка. Контролируйте свои эмоции и держите себя в руках в любой ситуации.
4. Давайте ребенку время успокоиться
Если ребенок расстроен и плачет, дайте ему время прийти в себя. Потом спокойно поговорите с ним, выясните, в чем проблема, и найдите способ ее решить. Не читайте ему нравоучений, а лучше почитайте подходящую сказку, где герой справляется с подобными проблемами. Можно направить эмоции ребенка в творчество: пусть он разыграет свою проблему на куклах или продемонстрирует в картинках.
С помощью мягкой дисциплины реально вырастить уравновешенного ребенка, который адекватно реагирует на различные ситуации. Научить его контролировать свои эмоции — очень важный момент воспитания. А лучший способ воспитать ребенка, каким вы его хотите видеть — это подавать ему личный пример и быть уравновешенными и справедливыми родителями.