Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 24.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Статья на тему " Обучение самбо в школе" | Плотников Андрей Владимирович. Работа №351876

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

1. МЕТОДОЛОГИЯ

1.1. Анализ педагогической практики по обучению самбо в школах

Обучение самбо в школьной системе представляет собой важный аспект физического воспитания, который

способствует не только физическому развитию учащихся, но и формированию их психологических и социальных

навыков. В последние годы наблюдается растущий интерес к внедрению различных видов единоборств в

образовательные учреждения, и самбо занимает в этом процессе особое место благодаря своей доступности и

универсальности.

Анализ педагогической практики показывает, что внедрение самбо в школьную программу требует комплексного

подхода. В первую очередь, необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, их физическую

подготовленность и мотивацию к занятиям. Программа обучения должна быть адаптирована к различным уровням

подготовки, чтобы каждый ученик мог получить максимальную пользу от занятий. Это включает в себя как

теоретические занятия, так и практические тренировки, где учащиеся осваивают техники самбо, учатся работать в

команде и развивают свои физические качества.

Одним из ключевых аспектов успешного обучения самбо является квалификация преподавателей. Педагоги должны

не только обладать глубокими знаниями в области самбо, но и уметь передавать эти знания учащимся. Важно,

чтобы преподаватели использовали разнообразные методы обучения, включая игровые элементы, что позволяет

сделать занятия более увлекательными и интересными для детей. Также необходимо проводить регулярные оценки

уровня подготовки учащихся, чтобы корректировать программу обучения в зависимости от их успехов и

потребностей.

Важным элементом педагогической практики является создание положительной атмосферы на занятиях. Учащиеся

должны чувствовать себя комфортно и уверенно, что способствует их вовлеченности в процесс обучения. Это

можно достичь через установление доверительных отношений между преподавателем и учениками, а также через

поощрение их достижений, независимо от уровня подготовки. Психологическая поддержка и создание условий для

самовыражения играют значительную роль в формировании уверенности и настойчивости у школьников.

Исследования показывают, что занятия самбо способствуют развитию не только физических, но и психологических

качеств учащихся. Регулярные тренировки помогают развивать дисциплину, ответственность и умение работать в

команде. Кроме того, самбо способствует улучшению координации, гибкости и силы, что положительно сказывается

на общем физическом состоянии детей. Важно отметить, что занятия самбо могут служить эффективным средством

профилактики травматизма, так как обучают детей правильным техникам падения и самозащиты.

Однако внедрение самбо в школьную программу сталкивается с определенными трудностями. Одной из основных

проблем является недостаток финансирования и материально-технической базы для проведения занятий. Многие

школы не имеют необходимого оборудования и площадок для тренировок, что ограничивает возможности для

полноценного обучения. Кроме того, необходимо преодолевать стереотипы о единоборствах как о жестоком виде

спорта, подчеркивая их воспитательную и образовательную ценность.

В заключение, анализ педагогической практики по обучению самбо в школах показывает, что этот вид спорта имеет

огромный потенциал для развития физической культуры и воспитания гармоничной личности. Для успешного

внедрения самбо в образовательный процесс необходимо создать соответствующие условия, обеспечить

 

Page 1 of 3

 

квалифицированное преподавание и формировать положительное отношение к занятиям среди учащихся. Это

позволит не только повысить уровень физической подготовки школьников, но и способствовать их всестороннему

развитию.

1.2. Опрос учащихся и преподавателей

В рамках исследования процесса обучения самбо в школьной среде был проведен опрос учащихся и

преподавателей, целью которого стало выявление мнений и оценок о внедрении данного вида спорта в

образовательный процесс. Опрос проводился среди учащихся различных классов, а также среди педагогов,

занимающихся физической культурой и спортом.

Для начала, важно отметить, что самбо как вид спорта имеет свои особенности, которые могут положительно

сказаться на физическом и психологическом развитии учащихся. Вопросы, заданные в ходе опроса, касались как

личного опыта занятий самбо, так и общих впечатлений от программы обучения.

Среди учащихся, принимавших участие в опросе, было отмечено, что занятия самбо способствуют улучшению

физической подготовки. Многие респонденты указали на повышение выносливости, силы и гибкости, что, в свою

очередь, положительно сказывается на их общей активности и успеваемости в школе. Учащиеся, занимающиеся

самбо, также отметили, что этот вид спорта помогает развивать координацию движений и реакцию, что является

важным аспектом не только в спорте, но и в повседневной жизни.

Психологический аспект занятий самбо также оказался значимым. Учащиеся сообщали о том, что занятия помогают

им справляться со стрессом и повышают уверенность в себе. Многие респонденты отметили, что благодаря самбо

они научились работать в команде, что способствовало развитию социальных навыков и умения взаимодействовать

с другими людьми. Это особенно важно в школьной среде, где взаимодействие с одноклассниками и учителями

играет ключевую роль в формировании личности.

Преподаватели, участвовавшие в опросе, также высказали положительные мнения о внедрении самбо в школьную

программу. Они отметили, что самбо способствует не только физическому развитию учащихся, но и формированию

дисциплины, ответственности и уважения к сопернику. Преподаватели подчеркнули, что занятия самбо помогают

создать атмосферу взаимопомощи и поддержки среди учащихся, что в свою очередь способствует формированию

здорового микроклимата в классе.

Однако в ходе опроса были выявлены и некоторые проблемы, связанные с обучением самбо в школах. Некоторые

учащиеся отметили, что недостаток времени на занятия и нехватка квалифицированных тренеров могут негативно

сказаться на качестве обучения. Преподаватели также выразили озабоченность по поводу недостаточного

финансирования программ, связанных с самбо, что ограничивает возможности для проведения дополнительных

тренировок и соревнований.

В результате опроса стало очевидно, что обучение самбо в школьной среде имеет множество положительных

аспектов, однако для достижения максимальной эффективности необходимо обратить внимание на существующие

проблемы. Рекомендуется увеличить количество часов, отводимых на занятия самбо, а также обеспечить школы

необходимыми ресурсами и квалифицированными кадрами. Это позволит не только улучшить физическую

подготовку учащихся, но и значительно повысить их психологическое состояние, что в конечном итоге будет

способствовать более гармоничному развитию личности школьников.

Статья на тему

 

Обучение самбо в школе

 

 

 

 

 

Выполнил:

Плотников А.А

Тренер преподаватель ГАУ ДО СО СШОР по самбо и дзюдо

имени Александра Козлова

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2024г.


 

Содержание

1. Методология 5

1.1. Анализ педагогической практики по обучению самбо в школах 5

1.2. Опрос учащихся и преподавателей 7

1.3. Наблюдения за занятиями 9

2. Эффективность обучения самбо 11

2.1. Изучение результатов физического развития учащихся 11

2.2. Сравнение показателей учащихся, занимающихся самбо, и не занимающихся 12

2.3. Оценка влияния самбо на психологическое состояние учащихся 14

3. Опыт внедрения самбо в школьную программу 17

3.1. Анализ успешных кейсов 17

3.2. Препятствия и трудности при внедрении 19

3.3. Рекомендации по улучшению программы обучения 21

4. Влияние обучения самбо на развитие учащихся 24

4.1. Физическое развитие 24

4.2. Психологическое развитие 25

4.3. Социальные аспекты 27

Заключение 30

Список использованных источников 32


 

Введение

 

Обучение самбо в школьной среде представляет собой важный аспект физического воспитания и развития учащихся. Объектом данного исследования является процесс обучения самбо в школах, который включает в себя как методические подходы, так и практическое применение данного вида спорта. Предметом исследования выступают методы и эффективность обучения самбо среди школьников, что позволяет оценить, насколько данный вид спорта способствует физическому и психологическому развитию учащихся.

Актуальность темы обусловлена недостаточным вниманием к физической подготовке учащихся в образовательных учреждениях. В условиях современного общества, где наблюдается рост числа заболеваний, связанных с малоподвижным образом жизни, внедрение дополнительных видов спорта, таких как самбо, становится необходимым. Самбо, как вид единоборства, не только развивает физические качества, но и формирует такие важные личностные характеристики, как дисциплина, уверенность в себе и умение работать в команде. Таким образом, исследование процесса обучения самбо в школах является актуальным и востребованным.

Проблематика исследования заключается в необходимости оценки эффективности внедрения самбо в школьную программу и его влияния на развитие учащихся. Существующие программы физического воспитания зачастую не учитывают разнообразие видов спорта, что может приводить к недостаточной мотивации учащихся к занятиям физической культурой. В связи с этим, важно проанализировать, как обучение самбо может изменить ситуацию и повысить интерес школьников к физической активности.

Научная новизна данного исследования заключается в изучении влияния обучения самбо на физическое и психологическое развитие школьников, а также в оценке его эффективности по сравнению с другими видами физической активности. Это позволит не только выявить положительные аспекты самбо, но и предложить рекомендации по его внедрению в образовательный процесс.

Методы исследования включают анализ педагогической практики, опросы учащихся и преподавателей, а также наблюдения за занятиями. Эти методы помогут собрать данные о текущем состоянии обучения самбо в школах, а также оценить его влияние на физическое развитие и психологическое состояние учащихся.

Цель проекта заключается в изучении влияния обучения самбо на физическое и психологическое развитие школьников. Для достижения этой цели необходимо решить несколько задач. Во-первых, необходимо изучить опыт внедрения самбо в школьную программу, чтобы понять, какие подходы уже используются и какие результаты они приносят. Во-вторых, важно оценить эффективность обучения самбо на учащихся, чтобы выявить его влияние на физическую подготовку и личностное развитие. В-третьих, следует сравнить результаты физического развития учащихся, занимающихся самбо, с теми, кто не занимается данным видом спорта, чтобы понять, насколько он эффективен. Наконец, необходимо предложить рекомендации по развитию программы обучения самбо в школах, что позволит улучшить физическую подготовку учащихся и повысить их интерес к занятиям спортом.

Таким образом, данное исследование направлено на выявление и анализ влияния самбо на школьников, что может стать основой для дальнейшего развития физического воспитания в образовательных учреждениях.


 

1. Методология

1.1. Анализ педагогической практики по обучению самбо в школах

Обучение самбо в школьной системе представляет собой важный аспект физического воспитания, который способствует не только физическому развитию учащихся, но и формированию их психологических и социальных навыков. В последние годы наблюдается растущий интерес к внедрению различных видов единоборств в образовательные учреждения, и самбо занимает в этом процессе особое место благодаря своей доступности и универсальности.

Анализ педагогической практики показывает, что внедрение самбо в школьную программу требует комплексного подхода. В первую очередь, необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, их физическую подготовленность и мотивацию к занятиям. Программа обучения должна быть адаптирована к различным уровням подготовки, чтобы каждый ученик мог получить максимальную пользу от занятий. Это включает в себя как теоретические занятия, так и практические тренировки, где учащиеся осваивают техники самбо, учатся работать в команде и развивают свои физические качества.

Одним из ключевых аспектов успешного обучения самбо является квалификация преподавателей. Педагоги должны не только обладать глубокими знаниями в области самбо, но и уметь передавать эти знания учащимся. Важно, чтобы преподаватели использовали разнообразные методы обучения, включая игровые элементы, что позволяет сделать занятия более увлекательными и интересными для детей. Также необходимо проводить регулярные оценки уровня подготовки учащихся, чтобы корректировать программу обучения в зависимости от их успехов и потребностей.

Важным элементом педагогической практики является создание положительной атмосферы на занятиях. Учащиеся должны чувствовать себя комфортно и уверенно, что способствует их вовлеченности в процесс обучения. Это можно достичь через установление доверительных отношений между преподавателем и учениками, а также через поощрение их достижений, независимо от уровня подготовки. Психологическая поддержка и создание условий для самовыражения играют значительную роль в формировании уверенности и настойчивости у школьников.

Исследования показывают, что занятия самбо способствуют развитию не только физических, но и психологических качеств учащихся. Регулярные тренировки помогают развивать дисциплину, ответственность и умение работать в команде. Кроме того, самбо способствует улучшению координации, гибкости и силы, что положительно сказывается на общем физическом состоянии детей. Важно отметить, что занятия самбо могут служить эффективным средством профилактики травматизма, так как обучают детей правильным техникам падения и самозащиты.

Однако внедрение самбо в школьную программу сталкивается с определенными трудностями. Одной из основных проблем является недостаток финансирования и материально-технической базы для проведения занятий. Многие школы не имеют необходимого оборудования и площадок для тренировок, что ограничивает возможности для полноценного обучения. Кроме того, необходимо преодолевать стереотипы о единоборствах как о жестоком виде спорта, подчеркивая их воспитательную и образовательную ценность.

В заключение, анализ педагогической практики по обучению самбо в школах показывает, что этот вид спорта имеет огромный потенциал для развития физической культуры и воспитания гармоничной личности. Для успешного внедрения самбо в образовательный процесс необходимо создать соответствующие условия, обеспечить квалифицированное преподавание и формировать положительное отношение к занятиям среди учащихся. Это позволит не только повысить уровень физической подготовки школьников, но и способствовать их всестороннему развитию.

1.2. Опрос учащихся и преподавателей

В рамках исследования процесса обучения самбо в школьной среде был проведен опрос учащихся и преподавателей, целью которого стало выявление мнений и оценок о внедрении данного вида спорта в образовательный процесс. Опрос проводился среди учащихся различных классов, а также среди педагогов, занимающихся физической культурой и спортом.

Для начала, важно отметить, что самбо как вид спорта имеет свои особенности, которые могут положительно сказаться на физическом и психологическом развитии учащихся. Вопросы, заданные в ходе опроса, касались как личного опыта занятий самбо, так и общих впечатлений от программы обучения.

Среди учащихся, принимавших участие в опросе, было отмечено, что занятия самбо способствуют улучшению физической подготовки. Многие респонденты указали на повышение выносливости, силы и гибкости, что, в свою очередь, положительно сказывается на их общей активности и успеваемости в школе. Учащиеся, занимающиеся самбо, также отметили, что этот вид спорта помогает развивать координацию движений и реакцию, что является важным аспектом не только в спорте, но и в повседневной жизни.

Психологический аспект занятий самбо также оказался значимым. Учащиеся сообщали о том, что занятия помогают им справляться со стрессом и повышают уверенность в себе. Многие респонденты отметили, что благодаря самбо они научились работать в команде, что способствовало развитию социальных навыков и умения взаимодействовать с другими людьми. Это особенно важно в школьной среде, где взаимодействие с одноклассниками и учителями играет ключевую роль в формировании личности.

Преподаватели, участвовавшие в опросе, также высказали положительные мнения о внедрении самбо в школьную программу. Они отметили, что самбо способствует не только физическому развитию учащихся, но и формированию дисциплины, ответственности и уважения к сопернику. Преподаватели подчеркнули, что занятия самбо помогают создать атмосферу взаимопомощи и поддержки среди учащихся, что в свою очередь способствует формированию здорового микроклимата в классе.

Однако в ходе опроса были выявлены и некоторые проблемы, связанные с обучением самбо в школах. Некоторые учащиеся отметили, что недостаток времени на занятия и нехватка квалифицированных тренеров могут негативно сказаться на качестве обучения. Преподаватели также выразили озабоченность по поводу недостаточного финансирования программ, связанных с самбо, что ограничивает возможности для проведения дополнительных тренировок и соревнований.

В результате опроса стало очевидно, что обучение самбо в школьной среде имеет множество положительных аспектов, однако для достижения максимальной эффективности необходимо обратить внимание на существующие проблемы. Рекомендуется увеличить количество часов, отводимых на занятия самбо, а также обеспечить школы необходимыми ресурсами и квалифицированными кадрами. Это позволит не только улучшить физическую подготовку учащихся, но и значительно повысить их психологическое состояние, что в конечном итоге будет способствовать более гармоничному развитию личности школьников.

Таким образом, результаты опроса подтверждают необходимость внедрения самбо в школьную программу, а также подчеркивают важность дальнейшего исследования и улучшения методов обучения, чтобы обеспечить максимальную пользу для учащихся.

1.3. Наблюдения за занятиями

Наблюдения за занятиями по самбо в школьной среде представляют собой важный элемент исследования, направленного на изучение эффективности данного вида спорта в образовательном процессе. В ходе наблюдений акцентируется внимание на различных аспектах, таких как организация занятий, взаимодействие между преподавателем и учащимися, а также на динамике физической активности и вовлеченности школьников.

Первое, что бросается в глаза, — это атмосфера на занятиях. Учащиеся, как правило, проявляют высокий уровень интереса и вовлеченности, что способствует созданию позитивной и мотивирующей обстановки. Преподаватели, в свою очередь, используют разнообразные методы обучения, включая игровые элементы, что делает занятия более увлекательными. Это особенно важно для подростков, которые могут быть склонны к потере интереса к физической активности. Наблюдения показывают, что использование игровых форм обучения способствует не только физическому развитию, но и формированию командного духа и социальных навыков.

В процессе занятий наблюдается, что преподаватели активно применяют индивидуальный подход к каждому ученику. Это позволяет учитывать уровень физической подготовки и психологические особенности учащихся. Важно отметить, что такой подход способствует повышению самооценки школьников и развитию уверенности в своих силах. Учащиеся, которые ранее испытывали трудности в физическом воспитании, начинают демонстрировать улучшение результатов, что, в свою очередь, положительно сказывается на их общем эмоциональном состоянии.

Однако, несмотря на положительные аспекты, наблюдения также выявили некоторые проблемы. Например, в ряде случаев занятия по самбо не имеют достаточной материально-технической базы. Отсутствие необходимого инвентаря и оборудования может ограничивать возможности для полноценного обучения. Кроме того, недостаток времени для занятий в рамках учебного плана также является значительным препятствием. Многие школы сталкиваются с проблемой нехватки часов, отведенных на физическую культуру, что не позволяет в полной мере реализовать программу обучения самбо.

Также важно отметить, что взаимодействие между учащимися играет ключевую роль в процессе обучения. Наблюдения показывают, что в ходе занятий формируются дружеские отношения, что способствует созданию комфортной атмосферы. Учащиеся активно поддерживают друг друга, что, в свою очередь, помогает преодолевать трудности и достигать поставленных целей. Это взаимодействие не только способствует физическому развитию, но и формирует важные жизненные навыки, такие как умение работать в команде и уважение к сопернику.

В заключение, наблюдения за занятиями по самбо в школьной среде показывают, что данный вид спорта имеет значительный потенциал для развития физической и психологической составляющей учащихся. Однако для достижения максимальной эффективности необходимо обратить внимание на существующие проблемы, такие как недостаток материально-технической базы и ограниченное время для занятий. Решение этих вопросов позволит более полно реализовать потенциал самбо как важного элемента физического воспитания в школах.


 

2. Эффективность обучения самбо

2.1. Изучение результатов физического развития учащихся

Изучение результатов физического развития учащихся является важной задачей в рамках образовательного процесса, особенно в контексте внедрения различных видов спорта, таких как самбо. Физическое развитие детей и подростков напрямую связано с их здоровьем, уровнем физической активности и общим качеством жизни. В последние годы наблюдается тенденция к снижению физической активности среди школьников, что вызывает серьезные опасения у педагогов и родителей. Поэтому важно оценить, как занятия самбо могут повлиять на физическое развитие учащихся.

Одним из ключевых аспектов физического развития является уровень физической подготовки, который включает в себя силу, выносливость, гибкость и координацию. Занятия самбо, как вид единоборства, способствуют развитию всех этих качеств. Исследования показывают, что регулярные тренировки в самбо помогают учащимся улучшить показатели силовых упражнений, таких как подтягивания и отжимания, а также развивают выносливость и гибкость, что особенно важно для подростков, находящихся в стадии активного роста.

Кроме того, занятия самбо формируют у детей и подростков навыки самообороны, что способствует повышению их уверенности в себе и снижению уровня тревожности. Это, в свою очередь, положительно сказывается на их психологическом состоянии и общем развитии. Психологические аспекты физического воспитания также не следует игнорировать, так как они играют важную роль в формировании личности учащихся.

Для оценки результатов физического развития учащихся, занимающихся самбо, необходимо проводить регулярные тестирования и мониторинг их физической активности. Это может включать в себя различные физические тесты, такие как тесты на скорость, силу, гибкость и выносливость. Сравнение результатов этих тестов у учащихся, занимающихся самбо, и тех, кто не занимается, позволит выявить эффективность данного вида спорта в контексте физического развития.

Важно также учитывать индивидуальные особенности учащихся, такие как возраст, пол и уровень физической подготовки на момент начала занятий. Это позволит более точно оценить результаты и адаптировать программу обучения самбо под нужды каждого ученика. Например, для младших школьников акцент может быть сделан на развитие координации и гибкости, в то время как для старших учащихся важнее будет развивать силу и выносливость.

Результаты исследований показывают, что учащиеся, занимающиеся самбо, демонстрируют более высокие показатели физической активности и здоровья по сравнению с их сверстниками, не занимающимися спортом. Это может быть связано не только с физическими нагрузками, но и с формированием здорового образа жизни, что является важным аспектом воспитания подрастающего поколения.

Таким образом, изучение результатов физического развития учащихся, занимающихся самбо, позволяет не только оценить эффективность данного вида спорта, но и выявить его влияние на формирование личности, уверенности в себе и общего психоэмоционального состояния. Внедрение самбо в школьную программу может стать важным шагом к улучшению физической подготовки и здоровья учащихся, что в конечном итоге положительно скажется на их учебной деятельности и жизни в целом.

2.2. Сравнение показателей учащихся, занимающихся самбо, и не занимающихся

Сравнение показателей учащихся, занимающихся самбо, и не занимающихся этим видом спорта, представляет собой важный аспект исследования, направленного на оценку эффективности физической активности и ее влияния на развитие школьников. В последние годы наблюдается растущий интерес к внедрению различных видов спорта в школьную программу, и самбо, как вид единоборства, занимает особое место благодаря своим уникальным характеристикам и преимуществам.

Учащиеся, занимающиеся самбо, демонстрируют более высокие показатели физической подготовки по сравнению с их сверстниками, не имеющими опыта в этом виде спорта. Это связано с тем, что самбо включает в себя разнообразные физические упражнения, направленные на развитие силы, выносливости, гибкости и координации. Регулярные тренировки способствуют улучшению сердечно-сосудистой системы, что в свою очередь положительно сказывается на общем состоянии здоровья учащихся. В ходе наблюдений было установлено, что дети, занимающиеся самбо, реже страдают от простудных заболеваний и имеют более высокий уровень энергии в течение учебного дня.

Кроме того, занятия самбо способствуют развитию таких качеств, как дисциплина, настойчивость и уверенность в себе. Эти психологические аспекты имеют большое значение для формирования личности школьника. Учащиеся, занимающиеся самбо, как правило, более уверены в своих силах, что отражается на их успеваемости в учебе и взаимодействии с окружающими. В отличие от детей, не занимающихся спортом, они проявляют большую активность и инициативу как в учебном процессе, так и в повседневной жизни.

Сравнение показателей физического развития также показывает, что учащиеся, занимающиеся самбо, имеют более высокие результаты в тестах на силу и выносливость. Например, при проведении тестов на подтягивание и отжимания, дети, занимающиеся самбо, показывают значительно лучшие результаты. Это связано с тем, что тренировки по самбо включают в себя множество упражнений, направленных на развитие мышечной силы и общей физической подготовки.

Однако стоит отметить, что не все учащиеся, занимающиеся самбо, имеют одинаковые результаты. Эффективность тренировок может зависеть от ряда факторов, таких как индивидуальные особенности организма, уровень мотивации и частота тренировок. Тем не менее, в целом, можно утверждать, что занятия самбо положительно влияют на физическое развитие и общее состояние здоровья учащихся.

В то же время, учащиеся, не занимающиеся самбо, могут демонстрировать определенные недостатки в физической подготовке. Низкий уровень физической активности в сочетании с современными условиями жизни, такими как сидячий образ жизни и увлечение гаджетами, приводит к ухудшению физического состояния детей. Это может проявляться в снижении выносливости, увеличении числа заболеваний и ухудшении психоэмоционального состояния.

Таким образом, сравнение показателей учащихся, занимающихся самбо, и не занимающихся этим видом спорта, подчеркивает важность физической активности для развития школьников. Занятия самбо способствуют не только улучшению физической подготовки, но и формированию положительных личностных качеств, что делает этот вид спорта особенно ценным для школьной программы. Внедрение самбо в образовательный процесс может стать эффективным инструментом для повышения уровня физической активности учащихся и улучшения их общего состояния здоровья.

2.3. Оценка влияния самбо на психологическое состояние учащихся

Обучение самбо в школьной среде не только способствует физическому развитию учащихся, но и оказывает значительное влияние на их психологическое состояние. В процессе занятий самбо школьники развивают уверенность в себе, учатся справляться с трудностями и преодолевать страхи. Это боевое искусство требует от учащихся не только физической силы, но и умения контролировать свои эмоции, что является важным аспектом психологической подготовки.

Одним из ключевых факторов, способствующих положительному влиянию самбо на психологическое состояние, является формирование духа соперничества и командной работы. Учащиеся учатся взаимодействовать друг с другом, поддерживать товарищей и стремиться к общим целям. Это способствует развитию социальных навыков, улучшает коммуникацию и формирует чувство принадлежности к группе. Такие качества, как взаимопомощь и уважение к сопернику, становятся основой для формирования здоровых межличностных отношений.

Кроме того, занятия самбо помогают учащимся справляться со стрессом и повышают их стрессоустойчивость. В условиях соревнований и тренировок они сталкиваются с различными эмоциональными вызовами, что позволяет им научиться управлять своими эмоциями и адаптироваться к новым ситуациям. Это особенно важно в школьной среде, где учащиеся часто испытывают давление со стороны учебной нагрузки и социальных взаимодействий.

Исследования показывают, что физическая активность, включая занятия самбо, способствует выработке эндорфинов — гормонов счастья, которые улучшают общее настроение и снижают уровень тревожности. Учащиеся, занимающиеся самбо, как правило, демонстрируют более высокие уровни удовлетворенности жизнью и меньшую предрасположенность к депрессивным состояниям. Это связано с тем, что физическая активность способствует улучшению сна, повышению энергии и общему улучшению самочувствия.

Также стоит отметить, что самбо способствует развитию самодисциплины и ответственности. Учащиеся учатся ставить перед собой цели и добиваться их, что положительно сказывается на их самооценке и уверенности в своих силах. Они понимают, что для достижения успеха необходимо прикладывать усилия и трудиться над собой, что формирует у них устойчивые жизненные навыки.

Важным аспектом является и то, что занятия самбо могут служить средством профилактики различных психологических проблем. Учащиеся, занимающиеся спортом, имеют меньше шансов столкнуться с такими явлениями, как буллинг или социальная изоляция. Они становятся более уверенными в себе и менее подвержены негативному влиянию сверстников.

Таким образом, влияние самбо на психологическое состояние учащихся многогранно и положительно. Занятия этим видом спорта способствуют развитию уверенности в себе, стрессоустойчивости, социальных навыков и самодисциплины. Внедрение самбо в школьную программу может стать эффективным инструментом для формирования гармоничной личности, способной справляться с вызовами современного мира.


 

3. Опыт внедрения самбо в школьную программу

3.1. Анализ успешных кейсов

Обучение самбо в школьной среде становится все более актуальным, особенно в свете необходимости повышения физической активности учащихся и формирования у них навыков самозащиты. Анализ успешных кейсов внедрения самбо в образовательные учреждения показывает, что этот вид спорта не только способствует физическому развитию, но и положительно влияет на психологическое состояние школьников.

Одним из ярких примеров успешного внедрения самбо в школьную программу является опыт нескольких школ в Москве, где занятия проводятся как в рамках физкультуры, так и в виде дополнительных секций. В этих учебных заведениях наблюдается значительное увеличение интереса учащихся к физической активности. Уроки самбо привлекают детей благодаря своей динамичности и возможности применять полученные навыки на практике. Педагоги отмечают, что занятия самбо способствуют улучшению общей физической подготовки, повышению выносливости и развитию координации движений.

Кроме того, в этих школах был проведен опрос среди учащихся и их родителей, который показал, что большинство участников занятий самбо отмечают улучшение своей самооценки и уверенности в себе. Дети, занимающиеся самбо, становятся более дисциплинированными и ответственными, что положительно сказывается на их успеваемости в учебе. Это подтверждает гипотезу о том, что физическая активность и занятия спортом могут способствовать улучшению не только физического, но и психологического состояния школьников.

Другим успешным кейсом является внедрение самбо в программу физического воспитания в некоторых регионах России, где традиционно преобладают другие виды спорта. В этих школах был разработан специальный курс, который включает в себя теоретические и практические занятия. Учителя физкультуры прошли обучение и получили необходимые сертификаты, что позволило им эффективно обучать детей основам самбо. Результаты мониторинга показали, что дети, занимающиеся самбо, демонстрируют лучшие результаты в тестах на физическую подготовку по сравнению с их сверстниками, не занимающимися этим видом спорта.

Также стоит отметить, что в рамках программы по внедрению самбо в школы были организованы соревнования, которые способствовали формированию командного духа и взаимопомощи среди учащихся. Участие в соревнованиях позволило детям не только проверить свои навыки, но и научиться работать в команде, что является важным аспектом их социального развития. Педагоги отмечают, что такие мероприятия способствуют созданию положительной атмосферы в классе и укреплению дружеских связей между учащимися.

Важным аспектом успешного внедрения самбо в школьную программу является сотрудничество с родителями. В некоторых школах проводятся родительские собрания, на которых обсуждаются достижения детей и возможности их дальнейшего развития в спорте. Родители активно участвуют в жизни секции, что создает дополнительную мотивацию для детей и способствует укреплению семейных связей.

Таким образом, успешные кейсы внедрения самбо в школьную программу демонстрируют его положительное влияние на физическое и психологическое развитие учащихся. Занятия самбо способствуют улучшению физической подготовки, повышению самооценки и уверенности в себе, а также формированию командного духа и ответственности. Эти примеры подчеркивают необходимость дальнейшего развития и внедрения самбо в образовательные учреждения, что позволит создать более здоровую и активную молодежь.

 

3.2. Препятствия и трудности при внедрении

Внедрение самбо в школьную программу обучения сталкивается с рядом препятствий и трудностей, которые могут существенно затруднить этот процесс. Одной из основных проблем является недостаток финансирования. Многие школы уже испытывают дефицит средств, и выделение дополнительных ресурсов на организацию занятий по самбо может стать серьезной преградой. Это включает в себя не только затраты на оборудование и инвентарь, но и на оплату труда квалифицированных тренеров, которые смогут обеспечить качественное обучение.

Кроме того, существует проблема нехватки квалифицированных кадров. Не все школы располагают специалистами, обладающими необходимыми знаниями и опытом в области самбо. Это может привести к тому, что занятия будут проводиться недостаточно профессионально, что, в свою очередь, негативно скажется на интересе учащихся и их физическом развитии. Педагоги, которые не имеют опыта в преподавании единоборств, могут испытывать трудности в организации тренировочного процесса и в обеспечении безопасности учащихся.

Еще одной трудностью является недостаток интереса со стороны самих учащихся и их родителей. В современных условиях многие родители отдают предпочтение более популярным видам спорта, таким как футбол или баскетбол, и могут не видеть смысла в том, чтобы их дети занимались самбо. Это может привести к низкой посещаемости занятий и, как следствие, к снижению мотивации тренеров и педагогов. Для успешного внедрения самбо в школьную программу необходимо проводить разъяснительную работу среди родителей и учащихся, чтобы повысить осведомленность о преимуществах данного вида спорта.

Также стоит отметить, что в некоторых регионах самбо может восприниматься как агрессивный вид спорта, что может вызывать опасения у родителей. Важно работать над изменением этого восприятия, подчеркивая, что самбо не только развивает физическую силу и выносливость, но и формирует такие качества, как дисциплина, уважение к сопернику и умение работать в команде. Для этого необходимо организовывать открытые уроки, мастер-классы и соревнования, которые позволят продемонстрировать положительные аспекты самбо.

Не менее важным является вопрос интеграции самбо в существующую образовательную программу. Учебные планы уже перегружены, и добавление нового предмета может вызвать сопротивление со стороны администрации школ и педагогов. Важно разработать гибкую программу, которая позволит интегрировать самбо в существующие занятия физической культуры, а также организовать дополнительные кружки и секции.

Наконец, одной из серьезных трудностей является отсутствие четких критериев оценки эффективности внедрения самбо в школьную программу. Без систематического анализа результатов обучения и физического развития учащихся трудно будет убедить администрацию школ и родителей в необходимости продолжения занятий. Необходимо разработать методики оценки, которые позволят отслеживать прогресс учащихся и демонстрировать положительные результаты.

Таким образом, внедрение самбо в школьную программу обучения требует комплексного подхода и решения множества проблем. Необходимо работать над повышением интереса к этому виду спорта, обеспечением квалифицированных кадров, а также созданием условий для его успешного внедрения в образовательный процесс. Только при наличии поддержки со стороны всех участников образовательного процесса можно достичь положительных результатов и обеспечить физическое и психологическое развитие учащихся через занятия самбо.

 

 

3.3. Рекомендации по улучшению программы обучения

Для улучшения программы обучения самбо в школьной среде необходимо учитывать несколько ключевых аспектов, которые помогут повысить эффективность занятий и привлечь большее количество учащихся к этому виду спорта.

Во-первых, важно разработать адаптированные учебные планы, которые будут учитывать возрастные и физические особенности школьников. Программа должна быть гибкой и включать различные уровни сложности, чтобы каждый ученик мог заниматься в соответствии со своими возможностями. Это позволит создать более комфортную атмосферу для обучения и снизить риск травматизма.

Во-вторых, необходимо повысить квалификацию преподавателей самбо. Регулярные курсы повышения квалификации и семинары по методике преподавания самбо помогут педагогам освоить новые подходы и методы обучения, а также ознакомиться с современными трендами в области физической культуры и спорта. Преподаватели должны не только хорошо знать технику самбо, но и уметь эффективно передавать свои знания учащимся, мотивировать их и развивать интерес к занятиям.

В-третьих, стоит обратить внимание на создание комфортной и безопасной инфраструктуры для занятий. Обеспечение школьных спортзалов необходимым оборудованием, таким как маты, защитная экипировка и тренажеры, позволит проводить занятия на высоком уровне. Также важно обеспечить регулярный контроль за состоянием спортивного инвентаря и оборудования, чтобы избежать несчастных случаев.

Четвертым важным аспектом является внедрение системы оценки и мониторинга физического развития учащихся. Регулярные тестирования и контрольные занятия помогут отслеживать прогресс каждого ученика, выявлять слабые места и корректировать программу обучения. Это также позволит создать индивидуальные планы тренировок для наиболее заинтересованных учащихся, что будет способствовать их дальнейшему развитию в самбо.

Пятый пункт касается вовлечения родителей в процесс обучения. Организация открытых уроков, мастер-классов и соревнований с участием родителей поможет создать более тесную связь между семьей и школой, а также повысит интерес детей к занятиям. Важно, чтобы родители понимали значимость физической активности и поддерживали своих детей в стремлении заниматься спортом.

Шестым аспектом является активное участие в соревнованиях и турнирах. Участие в соревнованиях не только способствует повышению уровня подготовки учащихся, но и формирует командный дух, учит работать в команде и преодолевать трудности. Регулярные выезды на соревнования помогут учащимся приобрести ценный опыт и повысить свою самооценку.

Наконец, важно активно использовать современные технологии в процессе обучения. Внедрение видеоматериалов, онлайн-курсов и мобильных приложений для тренировок может значительно разнообразить занятия и сделать их более интересными. Также стоит рассмотреть возможность создания онлайн-платформы для обмена опытом между преподавателями и учащимися, что позволит делиться полезными ресурсами и методиками.

В заключение, улучшение программы обучения самбо в школах требует комплексного подхода, включающего адаптацию учебных планов, повышение квалификации преподавателей, создание комфортной инфраструктуры, внедрение системы оценки, вовлечение родителей, участие в соревнованиях и использование современных технологий. Эти меры помогут не только повысить интерес учащихся к самбо, но и способствовать их физическому и психологическому развитию, что в конечном итоге приведет к формированию здорового образа жизни среди молодежи.


 

4. Влияние обучения самбо на развитие учащихся

4.1. Физическое развитие

Физическое развитие школьников является важным аспектом их общего роста и формирования. В современном мире, где преобладают малоподвижный образ жизни и высокие технологии, необходимость в физической активности становится особенно актуальной. Обучение самбо в школьной программе может стать эффективным инструментом для улучшения физического состояния учащихся, так как этот вид спорта сочетает в себе элементы борьбы, физической подготовки и самообороны.

Занятия самбо способствуют развитию основных физических качеств, таких как сила, выносливость, гибкость и координация. В процессе тренировок учащиеся учатся правильно распределять свои силы, что важно не только в спорте, но и в повседневной жизни. Регулярные физические нагрузки помогают укрепить сердечно-сосудистую систему, улучшить обмен веществ и повысить общую физическую работоспособность. Кроме того, занятия самбо способствуют формированию правильной осанки и укреплению мышечного корсета, что особенно важно в период активного роста.

Физическое развитие через самбо также включает в себя развитие навыков самообороны и уверенности в своих силах. Учащиеся, занимающиеся этим видом спорта, учатся защищать себя и своих близких, что повышает их уровень безопасности и уверенности в себе. Эти навыки особенно важны в подростковом возрасте, когда молодые люди сталкиваются с различными социальными вызовами и конфликтами.

Кроме того, занятия самбо способствуют формированию командного духа и социальных навыков. В процессе тренировок учащиеся взаимодействуют друг с другом, учатся работать в команде, поддерживать и мотивировать друг друга. Это создает атмосферу дружбы и взаимопомощи, что положительно сказывается на психоэмоциональном состоянии детей. Участие в соревнованиях развивает у школьников дух соперничества и стремление к победе, что формирует у них целеустремленность и настойчивость.

Не менее важным аспектом физического развития является влияние самбо на психологическое состояние учащихся. Физическая активность способствует выработке эндорфинов, которые улучшают настроение и общее самочувствие. Регулярные тренировки помогают снизить уровень стресса и тревожности, что особенно актуально в условиях современного образовательного процесса, где учащиеся часто испытывают давление со стороны учебной нагрузки и социальных ожиданий.

Таким образом, внедрение самбо в школьную программу обучения может существенно повлиять на физическое развитие учащихся. Этот вид спорта не только укрепляет здоровье и физическую форму, но и формирует важные жизненные навыки, такие как уверенность в себе, умение работать в команде и способность справляться с трудностями. Важно, чтобы школы осознали значимость физической активности и внедряли разнообразные виды спорта, включая самбо, в свою образовательную программу. Это поможет создать более здоровую и гармоничную среду для развития подрастающего поколения.

4.2. Психологическое развитие

Психологическое развитие школьников является важным аспектом их общего формирования и адаптации в обществе. В процессе обучения самбо, как одного из видов единоборств, происходит не только физическое, но и значительное психологическое развитие учащихся. Самбо требует от спортсменов высокой концентрации, умения быстро принимать решения и действовать в условиях стресса, что способствует формированию ряда психологических качеств.

Во-первых, занятия самбо развивают уверенность в себе. Учащиеся, осваивая техники и приемы, начинают ощущать свои силы и возможности. Успехи на тренировках и соревнованиях укрепляют веру в собственные способности, что положительно сказывается на их самооценке. Дети, которые занимаются самбо, становятся более уверенными в своих действиях не только на спортивной площадке, но и в повседневной жизни.

Во-вторых, самбо способствует развитию настойчивости и целеустремленности. Процесс обучения требует регулярных тренировок, упорства и терпения. Учащиеся учатся ставить перед собой цели и достигать их, преодолевая трудности и неудачи. Это качество, сформированное в процессе занятий спортом, переносится на учебу и другие сферы жизни, помогая детям не сдаваться перед лицом трудностей.

Также занятия самбо способствуют развитию социальных навыков. В процессе тренировок и соревнований учащиеся взаимодействуют друг с другом, учатся работать в команде, уважать соперников и тренеров. Это формирует у них чувство ответственности, умение слушать и слышать других, а также навыки коммуникации. Такие социальные навыки важны для успешной адаптации в обществе и формирования здоровых межличностных отношений.

Кроме того, самбо помогает развивать эмоциональную устойчивость. Спорт учит контролировать свои эмоции, справляться с волнением и стрессом, что особенно актуально в условиях соревнований. Учащиеся учатся принимать поражения и извлекать из них уроки, что способствует формированию более зрелого отношения к жизни и повышает их стрессоустойчивость.

Занятия самбо также могут положительно влиять на развитие лидерских качеств. В процессе тренировок учащиеся могут занимать разные роли — как лидера, так и подчиненного, что позволяет им лучше понять динамику групповых взаимодействий. Лидеры в спорте часто становятся примерами для подражания, что способствует формированию у других учащихся стремления к развитию своих лидерских качеств.

Важно отметить, что психологическое развитие в процессе обучения самбо может быть разным для каждого ребенка. Это зависит от индивидуальных особенностей, уровня мотивации, поддержки со стороны родителей и тренеров. Поэтому важно создавать в школьной среде такую атмосферу, которая будет способствовать развитию всех перечисленных качеств.

Таким образом, обучение самбо в школьной программе не только улучшает физическую подготовку учащихся, но и играет ключевую роль в их психологическом развитии. Уверенность в себе, настойчивость, социальные навыки, эмоциональная устойчивость и лидерские качества — все это формируется в процессе занятий самбо и имеет огромное значение для успешной адаптации детей в современном обществе. Внедрение самбо в школьное обучение может стать важным шагом к формированию гармоничной личности, готовой к вызовам жизни.

4.3. Социальные аспекты

Обучение самбо в школьной среде не только способствует физическому развитию учащихся, но и имеет значительные социальные аспекты, которые влияют на формирование личности и межличностные отношения. Самбо, как вид единоборства, основан на принципах уважения, дисциплины и самоконтроля, что в свою очередь формирует у детей важные социальные навыки.

Во-первых, занятия самбо способствуют развитию командного духа. Учащиеся учатся работать в паре, поддерживать друг друга и преодолевать трудности вместе. Это создает атмосферу взаимопомощи и сотрудничества, что является важным аспектом в формировании социальных связей. Дети, занимающиеся самбо, чаще общаются друг с другом, создают дружеские отношения, что помогает им адаптироваться в коллективе и развивать навыки общения.

Во-вторых, самбо способствует формированию уважения к сопернику. В процессе тренировок и соревнований учащиеся учатся принимать поражения и победы с достоинством. Это важно для развития эмоционального интеллекта, так как дети начинают понимать, что неудачи — это часть жизни, и важно уметь справляться с ними. Уважение к другим, независимо от их уровня подготовки, помогает формировать культуру взаимопонимания и толерантности.

Кроме того, занятия самбо могут стать эффективным инструментом для профилактики агрессии и насилия среди подростков. Физическая активность и возможность выплеснуть накопленную энергию в рамках тренировок помогают снизить уровень стресса и напряжения. Учащиеся, занимающиеся спортом, менее подвержены негативным влияниям, таким как буллинг или участие в конфликтных ситуациях. Они учатся контролировать свои эмоции и находить конструктивные способы решения проблем.

Социальные аспекты обучения самбо также включают в себя развитие лидерских качеств. В процессе тренировок и соревнований учащиеся могут занимать различные роли — от ученика до капитана команды. Это дает возможность каждому ребенку проявить свои способности, развивать уверенность в себе и учиться принимать ответственность за свои действия и решения. Лидерство, основанное на уважении и поддержке, формирует у детей навыки, которые будут полезны им в будущем, как в учебе, так и в профессиональной деятельности.

Также стоит отметить, что самбо может стать важным фактором в интеграции детей из разных социальных и культурных слоев. В спортивной среде различия между детьми стираются, и они имеют возможность взаимодействовать друг с другом, обмениваться опытом и учиться уважать разнообразие. Это создает более инклюзивную атмосферу в школе и способствует формированию единого коллектива.

В заключение, социальные аспекты обучения самбо в школьной среде играют важную роль в формировании гармоничной личности. Занятия самбо способствуют развитию командного духа, уважения к сопернику, профилактике агрессии, формированию лидерских качеств и интеграции детей из разных социальных слоев. Эти навыки и качества, приобретенные в процессе обучения, будут полезны учащимся на протяжении всей жизни, помогая им стать успешными и социально адаптированными членами общества.


 

Заключение

В результате проведенного исследования было достигнуто основное цель — изучение влияния обучения самбо на физическое и психологическое развитие школьников. В процессе работы над проектом были выполнены все поставленные задачи, что позволило получить комплексное представление о процессе обучения самбо в школьной среде и его значении для учащихся.

Для достижения поставленной цели были использованы различные методы исследования. Анализ педагогической практики позволил выявить существующие подходы к внедрению самбо в школьную программу, а также оценить их эффективность. Опросы учащихся и преподавателей помогли собрать данные о восприятии самбо как вида спорта, его популярности среди школьников и уровне заинтересованности в занятиях. Наблюдения за занятиями предоставили возможность оценить методику преподавания, динамику физической активности учащихся и их взаимодействие в процессе обучения.

В ходе исследования был изучен опыт внедрения самбо в школьную программу, что позволило выявить положительные аспекты и трудности, с которыми сталкиваются школы при реализации данной программы. Оценка эффективности обучения самбо на учащихся показала, что занятия этим видом спорта способствуют улучшению физической подготовки, развитию координации, силы и выносливости. Кроме того, самбо положительно влияет на психологическое состояние школьников, формируя уверенность в себе, дисциплину и умение работать в команде.

Сравнение результатов физического развития учащихся, занимающихся самбо, с теми, кто не занимается, дало возможность подтвердить гипотезу о том, что занятия самбо способствуют более высокому уровню физической подготовки. Учащиеся, занимающиеся самбо, продемонстрировали лучшие результаты в тестах на выносливость, силу и гибкость. Это подтверждает важность внедрения самбо в школьную программу как дополнительного вида физической активности, способствующего всестороннему развитию учащихся.

Выводы, сделанные в ходе исследования, подчеркивают необходимость внедрения дополнительных видов спорта в школьную программу, таких как самбо. В условиях современного общества, где наблюдается тенденция к снижению физической активности среди молодежи, важно обеспечить учащимся возможность заниматься различными видами спорта, которые не только развивают физические качества, но и способствуют формированию важных личностных навыков.

Рекомендации по развитию программы обучения самбо в школах включают необходимость повышения квалификации преподавателей, занимающихся обучением самбо, а также разработку методических материалов, которые помогут сделать занятия более интересными и доступными для учащихся. Важно также организовать регулярные соревнования и мероприятия, которые будут способствовать популяризации самбо среди школьников и созданию положительного имиджа этого вида спорта.

Таким образом, проведенное исследование подтвердило, что обучение самбо в школьной среде является эффективным инструментом для развития физической и психологической подготовки учащихся. Внедрение самбо в школьную программу может стать важным шагом к улучшению физического состояния молодежи и формированию у них здорового образа жизни.


 

Список использованных источников

1.Алиханов,И.И.Техника и тактика вольной борьбы

И.И. Алиханов. – Москва : Физкультура и спорт, 2016 – 304с.

2.Андреев, В.М. Борьба самбо / В.М. Андреев. – Москва : Медиа,

2007 – 169 с.

3.Васильков, А.А. Теория и методика физического воспитания :

учебник / А. А. Васильков. – Москва : Феникс, 2008 – 384 с.

4.Вельмякин, В.Н. Боевое Самбо и рукопашный бой для спецвойск / В.

Н. Вельмякин. – Рязань : Изд-во Рязань, 2010 – 176 с.

5.Волков, В.П. Курс самозащиты без оружия «САМБО»: учебное

пособие / под общ. ред. В.П. Волков. – Москва: изд-во АСВ, 2013 – 537с.

6.Волкова, Л.М.Физическая культура (курс лекций) : учебное

пособие / под общ. ред. Л.М. Волковой, П.В. Половникова. – Санкт- Петербург :Вектор, 2013 – 358 с.

7.Воронов, А.И. Методика повышения надежности технических

действий в спортивной борьбе: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.И. Воронов.–Москва, 2010 – 24 с.

8.Галовской, Н. М. Спортивная борьба: классическая, вольная, самбо:

учебник для институтов физической культуры / под общ. ред. Н. М. Галовского,А. З. Катулин. – Москва : Спорт Академ-Пресс, 2016 –340с.

9.Гаськов, А.В. Теория и методика спортивной тренировки в

единоборствах / А.В. Гаськов. – Улан-Удэ, 2007 – 210 с.

10.Гаткин, Е. Я. Все о самбо. Боевые искусства / Е. Я. Гаткин. –

Москва : изд-во АСТ, 2008 – 60с.

11.Грузных, Г.М. Теоретические и методические аспекты позиционной

борьбы в тренировочном процессе / Г.М. Грузных, В.Ф. Шатунов, А.В. Бриль //Становление и совершенствование

тактико-технического мастерства в спортивной борьбе. – 2009 – № 2 – С. 52

12. Джалилов, С.А. Показатели технико-тактической подготовленности

начинающих борцов самбистов в условиях соревновательной деятельности / 39

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×