Статья на тему "Дидактическая игра как средство ознакомления детей четырех-пяти лет с правилами дорожного движения" | Боченкова Юлия Алексеевна. Работа №363458
Статья на тему "Дидактическая игра как средство ознакомления детей четырех-пяти лет с правилами дорожного движения"
Тема: Дидактическая игра ознакомления детей с ПДД
Интеграция образ.областей: "Познавательное развитие","Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие"
Форма образ.деятельности:занятие-игра
Планируемый результат:
Дети узнают виды транспорта
Дети проявляют усидчивость
Дети демонстрируют способность анализировать и сопоставлять
Дети проявляют к интерес к выполнению работы
Цель: формирование у детей представлений о различных видах транспорта
Статья на тему «Дидактическая игра как средство ознакомления детей четырёх-пяти лет с правилами дорожного движения»
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования с изменениями и дополнениями от 21.01.2019 и 08.11.2022 в цели образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» говорится о необходимости формирования у дошкольников основ социальной навигации и безопасного поведения в быту, в природе, социуме и медиапространстве. К безопасности в социуме относится соблюдение детьми правил дорожного движения.
Как не попасть в аварию на дороге? Часто в авариях виноваты дети. Они играют рядом с дорогой, переходят её в неположенном месте, неправильно садятся в транспорт и выходят из него. Как научить ребёнка быть осторожным? Чем раньше ребёнок выучит правила дорожного движения, тем спокойнее будет его родителям. Именно поэтому необходимо знакомить детей с правилами дорожного движения уже в детском саду, в том числе в средней группе. Дети четырёх-пяти лет не переходят дорогу самостоятельно и не являются самостоятельными пассажирами, велосипедистами, и поэтому нуждаются в первичном ознакомлении с правилами дорожного движения.
Знакомить детей четырёх-пяти лет с правилами дорожного движения можно разными способами и средствами, одним из которых является дидактическая игра. В ней дети получают, обобщают и закрепляют новые знания. Это обогащает знания ребёнка, пополняется и активизируется словарь по теме «Правила дорожного движения», развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дети узнают, из каких частей состоит автомобиль, какие сигналы у светофора, какое поведение на дороге можно назвать правильным. Дидактическая игра помогает повысить произвольное внимание детей, создаёт предпосылки к более глубокому овладению знаниями и навыками.
Проблему ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения рассматривали такие педагоги, как Т.Ф. Саулина, К.В. Петрова, Т.И. Данилова, Ю.А. Старцева и другие. Проблему организации дидактической игры в детском саду рассматривали такие педагоги, как А.К. Бондаренко, А.И. Сорокина, В.Н. Аванесова и другие.
Н.Е. Веракса считает, что процесс ознакомления с объектом, предметом или каким-то явлением – это овладение знаниями, которые сокрыты в его знаковой системе. Ознакомление может быть поверхностным или глубинным, теоретическим или практическим, но, так или иначе, это изъятие информации, которая впоследствии станет знаковой в мышлении человека.
С.А. Козлова определяет ознакомление как процесс передачи детям знаний и информации о каком-либо явлении или процессе. Он подразумевает такие группы методов, как
- методы, повышающие познавательную активность;
- методы, вызывающие эмоциональную активность;
- методы, способствующие взаимосвязи разных видов деятельности;
- методы коррекции и уточнения детских представлений.
К методам, повышающим познавательную активность, относятся:
- элементарный анализ (установление причинно-следственных связей);
- сравнение;
- метод моделирования и конструирования;
- метод вопросов;
- метод повторения;
- метод решения логических задач.
Эмоциональность в процессе ознакомления – это фактор лучшего понимания и запоминания информации.
В процессе ознакомления необходимо целенаправленно создавать связи между разными видами деятельности. Например, изучая особенности внешнего вида автомобиля, дети рассматривают его во время экскурсии к перекрёстку, затем на картинке, рисуют автомобиль, играют с детскими машинками, собирают картинку из частей и так далее. И каждый раз ребёнок уточняет для себя отличительные особенности этого вида транспорта.
Ознакомление детей с каким-то новым объектом или предметом должно вызывать у них вопросы.
Одним из методов ознакомления является повторение уже пройденного материала. Повторение позволяет создать условия для узнавания знакомых явлений и предметов, закрепления представлений о них.
Результатом ознакомления является какое-то новое знание, которым ребёнок ещё не владел, либо владел поверхностно. Это знание транслируется ребёнком, как продукт его понимания и осмысления. То есть в результате ознакомления ребёнок может рассказать или нарисовать то, что он узнал.
Ознакомление необходимо использовать в разных направлениях работы с дошкольниками, в том числе при формировании у них знаний правил дорожного движения.
Правила дорожного движения регулируют обязанности всех участников дорожного движения: пешеходов и водителей транспортных средств. Все участники дорожного движения действуют на основании постановлений, разрешений или запретов, прописанных в правилах дорожного движения.
С каждым годом на улицах городов и посёлков увеличивается количество автомобилей, автобусов и других транспортных средств. Не секрет, что увеличение автомобильного парка, повысило возможность дорожно-транспортных происшествий. Зачастую даже незначительное нарушение пешеходами правил дорожного движения, невнимательность людей на улицах приводят к тяжким последствиям, стоят жизни им самим. Основными причинами дорожно-транспортных происшествий, совершённых по неосторожности несовершеннолетних пешеходов, является переход дороги в неустановленном месте, неподчинение сигналам регулирования, игра вблизи проезжей части. Обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах, профилактика детского травматизма является главным из наиболее насущных, требующих безотлагательного решения, задач. Самое ценное это здоровье и жизнь ребёнка, поэтому в детском саду вопросу безопасности на улицах дорогах города необходимо уделять большое внимание.
Ознакомление детей с правилами дорожного движения – это обязательное условие их осмысления и принятия. По мнению Т.И. Даниловой, автора программы «Светофор», ребёнок никогда не будет осознанно соблюдать правила дорожного движения, если не узнает их содержания и не познакомится с особенностями их соблюдения. Именно понятие «правило» ставит ребёнка перед категоричностью ситуации и констатирует отсутствие выбора. То есть важно сформировать у детей знание содержания правил и их понимание.
Знакомить с правилами дорожного движения необходимо детей каждой возрастной группы, в том числе средней. Рассмотрим возрастные особенности детей четырёх-пяти лет.
Возрастает объём памяти. Дети запоминают до 7–8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и так далее.
Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.
Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Увеличивается устойчивость внимания. Ребёнку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.
В четыре-пять лет улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Развивается грамматическая сторона речи. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым становится внеситуативной.
Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребёнок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребёнок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.
В Федеральной образовательной программе дошкольного образования указаны задачи по ознакомлению детей четырёх-пяти лет с правилами дорожного движения.
Обогащать представления детей об основных правилах безопасного поведения на улице.
Знакомить детей с правилами и алгоритмами поведения в ситуациях, опасных для здоровья и жизни, которые могут произойти в ближайшем с домом окружении.
Знакомить детей с правилами поведения при возникновении чрезвычайной ситуации (позвать на помощь взрослого).
С помощью игровых ситуаций закреплять опыт безопасного поведения на улице.
К.В. Петрова считает, что дети к пяти годам должны знать:
- названия участников дорожного движения (водитель, пассажир, пешеход, велосипедист);
- названия элементов дороги (проезжая часть, тротуар, перекрёсток, пешеходный переход);
- транспортные средства (легковой, грузовой, общественный, транспорт специального назначения);
- назначение светофора; отличительные особенности светофора для водителей и пешеходов; значение сигналов светофора;
- правила поведения в общественном и частном транспорте;
- правила поведения при ожидании общественного транспорта;
- правила передвижения по тротуару в качестве пешехода;
- правила перехода проезжей части дороги;
- некоторые знаки дорожного движения («Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход», «Остановка автобуса», знаки сервиса).
В работе по ознакомлению детей четырёх-пяти лет с правилами дорожного движения важно учитывать следующие особенности.
Детям четырёх-пяти лет ещё свойственно одушевлять предметы, поэтому иногда они думают, что машина их «видит», «слышит», «чувствует» и может остановиться, как только «заметит».
Автомобиль, движущийся вдалеке, воспринимается статично и меньшего размера, аналогично игрушке.
Дети четырёх-пяти лет передвигаются по улице и дороге только в присутствии взрослых, что снижает их собственную бдительность.
В силу возраста и отсутствия необходимых знаний и опыта соблюдение детьми правил дорожного движения не доведено до автоматизма.
В дошкольных образовательных организациях применяются различные формы и методы работы по ознакомлению детей четырёх-пяти лет с правилами дорожного движения. Это просмотр и обсуждение мультфильмов, чтение художественных произведений, беседа, театрализация, использование игровых обучающих ситуаций, тренировок и так далее. Но самой актуальной формой и методом обучения является игра.
Игра – это основной вид деятельности детей дошкольного возраста. В процессе игры развиваются духовные и физические силы ребёнка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и так далее. Кроме этого, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
Одним из видов игр являются дидактические игры.
Как отмечал А.Н. Леонтьев, дидактические игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Подлинно дидактические игры представляют собой не что иное, как ряд подготовительных операций, включённых в игровую задачу. Активное участие в дидактической игре зависит от того, насколько ребёнок овладел знаниями и умениями, которые диктуются её обучающей задачей. Это побуждает ребёнка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера – обучающей задачи. Главный интерес для детей старшего дошкольного возраста представляет не обучающая задача (как это бывает на занятиях), а решение игровой задачи, выигрыш.
А.К. Бондаренко все дидактические игры предлагает разделить на три основных вида:
-игры с предметами (игрушками, природным материалом);
- настольно-печатные игры;
- словесные игры.
Кроме того, каждая группа дидактических игр имеет ещё более дробную иерархичность. Например, А.И. Сорокина выделяет следующие виды дидактических игр: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы.
Все авторы выделяют следующие структурные компоненты дидактической игры:
- дидактическая задача;
- игровая задача;
- игровые действия;
- игровые правила.
Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчёркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей. Дидактическая задача определяется воспитателем и отражает его обучающую деятельность.
Игровая задача осуществляется детьми в игровой деятельности и определяет игровые действия. Наличие двух задач – дидактической и игровой отражает взаимосвязь обучения и игры. Дидактическая задача реализуется на протяжении всей игры через осуществление игровой задачи, игровых действий, а итог её решения обнаруживается в финале.
Реализуются игровая и дидактическая задачи в игровых действиях. Они составляют основу дидактической игры (без них невозможна сама игра). Чем разнообразнее и содержательнее игровые действия, тем интереснее для детей игра и тем успешнее решаются дидактические и игровые задачи. Игровым действиям детей нужно учить. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной. Обучение игровым действиям чаще всего не является прямым, а даётся через показ действия. В игровых действиях проявляется причина игровой деятельности, активное желание решить поставленную игровую задачу. По своей сложности они различны и обусловлены сложностью познавательного содержания и игровой задачи.
Правила в дидактической игре выполняют разнообразные функции. Они направляют игру по заданному пути, объединяя дидактическую и игровую задачи, определяют последовательность игровых действий, увеличивают занимательность игры, позволяют воспитателю косвенно руководить ею, регулировать взаимоотношения участников и формируют межличностные отношения. Таким образом, без правил дидактическая игра развивалась бы стихийно, а дидактическая задача не решалась.
Результатом дидактической игры является решение игровой и дидактической задач. Решение обеих задач – показатель эффективности игры.
Так, дидактическая игра может быть включена в непосредственно образовательную деятельность в качестве её составной части, позволяя повысить интерес детей к ней, активизировать их деятельность, а может использоваться и как самостоятельная форма. В первом случае, содержание и правила игры подчинены воспитательно-образовательным задачам и программным требованиям к тому или иному виду занятий, а инициатива в выборе и проведении игры принадлежит воспитателю: он учит детей, как надо играть, знакомит с правилами и игровыми действиями. Дидактические игры также проводятся утром до завтрака, на прогулке, во второй половине дня, в группе или на участке. В самостоятельных играх педагог участвует в качестве партнёра или судья, следит за взаимоотношениями между детьми, оценивает их поведение. Дидактическая игра тем и хороша, что она позволяет взрослому не предъявлять ребёнку педагогическую цель в явном виде, избегать прямого формирующего воздействия на него, не демонстрировать, а наоборот, тщательно скрывать свою, безусловно, руководящую позицию в воспитании.
При проведении дидактических игр в работе с детьми четырёх-пяти лет воспитателю необходимо соблюдать следующие условия:
- чётко, эмоционально и выразительно разъяснять детям задачу и правила игры;
- занимать в игре позицию равноправного партнёра, сопереживать играющим, живо и эмоционально реагировать на ход игры, поддерживать интерес к действиям каждого ребёнка;
- давать возможность каждому ребёнку быть в роли, как участника, так и ведущего игры;
- обеспечивать постоянную смену игровых ролей;
- варьировать задания и правила игры, развивая способность произвольно перестраивать своё поведение в соответствии с изменением игрового содержания;
- осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к детям через вариативность игровых заданий и правил;
- средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач.
Рассмотрим возможности дидактической игры для ознакомления детей четырёх-пяти лет с правилами дорожного движения.
Дидактическая игра «Составь картинку из частей. Транспорт».
Дидактическая задача: учить составлять картинку из 4-5 частей, называть получившееся изображение.
Игровая задача: помочь Лунтику узнать и назвать виды транспорта.
Игровые действия: собрать картинку из частей, назвать изображённый вид транспорта.
Игровые правила: действовать самостоятельно, слушать ответы друг друга.
На этапе мотивации воспитатель показывает игрушку Лунтика. Дети здороваются с Лунтиком. Игрушка сообщает детям, что не знает виды транспорта, и потому деда Шер дал игру «Составь картинку из частей. Транспорт». Лунтик предлагает детям помочь ему собрать все картинки, чтобы узнать, что на них изображено. Дети соглашаются помочь Лунтику.
На этапе планирования воспитатель предлагает детям собрать одну картинку из частей, которые лежали в конверте Лунтика. Дети работают за общим столом. Воспитатель показывает приёмы составления частей, выбора той или иной части картинки.
После того, как дети составили картинку, воспитатель предлагает назвать этот вид транспорта (автомобиль) и спрашивает детей, для чего он нужен. Также воспитатель интересуется, встречали ли дети этот вид транспорта на дороге, были ли его пассажирами. То есть так воспитатель обращается к опыту детей, актуализирует их знания.
Затем воспитатель обращает внимание детей на внешний вид автомобиля, его части: корпус, колёса, окна, двери, фары. Рассказывает о назначении каждой из частей. При этом воспитатель уточняет, что автомобиль движется благодаря круглым колёсам. Поэтому надо быть осторожными, даже когда автомобиль стоит на месте и в нём нет водителя. Автомобиль может покатиться, если его не поставили на ручной тормоз.
Также воспитатель рассказывает о том, что автомобиль изготовлен из металла и его двери закрываются очень плотно. Поэтому надо быть очень осторожными при закрывании двери автомобиля.
Затем воспитатель напоминает детям правила игры и предлагает им сесть за свои столы, на которых для каждого ребёнка приготовлен конверт с частями картинок. Дети собирают картинки из частей, затем называют Лунтику свой вид транспорта.
Воспитатель предлагает детям подойти к столам друг друга и посмотреть получившиеся картинки. Дети рассказывают друг другу, как называется транспорт, для чего он предназначен. Воспитатель уточняет ответы детей и пополняет их знания, рассказывая о назначении этих видов транспорта.
Затем воспитатель обращает внимание детей на то, что у всех автомобилей есть колёса. Значит, они все могут двигаться по дороге. Воспитатель побуждает детей быть осторожными рядом с автомобилями, даже если они стоят на стоянке во дворе дома.
На этапе подведения итогов Лунтик благодарит детей за то, что они рассказали ему о разных видах транспорта и помогли собрать его картинки. Дети прощаются с игрушкой.
На этапе открытости воспитатель обращает внимание детей на подарок Лунтика. Он оставил несколько конвертов с картинками в группе, чтобы дети могли ещё раз поиграть в эту игру.
Итак, ознакомление детей с правилами дорожного движения – важная задача каждого воспитателя и родителя. Ознакомление предполагает овладение знаниями, которыми ребёнок либо не владел, либо владел поверхностно. Результатом ознакомления являются знания, которые ребёнок может воспроизвести, или умения, которые он проявляет для решения практических задач.
Ознакомление с правилами дорожного движения осуществляется во всех возрастных группах, в том числе в работе с детьми четырёх-пяти лет. Этот возраст имеет свои особенности: дети ещё не самостоятельны и поэтому не всегда могут заметить опасность. Они полагаются на опыт и защиту родителей или других взрослых, которые их сопровождают.
Для ознакомления детей четырёх-пяти лет с правилами дорожного движения используются разные средства, одним из которых является дидактическая игра.
Дидактическая игра – это обучение детей в игровой форме. Решая игровую задачу, выполняя определённые правила, дошкольники систематизируют и закрепляют свои представления, анализируют их и обобщают. Во время дидактической игры воспитатель может дополнить знания детей новой информацией. Именно поэтому можно утверждать, что дидактическая игра может использоваться для ознакомления детей четырёх-пяти лет с правилами дорожного движения.