Статья на тему; Картотека национальных игр народов Севера | Выучейская Александра Алексеевна . Работа №287310
Автор: Выучейская Александра Алексеевна
Статья на тему "Картотека национальных игр народов Севера для старших дошкольников".
Цель работы: Создать условия для развития интереса к истории родного края, к народным играм.
Задачи:
Познакомить детей с традициями, играми народов Севера
Развивать физические качества детей через народные игры.
Воспитывать любовь к родному краю.
Данная работа поможет педагогам познакомить детей с картотекой ненецких народных игр.
В наше современное время, как никогда остро стоит проблема приобщения детей к развитию интереса к истории родного края, к своей «малой» Родине. Для решения этой проблемы мною была проведена большая работа по подбору ненецких народных игр для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Благодаря чему дети смогут пополнить знания о традициях, играх народов Севера.
Государственное бюджетное образовательное учреждение Ненецкого автономного округа «Детский сад п. Красное»
Статья на тему;
Картотека национальных игр народов Севера
для старших дошкольников
Автор: Выучейская Александра Алексеевна
Воспитатель ГБДОУ НАО «Детский сад п. Красное»
2021
«…Игра для них - учеба, игра для них- труд, игра
Для них серьезная форма воспитания. Игра для
дошкольников способ познания окружающего мира»
Н.К. Крупская
Методическая разработка
«Создание картотеки ненецких игр»
Пояснительная записка.
В воспитании и развитии ребёнка-дошкольника ведущая роль принадлежит игре, игровым развлечениям и праздникам. В игре ребёнок осваивает действительность, получает определённые знания и навыки.
Более того, игра и развлечение являются основой организации всех видов деятельности детей, посещающих детский сад.. В ДОУ представлена вся палитра видов детской игры как при реализации основной части образовательной программы, так и регионального компонента.
Ненецкие игры можно разделить на две большие группы: творческие игры и игры с правилами. сюжетно – ролевые игры (основной вид творческих игр). Например, «Игра в куклы», «Разборка пойманной рыбы», «Постановка чума».
Здесь дети разыгрывают бытовые сцены из жизни взрослых, подражают им, импровизируют. Через эту игру воспитывается доброе отношение к семейным традициям, проявляется национальное самосознание, закладываются основы рукоделия, проявляется творческое начало, осваивается техника шитья и орнамента, закрепляют навыки, которые пригодятся им в дальнейшей, взрослой жизни.
Еще одна из групп сюжетно – ролевой игры – это игры – драматизации, в которых дети творчески воспроизводят содержание литературных произведений. Это воспитывает любовь, уважение и гордость за свой народ, свою культуру; обогащает знания о ненецких поэтах и писателей.
Одной из самых разнообразных игр по правилам являются подвижные игры. Подвижная игра относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений, что характерно для ненецкого народа – это ходьба, бег, прыжки, лазанье, метанье.
Необходимыми элементами сюжетной игры являются знание – действие – общение.
Первое условие игры – это наличие у ребёнка знаний об окружающих его предметах (об их свойствах, качествах, назначении), событиях и явлениях реального мира.
Действия детей и способы действий зависят от уровня развития у них умений и навыков.
В игре эффективно воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия.
В наше современное время, как никогда остро стоит проблема приобщения детей к развитию интереса к истории родного края, к своей «малой» Родине. И, конечно же большое внимание надо уделять расширению и обобщению знаний детей об истории родного края, о народных играх, промыслах, о том , что растет и какие животные живут на своей (ненецкой) земле….Для решения этой проблемы мною была проведена большая работа по подбору ненецких народных игр для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Благодаря чему дети смогут пополнить знания о традициях, играх народов Севера.
Цель работы: Создать условия для развития интереса к истории родного края, к народным играм.
Задачи:
Познакомить детей с традициями, играми народов Севера
Развивать физические качества детей через народные игры.
Воспитывать любовь к родному краю.
Для решения поставленных задач был проведен цикл занятий по ознакомлению детей с традициями, обычаями ненецкого народа, с рассказами об играх, забавах, в которые играют ненецкие дети.
Дошколята проявили большой интерес к народным играм, играли с удовольствием.
В соответствии с ФГОС использование данного пособия, позволяет осуществить на занятиях по региональному компоненту интеграцию различных образовательных областей. Например:
ОО «Коммуникация» - развитие свободного общения;
ОО «Познание» - знакомство с родной природой, развитие воображения и творческой активности, формирование представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;
ОО «Развитие речи» - развитие звуковой и интонационной культуры речи, обогащение словарного запаса;
ОО «Физическая культура» - развитие моторики и двигательных способностей, координации движений;
ОО «Социализация» - воспитание умения действовать в коллективе согласованно, развитие творчества, самостоятельности и инициативы.
Предложенная картотека ненецких игр одна из частей проекта «Мы на северной сторонушке живем»
Данная работа поможет педагогам познакомить детей с картотекой ненецких народных игр.
"Хаскова" - (Игра в мяч)
ЦЕЛЬ: упражнять в броске мяча в даль и в цель, развитие координации движений, воспитывать волевые качества
Каждый участник игры получает кожаный мяч, бросает мяч на дальность или в цель.
Если игра проводится на улице, то участие принимает вся группа. Если же она проводится в помещении, то группу необходимо разделить на команды.
Игру можно проводить в любое время года с детьми всех групп детского сада.
I вариант.
На площадке проводится черта, играющие (вся группа или половина) становятся перед чертой с мячом в правой руке. По сигналу воспитателя участники игры бросают мячи. Кто дальше бросит свой мяч, тот и выигрывает.
II вариант.
Группу делят на команды по 5-8 детей. Проводится черта перед играющими. Напротив каждой команды, на расстоянии 1,5-2 м от черты, чертится круг диаметром 0,5 м. Каждый член команды старается попасть мячом - "хаско" - в круг.
Выигрывает команда, набравшая большее количество попаданий.
"Хоборкова" - ("Коршун и наседка")
ЦЕЛЬ: упражнять в ловкости, развивать быстроту реакции. воспитывать терпение
Выбирается коршун, куропатка-наседка и цыплята. Цыплята за куропаткой становятся в колонну друг за другом, обхватывая за талию впереди стоящего товарища и сомкнув пальцы в "замок", или кладут руки на плечи товарищу, или держатся за подол.
Коршуна ставят к куропатке.
Коршун, со словами "хобэр - хо-бэ-эр", бегает то вправо, то влево и старается защищать цыплят, размахивая руками, как крыльями. В свою очередь, цыплята, держась цепочкой и не отрываясь друг от друга, стараются убежать от коршуна.
Победителями становятся коршун, поймавший наибольшее количество цыплят, и куропатка, защитившая больше цыплят. В игре могут принимать участие 7-10 человек старшей, средней и подготовительной группы в любое время года на улице или в помещении.
Маленкова» – (Игра в жмурки)
ЦЕЛЬ: упражнять в ловкости, развивать быстроту реакции, воспитывать выдержку, терпение.
Выбирается водящий. Ему завязывают глаза и ставят в круг, который образуют участники игры, взявшись обеими руками за замкнутую веревку.
По сигналу воспитателя дети, не отцепляясь от веревки, бегут влево или вправо, а водящий старается поймать любого бегущего, узнает и называет его имя. Пойманный, имя которого угадали, становится водящим, и игра продолжается.
Веревка берется длиной 2-3 метра. Игра рассчитана на детей старшей и подготовительной группы.
"Ярколава" - ("Ловля оленей")
ЦЕЛЬ: упражнять в ловкости, беге, развивать быстроту реакции, воспитывать желание победить.
I вариант.
На площадке ставятся 6-7 оленьих рогов. На расстоянии 1,5-2 м вокруг них проводится окружность. Дети-оленеводы с тынзеями-арка-нами располагаются по кругу.
По сигналу арканы накидывают на рога. Победителем считается тот, кто больше других поймает оленей. Одновременно можно ловить 2-3 оленей.
II вариант.
На площадке перед играющими проводится черта. На одной линии, на расстоянии 1,5-2 м от черты, устанавливается 10-12 оленьих рогов. Выходят 3-4 пастуха-оленевода и ловят арканом оленей.
Выигрывает тот, кто больше выловит оленей.
Можно группу разделить на команды по 6-7 детей. Выигрывает команда, выловившая больше оленей.
"Тыбэртя" - ("Оленеводы")
ЦЕЛЬ: учить действовать по сигналу, развивать ловкость, умение избегать столкновений, развивать меткость, Воспитывать интерес к игре
Выбирается 3-4 пастуха-оленевода. Дети-олени находятся в разных местах площадки.
Оленеводам выдаются арканы. По сигналу "Лови", оленеводы арканами ловят последовательно трех оленей. Запрягают их в игрушечные самодельные упряжки.
Победители, собравшие свою упряжку, свободно катаются по площадке. Игра рассчитана на детей подготовительной группы и проводится на улице.
"Нэдалёда" - ("Гонки оленей")
ЦЕЛЬ: упражнять в беге по 2-3 человека, развивать быстроту, ловкость., Воспитывать интерес к соревнованиям
Определяется расстояние для гонок (50-60 м). Выбираются пастухи-гонщики и по 3 оленя каждому гонщику.
Гонщики запрягают своих оленей в упряжку и становятся на линию старта.По сигналу "Хэй" - упряжки бегут к финишу. Побеждает прибежавшаяпервой упряжка. Соревнование можно проводить как командное, так и личное. В средней и старшей группах расстояние можно укоротить.
"Лынзекова" - (Игра в прятки)
ЦЕЛЬ: учить действовать по сигналу, развивать внимательность, воспитывать терпение, выдержку
В начале игры счетом выбирается "прятка". Все играющие встают в круг. Один считает до десяти. Десятый становится "пряткой" и садится на санки, поставленные в центре круга.
"Прятка" закрывает глаза. По сигналу "прятка" идет искать. Все играющие прячутся, а "прятка" ищет спрятавшихся товарищей, пятнает найденного. Последний становится "пряткой", садится на санки и зажмуривает глаза. По сигналу воспитателя игра продолжается.
Игра рассчитана на детей средней, старшей, подготовительной группы.
"Мядикова" - ("Сборка и разборка чума")
ЦЕЛЬ: упражнять в умении разбирать и собирать чум
Развивать логическое мышление, скорость при выполнении задания
Воспитывать интерес к народным играм
Воспитатель показывает последовательность сборки и разборки чума, называя части чума по-ненецки. Дети повторяют в чуме с куклами, а около чума - с деревянными (картонными) оленями, санками.
Атрибуты для игры: шесты чума, нюк (покрытие) летний или зимний (в зависимости от времени года), ненецкие куклы и куклы, одетые в ненецкую одежду соответственно сезону; олени, вырезанные из картона или фанеры, деревянные самодельные санки. Играть могут дети всех групп детского сада.
"Ва"авкова" - ("Игра в чуме")
ЦЕЛЬ: Знакомить с традициями, обычаями ненецкого народа, развивать разговорную речь ненцев, воспитывать дружелюбие, умение решать самостоятельно конфликтные вопросы
Дети удобно располагают утварь чума, постель и постельные принадлежности и играют в "дочки-матери".
Атрибуты для игры: готовый поставленный чум во дворе или в группе, куклы, постели, подушки, одеяла, полотенца, столики, посуда.
Игра рассчитана на детей всех групп.
"Вывко" - ("Жужжалка")
ЦЕЛЬ: упражнять в ловкости, развивать координацию рук воспитывать интерес к играм-забавам.
Вывко - это деревянная пуговка с продернутой через оба отверстия замкнутой крепкой ниткой. Играющие закручивают вывко, а затем делают движение, напоминающее игру на миниатюрной гармошке. Пуговка должна шуметь и посвистывать как ветер. Выигрывает тот, чей вывко жужжит дольше всех.
Игра рассчитана на старшую и подготовительную группу.
"Пэсько" - ("Волчок")
Цель: Учить действовать по сигналу воспитателя, развивать координацию рук, воспитывать интерес к играм-забавам.
Каждому участнику игры выдается самодельный деревянный волчок - пэсько. По команде воспитателя дети заводят одновременно волчки. Выигрывает тот, чей волчок прокрутится дольше всех. Игру можно провести и на время, по секундомеру.
"Едко" - ("Котелок")
ЦЕЛЬ: упражнять в прыжках на двух ногах. развивать координацию, воспитывать выдержку, терпение, сноровку
Выбирается ведущий. Играющие становятся в колонну за водящими.
По сигналу воспитателя ведущий делает прыжки с ноги на ногу, передвигаясь вперед. За водящими след в след прыгают остальные дети. Кто оступился, не попал в след-"котелок" - тот выходит из игры.
Игра проводится зимой с любым возрастом и количеством детей.
"Ертя"-("Рыбаки")
Цель: упражнять в ориентировке в пространстве. развивать координацию движения, воспитывать интерес к народным играм
Выбирается 6-8 рыбаков. Играющие становятся парами лицом друг к другу. Пары, взявшись за руки, садятся на полу по-турецки, скрестив ноги. Качаясь одновременно из стороны в сторону, рыбаки направляются к сети. Кто первый поймает рыбку и назовет ее, тот станет победителем.
Атрибуты: рыбки картонные (сиги, язи, щуки, осетр и др.), сети. Сети можно заменить тесьмой.
Для проведения данной игры детей необходимо потренировать в катании на лодочке, свободно передвигаться по залу.
Няха"р янгор санарма" - ("Тройные прыжки")
ЦЕЛЬ: упражнять в прыжках в длину, Развивать выносливость, ловкость. Воспитывать интерес к народным играм
На площадке проводится черта. Играющие должны совершить три прыжка подряд, отталкиваясь одновременно обеими ногами. Победителем считается тот, кто соблюдает правила игры и прыгает дальше всех. Правила игры: отталкиваться обязательно обеими ногами; ноги должны быть вместе в течение всех трех прыжков, носки - на одной линии.
Игра рассчитана на детей старшей и подготовительной группы. В средней группе можно тренировать детей в двойном прыжке.
"Тынзям' моёпава" - ("Игра в аркан")
ЦЕЛЬ: упражнять в меткости, ловкости, развивать глазомер, ловкость рук. воспитывать интерес к народным играм
На участке проводится черта. Играющие выстраиваются около черты с арканом. Тынзей-аркан наматывается на левую руку в направлении от кисти на локоть и при разгибании предплечья набрасывается на предмет-цель. Играющий, попав петлей аркана на предмет, затягивает аркан, подтягивая его к себе. У кого больше попаданий в цель, тот и выигрывает. Заарканивать можно головки самодельных деревянных саней, шестов и других предметов. Игра рассчитана на детей старшей и подготовительной группы.
"Хабэвко няби ханена" - ("Куропатки и охотник»)
ЦЕЛЬ: упражнять в меткости, ловкости, развивать ориентировку в пространстве, воспитывать интерес к народным играм
Выбираются два охотника. Остальные играющие - куропатки. Куропатки спят на корточках. По сигналу охотники и куропатки встают, начинают свободно передвигаться по площадке, размахивая руками как крыльями и имитируя крики куропаток: "ка-бэ, ка-бэ, ка-бэ-бэ." В это время охотники маленьким мячиком стараются попасть в ноги товарищей.
Победителем считается охотник, поймавший много куропаток.
Игра проводится на улице и рассчитана на детей старшей и подг. группы.
Нын"-(Игра в лук.)
ЦЕЛЬ: упражнять в меткости в даль, развивать глазомер, воспитывать интерес к народным играм
На участке проводится черта, вызываются два стрелка. Играющие берут лук в левую руку, правой рукой натягивают тетиву со стрелой и пускают стрелу на дальность. Отметкой служит флажок. Пустивший стрелу дальше флажка считается метким стрелком.
В игре можно использовать самодельный лук и самодельную деревянную стрелу или пластмассовый лук фабричного производства. Игра рассчитана на детей подготовительной группы, количество играющих не ограничивается.
«Путко» (Кулачек) Цель: Знакомство с новыми словами, расширить словарный запас детей, развивать внимание, быстроту реакции, воспитывать интерес к народным играм, дружелюбие, умение договариваться между собой.
Чем больше детей играет в эту игру, тем интересней. Из сжатых кулачков» строят «пирамиду». Обязательное условие: кулачки одного ребенка не должны стоять друг на друге, между ними должен быть «чужой» кулачек
Хозяин предпоследнего путко спрашивает: «Чей кулак на моем кулаке?»Тот кого спрашивают, отвечает: «Мой кулак». Затем спрашивающий сдувает кулак. Таким образом, каждый играющий выступает в роли спрашивающего и отвечающего.
Все путко сдуваются, кроме самого нижнего. Как только остается один кулак, ведущий говорит : «На чумовище остался какой то боченок. Давайте откроем!»Побеждает тот, кто «откроет боченок»-пытается указательным пальцем разжать кулачек.
Игру можно продолжить и после того. как «боченок открыт» играющие кладут ладони друг на друга тыльной стороной вверх. Тот, чья ладонь лежит снизу, быстро вытаскивает ее и опускает на самую верхнюю, делая небольшой хлопок. Все игроки по очереди повторяют то же самое в очень быстром темпе. Тот, кто поспешил и вынул руку раньше времени, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто оказался самым ловким и внимательным.
Прыжки через нарты»
Цель: упражнять в прыжках. Развивать ловкость, воспитывать интерес к народным играм
Двое игроков бегут и прыгают через нарты, поставленные друг от друга на расстоянии 1м. Нарты-сани имеют длину 1м..ширину 30-40 см., высоту 20см. Выигрывает тот, кто быстрее пробежит и не заденет нарты.
Примечание: для дошкольников можно сделать нарты из картона.
«Перетягивание каната»
Цель: упражнять в ловкости, развивать мышцы рук, ритмичность движений, воспитывать интерес к народным играм
На площадке проводится черта. Играющие делятся на две команды и встают по обе стороны черты, держа в руках канат. По сигналу входящего «Раз, два. три- начни!»,каждая команда старается перетянуть соперника на свою сторону. Чья команда сумеет это сделать, та считается победительницей
Сувт,кор!(Стой, олень!)
Цель : упражнение в быстром беге. Развивать быстроту, ловкость. Воспитывать интерес к народным играм
Играющие находятся в разных местах площадки(границы ее обозначены)Выбирается пастух. Получив палочку, он становится на середине площадки. После сигнала «Беги, олень!».все разбегаются по площадке, а пастух старается догнать кого-нибудь из убегающих, коснуться его палочкой и сказать: «Стой, олень!». Тот, кого коснулась палочка, отходит в сторону. Игра заканчивается, когда пастух поймает пятерых оленей.
«Метание шишек»
Цель: упражнять в метании. Развивать глазомер, меткость. Воспитывать терпение, выдержку
Играли весной и летом около дороги на открытых местах мальчики и девочки. В игре участвовали от двух до пяти человек. Для игры из гибкого прутика черемухи или тальника выстругивали палочку длиной 60–80 см, диаметром 1–2 см, один ее конец заостряли. Игроки собирали шишки и складывали их в кучку у линии броска. Броски делались поочередно. Игрок становился у линии, где находились шишки и палочка, втыкал ее в любую шишку (так, чтобы она при броске могла сорваться с палочки) и старался бросить шишку как можно дальше. Место падения определял (отмечал) судья. Победителем становился тот, кто сумел бросить шишку дальше всех.