Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Статья на тему: "«Определение математических способностей и педагогические условия их развития у дошкольников» | Артеменко Яна Владимировна. Работа №363213

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Проблема успешного развития способностей у детей на протяжении длительного времени привлекает внимание специалистов разных областей. Ряд исследований психологов направлен на выявление структуры способностей к различным видам деятельности.

Под способностями понимается комплекс индивидуально–психологических особенностей человека, отвечающих требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного выполнения.

Способности – это сложное, интегральное, психическое образование, своеобразный синтез свойств. Способности развиваются и формируются в процессе обучения, в процессе упражнения, овладения соответствующей деятельностью, поэтому нужно развивать, формировать, воспитывать, совершенствовать способности детей и нельзя заранее точно предвидеть, как далеко может пойти это развитие.

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 46»
350089 г. Краснодар, ул. Бульварное кольцо, 24
Тел/факс (861) 261 35 67 e-mail: centre46@mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Определение математических способностей и педагогические условия их развития у дошкольников»

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила воспитатель:

Артеменко Яна Владимировна

 

 

 

Проблема успешного развития способностей у детей на протяжении длительного времени привлекает внимание специалистов разных областей. Ряд исследований психологов направлен на выявление структуры способностей к различным видам деятельности.

Под способностями понимается комплекс индивидуально–психологических особенностей человека, отвечающих требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного выполнения.

Способности – это сложное, интегральное, психическое образование, своеобразный синтез свойств. Способности развиваются и формируются в процессе обучения, в процессе упражнения, овладения соответствующей деятельностью, поэтому нужно развивать, формировать, воспитывать, совершенствовать способности детей и нельзя заранее точно предвидеть, как далеко может пойти это развитие.

В связи с современной модернизацией дошкольного образования и построение образовательного процесса с учетом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, принятого в 2013 году (17.10.2013) специалисты дошкольного учреждения уделяют большое внимание развитию различных способностей ребенка с целью всестороннего развития ребенка дошкольного возраста .

В. А. Крутецкий различает девять способностей дошкольников (компонентов математических способностей):

Способность к формализации математического материала, к отделению формы от содержания, абстрагированию от конкретных количественных отношений и пространственных форм и оперированию формальными структурами, структурами отношений и связей;

Способность обобщать математический материал, вычленять главное, отвлекаясь от

несущественного

, видеть общее во внешне различном;

Способность к оперированию числовой и знаковой символикой;

Способность к «последовательному, правильно расчлененному

логическому рассуждению

», связанному с потребностью в доказательствах, обосновании, выводах;

Способность сокращать процесс рассуждения, мыслить свернутыми структурами;

Способность к обратимости мыслительного процесса (к переходу с прямого на обратный ход мысли);

Гибкость мышления, способность к переключению от одной умственной операции к другой, свобода от сковывающего влияния шаблонов и трафаретов;

Математическая память. Можно предположить, что ее характерные особенности также вытекают из особенностей математической науки, что это память на обобщения, формализованные структуры, логические схемы;

Способность к пространственным представлениям, которая прямым образом связана с наличием такой отрасли математики как геометрия

.

Основой для развития математических способностей является мышление и мыслительные операции.

Мышление – это психический процесс, с помощью которого человек решает поставленную задачу. Мышление развивается в три этапа:

Наглядно-действенное (когда ребенок мыслит через действие с помощью манипулирования предметом) – это основной вид мышления ребенка раннего возраста.

Наглядно-образное

(когда ребенок мыслит при помощи образов с помощью представлений явлений, предметов) - является основным видом мышления ребенка дошкольного возраста.

Словесно-логическое (когда ребенок мыслит в уме с помощью понятий, рассуждений, слов) – этот вид мышления начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте

.

У детей дошкольного возраста основными являются первые два вида мышления. Если у ребенка хорошо развиты все виды мышления, то ему легче решать любые задачи, и он тем самым добивается большего успеха в жизни.

На основе образного мышления формируется логическое мышление. Оно является высшей стадией развития мышления . Очень актуальны в наши дни занятия по развитию логического мышления, так как они имеют важное значение для будущего школьника.

Основными критериями развития логического мышления у детей являются: умение выделять существенные признаки из второстепенных, умение рассуждать, сравнивать, анализировать, классифицировать предметы, аргументировать свою точку зрения, устанавливать причинно-следственные связи, развивать нестандартность мышления.

В дошкольном возрасте развитие математических способностей связано с приобретением детьми умений и знаний по:

различению геометрических фигур по характерным признакам (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб, цилиндр);

классификации фигур;

формированию устного счета;

выделению пространственных отношений вверх-вниз, направо – налево, назад – вперед; осуществлению

опредмечивания

созданного объекта по словесной схеме (отгадывание загадок);

расположению предметов в убывающем порядке (5-6 размеров предмета);

выкладыванию целого из частей.

формированию произвольного внимания, активного включения в сюжет математической сказки

.

Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни. Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Обучение требует применения разнообразных методов.

Игра является средством воспитания, если она включается в целостный педагогический процесс. Ценность игры раскрывается в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринужденный и эмоциональный характер. Интерес детей старшего дошкольного возраста проявляется к игровым персонажам .

С этой целью вводятся знакомые детям по мультфильмам игровые персонажи, т. к. они являются элементом субкультуры детей. Помогая героям выполнять задания, дети удовлетворяют потребность в личностной заинтересованности и осознании собственной значимости. Присутствие игровых персонажей в непосредственно образовательной деятельности побуждает детей к математической деятельности, преодолению интеллектуальных трудностей .

Эмоционально окрашенная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей дошкольного возраста, которых отличает довольно высокая возбудимость.

К старшему дошкольному возрасту восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Они могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты .

Возрастает объем памяти. Дети запоминают 7 – 8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д.

Развивается образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи.

Высокие современные требования к развитию ребенка вызваны высоким уровнем современной школы к математической подготовке детей в детском саду в связи с переходом на обучение в школе с шести лет .

Математическая подготовка детей к школе предполагает не только усвоение детьми определенных знаний, формирование у них количественных пространственных и временных представлений. Наиболее важным является развитие у дошкольников мыслительных способностей, умение решать.

Когда непосредственно образовательная деятельность по математике проводится в игровой форме, это понятно и интересно детям. С каждым днем дети все больше втягиваются в обучающий процесс, но при этом непосредственно образовательная деятельность остается игрой, сохраняя свою притягательность. Помимо обучения и развития, математика для дошкольников позволяет ребенку легче адаптироваться к занятиям в школе. Математика для дошкольников в игровой форме позволяет в полной мере раскрыть потенциал ребенка и развить математические способности .

В процессе развития и формирования математических способностей у детей старшего дошкольного возраста трудно обойтись без дидактических игр. Они помогают ребенку вычленить анализируемый объект, увидеть его во всем многообразии свойств, установить связи и зависимости, определить элементарные отношения, сходства и отличия.

В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая игра несет конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей. Дидактическую игру включаю непосредственно в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач.

Дидактические игры оправдывают в решении задач индивидуальной работы с детьми в свободное от занятий время .

Систематическая работа с детьми совершенствует общие умственные способности: логики мысли, рассуждений и действий, смекалки и сообразительности, пространственных представлений.

Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:

1. Игры с геометрическими фигурами

2. Игры на ориентирование в пространстве

3. Игры с цифрами и числами

4. Игры путешествие во времени

5. Игры на логическое мышление .

Педагоги дошкольных образовательных учреждений широко используют занимательность в педагогическом процессе.

На наш взгляд, наиболее эффективные результаты может дать использование занимательности при обучении дошкольников математике.

Занимательный математический материал способствует решению задач всестороннего развития и воспитания дошкольников: активизировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять.

Дошкольники с большим интересом воспринимают задачи-шутки, головоломки, загадки, ребусы, математические фокусы; настойчиво ищут пути решения, ведущие к результатам. Увлекаясь решением занимательной задачи, ребенок испытывает эмоциональный подъем, что, в свою очередь, стимулирует его мыслительную активность. Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении. Многообразие занимательного материала дает основание для его систематизации.

Наиболее подробную классификацию занимательного математического материала предложила З. А. Михайлова, которая выделяет три основные группы:

– развлечения;

– математические игры и задачи;

– развивающие (дидактические) игры и упражнения.

Математические развлечения – головоломки, ребусы, лабиринты - интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата.

Математические игры отражают закономерности, отношения, зависимости, представления и понятия, формируемые у дошкольников. При решении следует проанализировать представленную ситуацию, а затем, опираясь на опыт и знания, сделать правильные выводы.

Решение занимательных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию развития общих умственных способностей, интереса к изучению математики у детей в дальнейшем, смекалки, сообразительности .

Особо важным, по мнению З. А. Михайловой, следует считать развитие у детей умения догадываться о решении на определенном этапе анализа занимательной задачи, поисковых действий практического и мыслительного характера. Догадка в этом случае свидетельствует о глубине понимания задачи, высоком уровне поисковых действий, мобилизации прошлого опыта, переносе усвоенных способов решения в совершенно новые условия.

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста зависит от создания условий, которые стимулируют его практическую, игровую и познавательную деятельность.

Исходя из подробного анализа литературы по теме нашего исследования, были выявлены и сформулированы следующие педагогические условия, способствующие эффективному проведению непосредственно образовательной деятельности по математике:

1. учет индивидуальных, возрастных психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста.

2. создание благоприятной психологической атмосферы и эмоционального настроя (доброжелательный спокойный тон речи педагога, создание ситуаций успешности для каждого воспитанника);

3. широкое использование игровой мотивации;

4. интеграция математической деятельности в другие виды: игровую, музыкальную, двигательную, изобразительную;

5. смена и чередование видов деятельности в связи с быстрой утомляемостью и отвлекаемостью детей;

6. развивающий характер заданий;

7. применение методов и приемов активного обучения, где ребенок выступает, как субъект, равноправный участник деятельности .

Развитие математических способностей в дошкольном образовательном учреждении осуществляется в самостоятельной деятельности детей и непосредственной образовательной деятельности.

Для развития математических способностей у дошкольников в самостоятельной деятельности детей в группе детского сада должен быть уголок занимательной математики.

В игровой комнате отводится специально оборудованное место (стол, стулья, свободный доступ), где концентрируются все игры и пособия – так называемый «Уголок занимательной математики».

Уголок занимательной математики – это специально отведенное, тематически оснащенное играми, пособиями и материалами и определенным образом художественно оформленное место. Организовать его можно, используя обычные предметы детской мебели: стол, шкаф, секретер, обеспечив свободный доступ детей к находящимся там материалам .

Задачи «Уголка занимательной математики»:

1. Формирование у детей дошкольного возраста интереса к математической деятельности. Развитие качеств и свойств личности ребенка, необходимых для успешного овладения математикой в дальнейшем: целенаправленность и целесообразность поисковых действий, стремление к достижению положительного результата, настойчивость и находчивость, самостоятельность.

2. Воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только развлекательными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми. Занимательный математический материал в дошкольные и последующие годы должен стать средством организации полезного досуга, способствовать развитию творчества .

Руководство самостоятельной математической деятельностью в уголке занимательной математики направлено на поддержание и дальнейшее развитие у детей интереса к занимательным играм. Всю работу в уголке педагог организует с учетом индивидуальных особенностей воспитанников. Он предлагает ребенку игру, ориентируясь на уровень его умственного развития, проявления активности.

В непосредственно образовательной деятельности допустимо применять: игровые, проблемно-поисковые, частично-поисковые, проблемно-практические игровые ситуации, практические методы.

Для выработки определенных математических умений и навыков необходимо развивать так же логическое мышление дошкольников старшего возраста. В школьном обучении умения сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать будут способствовать успешному усвоению нового и сложного материала. Поэтому необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям.

Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей .

Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий «подвох» и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.

Конструктивная деятельность ребенка в процессе выполнения данных упражнений развивает не только математические способности и логическое мышление ребенка, но и его внимание, воображение, тренирует моторику, глазомер, пространственные представления, точность и т. д.

Логическое развитие ребенка предполагает также формирование умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи.

Дошкольники активно осваивают счет, пользуются числами, осуществляют элементарные вычисления по наглядной основе и устно, осваивают простейшие временные и пространственные отношения, преобразуют предметы различных форм и величин. Ребенок, не осознавая того, практически включается в простую математическую деятельность, осваивая при этом свойства, отношения, связи и зависимости на предметах и числовом уровне.

Таким образом, за два года до поступления ребенка в школу можно оказать значимое влияние на развитие математических способностей дошкольника. Первые шесть – семь лет жизни ребенка – наиболее ответственный период его развития, когда формируются умственные способности. Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточенность внимания на проблеме.

Развитие математических способностей, происходит через игровую деятельность при непосредственном участии специалиста – воспитателя, которому необходимо много дидактического материала математического содержания для индивидуальной работы, как с одним ребенком, так и с подгруппой детей, в специально созданной среде.

Соблюдение определенных педагогических условий в образовательном процессе ДОУ будет способствовать успешному развитию и формированию математических способностей у ребенка дошкольного возраста.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×

Гороскоп педагога

Как планеты влияют на ваш
урок? Подпишитесь на Telegram
бота и проверьте бесплатно!

Получить прогноз