Статья на тему: "Понятие фонетико-фонематической компетенции дошкольников" | Топалова Оксана Георгиевна. Работа №354329
Понятие фонетико- фонематической компетенции дошкольников
Фонематическая компетенция современными исследователями определяется как составляющая более общего понятия "речевая компетенция".
Разные взгляды существуют и на понятие компетенции.
Так, А. М. Богуш понятие "компетентность" разделяет на речевую деятельность, языковую и речевую компетенции. По мнению В. В. Андриевской, языковая компетенция — это усвоение, осознание языковых норм, исторически сложившихся в фонетике, лексике, грамматике, орфоэпии, семантике, стилистике и адекватное их применение в любой человеческой деятельности в процессе использования определенного языка; это интегративное явление, охватывающее целый ряд специальных способностей, знаний, умений, навыков, стратегий и тактик речевого поведения, установок для успешного осуществления речевой деятельности в конкретных условиях общения. Этот вид компетенции более всего присущ взрослому человеку, сложившейся личности.
Речевая компетенция — это умение адекватно и уместно практически пользоваться языком в конкретных ситуациях (выражать свои мысли, желания, намерения, просьбы и тому подобное), использовать для этого как языковые, так и НЕ ЯЗЫКОВЫЕ (мимика, жесты, движения) и интонационные средства выразительности речи.
В речевой компетенции определяют ЛЕКСИЧЕСКУЮ, ФОНЕМАТИЧЕСКУЮ, ГРАММАТИЧЕСКУЮ, МОНОЛОГИЧЕСКУЮ и КОММУНИКАТИВНУЮ.
Рассмотрим это подробнее.
Итак, фонетическая компетенция - правильное произношение всех звуков родного языка, звукосочетаний согласно орфоэпических норм, ударений, хорошо развит фонематический слух, что позволяет дифференцировать фонемы; владение интонационными средствами выразительности речи (темп, тембр, сила голоса, логическое ударение )
В состав фонетической компетенции также входит
ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ восприятия – основной компонент речевого слуха, способность различать и воспринимать звуки речи, соотносить их с фонетической ситуацией родного языка.
Особое значение для развития фонетической компетенции приобретает именно дошкольный возраст, когда она формируется и становится основой для дальнейшего овладения языком.
1. Особенности усвоения детьми звукового строения языка
Дошкольники особенно восприимчивы к фонетике и интонации речи.
Обучение произношению дошкольников может быть успешным в том случае, если дети научатся самостоятельно контролировать свое произношение и как можно раньше отличать правильное от не правильного. При усвоении языка дети воспринимают фонетическую систему родного языка.
Правильное произношение – необходимое условие успешного овладения языком. Поэтому уже с самого начала обучения у детей формируют навыки понимания речи на слух и ее адекватного воспроизведения.
Рассмотрим особенности усвоения дошкольниками звуковой системы языка в структуре общих речевых навыков на разных возрастных этапах.
Третий год жизни.
Между 2 и 3 годами активно формируется фразовая речь. Высказывания ребенка становятся грамматически оформленными.
Дети в этом возрасте начинают усваивать грамматическое строение речи: усваивают падежные окончания, согласовывают прилагательное с существительным, используют некоторые предлоги (на, в), овладевают навыками использования в речи форм единственного и множественного числа существительных.
До трех лет у ребенка формируются все основные грамматические категории. Происходит активный рост словарного запаса. Ребенок в этом возрасте активно подражает сверстникам и играет в коллективные игры.
Четвертый год жизни.
Происходит существенное улучшение в речевом развитии. Ребенок знает названия многих окружающих предметов. Она обобщает их, то есть различает разные группы предметов и называет их: посуда, одежда, игрушки, животные и т.д. Дети 4-го года жизни пользуются в речи простыми и сложными предложениями. Наиболее распространенная форма высказывания – простое распространенное предложение “Мы с мамой ходили в магазин за хлебом”, “Я люблю играть большой машиной”.
Ваш ребенок говорит большое количество слов, но произношение звуков еще недостаточно четкое. Малыш может хорошо произносить слова, которые состоят из двух слогов, но при произношении слов из трех-четырех слогов может допускать ошибки: пропустить целый склад, переставить слоги местами, пропустить некоторые согласные звуки в середине слова.
Пятый год жизни.
Словарный запас ребенка достигает 1500-2000 слов.
В своих высказываниях ребенок использует почти все части речи.
Ребенок продолжает усваивать обобщающие слова.
Происходит интенсивное развитие грамматического строя речи, но ребенок еще может допускать грамматические ошибки: не всегда правильно использует падежные окончания, иногда неправильно согласовывает между собой слова.
Ребенок в этом возрасте начинает высказывать личное мнение по поводу каких-то событий, рассуждает об окружающие предметы. С помощью взрослых малыш пересказывает сказки, повторяет небольшие стихотворения.
У большинства детей в этом возрасте улучшается звукопроизношение: правильно произносят свистящие звуки (с, з, ц), начинают произносить шипящие звуки (ш, ж, ч), но еще могут заменять их друг-другом (например, шапка – “сапка”).
Звук [р] в этом возрасте дети еще могут заменять на [и], [л] или [ль] (например
рак – “йак”, рыба – “лыба”).
Шестой год жизни.
К концу шестого года жизни активный словарь ребенка составляет от 2500 до 3000 слов. Высказывания ребенка становятся более полными и точными.
В пятилетнем возрасте дети самостоятельно составляют рассказ, пересказывают сказку, что говорит об овладении одним из трудных видов речи – монологической.
В высказываниях ребенка появляются сложные предложения (Папа смотрел телевизор, а мы с мамой читали интересную книгу).
В речи ребенка появляются слова, обозначающие качество предметов, материал из которых они сделаны ( бумажный самолет, деревянный стол). Ребенок использует синонимы и антонимы. Ребенок правильно согласовывает существительные с другими частями речи. В речи пятилетних детей появляются притяжательные прилагательные (собачья лапа, заячьи уши), сложные предлоги (из-за, из-под).
В этом возрасте ребенок уже овладевает разной сложности слоговой структуры слов: не пропускает слоги, не переставляет их местами.
Значительно улучшается звукопроизношение. Большинство детей правильно произносят шипящие звуки [ш, ж, ч] и звуки [р, рь.]
Но у некоторых детей еще могут отмечаться замены тех или иных сложных звуков, или искажение их произношения.
Итак, ребенок дошкольного возраста быстро растет и развивается.
Соответственно происходит развитие его речи.
Основными структурными компонентами речи являются: звуковой состав, словарь и грамматический строй. Следует помнить, что каждый ребенок – ИНДИВИДУАЛЬНАЯ, ОСОБЕННАЯ ЛИЧНОСТЬ и, соответственно, общее и речевое развитие у разных детей может иметь некоторые отличия. Одни дети в возрасте 4-5 лет уже четко произносят все звуки нашего языка, а в других отмечается нарушение произношения большинства звуков.
Ориентировочный порядок усвоения детьми звуков нашего языка можно изобразить следующим образом:
ВОЗРАСТ РЕБЕНКА
ЗВУКИ РЕЧИ
От 1 до 2 лет
А, О, Э, М, П, Б
От 2 до 3 лет
У, И, Ы, Т, Д, В, Ф, Г, К, Х, Н, И
От 3 до 4 лет
С, С, Ц
От 4 до 5 лет
Ш, Ж, Ч, Щ
От 5 до 6 лет
Л, Г
3. Задачи и содержание работы по формированию фонетической компетенции В процессе пребывания ребенка в дошкольном учебно-воспитательном заведении в систем общего развития ребенка предусмотрено и формирование языковой, и в частности фонетической компетенции.
В учебно-воспитательном процессе дошкольного учебного учреждения используются следующие основные формы организации детей: специально организованная учебная деятельность (занятия), игры, самостоятельная деятельность детей (художественная, двигательная, речевая, игровая, трудовая, исследовательская и др.), индивидуальная работа, наблюдение, экскурсии, походы, праздники и развлечения, кружки и тому подобное. Они могут быть организованы фронтально, подгруппами, индивидуально
в зависимости от возраста детей, педагогической цели, материально-технического обеспечения учреждения, профессионального мастерства педагога.
Основной формой организованной учебной деятельности детей дошкольного возраста остаются занятия по различным разделам программы (тематические, комплексные, комбинированные, интегрированные, доминантные и др.).
Продолжительность учебной деятельности (занятия) для детей раннего возраста - до 10-15 минут, младшего и среднего дошкольного возраста - от 15 до 25 мин, старшего дошкольного возраста - от 25 до 35 минут.
Приоритетное значение в учебно-воспитательном процессе современного дошкольного учреждения приобретают вопросы совершенствования системы воспитания детей раннего возраста и пересмотр подходов к подготовке детей старшего дошкольного возраста (5-7 летних) к систематическому обучению в школе.
Мотивационная, эмоционально-волевая, коммуникативная, физическая подготовка будущих первоклассников, развитие познавательных психических процессов и речи, привитие элементарных учебных умений - приоритетные направления работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Овладение родным языком и речью как основным средством познания и специфически человеческим способом общения остается одним из первоочередных задач в работе с детьми на протяжении дошкольного детства. Обучение языку и развитие речи направляется на формирование у детей лексической, фонетической, грамматической и коммуникативной компетентности.
Задачами формирования фонетической компетенции дошкольника являются:
-развитие фонетического восприятия речи; -формирование правильного произношения звуков родного языка и их сочетаний; -развитие фонематического слуха и умение различать разные фонемы на слух; -развитие умений использования интонационных средств речи.
Таким образом, конечной целью развития фонетической компетенции является достижение правильного произношения всех звуков и звукосочетаний родного языка, хорошо развит фонематический слух, владение интонационными средствами выразительности речи (темп, тембр и тому подобное).
4. Условия, необходимые для формирования звуковой культуры речи детей
Проблема воспитания звуковой культуры речи исследовалась учеными современной дошкольной лингводидактики в различных направлениях: обучение детей правильного звукопроизношения (Н.А.Александровская, В.И.Ґородилова, А.Л.Жильцова, И.Радина, Н.Ф.Фомичева), формирование фонематического восприятия (Н.В.Дурова, Л.Е.Журова, Т.Б.Филичова), осознание детьми линейности звукового строения слова (Ф.А.Сохин, Г.А.Тумакова), особенности развития представлений о звуковой действительности речи у дошкольников (Е.И.Труве), развитие осознания детьми фонематических обобщений и дифференциаций (Л.Ф.Ткачева), обучение детей звуковому анализа слов (Т.Б.Эльконин).
Итак, звуковая культура речи включает:
-произносительную сторону речи (дикция, звукопроизношение, орфоэпия); -силу голоса; -фонематический слух; -речевое дыхание; -артикуляцию; -средства выразительности (темп, ритм, мелодика, тембр, логические ударения, правильность употребления пауз).
Рассмотрим ее элементы и условия их формирования и развития у дошкольников более подробно.
Голос.
Высота голоса - повышение и понижение голоса, переход от высокого голоса к низкому и наоборот; Сила голоса – произнесение звуков в определенной громкости (громко, тихо,
нормально), умение пользоваться голосом ; Тембр голоса – качественная окраска голоса (звонкий, тусклый, дрожащий, глухой.....).
Задачи работы над голосом.
• Развивать основные качества голоса:
а) силу б) высоту
• Приучать детей говорить без напряжения, меняя голос в зависимости от ситуации.
Правильное речевое дыхание обеспечивает:
-нормальное звукообразования; -достаточную громкость; -соблюдение пауз; -плавность речи и ее выразительность.
Этапы работы над дыханием:
• формирование диафрагмального дыхания;
• обучение коротком вдохе и плавном выдохе;
• произнесение гласных и щелевые согласных звуков;
• произнесение щелевых согласных в сочетании с гласными звуками;
• произнесение коротких фраз.
Интонация: – сложный комплекс просодических (относящихся к явлениям высоты, силы, длительности и т.п.) элементов, включающих мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр, логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций.
Компоненты интонационной выразительности речи:
• Мелодика – движение голоса по высоте, то есть скольжение его от основного тона вверх и вниз; благодаря наличию в речи гласных звуков придает ей певучесть, нежность, гибкость.
• Темп – скорость речевого высказывания: ускорение или замедление речи в зависимости от содержания высказывания.
• Пауза – временная остановка в речи. Логические паузы добавляют законченность отдельным мыслям.
• Сила голоса – смена громкости звучания речи в зависимости от содержания высказывания.
Компоненты интонационной выразительности речи:
• Логическое ударение – выделения голосом отдельных слов.
• Фразовый упор – выделение голосом группы слов.
• Ритм – равномерное чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе произношения.
• Тембр – эмоционально-экспрессивное окраска речи; с его эмоциональностью можно выражать эмоции и чувства.
Развитие функции речеслухового анализатора:
• учить ребенка слушать звук;
• учить выделять его на фоне других звуков;
• учить дифференцировать, то есть различать звуки;
• учить определять местоположение и последовательность звуков.
Артикуляция - это деятельность органов речи - языка, губ, мягкого неба, маленького язычка, нижней челюсти – в процессе воспроизведения звуков.
Артикуляционная гимнастика-выработка полноценных движений органов аппарата артикуляции, необходимых для правильного произношения звуков
Рекомендации по проведению АГ:
• 5-8 мин. ежедневно;
• не более 3-5 упр. за один раз (одно упражнение новое);
• подбор упражнений от простого к сложному;
• эмоциональное проведение (игровая форма);
• выполнять АГ сидя перед зеркалом;
• ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого;
• воспитатель следит за качеством выполнения упражнений.
Условия формирования правильного звукопроизношения:
-подвижность и переключения деканов (органов) аппарата артикуляции; -речевое дыхание; -владение своим голосом; -развит фонемний слух.
Условия формирования звуковой культуры речи дошкольника:
-развитие аппарата артикуляции; -работа над речевым дыханием; -выработка регуляции громкости голоса в соответствии с условиями общения; -формирование правильного произношения всех звуков родного языка. Выводы
В результате выполнения данной работы можем сделать следующие выводы.
Мы определили, что фонетико-фонематическая компетенция — правильное произношение всех звуков родного языка, звукосочетаний согласно орфоэпических норм, ударений, хорошо развит фонематический слух, что позволяет дифференцировать фонемы; владение интонационными средствами выразительности речи.
Особое значение для развития фонетико-фонематической компетенции приобретает именно дошкольный возраст, когда она формируется и становится основой для дальнейшего овладения языком.
Развитие речи дошкольника происходит в соответствии с его индивидуальных особенностей. Одни дети в возрасте 4-5 лет уже четко произносят все звуки нашего языка, а в других отмечается нарушение произношения большинства звуков. Основными структурными компонентами речи являются: звуковой состав, словарь и грамматический строй.
В процессе пребывания ребенка в дошкольном учебно-воспитательном заведении в системе общего развития ребенка предусмотрено и формирование языковой, и в частности фонетической компетенции.
Следовательно, задачами формирования фонетико-фонематической компетенции дошкольника являются:
-развитие фонетического восприятия речи; -формирование правильного произношения звуков родного языка и их сочетаний; -развитие фонематического слуха и соответственно умение различать разные фонемы
на слух; -развитие умений использования интонационных средств речи.
Проблема воспитания звуковой культуры речи исследовалась учеными современной дошкольной лингводидактики в различных направлениях обучения детей правильного звукопроизношения.
В общем, звуковая культура речи включает следующие составляющие: произносимая сторона языка; сила голоса; фонематический слух; речевое дыхание; артикуляция; средства выразительности.
Условиями формирования звуковой культуры речи дошкольника является: развитие аппарата артикуляции; работа над речевым дыханием; выработка регуляции громкости голоса в соответствии с условиями общения; формирование правильного произношения всех звуков родного языка.
Понятие фонетико- фонематической компетенции дошкольников
Фонематическая компетенция современными исследователями определяется как составляющая более общего понятия "речевая компетенция".
Разные взгляды существуют и на понятие компетенции.
Так, А. М. Богуш понятие "компетентность" разделяет на речевую деятельность, языковую и речевую компетенции. По мнению В. В. Андриевской, языковая компетенция — это усвоение, осознание языковых норм, исторически сложившихся в фонетике, лексике, грамматике, орфоэпии, семантике, стилистике и адекватное их применение в любой человеческой деятельности в процессе использования определенного языка; это интегративное явление, охватывающее целый ряд специальных способностей, знаний, умений, навыков, стратегий и тактик речевого поведения, установок для успешного осуществления речевой деятельности в конкретных условиях общения. Этот вид компетенции более всего присущ взрослому человеку, сложившейся личности.
Речевая компетенция — это умение адекватно и уместно практически пользоваться языком в конкретных ситуациях (выражать свои мысли, желания, намерения, просьбы и тому подобное), использовать для этого как языковые, так и НЕ ЯЗЫКОВЫЕ (мимика, жесты, движения) и интонационные средства выразительности речи.
В речевой компетенции определяют ЛЕКСИЧЕСКУЮ, ФОНЕМАТИЧЕСКУЮ, ГРАММАТИЧЕСКУЮ, МОНОЛОГИЧЕСКУЮ и КОММУНИКАТИВНУЮ.
Рассмотрим это подробнее.
Итак, фонетическая компетенция - правильное произношение всех звуков родного языка, звукосочетаний согласно орфоэпических норм, ударений, хорошо развит фонематический слух, что позволяет дифференцировать фонемы; владение интонационными средствами выразительности речи (темп, тембр, сила голоса, логическое ударение )
В состав фонетической компетенции также входит
ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ восприятия – основной компонент речевого слуха, способность различать и воспринимать звуки речи, соотносить их с фонетической ситуацией родного языка.
Особое значение для развития фонетической компетенции приобретает именно дошкольный возраст, когда она формируется и становится основой для дальнейшего овладения языком.
1. Особенности усвоения детьми звукового строения языка
Дошкольники особенно восприимчивы к фонетике и интонации речи.
Обучение произношению дошкольников может быть успешным в том случае, если дети научатся самостоятельно контролировать свое произношение и как можно раньше отличать правильное от не правильного. При усвоении языка дети воспринимают фонетическую систему родного языка.
Правильное произношение – необходимое условие успешного овладения языком. Поэтому уже с самого начала обучения у детей формируют навыки понимания речи на слух и ее адекватного воспроизведения.
Рассмотрим особенности усвоения дошкольниками звуковой системы языка в структуре общих речевых навыков на разных возрастных этапах.
Третий год жизни.
Между 2 и 3 годами активно формируется фразовая речь. Высказывания ребенка становятся грамматически оформленными.
Дети в этом возрасте начинают усваивать грамматическое строение речи: усваивают падежные окончания, согласовывают прилагательное с существительным, используют некоторые предлоги (на, в), овладевают навыками использования в речи форм единственного и множественного числа существительных.
До трех лет у ребенка формируются все основные грамматические категории. Происходит активный рост словарного запаса. Ребенок в этом возрасте активно подражает сверстникам и играет в коллективные игры.
Четвертый год жизни.
Происходит существенное улучшение в речевом развитии. Ребенок знает названия многих окружающих предметов. Она обобщает их, то есть различает разные группы предметов и называет их: посуда, одежда, игрушки, животные и т.д. Дети 4-го года жизни пользуются в речи простыми и сложными предложениями. Наиболее распространенная форма высказывания – простое распространенное предложение “Мы с мамой ходили в магазин за хлебом”, “Я люблю играть большой машиной”.
Ваш ребенок говорит большое количество слов, но произношение звуков еще недостаточно четкое. Малыш может хорошо произносить слова, которые состоят из двух слогов, но при произношении слов из трех-четырех слогов может допускать ошибки: пропустить целый склад, переставить слоги местами, пропустить некоторые согласные звуки в середине слова.
Пятый год жизни.
Словарный запас ребенка достигает 1500-2000 слов.
В своих высказываниях ребенок использует почти все части речи.
Ребенок продолжает усваивать обобщающие слова.
Происходит интенсивное развитие грамматического строя речи, но ребенок еще может допускать грамматические ошибки: не всегда правильно использует падежные окончания, иногда неправильно согласовывает между собой слова.
Ребенок в этом возрасте начинает высказывать личное мнение по поводу каких-то событий, рассуждает об окружающие предметы. С помощью взрослых малыш пересказывает сказки, повторяет небольшие стихотворения.
У большинства детей в этом возрасте улучшается звукопроизношение: правильно произносят свистящие звуки (с, з, ц), начинают произносить шипящие звуки (ш, ж, ч), но еще могут заменять их друг-другом (например, шапка – “сапка”).
Звук [р] в этом возрасте дети еще могут заменять на [и], [л] или [ль] (например
рак – “йак”, рыба – “лыба”).
Шестой год жизни.
К концу шестого года жизни активный словарь ребенка составляет от 2500 до 3000 слов. Высказывания ребенка становятся более полными и точными.
В пятилетнем возрасте дети самостоятельно составляют рассказ, пересказывают сказку, что говорит об овладении одним из трудных видов речи – монологической.
В высказываниях ребенка появляются сложные предложения (Папа смотрел телевизор, а мы с мамой читали интересную книгу).
В речи ребенка появляются слова, обозначающие качество предметов, материал из которых они сделаны ( бумажный самолет, деревянный стол). Ребенок использует синонимы и антонимы. Ребенок правильно согласовывает существительные с другими частями речи. В речи пятилетних детей появляются притяжательные прилагательные (собачья лапа, заячьи уши), сложные предлоги (из-за, из-под).
В этом возрасте ребенок уже овладевает разной сложности слоговой структуры слов: не пропускает слоги, не переставляет их местами.
Значительно улучшается звукопроизношение. Большинство детей правильно произносят шипящие звуки [ш, ж, ч] и звуки [р, рь.]
Но у некоторых детей еще могут отмечаться замены тех или иных сложных звуков, или искажение их произношения.
Итак, ребенок дошкольного возраста быстро растет и развивается.
Соответственно происходит развитие его речи.
Основными структурными компонентами речи являются: звуковой состав, словарь и грамматический строй. Следует помнить, что каждый ребенок – ИНДИВИДУАЛЬНАЯ, ОСОБЕННАЯ ЛИЧНОСТЬ и, соответственно, общее и речевое развитие у разных детей может иметь некоторые отличия. Одни дети в возрасте 4-5 лет уже четко произносят все звуки нашего языка, а в других отмечается нарушение произношения большинства звуков.
Ориентировочный порядок усвоения детьми звуков нашего языка можно изобразить следующим образом:
ВОЗРАСТ РЕБЕНКА
ЗВУКИ РЕЧИ
От 1 до 2 лет
А, О, Э, М, П, Б
От 2 до 3 лет
У, И, Ы, Т, Д, В, Ф, Г, К, Х, Н, И
От 3 до 4 лет
С, С, Ц
От 4 до 5 лет
Ш, Ж, Ч, Щ
От 5 до 6 лет
Л, Г
3. Задачи и содержание работы по формированию фонетической компетенции
В процессе пребывания ребенка в дошкольном учебно-воспитательном заведении в систем общего развития ребенка предусмотрено и формирование языковой, и в частности фонетической компетенции.
В учебно-воспитательном процессе дошкольного учебного учреждения используются следующие основные формы организации детей: специально организованная учебная деятельность (занятия), игры, самостоятельная деятельность детей (художественная, двигательная, речевая, игровая, трудовая, исследовательская и др.), индивидуальная работа, наблюдение, экскурсии, походы, праздники и развлечения, кружки и тому подобное. Они могут быть организованы фронтально, подгруппами, индивидуально
в зависимости от возраста детей, педагогической цели, материально-технического обеспечения учреждения, профессионального мастерства педагога.
Основной формой организованной учебной деятельности детей дошкольного возраста остаются занятия по различным разделам программы (тематические, комплексные, комбинированные, интегрированные, доминантные и др.).
Продолжительность учебной деятельности (занятия) для детей раннего возраста - до 10-15 минут, младшего и среднего дошкольного возраста - от 15 до 25 мин, старшего дошкольного возраста - от 25 до 35 минут.
Приоритетное значение в учебно-воспитательном процессе современного дошкольного учреждения приобретают вопросы совершенствования системы воспитания детей раннего возраста и пересмотр подходов к подготовке детей старшего дошкольного возраста (5-7 летних) к систематическому обучению в школе.
Мотивационная, эмоционально-волевая, коммуникативная, физическая подготовка будущих первоклассников, развитие познавательных психических процессов и речи, привитие элементарных учебных умений - приоритетные направления работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Овладение родным языком и речью как основным средством познания и специфически человеческим способом общения остается одним из первоочередных задач в работе с детьми на протяжении дошкольного детства. Обучение языку и развитие речи направляется на формирование у детей лексической, фонетической, грамматической и коммуникативной компетентности.
Задачами формирования фонетической компетенции дошкольника являются:
-развитие фонетического восприятия речи;
-формирование правильного произношения звуков родного языка и их сочетаний;
-развитие фонематического слуха и умение различать разные фонемы на слух;
-развитие умений использования интонационных средств речи.
Таким образом, конечной целью развития фонетической компетенции является достижение правильного произношения всех звуков и звукосочетаний родного языка, хорошо развит фонематический слух, владение интонационными средствами выразительности речи (темп, тембр и тому подобное).
4. Условия, необходимые для формирования звуковой культуры речи детей
Проблема воспитания звуковой культуры речи исследовалась учеными современной дошкольной лингводидактики в различных направлениях: обучение детей правильного звукопроизношения (Н.А.Александровская, В.И.Ґородилова, А.Л.Жильцова, И.Радина, Н.Ф.Фомичева), формирование фонематического восприятия (Н.В.Дурова, Л.Е.Журова, Т.Б.Филичова), осознание детьми линейности звукового строения слова (Ф.А.Сохин, Г.А.Тумакова), особенности развития представлений о звуковой действительности речи у дошкольников (Е.И.Труве), развитие осознания детьми фонематических обобщений и дифференциаций (Л.Ф.Ткачева), обучение детей звуковому анализа слов (Т.Б.Эльконин).
Итак, звуковая культура речи включает:
-произносительную сторону речи (дикция, звукопроизношение, орфоэпия);
-силу голоса;
-фонематический слух;
-речевое дыхание;
-артикуляцию;
-средства выразительности (темп, ритм, мелодика, тембр, логические ударения, правильность употребления пауз).
Рассмотрим ее элементы и условия их формирования и развития у дошкольников более подробно.
Голос.
Высота голоса - повышение и понижение голоса, переход от высокого голоса к низкому и наоборот;
Сила голоса – произнесение звуков в определенной громкости (громко, тихо,
нормально), умение пользоваться голосом ;
Тембр голоса – качественная окраска голоса (звонкий, тусклый, дрожащий, глухой.....).
Задачи работы над голосом.
• Развивать основные качества голоса:
а) силу б) высоту
• Приучать детей говорить без напряжения, меняя голос в зависимости от ситуации.
Правильное речевое дыхание обеспечивает:
-нормальное звукообразования;
-достаточную громкость;
-соблюдение пауз;
-плавность речи и ее выразительность.
Этапы работы над дыханием:
• формирование диафрагмального дыхания;
• обучение коротком вдохе и плавном выдохе;
• произнесение гласных и щелевые согласных звуков;
• произнесение щелевых согласных в сочетании с гласными звуками;
• произнесение коротких фраз.
Интонация:
– сложный комплекс просодических (относящихся к явлениям высоты, силы, длительности и т.п.) элементов, включающих мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр, логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций.
Компоненты интонационной выразительности речи:
• Мелодика
– движение голоса по высоте, то есть скольжение его от основного тона вверх и вниз; благодаря наличию в речи гласных звуков придает ей певучесть, нежность, гибкость.
• Темп
– скорость речевого высказывания: ускорение или замедление речи в зависимости от содержания высказывания.
• Пауза
– временная остановка в речи. Логические паузы добавляют законченность отдельным мыслям.
• Сила голоса
– смена громкости звучания речи в зависимости от содержания высказывания.
Компоненты интонационной выразительности речи:
• Логическое ударение
– выделения голосом отдельных слов.
• Фразовый упор
– выделение голосом группы слов.
• Ритм
– равномерное чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе произношения.
• Тембр
– эмоционально-экспрессивное окраска речи; с его эмоциональностью можно выражать эмоции и чувства.
Развитие функции речеслухового анализатора:
• учить ребенка слушать звук;
• учить выделять его на фоне других звуков;
• учить дифференцировать, то есть различать звуки;
• учить определять местоположение и последовательность звуков.
Артикуляция
- это деятельность органов речи - языка, губ, мягкого неба, маленького язычка, нижней челюсти – в процессе воспроизведения звуков.
Артикуляционная гимнастика-
выработка полноценных движений органов аппарата артикуляции, необходимых для правильного произношения звуков
Рекомендации по проведению АГ:
• 5-8 мин. ежедневно;
• не более 3-5 упр. за один раз (одно упражнение новое);
• подбор упражнений от простого к сложному;
• эмоциональное проведение (игровая форма);
• выполнять АГ сидя перед зеркалом;
• ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого;
• воспитатель следит за качеством выполнения упражнений.
Условия формирования правильного звукопроизношения:
-подвижность и переключения деканов (органов) аппарата артикуляции;
-речевое дыхание;
-владение своим голосом;
-развит фонемний слух.
Условия формирования звуковой культуры речи дошкольника:
-развитие аппарата артикуляции;
-работа над речевым дыханием;
-выработка регуляции громкости голоса в соответствии с условиями общения;
-формирование правильного произношения всех звуков родного языка.
Выводы
В результате выполнения данной работы можем сделать следующие выводы.
Мы определили, что фонетико-фонематическая компетенция — правильное произношение всех звуков родного языка, звукосочетаний согласно орфоэпических норм, ударений, хорошо развит фонематический слух, что позволяет дифференцировать фонемы; владение интонационными средствами выразительности речи.
Особое значение для развития фонетико-фонематической компетенции приобретает именно дошкольный возраст, когда она формируется и становится основой для дальнейшего овладения языком.
Развитие речи дошкольника происходит в соответствии с его индивидуальных особенностей. Одни дети в возрасте 4-5 лет уже четко произносят все звуки нашего языка, а в других отмечается нарушение произношения большинства звуков. Основными структурными компонентами речи являются: звуковой состав, словарь и грамматический строй.
В процессе пребывания ребенка в дошкольном учебно-воспитательном заведении в системе общего развития ребенка предусмотрено и формирование языковой, и в частности фонетической компетенции.
Следовательно, задачами формирования фонетико-фонематической компетенции дошкольника являются:
-развитие фонетического восприятия речи;
-формирование правильного произношения звуков родного языка и их сочетаний;
-развитие фонематического слуха и соответственно умение различать разные фонемы
на слух;
-развитие умений использования интонационных средств речи.
Проблема воспитания звуковой культуры речи исследовалась учеными современной дошкольной лингводидактики в различных направлениях обучения детей правильного звукопроизношения.
В общем, звуковая культура речи включает следующие составляющие: произносимая сторона языка; сила голоса; фонематический слух; речевое дыхание; артикуляция; средства выразительности.
Условиями формирования звуковой культуры речи дошкольника является:
развитие аппарата артикуляции; работа над речевым дыханием; выработка регуляции громкости голоса в соответствии с условиями общения; формирование правильного произношения всех звуков родного языка.