Статья на тему: "Природа имы" | Елена Ивановна Цебенко. Работа №274319
Автор: Елена Ивановна Цебенко
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 401
Статья на тему.
«Природа и мы»
Цебенко Е.И.
2021г
«Природа и мы»
Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев, песню кузнечика, журчание весеннего ручейка, звон серебряных колокольчиков, пение птиц в бездонном летнем небе, ласковый плеск воды торжественную тишину ночи – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет эту чудесную музыку жизни.
Сегодня мы поговорим о том, как воспитывать у детей чувство любви к природе, как охранять Землю – наш общий большой дом, в котором мы живем.
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Каменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу, чтобы сообщить им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития».
Экологическое воспитание в наше время становится важнейшим направлением педагогики детства.
1- экологически грамотное поведение человека – залог выживания человечества в общем для нас доме – на планете Земля.
2- приобщение к природе дает возможность приобщить ребенка к красоте, гуманности. Дети ближе нас к природе в прямом смысле этого слова, хотя бы потому, что мал ростом. Трава ему по пояс, цветы поднимают свои венчики к самим его глазам. Но и клубы выхлопного дыма плывут малышу прямо в лицо, и груды мусора контейнера угрожающе нависают над головой…
Сейчас только ленивый не сетует на плохое состояние окружающей среды. Окружающий нас мир природы богат, прекрасен и бесконечно разнообразен. А ребенок дошкольного возраста открыт, доверчив и восприимчив к окружающему. Поэтому задача и долг взрослых - ввести ребенка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу. Большинство изменений в мире природы человек может заметить, почувствовать и пережить в непосредственном контакте с природой. Выходя на прогулку, взрослые должны сознавать, что для детей это путешествие в большой. Многообразный мир. Ребенок исследует окружающий мир, тянется к красивому. Яркому. Все это он может увидеть в природе, и все удивляет и радует. Мы, взрослые, вводим ребенка в этот мир природы, раскрываем перед ним его тайны и законы, воспитываем правильное отношение к природе, потребность в его познании, а значит, можем и должны помочь ребенку в освоении элементарных природоведческих знаний. В развитии умения познавать мир природы, приобщить его к элементарному труду по созданию благоприятных условий для жизни живых существ. На этой основе воспитывается заботливое отношение ко всему живому в ближайшем окружении. Поэтому так важно учить всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой мира природы. Воспитывать наблюдательность, любознательность, доброе, бережное отношение к объектам природы.
В детском саду воспитатель использует различные методы ознакомления дошкольников с природой. Это:
1. Учебно –игровая деятельность: исследования, путешествия, развлечения, которые формируются по принципам индивидуальных особенностей развития ребенка и его возможностей.
2. Наглядно –практические методы: наблюдения, экскурсии, элементарные опыты, игровые проблемные ситуации.
3.Игры: дидактические, словесные, подвижные. Формируя основу экологической культуры в условиях ДОУ, необходимо осуществлять интеграцию экологии во всех образовательных областях, через разные формы работы. (образовательные области: художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, физическое, познавательное, социально – коммуникативное развитие.)
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. Экологические игры способствуют не только получению знаний о предметах и явлениях природы, но и формируют навыки бережного и неразрушающего обращения с окружающей природой. Играя, дети учатся любить, познавать, беречь и множить, также игры способствуют развитию любознательности.
Игра «Перелет птиц»
Цель: узнавать и называть зимующих и перелетных птиц, закрепить понятия «зимующие» и «перелетные» птицы.
Игровые действия: на столе картинки птиц. Дети берут картинку и превращаются в птицу. Ребенок говорит: «Я - ворона!», «Я – воробей»…По сигналу ведущего: «1,2,3 на свое место лети». Дети, у которых картинки с изображением зимующих птиц бегут к изображению зимнего пейзажа, а другие – весеннего пейзажа.
Игра: «Я знаю…»
Цель: формировать умение называть несколько предметов объекта одного вида. Развивать умение объединять предметы по общему признаку.
Игровые действия: дети встают в круг, ведущий в центре с мячом в руках. Ведущий бросает мяч и называет класс объектов природы (птицы, деревья, цветы, животные, насекомые, рыбы) Ребенок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю 5 названий цветов…» и возвращает мяч.
Сказки дают представление о причинно – следственных связях.
Сказка «Зимой в лесу».
Цель: найди ошибку в сказке и объясни.
Тихо зимой в лесу, только кое – где слышны голоса синиц и скворцов. Недавно выпал снег. Зеленые иголки елей и лиственниц выглядывают из – под нанесенного на ветки снега. Хорошо видны следы некоторых жителей леса. Вот пробежал заяц. А это чьи следы на просеке? «Это следы ежа» - сказал Петя. «Нет, это не еж пробежал, а суслик» - сказала Маша.
Зима в лесу – любимое время года для всех лесных жителей. Белки всю зиму спят в дуплах, медведи спрятались в берлоге. Из леса доносится равномерный стук – это дятел долбит шишки, вытаскивая из них семена. На ветке густой ели виднеется чье – то гнездо. Кто же это высиживает яйца зимой? «Это – сойка» - сказал Петя, «Давай ее поймаем».
Ошибки в сказке. 1. Скворцы улетают в теплые края. 2. У лиственницы опадают иголки. 3. Ежи и суслики зимой спят. 4. Белки не спят. 5. Зимой появляются птенцы у клеста. 6. Нельзя ловить птиц – в неволе они погибнут.
Важно, чтобы сами взрослые любили природу и эту любовь старались привить своим детям личным примером.
Что значит ты без трав и птиц
И без любви к пчеле жужжащей,
Без журавлей над хвойной чащей,
Без миловидных лисьих лиц?
Когда поймешь ты, наконец,
Врубаясь в мертвые породы,
О человек, венец природы,
Что без природы твой конец! С. И. Кирсанов.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 401
Статья на тему.
«Природа и мы»
Цебенко Е.И.
2021г
«Природа и мы»
Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев, песню кузнечика, журчание весеннего ручейка, звон серебряных колокольчиков, пение птиц в бездонном летнем небе, ласковый плеск воды торжественную тишину ночи – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет эту чудесную музыку жизни.
Сегодня мы поговорим о том, как воспитывать у детей чувство любви к природе, как охранять Землю – наш общий большой дом, в котором мы живем.
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Каменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу, чтобы сообщить им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития».
Экологическое воспитание в наше время становится важнейшим направлением педагогики детства.
1- экологически грамотное поведение человека – залог выживания человечества в общем для нас доме – на планете Земля.
2- приобщение к природе дает возможность приобщить ребенка к красоте, гуманности. Дети ближе нас к природе в прямом смысле этого слова, хотя бы потому, что мал ростом. Трава ему по пояс, цветы поднимают свои венчики к самим его глазам. Но и клубы выхлопного дыма плывут малышу прямо в лицо, и груды мусора контейнера угрожающе нависают над головой…
Сейчас только ленивый не сетует на плохое состояние окружающей среды. Окружающий нас мир природы богат, прекрасен и бесконечно разнообразен. А ребенок дошкольного возраста открыт, доверчив и восприимчив к окружающему. Поэтому задача и долг взрослых - ввести ребенка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу. Большинство изменений в мире природы человек может заметить, почувствовать и пережить в непосредственном контакте с природой. Выходя на прогулку, взрослые должны сознавать, что для детей это путешествие в большой. Многообразный мир. Ребенок исследует окружающий мир, тянется к красивому. Яркому. Все это он может увидеть в природе, и все удивляет и радует. Мы, взрослые, вводим ребенка в этот мир природы, раскрываем перед ним его тайны и законы, воспитываем правильное отношение к природе, потребность в его познании, а значит, можем и должны помочь ребенку в освоении элементарных природоведческих знаний. В развитии умения познавать мир природы, приобщить его к элементарному труду по созданию благоприятных условий для жизни живых существ. На этой основе воспитывается заботливое отношение ко всему живому в ближайшем окружении. Поэтому так важно учить всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой мира природы. Воспитывать наблюдательность, любознательность, доброе, бережное отношение к объектам природы.
В детском саду воспитатель использует различные методы ознакомления дошкольников с природой. Это:
1. Учебно –игровая деятельность: исследования, путешествия, развлечения, которые формируются по принципам индивидуальных особенностей развития ребенка и его возможностей.
2. Наглядно –практические методы: наблюдения, экскурсии, элементарные опыты, игровые проблемные ситуации.
3.Игры: дидактические, словесные, подвижные. Формируя основу экологической культуры в условиях ДОУ, необходимо осуществлять интеграцию экологии во всех образовательных областях, через разные формы работы. (образовательные области: художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, физическое, познавательное, социально – коммуникативное развитие.)
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. Экологические игры способствуют не только получению знаний о предметах и явлениях природы, но и формируют навыки бережного и неразрушающего обращения с окружающей природой. Играя, дети учатся любить, познавать, беречь и множить, также игры способствуют развитию любознательности.
Игра «Перелет птиц»
Цель: узнавать и называть зимующих и перелетных птиц, закрепить понятия «зимующие» и «перелетные» птицы.
Игровые действия: на столе картинки птиц. Дети берут картинку и превращаются в птицу. Ребенок говорит: «Я - ворона!», «Я – воробей»…По сигналу ведущего: «1,2,3 на свое место лети». Дети, у которых картинки с изображением зимующих птиц бегут к изображению зимнего пейзажа, а другие – весеннего пейзажа.
Игра: «Я знаю…»
Цель: формировать умение называть несколько предметов объекта одного вида. Развивать умение объединять предметы по общему признаку.
Игровые действия: дети встают в круг, ведущий в центре с мячом в руках. Ведущий бросает мяч и называет класс объектов природы (птицы, деревья, цветы, животные, насекомые, рыбы) Ребенок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю 5 названий цветов…» и возвращает мяч.
Сказки дают представление о причинно – следственных связях.
Сказка «Зимой в лесу».
Цель: найди ошибку в сказке и объясни.
Тихо зимой в лесу, только кое – где слышны голоса синиц и скворцов. Недавно выпал снег. Зеленые иголки елей и лиственниц выглядывают из – под нанесенного на ветки снега. Хорошо видны следы некоторых жителей леса. Вот пробежал заяц. А это чьи следы на просеке? «Это следы ежа» - сказал Петя. «Нет, это не еж пробежал, а суслик» - сказала Маша.
Зима в лесу – любимое время года для всех лесных жителей. Белки всю зиму спят в дуплах, медведи спрятались в берлоге. Из леса доносится равномерный стук – это дятел долбит шишки, вытаскивая из них семена. На ветке густой ели виднеется чье – то гнездо. Кто же это высиживает яйца зимой? «Это – сойка» - сказал Петя, «Давай ее поймаем».
Ошибки в сказке. 1. Скворцы улетают в теплые края. 2. У лиственницы опадают иголки. 3. Ежи и суслики зимой спят. 4. Белки не спят. 5. Зимой появляются птенцы у клеста. 6. Нельзя ловить птиц – в неволе они погибнут.
Важно, чтобы сами взрослые любили природу и эту любовь старались привить своим детям личным примером.
Что значит ты без трав и птиц
И без любви к пчеле жужжащей,
Без журавлей над хвойной чащей,
Без миловидных лисьих лиц?
Когда поймешь ты, наконец,
Врубаясь в мертвые породы,
О человек, венец природы,
Что без природы твой конец! С. И. Кирсанов.