Статья "Нравственное развитие детей дошкольрого возраста" | Шевелева Людмила Анатольевна. Работа №354959
статья для воспитателей о нравственном развитии детей. В данной статье описывается механизм владения и регулировария правильным положением нрааственных устоев детей дошкольного возраста. В ней рассказывается как в рамках дошкольной организации иожно получить положительный эффект воспитания детей дошкольного возраста.
Дошкольный возраст ребенка - это период нравственного развития с благоприятными условиями. Именно здесь наблюдается расширение и перестроения взаимоотношений ребенка и взрослого, а также проявляется совместная деятельность со сверстниками. В дошкольном возрасте ребенок знакомиться с элементарными правилами, которые применимы в быту, а также ему уже знаком обзор предметных действий и способы употребления их. Нужно понимать, что в таком возрасте для ребенка это является открытием. И именно здесь наблюдается тесное сотрудничество с взрослым как к эталону правильного применения и выполнения этих действий. Следовательно, дети дошкольного возраста внимательно присматриваются к миру взрослых, рассматривая и понимая взаимоотношения людей.
Соответственно ребенок соотносит себя с взрослым миром, который является образцом для него, видя и перенимая все те ценности человеческого отношения, законов, норм поведения в социуме. Важнейшей особенностью нравственности является полностью овладение нравственными ценностями и императивностью нравственных регулятивов. Это значит, что принципы нравственности самоценны. «Зачем нам стремиться к нравственным ценностям?», «Почему мы должны соблюдать нормы нравственности?» — нельзя ответить иначе, как признать, что цель, ради которой мы следуем нравственным принципам, состоит в том, чтобы следовать им. Следование нравственным принципам — это самоцель, т. е. высшая, «финальная» цель, и нет никаких других целей, которые мы хотели бы достичь, следуя им. [24; с. 310] Дошкольники, наблюдая, стремятся подчинить свои действия общественным нормам и правилам поведения. Можно, сказать, что это начало нравственного развития личности. К. Д Ушинский призывал «приучить дитя вникать в душевное состояние других людей, ставить себя на место обиженного и чувствовать то, что он должен чувствовать – значит дать дитяти всю умственную возможность быть всегда справедливым». Дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.[43;с.19] В данном периоде закладываются основы будущей личности:
формируется устойчивая структура нравственного поведения;
зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других, "взрослые" дела, быть "взрослым»; потребность в признании сверстников: у старших дошкольников активно проявляется интерес к коллективным формам деятельности и в то же время – стремление в игре и других видах деятельности быть первым, лучшим; появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами и т.д.);
появляется произвольное появление;
ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент, а так как "надо" (хочется посмотреть "мультики", но мама просит поиграть с младшим братом или сходить в магазин; не хочется убирать игрушки, но это входит в обязанности дежурного, значит, это надо делать и т. д.).
В период дошкольного возраста появляются зачатки рефлексии — способности анализировать свою деятельность и соотносить свои мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих, поэтому самооценка детей дошкольного возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная. [43; с. 24]
В этот период ребенок постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения.
Стремясь, стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения. В результате к концу дошкольного возраста происходит переход от эмоционально непосредственных к опосредованным нравственным критериям и отношениям [57;с.41]; [61; с. 29]
Усвоение нравственных ценностей представляет собой процесс образования в сознании ребенка их структуры, включающей следующие три элемента в их взаимосвязи: все более глубокое понимание нравственного смысла поступков, их оценочную сторону и эмоциональное к ним отношение. [61; с. 48] В дошкольном возрасте осуществляется переход от непосредственного эмоционального отношения к отношениям, которые строятся на основе усвоения нравственных оценок поведения в различных ситуациях и которые начинают регулировать и подчинять себе саму эмоциональную сферу. Усвоение нравственных понятий и представлений в их первичной форме создает возможность более глубокого проникновения в мир взрослых и способствует переходу ребенка на новый уровень развития. Его поступки, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками носят уже не непосредственно эмоциональный характер, а начинают опосредоваться и регулироваться моральными нормами. [36; с. 14]
Швейцарский психолог Жан Пиаже в 20-30-е годы представил свои исследования, где прослеживается, как дети дошкольного возраста рассуждают о нормах морали с нравственно-оценочными суждениями, которых они придерживаются. Жан Пиаже установил, что у ребенка дошкольного возраста представление о нравственности меняются от нравственного реализма к нравственному релятивизму. Нравственный реализм, в понимании Пиаже, - это твердое, непоколебимое и весьма однозначное понимание добра и зла, разделяющее все существующее на две категории – хорошее и плохое – и не усматривающее никаких полутеней в нравственных оценках. Нравственный релятивизм основан на убеждении, что каждый человек имеет право на справедливое и уважительное отношение к себе и в каждом его поступке можно усмотреть оправданное и осуждаемое.
В исследованиях Жана Пиаже наблюдается, что ребенок сторонник авторитетов и законы нравственности установлены властью. Ребенок дошкольного возраста обычно является нравственным реалистом и свои нравственные дилеммы часто, как правило, приклоняется в беспрекословному подчинению взрослых и бездумного послушания. В дошкольном периоде есть случае, когда ребенок поднялся в своем развитии до уровня релятивизма, что может привести к нежелательным последствиям как пренебречь суждением взрослого и поступить с иными правилами нравственности. Например, ребенок не достигнувший уровня релятивизма никогда не станет говорить неправду, а дети наоборот могут допустить в некоторых случаях сказать неправду. Дети же с нравственным реализмом принимают действия людей по их итогу, выводу, следствию. Отрицательный результат для детей дошкольного возраста представляется плохим, независимо было это сделано принужденно или случайно, из хороших или плохих мыслей. А ребята с нравственным релятивизмом судят более выше по характеру поступков и вследствие чего получен такой результат. Напомним, что релятивизм в психолого-педагогической литературе трактуется: (от лат. relativus - относительный) - англ. relativism; нем. Relativismus. Методологический принцип анализа и инвентаризации познания, мировоззренческих систем, культуры, состоящий в абсолютизации качественной нестабильности явлений, их зависимости от различных условий и ситуаций.
Идеи Пиаже нашли свои начала в исследовательских работах Л.Колберга, который придал им более действенный характер. Американский психолог, специалист в области психологии развития, а также один из основателей теории когнитивизма, в том числе теории развития нравственности расширил и углубил идеи Пиаже. Л. Колберг пришел к выводу, что в доконвенциальном уровне развития морали дети дошкольного возраста чаще дают оценку результатов, чем анализ предшествующему поведению следствия. Он выделил три уровня морали. [34; с. 71] На первом уровне становления нравственной личности можно наблюдать развитие ребенка, как подчинение определенным правилам, с целью избежание какого-либо наказания за их нарушения. Во втором уровне у ребенка можно наблюдать полезность нравственных действий, которые обычно взрослые сопровождают похвалой, поощрениями. На данном периоде положительно нравственным поведением является любое поведение, либо поведение, удовлетворяющее потребности самого ребенка, которое не мешает другому оппоненту удовлетворять свои действия, но все-таки которое будет оценено как хороший поступок. На этапе конвенциальной морали главным составляющим в развитии ребенка для него является значение «быть хорошим человеком». Только после осознания быть хорошим человеком возникает необходимость понимания идеи общественного порядка и пользы ребенка для окружения. После этого у ребенка появляется возможность оценивания поведения, исходя из абстрактных представлений о нравственности, а затем на основе осознания и принятия общечеловеческих нравственных ценностей.
Из выше изложенного и из источников современной психолого-педагогической литературы складывается неоспоримый опыт проведенных исследований. Действительно от одного уровня к другому происходит за счет воздействия социального окружения-взрослых. И развитие нравственных суждений выполняется естественно, начиная с дошкольного возраста, где процесс развития иногда происходит быстро, так как влияние уровня родительского контроля составляет неотъемлемую часть в воспитании. А хорошее воспитание осуществляется только в благоприятных условиях, где нравственное развитие приобретает необратимый характер, а, следовательно
моральная деградация становится невозможной. Конечно, не нужно забывать что благоприятному нравственному развитию ребенка должны сопутствовать ситуации морального выбора со сменой социально-ролевых персонажей и соответственно использование приобретенных навыков и умений на практических действиях.
В. В. Бойко немного противоречит выше изложенному и говорит о том, что способность размышлять о поступках, давать им оценку может и не совпадать с нравственным (или безнравственным) поведением ребенка. В. В. Бойко на вопросы «что такое хорошо и что такое плохо» отвечает неоднозначно, интерпретируя это тем, что ребенок может совершать действия, не соответствующие этим оценкам.
На все суждения и поведения ребенка влияет социальное окружение, как уже было сказано первый институт воспитания - семья. Соответственно, где образец подражания будет более эффективным, а главное положительным, то там оказываются более воспитанные дети и могут объяснить свою модель поведения и смысл его значения. Как говорил Макаренко «когда в вашей семье появляется первая «детская» неурядица, когда глазами вашего ребенка глянет на вас еще маленькая и слабенькая, но уже враждебная зверушка, почему вы не оглядываетесь назад, почему вы не приступаете к ревизии вашего собственного поведения, почему вы малодушно не спрашиваете себя: был ли я в своей семейной жизни большевиком?» Отсюда можно сделать вывод, что нравственность - совокупность норм, определяющих поведение человека.
Нравственность – это ценностная структура сознания, общественно необходимый способ регуляции действий человека во всех сферах жизни; это система принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу. [30; с. 16]
В философском словаре мораль и нравственность представлены как синонимы. Мораль, нравственность (от лат. moralis - нравственный, mores - нравы) - образцы поведения, принятые в обществе. К Гегелю восходит попытка их разведения двух синонимов. В этом случае под нравственностью обычно понимается объективная, вневременная, общечеловеческая совокупность идеальных норм поведения, общения и взаимоотношений, а под моралью - исторически изменчивое, несовершенное воплощение нравственных норм во времени и пространстве.
Психологическая энциклопедия дает трактование нравственности, принципов или моделей поведения, которые являются проявлениями принципов, оцениваемые с точки зрения их правильности или неправильности. Если мораль представляет собой абстракцию, лежащую в основе действия, то нравственность – ее осмысление. Тесно связана с этикой; фактически эти понятия так близки, что многие считают эти термины синонимами.
Нравственность – это характеристика психологической структуры личности (отвергающей или принимающей эти требования, осознающей их необходимость и испытывающей внутреннюю потребность в исполнении моральных норм, следовании им). [9; с. 28]
Нравственность является важным способом социальной регуляции, выступает как общественная форма отношений между людьми, как то, что остается в межчеловеческих отношениях, если вычесть из них предметно обусловленное содержание. [8; с. 59]
Толковый словарь С. И. Ожегова называет «нравственность - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Пример: Человек безупречной нравственности».
Представленные понятия «нравственности» из разных источников имеют в основе совокупность норм и правил, определяющих поведение личности. Задачами, которых являются: воспитание гуманных чувств и отношений; формирование основ патриотизма и межнациональной терпимости; воспитание трудолюбия, желания и умения трудиться; воспитание коллективизма.
Нравственное развитие ребенка подразумевает формирование нравственных качеств личности. Если речь идет о гуманности, то здесь подразумевается как сочувствие, сопереживание, отзывчивость, эмпатия. Основой нравственного развития ребенка наблюдается из его поведения к социуму, к природе и в первую очередь к самому себе. Здесь ребенок понимает переживание других и сочувствует, перенося переживания другого на себя. Главным условием гуманного отношения к обществу и живому окружению является дошкольный период детства, где происходит некая систематическая работа, вследствие которой видно как гуманизм, являясь нравственным качеством, формируется и развивается в личности как ее качественная характеристика. Безусловно, это трудоемкий процесс для воспитывающего и иногда противоречивый. Ведь в дошкольном возрасте только начинает формироваться основа понятий: сочувствие, добро, сопереживание и т.д. Толстой обозначал это напутствующим высказыванием для взрослых «все трудности воспитания вытекают из того, что родители, не только не исправляясь от своих недостатков, но, даже не признавая их недостатками, оправдывая их в себе, хотят не видеть эти недостатки в детях. В этом вся трудность и борьба с детьми».
Правильное формирование и развитие воспитанности будет проходить эффективно в связующем звене коллективизма. Именно это нравственное качество влияет на взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Функция коллективизма заключается сопутствующей формированию нравственного развития детей. Здесь главная задача воспитательная, где каждый ребенок, включенный в деятельность со своими целями и функциями формирует свою личность самостоятельно. Именно в данных отношениях и проявляется то нравственное развитие, которое сформировалось в семейном воспитании. Это отличное благоприятное условие раскрывает взаимоотношения между детьми. Влияние родительского контроля для формирования нравственных качеств как взаимопомощь, отзывчивость проявляются в коллективных взаимоотношениях. Ведь каждая группа коллектива носит свои характер со своими целями, но не всегда есть личности которые активно используют большое пространство как значимый фактор воздействия на каждого. В детском коллективе взаимоотношения основываются нравственностью. Знание нравственных норм и правил облегчает процесс вхождения ребенка в социум. «Человек должен любить людей. Если он людей будет любить, то ему будет жить лучше, веселее будет жить, ибо никто не живет так худо в мире, как мизантроп-человеконенавистник», - утверждал М. И Калинин.
Становление нравственной личности не будет полноценной, если в воспитании не будет приобщение к патриотизму и гражданственности. Уже в дошкольном периоде дети познают свое социальное окружение, посредством которого проявляется любовь к своей стране, к родному краю, дому. Хороший гражданин сразу не родиться, а длительно воспитывается», - говорил академик П. Л. Капица.
В дошкольном возрасте складываются этические эталоны-образцы, которые содержат более или менее обобщенное представление о положительном или отрицательном поведении в жизненных ситуациях. Ребенок соотносит свое поведение не только с конкретным взрослым, но и с обобщенным представлением. То есть внешний образец поведения взрослого переходит во внутренний план, расширяя возможности нравственного развития личности. У дошкольников формируются обобщенные представления о дружбе, взаимопомощи, преданности, доброте. Ребенок демонстрирует попытки совершать нравственные действия и разрешать конфликты, проявляя эмоциональную направленность на окружающих.
Однако нравственные нормы, даже те, которые ребенок хорошо знает, не сразу начинают руководить его поведением. Первоначально они выполняются только по требованию взрослого или в его присутствии, легко нарушаются ребенком. Усвоив норму, ребенок, прежде всего, начинает контролировать сверстника. Ему легче увидеть и оценить наличие нравственных качеств и выполнение норм сверстником, чем самим собой. Постепенно, оценивая сверстника, сравнивая себя с ним, прислушиваясь к оценке своих поступков взрослыми и товарищами, малыш подходит к реальной самооценке.
Честность, трудолюбие, уважение к людям, готовность защитить Отечество - это результат целенаправленного воспитания. Повседневный опыт показывает у хороших родителей вырастают хорошие дети, это означает лишь одно - в семье благоприятный нравственный климат, здесь берегут и передают детям высокие ценности общественной морали.
К понимаю нравственного развития существуют подходы. К. Гиллиган, Л. Колберг, М. Блэтт, Э. Хиггинс - исследователи западной психологии в области когнитивной психологии выделяли традиционный когнитивный процесс. Он акцентирует внимание на когнитивных аспектах морального сознания; моральное мышление, моральные суждения выступают здесь мерилом нравственного развития. [24; с. 320] У данного подхода существует два направления. Первым выделил К. Гиллиган нормативный когнитивный подход. Здесь выделены три принципа, которые составляют основу данного направления: ценность, справедливость, забота. [34; с. 57]
Основу подхода к периодизации морального развития составляет эмпатийная ориентация на нужды и потребности, чувства и переживания другого человека. Определяя его как эмпатийный подход, К. Гиллиган во главу угла выдвигает принцип заботы о других людях, основанный на сочувствии и сопереживании. [24; с. 314]
В центре интегративной теории морального развития Э. Хиггинса включено понятие ответственности. Он выделяет четыре стадии понимания ответственности, как содержательную функцию альтруистического поведения. В стадии включены как когнитивный, так и эмоциональный компоненты и совмещают принципы заботы и справедливости.
Вслед за западными исследователями не менее важен опыт отечественных психологов. При рассмотрении проблемы нравственного развития личности особый интерес представляют взгляды отечественных психологов (Л.С. Выготский, В.М. Мясищев, Л.И. Божович, Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б. и др.) [24; с. 310]
Из мнения Л.С. Выготского следует понимать, что результат нравственного развития еще до его начала существует в окружающей социальной среде в виде некоторой идеальной формы. Из этого следует понимать, что окружающая социальная среда это необходимое условие нравственного развития личности, а также как его истоки, хотя нравственное развитие формируется при наличии образцов. Автор предлагает поэтапное усвоение образцов, представленных в нравственных нормах, принципах, идеалах, традициях, в соответствующем поведении конкретных людей, их качествах, в персонажах литературных и мультипликационных произведений. У дошкольников появляется умение не только действовать по нравственным качествам, но и даже отказываться от того, что их непосредственно привлекает. Л. С. Выготский говорил, что одним из важнейших новообразований дошкольного возраста является возникновение в этот период у детей «внутренних этических инстанций».
Важной теоретической основой разработки психологических аспектов нравственного развития личности выступает теория отношений В.М. Мясищева. Согласно данной теории, личность, включенная в систему общественных отношений, объективированных в виде господствующих в ее окружении отношений к природе, общественной и личной собственности, к людям, труду, постепенно усваивает их, и они становятся собственными отношениями личности к той действительности, с которой она взаимодействует.
В своем исследование по личности и ее формирование в детском возрасте Л.И. Божович представляет ее формирование закрытым процессом, где связующим звеном становится социальное и психическое развитие. По мнению автора, существуют две точки зрения на процесс формирования нравственных норм поведения, который понимается, во-первых, как результат интериоризации внешне заданных форм мышления и поведения и их превращения во внутренние психические процессы; во-вторых, как последовательное (закономерное) превращение одних качественно своеобразных форм нравственного развития в другие, более совершенные. [5; с. 18]
Л. И. Божович в своих работах пришел к выводу о том, что «Непосредственная нравственная мотивация представляет собой наивысший уровень в нравственном развитии личности, а нравственное поведение, осуществляемое лишь по сознательно принятому намерению, свидетельствует о том, что нравственное развитие личности задержалось или пошло по неправильному пути». [5; с. 57]
Д. А. Леонтьев не всегда следует убеждениям, интериоризация личности социальных ценностей это главный необратимый путь становления личностных ценностей. В своих работах он отмечает, что не все социальные ценности, осознаваемые и даже принимаемые человеком в качестве таковых, реально становятся его личностными ценностями. [35; с. 119] При этом выделяя основным условием-ребенок неотъемлемая часть коллективной деятельности, которая влечет за собой реализацию соответствующей ценности личности. Промежуточным звеном, опосредующим этот процесс, выступает система ценностей референтной для индивида группы.
А. В. Запорожец свои исследования посвятил изучению восприятия дошкольниками сказки, где ему удалось выделить особенности нравственных представлений. В работах точно прослеживается, как ребенка не удовлетворяют неопределенные ситуации, когда неизвестно кто хороший, а кто плохой. Дети стараются сразу же выделить положительных героев и оказаться на месте их, что впоследствии стремиться подражать им. Исходя из этого, возникают механизмы нравственной идентификации, внутреннее действие в воображаемом плане, когда ребенок активно переживает события и тем самым понимает нравственные поступки и поведение героев в той или иной ситуации. Литературные персонажи фиксируются в памяти ребенка с определенным образом, со своей характеристикой.
Из выше сказанного можно подвести итог о нравственном развитии ребенка, а именно мнения отечественных психологов о показателях нравственного становления:
- готовность самостоятельно решать ситуацию нравственного выбора, принимать ответственность за свое решение;
- устойчивость нравственных качеств, что проявляется в возможности переноса сформированных в определенных жизненных ситуациях нравственных взглядов, отношений и способов поведения в новые, ранее не имевшие места в жизни человека, ситуации;
- проявление сдержанности в ситуациях, когда человек негативно реагирует на нравственно значимые для него события;
- возникновение нравственного конфликта как следствия осознания нравственной несостоятельности отдельных взглядов, поступков, действий.
Таким образом, дошкольный возраст характеризуется как возраст, в котором происходит «утеря непосредственности», возраст интенсивного освоения детьми культурных норм, различных культурно-опосредствованных способов деятельности и поведения (Выготский Л.С., 1984; Леонтьев А.Н., 1983; Эльконин Д.Б., 2004), которые становятся своеобразной системой мер, эталонов, ценностей (Запорожец А.В., 1986). Вместе с тем регуляция деятельности и поведения культурно-выработанными нормами, правилами и требованиями зависит не только от того, знает ли их ребенок, но и от того, как ребенок к ним относится (Запорожец А.В., 1986; Леонтьев А.Н., 1983; Смирнова Е.О., 1998; Субботский Е.В., 1983 и др.). Отечественные психологи склоняются к единому мнению, что нравственное развитие не является закрытым процессом, а объективно, точно и целенаправленно является основной частью психического и социального развития личности.
В своем анализе работы Г. А. Урунтаева выделила взаимосвязи нравственного сознания и нравственного поведения с проявлением нравственной позиции ребенка. Она выделяет три позиции: эгоистическая, конкурентная, гуманная. [54; с. 92] В первом случае позиция ребенка «заключается в том, что ребенку безразличны другие дети, а его интересы сосредоточены на предметах». Здесь обычно у детей проявляется агрессия, грубость. Чаще всего такие дети не замечают своих сверстников, а только их игрушки. Сверстники не любят общаться с такими детьми и те в свою очередь становятся еще агрессивней. Вторая позиция конкурентная «Состоит в том, что ребенок понимает: чтобы тебя любили, уважали и ценили, нужно быть послушным, хорошим никого не обижать». Естественно такого ребенка хвалят, и он даже добивается признания сверстников, которые в свою очередь оценивают первого как самоутверждение. Ребенок в данной позиции следит за успехами других и радуется их неудачам. Сверстник в глазах сверстника оценивается неоднозначно, а с позиции своего поведения. «Ребенок с гуманной позицией относится к товарищу как к самоценной личности». Такой ребенок очень чувствителен к состоянию души других, интересуется состоянием настроения, интересуется интересами и желаниями сверстников. Конечно же, такой ребенок делает из своих побуждений, он не рассчитывает на похвалу, а только получает удовольствие и радость от содеянного.
Данный автор склоняется к тому, что сфера нравственного развития в проявлении поведения играет основную роль взрослый, а именно его пример. А. В. Сухомлинский подчеркивал: « Ребенок - это зеркало нравственной жизни родителей». Влияние положительного примера взрослых это первый толчок «легко и ненавязчиво жить учиться жить в соответствии с нормами, принятыми в обществе». [49; с. 31]
Нравственному сознанию, как и сознанию в целом, присущ ряд общих функций: познавательная, оценочная, регулятивная и другие. [23; с. 114] Познавательная функция предполагает познавание не объективных характеристик, а смысла явлений в результате практического освоения. Благодаря этой функции, этические знания, принципы, нормы, помогают сформировать модель нравственного поведения. Оценочная функция оценивает с позиции добра и зла освоения человеком действительности. Предметом оценки являются поступки, отношения, намерения, мотивы, моральные воззрения и личностные качества. Регулятивная функция регулирует поведение людей в соответствии с требованиями морали. По своему объему и многогранности воздействия на личность мораль шире права. Свои регулятивные возможности она осуществляет при помощи норм-ориентиров, норм-требований, норм-запретов, норм-рамок, норм-ограничений, а также норм-образцов.
Таким образом, из выше сказанного можно предложить основные черты нравственного развития в дошкольном возрасте:
- у детей складываются первые моральные суждения и оценки; первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы;
- возрастает действенность нравственных представлений;
- возникает сознательная нравственность, то есть поведение ребенка начинает опосредоваться нравственной нормой. [55; с. 102]