Статья "Организация работы с новой лексикой на занятиях по иностранному языку" | Мой кабинет. Работа №353872
Проблема обучения лексической стороне речи еще изучена не полностью, и на данный момент не существует единой системы обучения лексики в средних специальных учебных заведениях.Успешное развитие умения читать, говорить или понимать со слуха невозможно без прочных знаний и умений в области лексики, т.к. с ее помощью происходит прием и передача информации. В связи с этим на занятиях иностранным языком должно быть уделено серьезное внимание работе над лексикой.
Организация работы с новой лексикой на занятиях по иностранному языку в средних специальных учебных заведениях.
Шахназарян Джемма Борисовна,
преподаватель иностранных языков,
ГБПОУ «Армавирский медицинский колледж»
г. Армавир, Краснодарский край
Иностранный язык является обязательным предметом в школах, средних специальных учебных заведениях, а также в высших учебных заведениях.
В результате изучения программного материала, обучающиеся овладевают знаниями, умениями общаться на языке, самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас, знать и применять в речи элементы грамматики.
Однако проблема обучения лексической стороне речи еще изучена не полностью, и на данный момент не существует единой системы обучения лексики в средних специальных учебных заведениях.
Успешное развитие умения читать, говорить или понимать со слуха невозможно без прочных знаний и умений в области лексики, т.к. с ее помощью происходит прием и передача информации. В связи с этим на занятиях иностранным языком должно быть уделено серьезное внимание работе над лексикой.
Основной целью курса «Иностранный язык в ССУЗах» является обучение практическому владению разговорно-бытовой речью и деловым языком специальности для активного применения как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности.
Критерием практического владения иностранным языком является умение достаточно свободно пользоваться относительно простыми языковыми средствами в основных видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении и письме.
При работе над лексикой в среднем специальном учебном заведении нецелесообразно и неэкономно в смысле учебного времени подходить одинаково ко всем словам, подлежащим заучиванию, т.к. в этом случае возможны две ошибки: либо у учащегося не отрабатываются все необходимые для достижения цели умения и навыки, либо у него формируются те из них, которые в данном случае необязательны.
Важным условием эффективного обучения лексике является дифференцированный подход к словарю в зависимости от того, будут те или иные слова усваиваться репродуктивно, т.е. для употребления в устной речи и для чтения, или только рецептивно, т.е. для понимания в тексте.
А.А. Миролюбов отмечает, что для средних специальных учебных заведений не разработаны лексические минимумы. Сделать это невозможно из-за обилия специальностей, по которым ведется подготовка. Поэтому преподаватели в каждом конкретном учебном заведении делают это сами, при разработке лексического минимума они руководствуются тематикой.
Отдельно следует отметить, что сложность и многогранность лексических навыков требует выполнения комплекса лексических упражнений в процессе овладения ими. Для обеспечения эффективности данного процесса в системе упражнений должны использоваться такие их типы как:
– упражнения, направленные на овладение реальным словарным запасом, на расширение потенциального словарного запаса и на развитие языковой догадки;
– рецептивные лексические упражнения (аудирование, чтение) и репродуктивные (говорение, письмо);
– упражнение на овладение различными типами лексических единиц: словами, устойчивыми словосочетаниями, речевыми клише, с учетом их трудности для усвоения.
Таким образом, обучение лексике иностранного языка является сложным и многогранным процессом, результатом которого является формирование иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся. Успех данного процесса напрямую зависит от уровня овладения минимальным словарным запасом. Для достижения поставленной цели, преподаватель должен уделять пристальное внимание отбору лексики, её введения, закрепления и повторения на уроках иностранного языка.
Литература.
1. Содержание обучения иностранным языкам в средней школе: Организация речевой деятельности // под ред. Климентенко А. Д. — Москва: Просвещение, 1984. — 144с.
2. Морозова, Я. К. Особенности обучения лексике на уроках английского языка / Я. К. Морозова. -2022. — № 3 (398). — С. 82-84. — URL:
3. Миролюбов А.А. Проблемы перестройки преподавания иностранного языка в средних специальных учебных заведениях // Методические рекомендации по преподаванию иностранного языка в средних специальных учебных заведениях. – Выпуск XV – М.: Высш. школа, 1991. – 106 с.
4. Миролюбов А.А., Парахина А.В. Общая методика преподавания иностранного языка в средних специальных учебных заведениях / Под ред. А.А. Миролюбова и А.В. Парахиной. – 2-е изд., испр. М.: Высш. школа, 1984. – 240 с.