Статья "Основы общения с заикающимся ребёнком" | Мой кабинет. Работа №349586
Статья содержит основные сведения о таком нарушении речи, как заикание. В статье перечислены виды работы с заикающимся ребёнком на логопедических занятиях. Даны рекомендации для учителей - предметников по общению с заикающимся ребёнком. Также в статье представлены упражнения, которые могут использовать педагоги на коррекционных занятиях.
«Основы общения с заикающимся ребёнком»
Учитель –логопед:
Журавлева Н.А.
Заикание (логоневроз) – это нарушение темпа, ритма и плавности речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Судороги мышц речевого аппарата в процессе устной речи являются основным симптомом заикания.
Судороги мышц речевого аппарата различают по локализации, типу и силе выраженности. В заикании определяется также форма и тип течения.
Сопутствующие проявления заикания
Нарушения речевого дыхания – неречевое дыхание – поверхностное, с неустойчивым ритмом, нарушается при эмоциональном напряжении, речевое дыхание – недостаточное по объёму, говорят на вдохе.
Сопутствующие речи движения - могут быть разнообразными: раздувание крыльев носа, зажмуривание глаз, движение руками, телом и т.д.(ритуалы).
Речевые
уловки (
эмболы
) - однообразные, многократно повторяющиеся на протяжении высказывания такого типа: «да; вот; это самое; ну;».
Вегетативные реакции (чаще у подростков и взрослых) – покраснение лица, учащённое сердцебиение, усиленное потоотделение и т.д.
Логофобии
(чаще в подростковом возрасте) – патологическая личностная реакция на речевой дефект в виде боязни речевого общения.
Комплексный подход в коррекции заикания предполагает сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, направленной на нормализацию всех сторон речи, моторики, психических процессов, воспитание личности заикающегося и оздоровление организма в целом. Необходима совместная работа врача, логопеда, психолога, преподавателя логоритмики, музыкального работника, специалиста по физическому воспитанию.
Специфика логопедических занятий по коррекции заикания
Каждый возраст требует использования индивидуальных методик логопедической работы. Так, в работе с младшими школьниками основное место отводится речевым занятиям в игровой форме, воспитательным мероприятиям, медицинским — в меньшей степени. В работе с подростками большую роль играют медицинские средства, психотерапия, в том числе ее суггестивные методы (лечение внушением), меньшую — педагогические.
Логопедические занятия включают в себя:
-речевые зарядки
(проведение подготовительных речевых упражнений с заикающимся)
-артикуляционно-мимическую гимнастику
- расслабление речевых мышц
- тренировка умения сбрасывать напряжение
- тренировка лицевых мышц
- упражнения для мышц лба, щек, губ, языка
-массаж (самомассаж)
-дыхательную гимнастику (воспитание правильного полного вдоха и выдоха)
- воспитание навыков фиксированного выдоха со звуком и слогом
- упражнения для удлинения речевого выдоха
- дыхательные упражнения, сочетающиеся с голосом и движением
- работу над голосом
- упражнения, направленные на тренировку силы и высоты голоса
- интонационные упражнения
- формирования навыка плавной речи
- логоритмические упражнения: формирование навыка мягкой голосоподачи, ритмизации речи
- произнесение пословиц, чистоговорок, скороговорок с различной интонацией
- чтение стихов
- чтение текстов
- пересказ с метрономом
- речевые импровизации
- ролевой тренинг
Формирование фонационного (речевого) дыхания
Речевое дыхание является произвольным и значительно отличается от дыхания в покое — физиологического дыхания вне речи. Наиболее благоприятные условия для работы голосового аппарата создаются при нижнереберном дыхании, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы.
Контролировать правильное речевое дыхание поможет собственная ладонь, если ее положить на область диафрагмы, т. е. между грудной клеткой и животом. При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются. Постановка диафрагмального дыхания проводится на фоне мышечного расслабления. Упражнения начинают с положения лежа.
Упражнения для младших школьников.
Упражнение «Задуй свечу»
Цель: поможет ребёнку развить длинный плавный экономный выдох и активизировать мышцы губ.
Материал: Для упражнения нам понадобится свеча.
Ход: Вам необходимо сделать глубокий, шумный короткий вдох носом. По сигналу «Тихий ветерок» медленно выдохнуть на пламя свечи, так чтобы оно отклонилось, но не гасло. По сигналу «Сильный ветер» задуть свечу резким, но длинным выдохом.
Упражнение «Чей пароход дольше гудит»
Цель: поможет развить длинный плавный выдох без участия речи, и активизировать мышцы губ.
Материал: Нам понадобится чистый пузырёк с горлышком небольшого диаметра.
Ход: Чтобы он загудел, нижней губой надо слегка коснуться края пузырька. Струя должна быть сильной.
Упражнение «Погрей руки».
Материал: Для этого нам понадобятся ладони.
Цель: Развитие длительного плавного выдоха.
Ход: Взять вдох через нос пауза и дуть на озябшие руки плавно выдыхая через рот.
Упражнение «Прокати карандаш»
Цель: способствует развитию плавного длинного выдоха.
Материал: Карандаш круглый, карандаш с гранями.
Ход: Для этого необходимо сделать правильный вдох носом, и выдыхая через рот, прокатить по гладкой поверхности круглый карандаш. А для усложнения, когда ребёнок овладеет круглым карандашом можно предложить карандаш с гранями.
Упражнение «Трубочка».
Цель: способствует развитию плавного длинного выдоха.
Материал: Для этого нам понадобятся короткие трубочки, ватные шарики, кусочки бумаги.
Ход: Возьмите вдох через нос подуйте через короткую трубочку на предмет, плавный длинный выдох. Можно усложнить задание, увеличив расстояние от трубочки до предмета.
Упражнение «Бурлящая вода»
Материал: Для этого нам понадобится стакан с водой не полный или можно использовать бутылку. Трубочка для коктейля
Цель: Развитие длительного плавного выдоха.
Ход: Вдох носом подуть в стакан или бутылку через трубочку. Выдох должен быть ровный и длинный – тогда вода будет долго и равномерно бурлить.
Игра «Мыльные пузыри»
Цель: Развитие длительного плавного выдоха.
Материал: Мыльные пузыри.
Ход: Чей пузырь будет лететь дольше. Вдох носом пауза и длинный плавный выдох через рот.
Упражнение «Загони мяч в ворота»
Цель: поможет выработать длинную направленную воздушную струю. Материал: Для этого нам понадобятся ворота, их легко можно сделать из спичечных коробков, кубиков и.т.д.
Ход: Вдох носом, вытянуть губы трубочкой и дуть на ватный шарик загоняя его в ворота на одном выдохе.
Упражнение «Кто дальше загонит мяч?»
Цель: поможет выработать плавную, длинную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
Материал: Вата или ватные диски.
Ход: Для этого необходимо улыбнуться, положить передний край языка на нижнюю губу и как бы произнося длительный звук «Ф» сдуть ватку на край стола. Воздушная струя должна быть узкая.
Упражнение «Сдуй снежинку»
Цель: Развитие длительного плавного выдоха.
Материал: кусочки бумаги.
Ход: Для этого необходимо улыбнуться положить широкий передний край на нижнюю губу, на кончик языка положить кусочек бумаги и как бы шлёпнуть верхней губой по языку произнося длинный звук «Ф» сдуть бумажку с языка.
Упражнение «Надуй игрушку»
Цель: Развитие длительного плавного выдоха.
Материал: Для этого нам понадобятся надувные игрушки и шары.
Ход: Возьмём воздух через нос и медленно выдыхая его через рот в отверстие игрушки или шара .
Упражнение «Мельница»
Цель: Развитие длительного плавного выдоха.
Материал: Различные вертушки.
Ход: Взять вдох носом, губы трубочкой и плавный длинный выдох.
Упражнения для старших школьников.
Упражнение 1
Встать прямо. Сделать глубокий вдох носом так, чтобы было приятное, легкое ощущение вдоха, без напряжения. Выдыхать следует через рот. (губы трубочкой). При выполнении данного упражнения нужно внимательно следить за тем, чтобы двигалась диафрагма (живот), и оставались спокойными плечи.
Упражнение 2
Медленный вдох через нос и медленный выдох через узкое отверстие, образованное губами, на свечу (“Свеча”, в данном случае, может быть и воображаемой), которая стоит недалеко от вас.
Затем снова сделать медленный вдох и дуть также медленно на свечу, которая стоит дальше, чем в первом случае. Снова медленный вдох и медленный выдох на свечу, стоящую уже на более далеком расстоянии. Голову вперед не тянуть!
Упражнение 3
Делать быстрый вдох носом, затем паузу и быстрый выдох на свечу, стоящую близко, чтобы загасить ее. Отодвинуть свечу и, делая быстрый вдох, также загасить свечу. Поставить свечу еще дальше, сделать вдох и снова загасить свечу. Мышцы живота работают с хорошей активностью.
Упражнение 4
Длительность вдоха на счет “три”, а длительность выдоха — на счет “шесть”. Делаем маленькую паузу на счет “один” между вдохом и выдохом.
(вдох — три единицы, пауза — одна единица, выдох — шесть единиц. Счет вести про себя. Вдох делать носом, а выдох ртом, как бы выдувая воздух на поставленную перед ртом ладонь). Упражнение выполняется три-четыре раза.
Упражнение 5
Встать прямо. Сделать выдох, а затем вдох и начать выдох на звуке Ф. Следить за тем, чтобы не надувались щеки — выдыхаемая струя выходит только через щель, образованную зубами и нижней губой.
Следить за опорой дыхания. Вдох делать носом, губы при вдохе должны быть сомкнуты. Упражнение проделать три-четыре раза подряд, следить, чтобы выдох длился не меньше восьми-девяти единиц счета.
Регуляция эмоционального и мышечного состояния
Обучение навыкам релаксации начинается с упражнений, которые позволяют ребенку почувствовать разницу между напряжением и расслаблением.
Проще ощутить напряжение мышц в руках и ногах, поэтому детям предлагается перед расслаблением сильно и кратковременно сжать кисти рук в кулак, напрячь мышцы ног и т. д.
Такие упражнения даются в следующей последовательности: для мышц рук, ног, всего туловища, затем для верхнего плечевого пояса и шеи, артикуляционного аппарата.
Бревнышки — веревочки
Поднять руки в стороны, слегка наклонившись вперед. Напрячь мышцы рук, сжав пальцы в кулак как “бревнышки”. Уронить расслабленные руки. Обратить внимание, как они пассивно покачиваются сами собой словно “веревочки”.
Маятник
Переносить тяжесть тела с пяток на носки при покачивании вперед-назад. Руки опущены вниз и прижаты к корпусу. Тяжесть тела переносится медленно вперед, на переднюю часть ступни, пятки от пола не отрывать. Все тело слегка наклоняется вперед. Затем тяжесть тела переносится на пятки. Носки от пола не отрываются.
Ралли
Сесть прямо на кончик стула. После команды “едем на гоночной машине” вытянуть ноги вперед, слегка подняв их, руки вытянуть и сжать в кулаки — “крепко держимся за руль”, туловище слегка отклонено назад. Сосредоточить внимание на напряжении мышц всего тела. Через 10-15 сек расслабиться, сесть прямо, руки положить на колени, голову слегка опустить, обратить внимание на приятное чувство расслабления.
Кукла устала
Глубоко зевнув, потянуться, подняв руки вверх и поднявшись на носочки, с выдохом расслабиться, опустить руки, наклонив голову вперед.
Незнайка.
Поднять плечи как можно выше, а затем свободно опустить их вниз.
Работа над интонационной выразительностью речи
Логопед предлагает детям свои речевые образцы, наглядно-иллюстративный материал, используется конкретная ситуация.
Основными видами упражнений являются: произнесение речевого материала вместе с логопедом, вслед за ним, называние предметов и действий по картинке или в конкретной ситуации.
Во всех этих упражнениях отрабатывается важнейший элемент плавной речи — слитность. Упражнения можно выполнять под стук метронома.
ПАМЯТКА
для учителя, имеющего в классе заикающегося ученика.
Обратить внимание на речевые возможности ученика.
Установить контакт с логопедом и родителями.
Формирование добрых, терпимых отношений между детьми в классе.
Предложить нескольким ученикам взять шефство над заикающимся ребенком.
Исключить участие ребенка в ссорах, шумных играх, разбирательствах, разговор на повышенных тонах.
Говорить с ребенком не спеша и делать частые паузы.
Нельзя спрашивать заикающегося ребенка внезапно. Дайте установку: «Коля, подготовься, пожалуйста, продумай свой ответ. Ты будешь отвечать после Светы».
Не торопите во время ответа. Самое трудное – это начало речи. Первые слова лучше проговорить вместе.
Не фиксировать внимание ребенка на запинках. Не поправлять, не делать замечаний.
Дайте ему понять, что вы
слушаете то, что он говорит, а
не как он это делает.
В первое время не вызываем ребенка отвечать у доски перед всем классом.
Помогаем заикающемуся облегчить высказывание (повтор за учителем; вопросы, на которые можно отвечать, используя минимальное количество слов).
Вызывайте заикающегося ребенка как можно раньше, так как его напряжение и беспокойство будут возрастать по мере ожидания своей очереди.
Связный рассказ требуем только после того, как ученик без запинок отвечает на вопросы учителя, т.е. по мере овладения вопросно-ответной формой речи.
Не советуйте ребенку говорить медленнее или «расслабиться».
Не договаривайте слова за ребенка и не говорите вместо него.
Заикающегося нельзя перебивать. Учим учеников внимательно слушать друг друга.
Заикающемуся легче говорить, когда он свою речь сопровождает действиями (проговариваем все операции в процессе изготовления поделки и т. д.).
Заикающиеся школьники легче выражают мысль тогда, когда имеют перед собой конкретную наглядную опору.
Если у ребенка ОНР (общее недоразвитие речи), надо пополнять словарный запас и прорабатывать с такими детьми читаемый текст.
Давать задания читать ученику вслух, медленно проговаривая каждый слог.
Большинство заикающихся детей не заикаются, когда читают вместе с кем-нибудь ещё.
Иногда просите весь класс почитать парами, для того, чтобы заикающийся ребенок не чувствовал себя «особенным».
Для работы с заикающимися учениками важен неторопливый темп речи учителя.
На уроках литературы первое время лучше задавать заикающимся детям вопросы, связанные с конкретными событиями, лишь потом – рассуждение и объяснение.
Спрашивать заикающихся столько же, сколько и других детей. Побуждать к активной речевой деятельности.
Применять на
физминутках
дыхательные упражнения и элементы
логоритмики
.
На празднике надо предоставить ребенку возможность спеть песню вместе с другими детьми, чтобы не лишать радости выступить, не подчеркивать его недостаток, а, наоборот, вселять уверенность в свои силы.
Для заикающегося ребенка очень важны занятия музыкой и танцами, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Полезны дополнительные занятия по пению.
Заикающийся ребенок все время должен находиться под наблюдением логопеда и психоневролога
.