Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Статья "Основы занятий физической культурой и спортом" | Мой кабинет. Работа №352877

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Спортивные результаты растут из года в год с исключительной быстротой. Нет ни одного вида спорта, в котором достигнутый высший спортивный результат держался неимоверно долго и был бы окончательным.

Этот неуклонный рост результатов во всех видах спорта происходит от постоянных поисков наиболее правильных методов тренировки, наиболее целенаправленных путей обучения и совершенствования техники, тактики, физических и волевых качеств в том или другом виде спорта. Еще полторы тысячи лет назад в Древней Греции люди задумывались о том, как лучше проводить спортивную подготовку. В эпоху расцвета древних Олимпийских игр участники состязаний, например, должны были проходить специальную предварительную подготовку, перед тем как выступить в олимпийских турнирах.

Авторы:

Равис Фанисович Ахметшин,

Андрей Геннадьевич Чашкин,

Игорь Николаевич Румянцев

Московский транспортный колледж (г. Москва)

 

Основы занятий физической культурой и спортом

Спортивные результаты растут из года в год с исключительной быстротой. Нет ни одного вида спорта, в котором достигнутый высший спортивный результат держался неимоверно долго и был бы окончательным.

Этот неуклонный рост результатов во всех видах спорта происходит от постоянных поисков наиболее правильных методов тренировки, наиболее целенаправленных путей обучения и совершенствования техники, тактики, физических и волевых качеств в том или другом виде спорта. Еще полторы тысячи лет назад в Древней Греции люди задумывались о том, как лучше проводить спортивную подготовку. В эпоху расцвета древних Олимпийских игр участники состязаний, например, должны были проходить специальную предварительную подготовку, перед тем как выступить в олимпийских турнирах.

Специальные исследования по вопросам развития спортивной тренировки показывают, что нерегулярная, непродолжительная подготовка не может обеспечить постоянные и высокие спортивные достижения.

Поэтому в настоящее время тщательно разрабатываются научно обоснованные принципы организации и планирования спортивной тренировки. Период обучения и совершенствования в любом виде спорта состоит из цепи взаимосвязанных занятий. Причем каждое новое занятие очень тесно связано с предшествующими, основывается на знаниях и навыках, которые приобретены ранее. Здесь очень важно не забывать о том, что перерывы между занятиями были достаточными для восстановления и в то же время не очень длительными, чтобы за этот период не потерять текущую форму и не забыть то, чему научились.

Как правило, занятия проводятся группами, четыре-пять раз в неделю. Заниматься чаще не имеет смысла (если, конечно, речь не идет о тренировочном процессе сборных и национальных команд) - это отнимет слишком много времени и может негативно отразиться на учебе. В тоже время, если занятия проводить два раза в неделю, то может получиться так, что в промежутки между ними обучающийся в какой-то степени потеряет приобретенные им навыки, и это тоже не даст желаемых результатов. Каждое занятие должно быть направлено на выполнение конкретных задач. Однако достигнуть цели, например,— научиться основным приемам езды на велосипеде, ударам по мячу в футболе, навыкам плавания, можно только последовательно, решая ряд частных задач. В футболе — научиться хорошо бить по мячу правой и левой ногой, в плавании — правильно выполнять движения в кроле или брассе, на велосипеде — педалировать по равнине и на подъемах.

Таким образом, каждое занятие, помимо обучения техническим элементам, в какой-то мере способствует развитию физических и воспитанию волевых качеств, что в свою очередь зависит от определенного подбора упражнений и методики их овладения.

При планировании занятий в группе или индивидуально следует выбирать, как мы говорили выше, конкретные задачи для данного занятия. В начальном обучении на каждом занятии ставятся задачи по овладению навыками, а в некоторых из них и задачи по развитию определенных физических или волевых качеств. В последующих тренировочных занятиях основное внимание уделяется совершенствованию навыков и развитию физических возможностей организма.

Так же конкретно должны ставиться задачи по развитию тех или иных физических качеств: развивать силу мышц ног или рук, содействовать увеличению подвижности в суставах, развивать быстроту или выносливость. В некоторых случаях одну и ту же задачу, например, развитие силы, можно повторять несколько занятий.

Для большего удобства каждое занятие условно делится на три части — подготовительную, основную и заключительную. Для того чтобы добиться наибольшего эффекта, нужно подготовиться к выполнению выбранных упражнений, изучить эти упражнения целиком или по частям, а после окончания их — подготовиться к последующим и подвести итоги.

Подготовительная часть занятия включает в себя организационные мероприятия, если занятие проводится группой: построение, порядковый расчет, объяснение задач, общие методические указания к выполнению упражнений, подготавливающих организм к основной части занятия. В подготовительную часть входят общеразвивающие упражнения, направленные на повышение функциональной деятельности организма в целом,— общая разминка.

В основную часть занятия входят упражнения, применяющиеся для подготовки к овладению или совершенствованию определенных технических приемов.

Заключительная часть строится так, чтобы постепенно привести занимающихся в состояние, соответствующее той деятельности, которую они должны выполнять после этого занятия. В заключительную часть входят успокаивающие упражнения: ходьба, упражнения для дыхания.

Длительность всего занятия и соотношение его различных частей зависят от поставленных текущих задач, подготовленности занимающихся, возраста и пола, условий занятий (место проведения, метеорологические условия, температура воздуха, сила ветра).

Примерное распределение времени между частями занятия колеблется в следующих пределах: подготовительная часть 20—30 процентов общего времени урока; основная — от 60—70 процентов, заключительная — 10—20 процентов времени.

Во время обучения новичков занятия продолжаются час-полтора, а для более подготовленных занятия могут длиться до двух-трех часов.

Как пример приведем содержание занятий с группой велосипедистов в помещении и на открытом воздухе.

Примерный план занятия в зале

Задачи

Совершенствование скоростных качеств велосипедиста.

Отработка техники педалирования.

Подготовительная часть —20 минут

Построение группы, приветствие, объявление задач занятия, порядковый расчет.

Ходьба, бег,

общеразвивающие

упражнения

на месте и в движении

на основные группы мышц.

Выполнение нескольких прыжков упражнений типа

многоскоков

, прыжков на одной и двух ногах

Основная часть — 70 минут

1. Тренировка на велосипедных станках:

а) разминка на велосипедных станках — 5 минут;

б) постепенное увеличение темпа педалирования, доводя его до 180—200 оборотов в минуту;

повторение 2—3-й серий с отдыхом в виде спокойного педалирования — 10 минут;

в) рывки с тихого хода и со среднего хода;

г) спокойное педалирование— 10 минут.

Во время занятий надо все время следить за правильностью педалирования, за работой стопы в голеностопном суставе, заставляя занимающихся прислушиваться к равномерному шуму работы велостанка.

2. Специальные упражнения велосипедиста с амортизаторами на амплитудах, близких к амплитудам педалирования.

Выпрыгивание сериями 3—4 раза из исходного положения на носках из высокого приседа в темпе 3-го движения в секунду.

Повторение серий 6—7 раз.

Заключительная часть — 20 минут

Спокойная

работа

на

велостанке

.

Ходьба

с

дыхательными

упражнениями

.

 

Примерный план занятия на шоссе

Задачи

Совершенствование скоростных качеств велосипедиста.

Отработка техники рывка.

Подготовительная часть30 минут

Построение группы, приветствие, объявление задач занятия, порядковый расчет. Проверка приклейки трубок, наличия запасных

однотрубок

, насосов,

велоперчаток

. Объяснение задания.

Выезд на шоссе группой в колонне по одному, а затем в зависимости от дорожных условий перестроение парами. Смена каждые 300—400 м, скорость вначале 20—22 км/час, затем через 4—5 км 25—27 км/час.

Основная часть — 80 минут

1. Финиширование в группе у назначенного предмета (дерева, указателя, камня). Никто из спортсменов не имеет права начинать финиш, пока его не начнет гонщик в порядке рассчитанных номеров. После начала финиширования очередным гонщиком вся группа старается его обойти.

Если в группе 10—12 человек, то выполняется 10— 12 финишей на расстоянии 10—12 км с отдыхом после каждого финиша в виде спокойной езды на велосипеде.

2. Финиширование у стоящего велосипеда. Руководитель, обогнав группу, выбирает удобный участок шоссе, где нет встречных машин, и, свернув на обочину, останавливается. Остановка велосипеда является сигналом начала финиширования.

Определяется порядок прихода гонщиков на финиш, и результаты фиксируются в блокноте.

Гонщики имеют право начинать финиш, а затем отходить, садясь на колесо, и финишировать с колеса, все время соблюдая порядок движения в группе. В случае если финиш выигрывает один и тот же гонщик, можно дать ему команду пропустить два-три финиша, заставляя этим активнее работать других.

Заключительная часть — 30 минут

Спокойная езда в группе в сторону дома.

Перестроение в колонну по двое и по одному в зависимости от интенсивности движения транспорта.

З. Подведение итогов занятий. Сообщение результатов финиширования.

 

Заключение

По подобной схеме можно строить занятия в любом виде спорта, будь то игры в футбол, баскетбол, волейбол, хоккей на траве с мячом и с шайбой или виды спорта, связанные с передвижением: лыжи, коньки, бег, велосипедный спорт, плавание.

Самое главное чтобы занятия по любому виду спорта проводились увлекательно и разнообразно; для этого в основном следует применять игровые методы обучения. Так как в основе каждого вида спорта лежит умение правильно выполнять тот или иной технический прием, то главное внимание в первую очередь нужно уделять освоению и совершенствованию техники выполнения определенного упражнения. Прежде чем приступить к детальному изучению технического приема, его нужно понять в целом, для того чтобы о нем можно было составить общее представление. Только после этого рекомендуется приступить к разучиванию отдельных элементов данного упражнения. С самого начала надо добиваться точности выполнения упражнения, освоения его техники. Ошибки нужно исправлять немедленно, чтобы в дальнейшем не тратить времени на переучивание.

Всегда необходимо строго следовать правилу: идти от простого к сложному, от легкого — к трудному.

Невозможно достигнуть высоких и постоянных успехов в любом виде спорта, если нет хорошей и всесторонней физической и волевой подготовки. Все эти качества развиваются и воспитываются различными общеразвивающими и специальными упражнениями с соблюдением методологии физической тренировки.

 

Литература:

Дорофеева

,

И.А. Комплексы легкоатлетических упражнений скоростно-силовой направленности: Учебно-методическое пособие к практическим занятиям. – М.: РУТ (МИИТ), 2017. – 24 с.

Егер

,

К

.

Г. Юным спортсменам о тренировке. - М.: Физкультура и спорт, 2005.-256с.

Решетников, Н.В. Физическая культура: Учебник / Н.В. Решетников. - М.: Academia, 2015. - 480 c.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×

Гороскоп педагога

Как планеты влияют на ваш
урок? Подпишитесь на Telegram
бота и проверьте бесплатно!

Получить прогноз