Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 88824)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ ЭЛ № ФС 77 - 88824)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Статья ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ профессия 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)) | Журин Иван Сергеевич. Работа №364351

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Производственная практика является заключительным периодом практического профессионального обучения обучающихся. Она включает два этапа учебного процесса:

1) производственное обучение обучающихся в условиях производства (на предприятиях), где они отрабатывают умения и навыки выполнения трудовых операций и трудовых процессов, которые невозможно или нецелесообразно осваивать в учебных мастерских;

2) специализация обучающихся на выполнении определенных видов производственных работ.

Рабочая программа производственной практики обучающихся, как правило, содержит разделы:

·         общие положения: фонд времени на практику; сроки проведения; нормы времени, устанавливаемые для обучающихся на выполнение работ разной сложности; указания о режиме труда обучающихся; организационные вопросы руководства практикой и т. п.;

·         учебно-воспитательные задачи производственной практики;

·         характер и содержание работ и функций, которые должны выполнять обучающиеся в процессе практики: сложность, точность, обрабатываемые или используемые материалы, физиолого-гигиенические и организационные требования, основные параметры и т. п.;

характеристика рабочих мест, на которых обучающиеся будут проходить практику: названия и номера цехов и участков; оборудование, на котором обучающиеся будут работать; инструменты, приспособления, приборы, оснастка и др. оснащение рабочих мест, которое обучающиеся должны освоить в процессе практики и т. 

Государственное профессиональное образовательное учреждение Тульской области

« Тульский государственный машиностроительный колледж имени Никиты Демидова»

( ГПОУ ТО « ТГМК им. Н. Демидова»)

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОКЛАД

ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

профессия 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))

 

 

Выполнил:

мастер п/о

Журин И. С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тула 2024

ВЕДЕНИЕ

Профессиональное образование сегодня – это «кузница» квалифицированных рабочих кадров.

В основу профессиональной подготовки рабочих кадров должен быть положен принцип неотрывности теоретического обучения от производственного, подразумевающий применение полученных знаний на практике на реально действующих производствах в течение всего периода обучения (с освоением новых видов технологий, оборудования), а не только во время учебно-производственной практики. Необходим обязательный переход от одной образовательной ступени к другой с подтверждением соответствующего уровня квалификации и присвоением рабочего разряда по получаемой профессии.

Реализации этих приоритетных задач способствуют организационно-педагогические условия образовательного процесса, главной целью разработки которых является повышение качества профессиональной подготовки конкурентоспособных рабочих кадров за счет усиления практического и теоретического обучения путем его сочетания с периодом трудовой деятельности по избранной специальности на базовом предприятии.

В целях максимального внедрения в образовательный процесс практического обучения необходимы разработка организационно-педагогических условий, имеющих существенное значение для учебного процесса, развитие исследовательской деятельности обучающихся.

В профессиональной подготовке под организационно-педагогическими условиями понимается совокупность факторов, норм и правил, обеспечивающих оптимальное функционирование педагогического процесса в целом или его отдельных компонентов.

Актуальная проблема разработки организационно-педагогических условий подготовки рабочих кадров в системе среднего профессионального образования формирует следующие цели:

изменение требований к профессиональной готовности рабочих кадров в современных экономических условиях, определяющее изменения организации профессионального обучения;

рациональное использование потенциала обучающихся в процессе профессиональной подготовки, способствующее более качественному освоению профессии;

профессиональное обучение, обеспечивающее подготовку конкурентоспособных рабочих кадров, востребованных на рынке труда.

Разработка организационно-педагогических условий, соответствующих новым требованиям, предусматривает систематизацию существующих организационно-педагогических условий, предполагающую реализацию взаимосвязи теории и практики профессиональной подготовки, формирование профессиональных знаний, умений и навыков с учетом закономерности учебно-производственной деятельности и теории интеграции и дифференциации, осуществление проблемного и развивающего обучения, модернизацию традиционной системы обучения.

 

 

 

1.2. Особенности производственной практики в современных условиях

 

Производственная практика является заключительным периодом практического профессионального обучения обучающихся. Она включает два этапа учебного процесса:

1) производственное обучение обучающихся в условиях производства (на предприятиях), где они отрабатывают умения и навыки выполнения трудовых операций и трудовых процессов, которые невозможно или нецелесообразно осваивать в учебных мастерских;

2) специализация обучающихся на выполнении определенных видов производственных работ. На этих этапах происходят дальнейшее развитие, совершенствование и отработка качеств, характеризующих основы профессионального мастерства обучающихся, формируется квалифицированный рабочий, специалист-профессионал, способный успешно выполнять работу в соответствии с требованиями профессиональной характеристики Государственного стандарта начального профессионального образования.

Организация производственной практики обучающихся в настоящее время зависит от имеющихся возможностей учебных заведений, характера его взаимосвязей с соответствующими предприятиями. Несмотря на разнообразие условий, при проведении производственной практики обучающихся на предприятиях (в учреждениях, организациях) при любых вариантах ее организации необходимо исходить из следующих принципиальных положений:

1) производственная практика - составная часть учебного процесса, на всех ее этапах должно органически сочетаться решение производственных и учебных задач;

2) роль мастера производственного обучения не может и не должна сводиться только к роли организатора практики, своеобразного «разводящего»;

3) ни в коем случае нельзя допускать использования обучающихся-практикантов как подсобных рабочих. Так они ничему не научатся, более того - растеряют и то, чему научились ранее. Это условие в обязательном порядке должно отражаться в договорах с предприятием на проведение производственной практики учащихся;

4) необходимо использовать все возможности обеспечения материальной заинтересованности обучающихся в производительном труде, но без ущерба для решения учебных задач.

Многие профессиональные учебные заведения организуют производственную практику обучающихся на базе своих учебных мастерских, собственных производственных подразделений (малых предприятий, ремонтных мастерских, ученических ателье и парикмахерских, ученических магазинов и т. п.), а также на предприятиях учебно-производственных объединений. Такая организация производственной практики характерна при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов по профессиям 1-й группы, частично - 2-й группы. При этом вполне оправданно использование педагогических средств осуществления учебного процесса, рассмотренных в предыдущих главах пособия.

Вместе с тем организаторам и руководителям производственной практики обучающихся на предприятиях необходимо знать и по возможности использовать отработанные многолетним опытом системы профессионального образования организационные и методические приемы проведения производственной практики учащихся, тем более что тенденции развития экономики позволяют надеяться, что былые отношения профессиональных учебных заведений и предприятий в будущем могут быть восстановлены.

 

1.2. Организация производственной практики обучающихся на предприятиях

Подготовительная работа мастера к проведению производственной практики обучающихся на предприятиях сводится к следующему:

изучение производственного процесса и организации труда рабочих (специалистов), применяемых на предприятии;

определение

подразделений (цехов, участков, лабораторий, отделов и др.), где будут проходить производственную практику

об

уча

ю

щихся

;

определение

форм организации производственной практики

об

уча

ю

щихся

(табл. 1);

определение

совместно с руководителями подразделений предприятия рабочих мест, где

об

уча

ю

щиеся

будут проходить производственную практику;

участие

в подготовке и заключении договора между учебным заведением и предприятием о проведении производственной практики

об

уча

ю

щихся

;

участие

в разработке рабочей программы производственной практики

об

уча

ю

щихся

;

разработка

графиков перемещения

об

уча

ю

щихся

по производственным подразделениям (цехам, участкам, отделениям и т. п.), рабочим местам, где будет проводиться практика.

Рабочая программа производственной практики обучающихся, как правило, содержит разделы:

общие

положения: фонд времени на практику; сроки проведения; нормы времени, устанавливаемые для

об

уча

ю

щихся

на выполнение работ разной сложности; указания о режиме труда

об

уча

ю

щихся

; организационные вопросы руководства практикой и т. п.;

учебно-воспитательные задачи производственной практики;

характер

и содержание работ и функций, которые должны выполнять

об

уча

ю

щиеся

в процессе практики: сложность, точность, обрабатываемые или используемые материалы, физиолого-гигиенические и организационные требования, основные параметры и т. п.;

характеристика

рабочих мест, на которых

об

уча

ю

щиеся

будут проходить практику: названия и номера цехов и участков; оборудование, на котором

об

уча

ю

щиеся

будут работать; инструменты, приспособления, приборы, оснастка и др. оснащение рабочих мест, которое

об

уча

ю

щиеся

должны освоить в процессе практики, и т. п.;

 

Таблица 1

Формы организации производственной практики

Наименование

Преимущества

Недостатки

В составе ученических производственных бригад на предприятия

1. Прочность формируемых у учащихся профессиональных умений и навыков.

2. Учащиеся имеют возможность самостоятельно выполнять разнообразные производственные работы различной сложности.

3. Высокий уровень ответственности учащихся за результаты работы.

4. Создаются благоприятные возможности для воспитания коллективизма.

1. Учащиеся недостаточно связаны с рабочим коллективом предприятия.

2. Осложнена работа мастера, так как он не имеет возможности работать со всей группой, является одновременно руководителем и учебного, и производственного процессов.

3. Обучающие функции в значительной степени доверяются квалифицированным рабочим, включенным в состав ученических бригад.

В составе бригад квалифицированных рабочих (специалистов) предприятия

1. Сравнительно легко организовать процесс производственной практики учащихся.

2. Учащиеся полностью включены в «производственную атмосферу» предприятия.

3. Широкие возможности практического освоения учащимися современной техники и технологии, современных способов производства.

1. Учебный процесс в значительной степени подчинен решению производственных задач предприятия.

2. Снижается руководящая роль мастера как учителя профессии и воспитателя.

3. Качество производственного обучения учащихся во многом зависит от добросовестности квалифицированных рабочих-наставников.

4. Снижается производственная самостоятельность учащихся за результаты работы.

5. Осложняется работа мастера из-за значительной рассредоточенности учащихся по цехам и участкам предприятия.

Индивидуальное

1. Простота организации практики.

2. Учащиеся всегда находятся под наблюдением взрослого.

3. Возможность эффективно осваивать учащимся современную технику и технологию, передовые способы труда.

1. Снижена руководящая роль мастера производственного обучения

2. Эффективность обучения учащихся в значительной степени зависит от добросовестности и педагогического мастерства квалифицированного рабочего-наставника.

прикрепление учащихся к квалифицированным рабочим (специалистам) предприятия

5) примерные виды (перечень) производственных работ, функций, обязанностей, которые учащиеся должны выполнять в процессе практики;

6) современные приемы и способы труда, характерные для предприятия, новая техника и технология, которые должны быть освоены учащимися в процессе практики;

7) краткие методические рекомендации мастеру по рациональной организации и проведению производственной практики учащихся.

К рабочим местам предприятия, где намечается прохождение производственной практики учащихся, предъявляются следующие требования:

типичность для профессии, специальности учащихся;

современность оснащенности и технологии выполнения производственных работ;

нормальная обеспеченность сырьем, материалами, средствами технического обслуживания и т. п.;

соответствие требованиям безопасности, санитарии и гигиены.

 

1.3. Организационный период производственной практики

Порядок и организация производственной практики учащихся обычно оформляются приказом по предприятию или его подразделению, в подготовке которого самое деятельное участие принимает мастер производственного обучения. В приказе указываются подразделения предприятия, где будет проводиться практика учащихся, формы ее проведения, фамилии работников, ответственных от предприятия за создание необходимых условий для качественного проведения практики.

На основе такого приказа составляется договор на проведение практики, в котором отражаются взаимные обязанности и права учебного заведения и предприятия.

Перед выходом учащихся на предприятие для прохождения производственной практики организуется, как правило, встреча-беседа руководителей подразделений предприятия, где будет проводиться практика, с учащимися-практикантами. В этой встрече принимают участие также бригадиры и рабочие-наставники, с которыми учащиеся будут работать в ходе практики.

Одна из важнейших задач мастера в процессе руководства производственной практикой - обеспечение безопасных условий работы учащихся. Производственная практика начинается с проведения занятий по изучению вопросов безопасности труда в конкретных условиях предприятия. Такие занятия проводятся, как правило, работниками предприятия, ответственными за технику безопасности. По итогам занятий учащиеся обычно сдают зачет, результаты которого оформляются особым протоколом.

В течение первых дней практики учащиеся знакомятся с подразделениями предприятия, рабочими местами, где они будут практиковаться, с инструктивной и нормативной документацией, определяющей правила и требования к выполнению производственных работ.

 

2.1. Планирование производственной практики

Главной целью обучения учащихся специальности всегда была подготовка их к самостоятельной трудовой деятельности на производстве. Причем от каждого из них предприятие ожидает качественной работы. Условия выполнения заданий на производстве зачастую отличаются от условий в колледже. Делая соответствующие выводы из бесед с мастерами производственного обучения, обучающиеся понимают, что именно на производстве должна проявиться реальная степень их подготовленности к самостоятельной работе. Несомненно, что именно при обучении на предприятии окончательно формируется профессиональная самостоятельность, которая выразиться и в правильном понимании требований производства, и в уяснении важности строгого соблюдения технологической дисциплины, и в способности справиться с порученной работой. Вместе с тем учащиеся должны быть подготовлены к ситуациям, когда может проявиться их неумение организовать и правильно спланировать свою работу, когда могут наглядно выявиться пробелы в полученных знаниях или неспособность применить их на практике, потребуется подсказка и помощь наставника.

Процесс планирования производственной практики в нашем колледже происходит таким образом:

- составление перечня работ;

- подготовка нормативной документации для распределения учащихся на производство (акты, договора, характеристика, дневники);

- график распределения учащихся на производственную практику.

 

2.2. Проведение производственной практики

Производственная практика проводится в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся, и реализуется концентрировано.

В течении всего периода производственной практики мастер производственного обучения проводит контроль учащихся на рабочих местах и отмечает качество выполнения работ и нормативно-временные характеристики.

При проверке прохождения практики мастер производственного обучения использует:

- лист контроля прохождения производственной практики учащимися;

- график посещения производственной практики.

В процессе прохождения практики обучающиеся должны:

соблюдать трудовую дисциплину, правила техники безопасности, пожарной безопасности, производственной санитарии, выполнять требования внутреннего распорядка предприятия;

ежедневно согласовывать состав и объём работ с наставником;

информировать наставника о своих перемещениях по территории предприятия в нерабочее время с целью выполнения отдельных заданий;

вести записи в дневниках в соответствии с индивидуальным планом;

принимать участие в групповых или индивидуальных консультациях с руководителем практики от образовательного учреждения и предъявлять для проверки результаты выполнения заданий в соответствии с индивидуальным планом;

с разрешения (руководителя практики от предприятия/наставника) участвовать в производственных совещаниях, планёрках и других административных мероприятиях.

По завершению практики обучающиеся должны:

принять участие в заключительной групповой консультации;

принять участие в итоговом собрании;

получить производственную характеристику (руководителя практики от предприятия/наставника);

получить заключение-отзыв (руководителя практики от предприятия/наставника);

завершить оформление дневника по практике (каждый заполненный лист дневника должен быть заверен печатью предприятия);

представить отчет по практике руководителю от ОУ;

отзыв практиканта о прохождении практики.

Обязанности руководителя практики от учебного заведения:

провести организационное собрание учащихся перед началом практики;

установить связь с руководителем практики от организации, согласовать и уточнить с ним индивидуальный план практики, исходя из особенностей предприятия;

обеспечить контроль своевременного начала практики, прибытия и нормативов работы учащихся на предприятии;

посетить предприятие, в котором учащийся проходит практику, встретиться с руководителями базовых предприятий с целью обеспечения качества прохождения практики учащимися;

обеспечить контроль соблюдения сроков практики и ее содержания;

оказывать методическую помощь учащимся при сборе материалов и выполнении отчетов;

провести итоговый контроль отчета по практике в форме дифференцированного зачета с оценкой, которая выставляется руководителем практики на основании оценок со стороны куратора практики от предприятия, собеседования с учащимся с учетом его личных наблюдений;

вносить предложения по улучшению и совершенствованию проведения практики перед руководством ОУ.

Обязанности руководителя практики от предприятия

Ответственность за организацию и проведение практики в соответствии с договором об организации прохождения практики возлагается на руководителя подразделения, в котором учащиеся проходят практику.

Руководитель практики:

знакомится с содержанием заданий на практику и способствует их выполнению на рабочем месте;

знакомит практиканта с правилами внутреннего распорядка;

предоставляет максимально возможную информацию, необходимую для выполнения заданий практики;

в случае необходимости вносит коррективы в содержание и процесс организации практики учащихся;

по окончании практики дает характеристику о работе практиканта;

оценивает работу практиканта во время практики.

Вся документация для прохождения и контроля производственной практики представлена в приложении.

 

Прохождение практики повышает качество профессиональной подготовки учащихся, позволяет закрепить приобретаемые теоретические знания, способствует социально-психологической адаптации на местах будущей работы.

При соблюдении предварительных действий и договоренностей можно правильно организовать производственную практику, определить формы ее проведения, которые позволят добиться положительного результата.

Практика проводится при освоении учащимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и реализуется концентрированно в несколько периодов, в соответствии с новыми ГОС стандартами. Практики проводятся на базе лабораторий, а также на базе организаций, с которыми заключены соответствующие договоры. Аттестация по итогам производственной практики проводится в виде защиты квалификационных работ с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами с мест прохождения практики. Результаты прохождения практики учитываются при прохождении государственной итоговой аттестации. Обучающиеся, не прошедшие практику или получившие отрицательную оценку, не допускаются к защите квалификационных работ.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×