Статья: «Пластилинография, как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста». | Елфимова Елена Александровна. Работа №362763
Статья: «Пластилинография, как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста».
Пластилинография удачно сочетает в себе рисование и лепку, что способствует снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, пробуждает фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности.
Речь и мелкая моторика неразрывно связаны.
Мелкая моторика – это способность выполнения мелких движений пальцами и руками посредством скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем. Развитие мелкой моторики благоприятно влияет на такие общие навыки ребенка, как воображение, планирование, развитие речи, усидчивость и память.
Ручная моторика ребенка развивается естественным образом с рождения. Сначала появляются хватательные движения, удерживание игрушки в руке, затем перекладывание игрушки из одной ручки в другую, а к двум годам ребенок уже способен правильно держать ложку или карандаш.
В младшем дошкольном возрасте начинает активно развиваться мелкая моторика ребенка, навыки становятся более разнообразными и сложными.
К сожалению, число детей с нарушениями мелкой моторики увеличивается год от года. Дошкольники с недостаточностью тонкой моторикой плохо удерживают предметы в руке, не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать обувь, не любят конструировать, рисовать, имеют плохой почерк. Наряду с расстройствами двигательной сферы дети часто имеют речевые проблемы, в связи с чем проблема развития моторной недостаточности стоит очень остро.
Развитию мелкой моторики рук у детей отлично способствует использование нетрадиционной техники работы с пластилином – «пластилинографии», принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности.
Техника проста в исполнении, не требует особых способностей, увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически. И, что особенно важно, те приемы, которые используются при работе с пластилином – отщипывание небольшого кусочка, катание его между пальцами, придавливание, размазывание и даже работа со стекой, направлены именно на развитие мелкой, или как ее называют в научных кругах – тонкой моторики рук.
Для того, чтобы добиться успешного и гармоничного развития интеллектуальных способностей, развития речевой деятельности, а также сохранения благоприятного психического и физического развития ребенка необходима система целенаправленной работы по развитию мелкой моторики, в частности через пластилинографию.
Что же это такое «пластилинография»? Само понятие состоит из двух слов «пластилин» - художественный материал, из которого осуществляется замысел, в нашем случае создание полуобьемных изображений и «графия» - создавать, изображать. Это техника, не требующая определенных способностей от ребенка, очень проста в исполнении. Материалы для исполнения данной техники просты и не требуют больших затрат. Принцип этой техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности.
Занятия пластилинографией знакомят детей с формой, свойствами предметов, развивают моторику рук и пальцев, а в свою очередь это способствует развитию речи. Дети приучаются более внимательно рассматривать предмет, что развивает в них наблюдательность. Эта работа даёт простор детской фантазии. Развивает творческие способности. Ничто так не развивает воображение и моторику руки детей, как лепка. Ребёнок осязает то, что он делает.
Художественный материал «пластилин» имеет огромное значение в развитии ребенка. С раннего возраста ребенок знаком с мягким и податливым материалом, из которого можно лепить, но мало кто знает, что пластилином можно рисовать. Рисование пластилином способствует развитию, мелкой моторики рук подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.
Лепка из пластилина – одно из самых любимых занятий дошкольников. Дети любят пластилин. Сколько можно сделать интересного из яркого, мягкого, послушного материала! Ребенок чувствует себя настоящим волшебником, способным создать свой собственный мир. Пластилин, как никакой другой материал, активно развивает мелкую моторику пальцев рук, что особенно важно для детей. Сколько раз в этом я убеждалась, работая с детьми в этом направлении.
Лепкой дети начинают заниматься с младшего возраста, учатся простейшим приемам работы с пластилином: раскатывать, сплющивать, вытягивать. Эти способы помогают ребенку создавать разные композиции из пластилина. А в средней и старшей группе дети работают творчески. Т. е. создают композиции, картины, рисунки, сказочных героев, персонажей.
Занятия по пластилинографии помогают детям лучше познать окружающий мир, цвет, форму, размер предметов, развивает воображение.
Основными целями и задачами обучения детей данной технике являются:
- формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке;
- освоение новых приемов (скатывания, надавливания, размазывания) и создание с их помощью сюжетных картин;
- обучение умению ориентироваться на листе бумаги;
- развитие мелкой моторики;
- ознакомление с окружающим миром;
- развитие эмоций и фантазии.
Рисование пластилином для детей – это не только интересное времяпровождение, но и совместное творческое занятие, объединяющее родителя и ребенка, педагога и детский коллектив.
Список литературы:
1. Г. Н. Давыдова «Детский дизайн. Пластилинография». Москва. Издательство «Скрипторий 2003», 2015
2. Гаврилина С. Е. Развитием руки, чтобы писать и красиво рисовать С. Е. Гаврилиина, Н. Л. Долбищева, А. Ю. Куров, М., 2003 – 180с.
3. Ю. В. Рузанова «Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности» СПб «Каро» 2009
4. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» СПб «Каро» 2010
5. Давыдова Г. Н. «Детский дизайн» Пластелинография 2008.
6. Давыдова Г. Н.»Детский дезайн -2» Поделки из бросового материала. 2007.
Статья: «Пластилинография, как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста».
Пластилинография удачно сочетает в себе рисование и лепку, что способствует снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, пробуждает фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности.
Речь и мелкая моторика неразрывно связаны.
Мелкая моторика – это способность выполнения мелких движений пальцами и руками посредством скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем. Развитие мелкой моторики благоприятно влияет на такие общие навыки ребенка, как воображение, планирование, развитие речи, усидчивость и память.
Ручная моторика ребенка развивается естественным образом с рождения. Сначала появляются хватательные движения, удерживание игрушки в руке, затем перекладывание игрушки из одной ручки в другую, а к двум годам ребенок уже способен правильно держать ложку или карандаш.
В младшем дошкольном возрасте начинает активно развиваться мелкая моторика ребенка, навыки становятся более разнообразными и сложными.
К сожалению, число детей с нарушениями мелкой моторики увеличивается год от года. Дошкольники с недостаточностью тонкой моторикой плохо удерживают предметы в руке, не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать обувь, не любят конструировать, рисовать, имеют плохой почерк. Наряду с расстройствами двигательной сферы дети часто имеют речевые проблемы, в связи с чем проблема развития моторной недостаточности стоит очень остро.
Развитию мелкой моторики рук у детей отлично способствует использование нетрадиционной техники работы с пластилином – «пластилинографии», принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности.
Техника проста в исполнении, не требует особых способностей, увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически. И, что особенно важно, те приемы, которые используются при работе с пластилином – отщипывание небольшого кусочка, катание его между пальцами, придавливание, размазывание и даже работа со стекой, направлены именно на развитие мелкой, или как ее называют в научных кругах – тонкой моторики рук.
Для того, чтобы добиться успешного и гармоничного развития интеллектуальных способностей, развития речевой деятельности, а также сохранения благоприятного психического и физического развития ребенка необходима система целенаправленной работы по развитию мелкой моторики, в частности через пластилинографию.
Что же это такое «пластилинография»? Само понятие состоит из двух слов «пластилин» - художественный материал, из которого осуществляется замысел, в нашем случае создание полуобьемных изображений и «графия» - создавать, изображать. Это техника, не требующая определенных способностей от ребенка, очень проста в исполнении. Материалы для исполнения данной техники просты и не требуют больших затрат. Принцип этой техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности.
Занятия пластилинографией знакомят детей с формой, свойствами предметов, развивают моторику рук и пальцев, а в свою очередь это способствует развитию речи. Дети приучаются более внимательно рассматривать предмет, что развивает в них наблюдательность. Эта работа даёт простор детской фантазии. Развивает творческие способности. Ничто так не развивает воображение и моторику руки детей, как лепка. Ребёнок осязает то, что он делает.
Художественный материал «пластилин» имеет огромное значение в развитии ребенка. С раннего возраста ребенок знаком с мягким и податливым материалом, из которого можно лепить, но мало кто знает, что пластилином можно рисовать. Рисование пластилином способствует развитию, мелкой моторики рук подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.
Лепка из пластилина – одно из самых любимых занятий дошкольников. Дети любят пластилин. Сколько можно сделать интересного из яркого, мягкого, послушного материала! Ребенок чувствует себя настоящим волшебником, способным создать свой собственный мир. Пластилин, как никакой другой материал, активно развивает мелкую моторику пальцев рук, что особенно важно для детей. Сколько раз в этом я убеждалась, работая с детьми в этом направлении.
Лепкой дети начинают заниматься с младшего возраста, учатся простейшим приемам работы с пластилином: раскатывать, сплющивать, вытягивать. Эти способы помогают ребенку создавать разные композиции из пластилина. А в средней и старшей группе дети работают творчески. Т. е. создают композиции, картины, рисунки, сказочных героев, персонажей.
Занятия по пластилинографии помогают детям лучше познать окружающий мир, цвет, форму, размер предметов, развивает воображение.
Основными целями и задачами обучения детей данной технике являются:
- формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке;
- освоение новых приемов (скатывания, надавливания, размазывания) и создание с их помощью сюжетных картин;
- обучение умению ориентироваться на листе бумаги;
- развитие мелкой моторики;
- ознакомление с окружающим миром;
- развитие эмоций и фантазии.
Рисование пластилином для детей – это не только интересное времяпровождение, но и совместное творческое занятие, объединяющее родителя и ребенка, педагога и детский коллектив.
Список литературы:
1. Г. Н. Давыдова «Детский дизайн. Пластилинография». Москва. Издательство «Скрипторий 2003», 2015
2. Гаврилина С. Е. Развитием руки, чтобы писать и красиво рисовать С. Е. Гаврилиина, Н. Л. Долбищева, А. Ю. Куров, М., 2003 – 180с.
3. Ю. В. Рузанова «Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности» СПб «Каро» 2009
4. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» СПб «Каро» 2010
5. Давыдова Г. Н. «Детский дизайн» Пластелинография 2008.
6. Давыдова Г. Н.»Детский дезайн -2» Поделки из бросового материала. 2007.
Пластилинография удачно сочетает в себе рисование и лепку, что способствует снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, пробуждает фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности.