Статья по материалам диагностического этапа исследования | Избасарова Айгерим Султанбеккызы. Работа №348362. Номер работы: №348362
Анализ организации педагогических советов в ДОО направлен на изучение эффективности реализации текущих задач детского сада. При анализе организации педагогических советов в ДОО исследование проводилось лично методистом. Заместитель заведующего выполнял анализ педагогических советов, проводимых в учебном году, анализировал задачи стоящие на каждом педсовете.
Результативность работы по теме педагогического совета.
По результатам анализа изучается степень подготовки к педсовету по следующим критериям:
+ есть в наличии
- нет в наличии
+- есть частично
Оценивалась эффективность работы по каждой задаче педсовета.
Анализ организации педагогических советов в ДОО направлен на изучение эффективности реализации текущих задач детского сада. При анализе организации педагогических советов в ДОО исследование проводилось лично методистом. Заместитель заведующего выполнял анализ педагогических советов, проводимых в учебном году, анализировал задачи стоящие на каждом педсовете.
Результативность работы по теме педагогического совета.
По результатам анализа изучается степень подготовки к педсовету по следующим критериям:
+ есть в наличии
- нет в наличии
+- есть частично
Оценивалась эффективность работы по каждой задаче педсовета.
Например, степень овладения детьми знаниями по теме педсовета. От 13 до 10 «+» – высокая степень освоения материала,
От 10 до 7 «+» – средняя степень. От 7 до 1 «+» – низкая степень
Изучение годового плана детского сада способствует изучению повышения качества педагогического процесса.
Исследование проводится лично методистом. Изучался годовой план работы детского сада: выделялись формы работы с малоопытными и опытными педагогами, разнообразие форм работы с детьми и родителями воспитанников, участие в мероприятиях детского сада, конкурсах на уровне детского сада, города, области. Результаты записывались в карту анализа годового плана методиста.
В ходе решения первой задачи диагностического этапа была выявлена возможность педагогов включаться в решение приоритетных задач работы детского сада, исходя из личностно-профессиональных возможностей, потребностей и интересов.
Анализ показал, что 23% педагогов участвуют в инновационной деятельности детского сада. 35% воспитателей распространяют свой опыт работы в научных педагогических изданиях. 64% педагогов испытывают потребность в повышении своей квалификации и имеют возможность повышать свой профессиональный уровень на базе дошкольной организации. 27% воспитателей представляют свой педагогический опыт на педагогических советах. 19% педагогов стремятся внедрить в свою работу передовой педагогический опыт. Большинство педагогов ощущают свою значимость в решении задач детского сада.
Таблица 1 – Результаты интервьюирования педагогов дошкольной образовательной организации
№
Вопросы, направленные на изучение возможностей включаться в решение приоритетных задач работы детского сада, исходя из личностно – профессиональных возможностей, потребностей и интересов педагогов
Количество ответов педагогов
1.
Участвуете ли Вы в инновационной работе детского сада?
23%
2.
Ощущаете ли Вы свою значимость в решении
задач детского сада?
89%
3.
Распространяете ли вы свой опыт работы в научных педагогических изданиях?
35%
4.
Испытываете ли Вы потребность в повышении своей квалификации?
64%
5.
Имеете ли вы возможность повышать свой профессиональный уровень?
64%
6.
Предоставляется ли Вам возможность делиться своим педагогическим опытом на уровне детского
сада?
71%
7.
Представляете ли Вы на педагогических советах
свой педагогический опыт?
27%
8.
Стремитесь ли вы внедрить в свою работу передовой педагогический опыт?
19%
9.
В последние годы Вы участвовали в экспериментальной работе детского сада?
37%
Таким образом, анализ полученных данных позволяет установить, что педагоги имеют возможность включаться в работу детского сада, повышать свой профессиональный уровень исходя из своих профессиональных и личных возможностей. При этом необходимо оказывать методическую поддержку педагогам для внедрения передового педагогического опыта.
На определение удовлетворенности воспитателей организацией методической работы в детском саду была направлена вторая задача диагностического этапа исследования. Педагогам предлагалось заполнить анкету «Изучение удовлетворенности организацией методической работы в дошкольной организации» (Приложение В).
Таблица 2 – Результаты удовлетворенности воспитателей организацией методической работы в детском саду (в %)
Педагоги не удовлетворены методической работой
22
Частично удовлетворены
16,7
Удовлетворены
53,3
Анализ анкет показал, что 53,3% педагогов удовлетворены организацией методической работы в детском саду. 22% респондентов не удовлетворены, 16,7% удовлетворены частично. Большинство педагогов (57%) удовлетворены системой контроля заместителя заведующего по ВМР, 15% частично удовлетворены, 26% не удовлетворены. Педагоги предлагают не контролировать и указывать на ошибки, а оказывать помощь, давать советы, помогать самообразовываться педагогам. 73% воспитателей удовлетворены культурой общения заместителя заведующего по ВМР с педагогами: «Наш методист вежливый и сдержанный человек. Марина Вениаминовна всегда тактична и внимательна». При анализе удовлетворенности педагогов планом педагогического просвещения выявлено, что 51% доволен его объемом. 25% предлагают увеличить количество консультаций, семинаров для обучения и просвещения малоопытных воспитателей: «У нас молодой и малоопытный коллектив и нам необходимо учиться, получать знания от более опытных коллег, поэтому очень важно регулярно организовывать разнообразные консультации, семинары, посещать открытые мероприятия». Воспитатели настаивают на организации наставничества: «Было бы здорово, если бы за каждым педагогом был закреплен наставник, который подскажет, как организовать детей, как грамотно провести образовательную деятельность, построить общение с родителями воспитанников». 63% педагогов удовлетворены системой обмена информации внутри детского сада. 14% воспитателей предлагают оповещать педагогов о мероприятиях, педагогических советах, консультациях как можно раньше. Большинство педагогов (69%) удовлетворены работой методического кабинета: «В методическом кабинете всегда можно подобрать литературу по теме педагогического совета, познакомиться с новинками периодических изданий». 14% считают, что количество педагогической литературы недостаточно, новинки методической литературы появляются не часто. В вопросе, «Удовлетворены ли Вы помощью заместителя заведующего по ВМР?» 64% воспитателей ответили утвердительно, 17% затрудняются ответить. «Наш методист главный помощник и наставник в работе. Он способствует нашему саморазвитию и самообразованию». 62% педагогов довольны оценкой их труда, 25% не довольны. В десятом вопросе «Хотели бы Вы что – либо изменить в работе заместителя заведующего по ВМР?» 32% педагогов ответили утвердительно: «Можно использовать в работе с коллективом более разнообразные и интересные формы работы, например деловые клубы, коллоквиумы, игры и др.». 41% педагогов довольны работой методиста.
Для анализа третьей задачи эксперимента, направленной на изучение уровня профессиональной компетентности заместителя заведующего по ВМР и готовности решать профессионально-методические задачи в процессе методического сопровождения воспитателя ДОО использовались:
карта
самоанализа заместителя заведующего
по ВМР в ДОО
;
карта
самоанализа
заместителя
заведующего
по
ВМР
;
карта
анализа
организации
педагогических
советов
в
ДОО
;
карта
анализа
годового
плана
.
Для изучения профессиональной компетентности методиста использовалась карта самоанализа заместителя заведующего по ВМР в ДОО. Методист проводил самоанализ знаний нормативной базы ДОО: ГОС, Профессиональный стандарт педагога, СанПиН, Конвенция о правах ребенка, Закон об образовании и др.
Проводился самоанализ педагогических знаний:
основы
дошкольной
педагогики
и
психологии,
система
организации
образовательного
процесса
в
дошкольной
образовательной
организации;
принципы
построения
документации
для
реализации
образовательного
процесса
в ДОО
принципы
организации
творческих
и
инновационных
групп
педагогических
работников;
принципы
построения
работы
с
педагогической
литературой;
способы
работы
с
интерактивными
средствами
обучения;
методы
управления
в
ДОО;
современные
педагогические
технологии;
менеджмент
в
образовании.
Анализировались практические знания и умения заместителя заведующего по воспитательной и методической работе (ВМР).
Самоанализ показал, что заместитель заведующего по ВМР испытывает трудности в организации творческих и инновационных групп педагогических работников, в организации работы с СМИ, в мониторинговых исследованиях. Из 135 баллов при самоанализе методист набрал 119 баллов, что соответствует среднему уровню профессиональной компетентности методиста.
При самоанализе готовности методиста решать профессионально – методические задачи в процессе методического сопровождения воспитателя детского сада необходимо было оценить свои профессиональные качества, способствующие оказать помощь педагогу в его профессиональной деятельности. Методист анализировал свои умения реализовать задачи годового плана ДОО, умение выбирать формы и методы повышения профессиональной компетентности педагогов, умение организовать работу методического кабинета и др. Заместитель заведующего по воспитательной и методической работе оценил свои знания и умения на 89 балл из 110, что соответствует среднему уровню готовности методиста решать профессионально – методические задачи в процессе методического сопровождения воспитателя ДОО (Приложение К). Основные трудности у методиста возникли в изучении индивидуальных особенностей и способностей педагогов, оказании помощи в самообразовании педагогам, умении организовать сотрудничество со структурными объединениями.
Для изучения эффективности реализации текущих задач детского сада заместитель заведующего по ВМР анализировал организацию педагогических советов в дошкольной организации.