Статья по «Организации работы по изучению ПДД в детском саду | Светлана Вячеславовна Серегина. Работа №312883
В детском саду должно уделяться большое внимание безопаности детей на улицах и дорогах города.
В дошкольных учреждениях нужно использовать различные пособия для ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения.
Педагоги должны проводить целенаправленную работу по обучению детей безопасному поведению на улицах и дорогах.
Важной частью, реализующей ФГОС ДО является организация предметно - пространственной среды.
Развивающая предметно - пространственная среда должна обеспечивать реализации различных образовательных программ.
Каждый воспитатель должен создать в группе комфортную атмосферу для стимулирования познавательного интереса детей.
Результат работы по ПДД - воспитание грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.
Статья по «Организации работы по изучению ПДД в детском саду»
Воспитателя МБОУ «ЦО № 9» города Тулы.
Серегиной Светланы Вячеславовны.
Воспитание культуры поведения на улице – актуальная задача сегодняшнего дня. Формирование дисциплинированности, организованности пребывания на улицах и дорогах, в общественном транспорте надо начинать еще в раннем возрасте, поэтому данный вопрос должен стать неотъемлемой частью воспитательного процесса в дошкольных учреждениях. Правила, усвоенные в детстве, в дальнейшем становятся нормой поведения, их соблюдение – потребность.
В нашей стране ежегодно увеличивается протяженность автомобильных дорог, растет поток грузов, выпускается большое количество легкового и грузового автотранспорта. Высокие скорости и интенсивность движения требуют от водителей транспортных средств и пешеходов четкого внимания и неукоснительного соблюдения правил дорожного движения. Безопасность движения во многом зависит от дисциплинированности водителей и пешеходов. Участники дорожного движения должны не только знать, но и строго выполнять правила. Самыми уязвимыми участниками движения являются пешеходы. Особую тревогу вызывают дорожно-транспортные происшествия с участием детей.
Поэтому в детском саду вопросу безопасности детей на улицах и дорогах должно уделяется повышенное внимание. Педагоги использует различные пособия для ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения.
Педагоги нашего сада проводят целенаправленную работу по обучению детей безопасному поведению на улицах и дорогах.
Основные задачи:
- развитие у детей познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентировки на улице;
- совершенствование форм и методов работы ДОУ по пропаганде правил дорожного движения;
- усиление роли педагогического коллектива, родителей в вопросах обеспечения безопасности дорожного движения среди детей;
- формирование у детей навыков и устойчивых положительных привычек безопасного поведения на улице.
Система работы включает:
1. Занятия по обучению детей правилам поведения на улицах и дорогах. 2. Экскурсии и целевые прогулки по улицам станицы. 3. Наблюдение за проезжим транспортом.
4. Сюжетно- ролевые игры на дорожную тематику.
5. Беседы с инспектором ГИБДД.
6. Праздники и развлечения с использованием сказочных персонажей.
7. Конкурсы рисунков и поделок на тему «Моя улица», «Самый важный знак».
8. Показ фильмов и мультфильмов по изучению правил дорожного движения.
9. Совместная и продуктивная деятельность по изготовлению атрибутов для игр, макетов улиц.
10. Инструктажи с детьми по правилам дорожного движения.
11. Совместные мероприятия с родителями.
Важной частью, реализующей ФГОС ДО является развивающая Предметно пространственная среда (РППС). Уголок по ПДД часть развивающей среды группы. К нему, как и к другим развивающим центрам группового блока, ФГОС ДО предъявляют особые требования.
«Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.»
Развивающая предметно пространственная среда должна обеспечивать реализации различных образовательных программ.
Каждый воспитатель старается создать в своей группе комфортную атмосферу для стимулирования познавательного интереса детей. Немалую роль при этом играет и обогащение предметно – пространственной среды, изготовление ярких, красочных уголков и центров познавательной активности.
Оформление уголка ПДД в группе.
В средней группе развивается наблюдательность, умение ориентироваться в помещении, на участке детского сада и в ближайшей местности. Дети этого возраста продолжают знакомиться с понятиями «улица», «дорога», «перекресток», «остановка маршрутного транспортного средства» и элементарными правилами поведения на дорогах. Расширяются знания детей о различных видах транспортных средств, особенностях их внешнего вида и назначения («Машина скорой помощи», «Пожарная машина», «машина полиции», автобус, трамвай, троллейбус). Дети знакомятся с работой полицейского, значении светофора. Знакомятся с различными видами городского транспорта, специальными машинами и их назначением. Знакомятся со знаками дорожного движения «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта» Формируют навыки культурного поведения в общественном транспорте.
Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.
Основные формы работы с детьми в ДОУ по обучению правилам дорожного движения:
-непосредственно-организованная деятельность;
-игры
-беседы
-целевые прогулки (по территории детского сада, к остановке, к перекрестку)
- встречи с работниками ГИБДД
-просмотр мультфильмов, слушание компакт-дисков
-праздники, досуги, развлечения
-конкурсы, выставки.
Целью этой работы является создание в группе условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице.
Задачи:
-формирование навыков безопасного поведения на дорогах у детей через практическую деятельность;
-закрепление правил дорожного движения и практические навыки поведения в условиях игрового пространства;
-продолжение работы по обогащению словаря, развитию диалогической речи;
-обучение детей применению своих знаний в конкретных ситуациях;
-повышение педагогической грамотности родителей по вопросам безопасного поведения детей на дорогах.
Работу по профилактике дорожно-транспортных происшествий воспитатель строит в соответствии со следующими принципами организации образовательного процесса:
Принцип последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на опыт ребёнка в предыдущем.
Принцип деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
Принцип интеграции - интеграция всех видов детской деятельности, образовательных областей реализующихся в образовательном процессе.
Принцип дифференцированного подхода - решение задачи эффективной педагогической помощи детям в специально созданных педагогических ситуациях, не по правилам дорожного движения, а по правилам безопасного поведения на дороге.
Принцип возрастной адресности - одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.
Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей.
Требования к уголку по ПДД:
Насыщенность. Для детей раннего возраста образовательное пространство предоставляет необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
Трансформируемость. Имеется возможность изменений предметно пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Полифункциональность. Имеется возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды: вариации назначения мебели, мягких модулей, дидактических пособий и т.д.
Вариативность. Имеются различные пространства, а также разнообразные материалы, игры, игрушки и оборудование, обеспечивающее свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность. Обеспечен свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям
Безопасность. Все элементы игрового уголка выполнены из экологически чистых материалов, соответствуют требованиям надежности и безопасности использования.
В дошкольном учреждении созданы необходимые условия, способствующие усвоению детьми азбуки пешехода: оформлены уголки по изучению ПДД, где можно увидеть макеты улиц, дорожные знаки, иллюстрированные плакаты и книги по тематике, имеется картотека мультфильмов, воспитателями с участием родителей изготовлены сюжетно-ролевые игры. Дети с большим удовольствием играют и закрепляют свои знания.
Лучше всего дети усваивают материал в игре. На участке детского сада, с использованием дорожной разметки, проводятся игры: «Водители и пешеходы», «Дорожные знаки», «Пешеходный переход». Сделана стоянка для велосипедов, детских колясок, где родители оставляют средства передвижения, пока дети находятся в детском саду.
Дети с удовольствием участвуют в игровой деятельности, получают практические навыки и умения, необходимые им в жизненных ситуациях на дороге.
Частые гости в нашем детском саду детские театры с представлениями по ПДД: «Незнайка в гостях у детей», «Советы умного Филина», «Путешествие на зеленый свет».
С детьми также организуются экскурсии по улицам города, где они наблюдают дорожное движение. Свои впечатления дети выражают в рассказах и рисунках. Затем организуется выставка детского творчества.
Итогом образовательной работы становятся праздники и развлечения. Дети рассказывают стихи, поют песни, инсценируют сказки, разгадывают загадки, отвечают на вопросы викторины.
В детском саду желанными гостями являются сотрудники ГИБДД. Они рассказывают детям, к чему может привести не правильное поведение на дороге и не знание правил дорожного движения, проводят интересные соревнования и викторины.
Проводится большая работа с родителями воспитанников. Организуются ежегодные занятия с родителями, имеющими автомобили, по организации культуры вождения автотранспортом (безопасное детское кресло, соблюдение правил на дороге). Регулярно проводятся групповые и общие родительские собрания, круглые столы, семинары по данной тематике с привлечением сотрудников ГИБДД.
В каждой возрастной группе оформлены уголки для родителей по безопасности дорожного движения. Уголок для родителей содержит: информацию о состоянии дорожно-транспортного травматизма, причины дорожно-транспортных происшествий с участием детей, рекомендации родителям по вопросам обучения детей безопасному поведению на дороге, перечень и описание игр, направленных на закрепление у детей знаний по Правилам дорожного движения. Родителям раздаются памятки, буклеты по соблюдению ПДД.
Главное для воспитателей и родителей в приобщении дошкольников к правилам дорожного движения – донести до детей смысл, необходимость знаний, навыков по данной проблеме. И всегда необходимо помнить, что ребенок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых. Результат работы по безопасности дорожного движения – воспитание грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.
Каждый год к нам приходят малыши, и наша задача подготовить их к жизни в социуме, предостеречь от опасности на дорогах. Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему сообща: детский сад и семья.