Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Статья "Преподавание иностранного языка, с учетом профессиональной направленности" | Хабирова Гульназ Айратовна. Работа №354541. Номер работы: №354541

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

В ГБПОУ ИПК дисциплина «Иностранный язык в профессиональной деятельности» преподается с учетом требований стандарта, а учебные программы написаны на основе примерных рабочих программ, рекомендованных Министерством просвещения РФ. На данный момент, так же происходит изменение существующих рабочих программ, для того, чтобы уже на 1 курсе в рамках общеобразовательной программы студенты получали профессионально-направленные знания.

Опыт преподавания иностранного языка с учетом профессиональной направленности

 

Согласно приказу №732 Министерства просвещения РФ от 12 августа 2022г «О внесении изменений во ФГОС среднего общего образования», предметные результаты освоения обучающимися основной образовательной программы «должны обеспечивать возможность дальнейшего успешного профессионального обучения и профессиональной деятельности». По учебному предмету «Иностранный язык» иноязычная компетенция формируется на пороговом уровне и выше, «достаточном для делового общения в рамках выбранного профиля». [4]

Согласно новым требованиям ФГОС, в СПО предусмотрено внедрение на базе основного общего образования методик преподавания общеобразовательных учебных предметов с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования. Профессионально ориентированный подход к обучению в организациях СПО ориентирован на развитие у студентов профессионального мышления, формирование способности применять теоретические знания и практические умения, полученные при изучении дисциплин общеобразовательного цикла, в конкретных профессиональных ситуациях. Профессиональная направленность обучения предполагает удовлетворение потребностей обучающихся в изучении дисциплин, учитывающих особенности получаемой профессии или специальности. [5]

Если рассматривать основные трудности и проблемы при обучении студентов иностранному языку, то можно выделить следующие:

Искусственная языковая среда;

Низкая мотивация у

обучающихся

;

Восприятие студентами иностранного языка как побочной дисциплины, которая не имеет практического применения в профессии;

Отсутствие у преподавателей иностранного языка элементарных знаний по дисциплинам общепрофессионального цикла.

В ГБПОУ ИПК дисциплина «Иностранный язык в профессиональной деятельности» преподается с учетом требований стандарта, а учебные программы написаны на основе примерных рабочих программ, рекомендованных Министерством просвещения РФ. На данный момент, так же происходит изменение существующих рабочих программ, для того, чтобы уже на 1 курсе в рамках общеобразовательной программы студенты получали профессионально-направленные знания. Для этого в учебную программу вводятся темы «Моя будущая профессия», «Промышленные технологии», «Сварные технологии» - с учетом того, что, практически, все специальности колледжа имеют техническую направленность.

Как еще можно выразить профессиональный компонент на уроках иностранного языка на 1 курсе? Например, при изучении грамматических явлений предлагать студентам предложения с упоминанием лексических единиц, содержащих название профессии, некоторых инструментов, а также мотивирующих по смыслу предложений, отражающих положительные стороны профессии.

За последние четыре года работы мне довелось познакомиться со всеми специальностями, а также заниматься составлением учебных программ по дисциплине «Иностранный язык в профессиональной деятельности» по каждой из специальностей. Конечно, основная часть профессионально-направленного содержания приходится на конец 1, или начало 2 курса, когда параллельно с освоением спецдисциплин, на уроках иностранного языка студенты получают знания, отражающие профессиональную направленность курса.

Внедрение профессионально ориентированной составляющей в процесс обучения позволяет связать учебный материал с имеющимся опытом в жизни, глубже понять выбранную профессию (специальность), актуализировать мотивацию к изучению иностранного языка и пониманию его роли в дальнейшей профессиональной деятельности. [3]

В контексте рассмотренных тенденций была разработана модель обучения профессионально ориентированному иностранному языку в колледже (рис. 1). Основополагающим компонентом представленной модели являются цели обучения. Их определение должно соответствовать содержанию действующих стандартов и запросам рынка труда. После обозначения цели обучения преподаватель осуществляет отбор предметного содержания учебной дисциплины «Иностранный язык», создает рабочую программу с учетом межпредметных связей с дисциплинами общепрофессионального и профессионального циклов. [1]

Рисунок 1.

Профессиональная направленность в обучении иностранному языку осуществляется посредством речевой деятельности. Важно, чтобы студенты овладели профессиональной лексикой. С этой целью преподавателю необходимо производить отбор лексического материала с учетом профессиональной специализации. [2]

Основная сложность для преподавателя состоит в том, что не имея специальных знаний, может быть сложным адекватно преподнести профессиональные темы на иностранном языке, так как они содержат большое количество терминов, описания процессов производства, исторических и культурных понятий, связанных с профессией (специальностью). А значит, перед преподавателем иностранного языка стоит задача – получить базовые знания в рамках преподаваемых профессиональных тем, что, в свою очередь, требует мотивации, упорства и времени. Зачастую приходится обращаться за консультациями к преподавателям спецдисциплин, к справочникам и учебным пособиям на русском языке.

Очень важным, на мой взгляд, в этом смысле является компетентность преподавателя иностранного языка, ведь если давать студентам неадекватный перевод терминов или неверное описание процессов, то их отношение и к преподавателю, и к изучаемой на иностранном языке теме будет несерьезным, снисходительно-насмешливым, а порой и ярко протестующим: «Вы этого не знаете, так почему требуете от нас учить это неправильно?»

Но формальное преподавание терминов, пусть даже правильных с точки зрения перевода на иностранный язык, не является залогом успешной мотивации.

Опыт показывает, что использование интенсивных технологий обучения, таких как методы ускоренного обучения, активизации резервных способностей, погружения, эмоционально-смысловой метод, метод речевого поведения, игровой метод, позволяет сформировать устойчивый интерес к изучению иностранного языка. [6]

- Ускоренный метод, или «интерпонимание;

- Метод активизации резервных способностей;

- Метод погружения;

- Эмоционально-смысловой;

- Метод речевого поведения;

- Игровой метод;

Основными формами предъявления учебного материала при обучении иностранному языку являются аудио, видео и печатный текст. К сожалению, не всегда есть возможность применения ТСО на уроках, но помочь могут различные приложения для создания интерактивных заданий – онлайн-викторины, онлайн-доски, типа LearningApps, WordWall, Quillionz, Quizlet, Quizizz, Padlet, Kahoot.

Также, полезными являются аутентичные видео на английском языке. Когда обучающиеся видят сюжеты о людях их профессии за рубежом или реальные процессы производства, то это позволяет им почувствовать связь изучаемых спецдисциплин, иностранного языка и реальной жизни.

 

 

Список источников:

 

Дудова

Н. А.,

Апаршева

В. В.

Профессиона

льная направленность в обучении иностранному языку в колледже

//ИНСАЙТ. 2022. №3 (11). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-napravlennost-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku-v-kolledzhe (дата обращения: 08.04.2023).

Максютова

Н. Н. Преподавание общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ // Вестник

Армавирского

государственного педагогического университета. 2021. № 3. С. 17–26. URL:

http://vestnik.agpu.net/Archive/Volume3_2021/3.pdf

.

(дата обращения: 08.04.2023)

Медведев

А.В.

,

Гончарова Н.А. Обучение студентов среднего профессионального образования иноязычной профессионально ориентированной лексике на основе междисциплинарного проекта

// Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2021. №1 (110). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-studentov-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-inoyazychnoy-professionalno-orientirovannoy-leksike-na-osnove (дата обращения: 08.04.2023)..

О внесении изменений во ФГОС среднего общего образования

: п

риказ Ми

нистерства просвещения РФ от 12.08.2

022г

.

№732

.

URL

:

https

://

sosn

.

bkobr

.

ru

/

images

/

files

/

Prikaz

_

Minprosveshcheniia

_

RF

_

ot

_12082022_732_

O

_

vnesenii

_

izmenenii

_

vo

_

FGOS

_

srednego

_

obshchego

_

obrazovaniia

.

pdf

(дата обращения: 08.04.2023)

Об утверждении концепции преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования: распоряжение

Минпросвещения

РФ от 30.04.2021 г. № Р-98.

URL

:

https

://

sudact

.

ru

/

law

/

rasporiazhenie

-

minprosveshcheniia

-

rossii

-

ot

-30042021-

n

-

r

-98/

(дата обращения: 08.04.2023).

Слепкова

Ф.Т. Преподавание общеобразовательной дисциплины «Иностранный язык» с учетом профессиональной направленности (из опыта работы) // Процветание науки. 2022. №5 (11). С. 46–54. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prepodavanie-obscheobrazovatelnoy-distsipliny-inostrannyy-yazyk-s-uchetom-professionalnoy-napravlennosti-iz-opyta-raboty (дата обращения: 08.04.2023).

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×