Статья "Приемы развития словесного творчества у детей с общим недоразвитием речи". ☼
Автор: Сидорко Лариса Николаевна
Статья « Приёмы развития словесного творчества у детей с общим недоразвитием речи».
При общем недоразвитии речи (различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы) условия развития словесного творчества оказываются затрудненными. Обучение детей рассказыванию с элементами творчества является сложной
в достижении задачей. В результате такие малыши с большим трудом и только при специальном обучении овладевают к концу дошкольного возраста элементами творческого рассказывания. Но все равно продолжают испытывать серьезные затруднения в определении замысла рассказа, последовательном развитии выбранного сюжета и его языковой реализации и ряде других моментов. В плане развития психологических основ творческого рассказывания большинство из них достигают лишь уровней условно-творческого и элементарно творческого).
В связи с этим необходим дальнейший поиск технологий, методов, приемов, средств обучения, который позволил бы сделать данную работу более эффективной.
Предлагаю вниманию логопедов, учителей начальных классов специальных коррекционных школ некоторые из приёмов развития речи детей.
Задание 1. Придумывание рассказа по сюжетной картинке с придумыванием зачина
Данное задание имело своей целью выявить способность детей сохранять тему повествования, четко выражать композицию рассказа. Проверялась возможность реализации своих творческих способностей, отражение собственного опыта в рассказе. Также оценивались речевые средства раскрытия сюжета.
Демонстрируется сюжетная картинка. Инструкция: «Придумай и расскажи, как мог произойти пожар?» (в соотвествии с рисунком 1.).
Рисунок 1. Наглядность к заданию 1.
Задание 2. Придумывание рассказа на тему по опорным словам
Проверялись умения испытуемых выбирать образы, события, предметы для творческого рассказа, занимательно развивать действия героев, используя при этом средства выразительного раскрытия образа. Устанавливалась способность детей придерживаться композиционной линии в рассказе.
Инструкция: «Послушай и запомни слова, которые я тебе назову «ребята - лес - олененок - самолет». Повтори их. А теперь придумай рассказ на тему: «Случай в лесу» с этими словами». В случае затруднения предлагаются наглядные картинки (в соотвествии с рисунком 2.).
Рисунок 2. Наглядность к заданию 2.
Задание 3. Сочинение сказки на основе сюжета любимой сказки с включением персонажей из других сказок или самого себя
Направлено на выявление уровня самостоятельного выбора темы, творческого развития сюжета (создание «новых» сюжетных моментов), умение сохранять логику повествования в рамках поставленной задачи. Методика выявляла также невербальные способы реализации повествования, умение использовать выразительные средства раскрытия образ, интонацию.
Предварительно у ребенка выясняется, какая его любимая сказка, какие
еще сказки он знает. Инструкция: «Расскажи свою любимую сказку так, что
бы в ней были герои других сказок». В случае затруднения выполнения задания экспериментатором предлагаются темы сказок для рассказывания: «Колобок», «Красная Шапочка», «Волк и семеро козлят».
Задание 4. Самостоятельный рассказ детей
Методика выявляла способность детей к самостоятельному рассказыванию, возможности реализации собственных замыслов и выделение значимых жизненных ситуаций, отражение и использование предыдущего опыта в рассказе. При этом учитывалось использование выразительных средств языка, построение рассказа и эмоциональная включенность дошкольника.
Проводится предварительная беседа об интересах ребенка, о том, как он проводит время с родителями, друзьями, есть ли у него животные и т.п. Инструкция: «Расскажи о себе веселую и интересную историю».
Задание 5. Придумывание продолжения к прочитанному тексту
Испытуемым читается неоконченный текст рассказа по Л.А. Пеньевской (адаптированный вариант) [21]. Дается инструкция: «Придумай окончание рассказа».
«Вася летом жил в деревне у бабушки. Рядом с деревней был большой лес. Вася очень любил гулять по лесу, собирать землянику и грибы. Однажды он вышел рано утром из дому и пошел в лес, но зашел очень далеко. Место было незнакомое. Вася понял, что заблудился. Он сел отдохнуть под большую березу и задумался. Как найти дорогу домой? Направо вела чуть заметная тропинка, но куда она ведет, Вася не знал. Прямо - начинался спуск к реке. А налево был густой лес. Куда идти?».
Задание 6. Определение степени выраженности творческого воображения.
Направлен на определение степени выраженности творческого воображения.
Перед тем, как дать задание, проводилась беседа о том, что многие окружающие предметы напоминают геометрические фигуры. У детей спрашивали, какие геометрические фигуры они знают и просили назвать похожие на эти фигуры предметы. Подобная беседа проводилась перед каждым заданием.
Инструкция: Детей просят нарисовать рисунок, включающих данную фигуру: круг, квадрат, треугольник (в соответствии с рисунком 3).
Рисунок 3. Материалы, предлагаемые испытуемым к заданиям «Дорисуй картинку» (задание 6)
Задание 7. «Выбери интересное для себя занятие»
Цель: Определить доминирующий мотив поведения ребенка.
Условия и оборудование: детская книжка для чтения, альбом и цветные карандаши, куклы, конструктор, набор «Аптека», «Магазин», природный материал, набор цветной проволоки, ткань, ножницы, цветная бумага, клей.
Инструкция: ребенку предлагаются несколько разных заданий, среди которых есть не творческие: почитать книгу, порисовать, поиграть в конструктор, с куклой, в магазин, аптеку и творческие: создать из природного материала картину, из проволоки человечков, из ткани одежду для куклы и др.
Задание 8. «Где чье место?» с опорой на моделирование
Условия и оборудование: сюжетная картина «В саду» с пустыми кружочками у каждого изображенного на картине предмета, 9 кружочков аналогичных пустым, с нарисованными предметами (в соответствии с рисунком 4).
Инструкция. Ребенка просят внимательно рассмотреть картинку и поставить кружочки с нарисованными предметами в «необычные» места, а затем объяснить, почему они там оказались.
Рисунок 4. Сюжетная картина «В саду» (задание 8)
Задание 9. «Сочини свою историю» с опорой на наглядный план
Условия и оборудование: блок – рамка (3 окошка, соответствующие началу, середине и окончанию истории), в каждом окошке расположены 2-3 заместителя персонажа (в соответствии с рисунком 5).
Рисунок 5. Блок-рамка к заданию 9.
Инструкция. Ребенку предлагается придумать историю по предложенному плану и включить в свой рассказ представленные педагогом персонажи.
Задание 10. «Придумай загадку по картинке»
Условия и оборудование: предметные картинки с изображением кошки, телевизора (в соответствии с рисунком 6) .
Инструкция. Ребенку демонстрируется картинка с изображенным предметом. Затем предлагается сочинить свою загадку об увиденном предмете (не называя прямо данный предмет).
Рисунок 6. - Предметные картинки к заданию 10.
Задание 11. «Сочини сказку о бытовом предмете»
Условия и оборудование: Предметные картинки с изображением бытовых предметов (в соответствии с рисунком 7).
Рисунок 7. - Предметные картинки к заданию 11.
Инструкция. Ребенку предлагается выбрать любой бытовой предмет, который ему нравится, и придумать про него сказку.
Задание 12. «Изменение ситуации в знакомой сказке» с опорой на проблемную ситуацию
Условия и оборудование: начало знакомой сказки «Волк и семеро козлят».
Новая ситуация: Волку мешает медведь, который зовет его на свой день рождения.
Инструкция. Ребенку читается начало известной сказки «Волк и семеро козлят». Затем вводится новая ситуация и предлагается продолжить историю сказки: что произошло бы в сказке, если бы Волку по дороге к дому козлят встретился Медведь, который позвал бы его к себе на день рождения.