статья: приобщение детей к национальной культуре | Лыскина Лидия Орсламовна. Работа №239909
Автор: Лыскина Лидия Орсламовна
Практика реализации по ФГОС : приобщение детей к национальной культуре
и культурному наследию родного края в контексте ФГОС
Тема нашего семинара: Практика реализации ФГОС: приобщение детей к национальной культуре и культурному наследию родного края в контексте ФГОС.
Цель: Обобщение знаний педагогов по приобщению детей к национальной культуре и культурному наследию родного края.
Национально-региональный компонент
«Образование должно быть направлено на воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает»
Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становятся задачей государственной важности. Положительные изменения произошли и в дошкольном образовании: введен региональный компонент в образовательный и воспитательный процесс ДОУ.
Необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края. Реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования, использование которого направлено на достижение следующих целей и задач:
Способствовать формированию первоначальных представленных представлений об особенностях родного края;
Познакомить детей с особенностями и традициями калмыцкого народа;
Формировать представления о родном городе: истории, улицах, профессиях;
В ДОУ реализация регионального компонента осуществляется в рамках:
непосредственно-образовательной деятельности «Речевое
развитие» (обучение калмыцкому
языку);
проектной деятельности;
организации взаимодействия всех специалистов ДОУ;
организации взаимодействия с родителями воспитанников;
организации взаимодействия с социумом;
смотрах-конкурсах, выставках, фестивалях;
организации праздников и досугов.
Учитывая специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, обеспечивая реализацию регионального компонента, в вариативной части образовательной программы детского сада введена непосредственная образовательная деятельность по калмыцкому языку часы по образовательной области «Речевое развитие» - занятия по обучению калмыцкому языку. Образовательная деятельность строится на основе программы «Программа обучения калмыцкому языку в дошкольном образовательном учреждении от 3х до 7 лет» под редакцией В.К. Эрендженовой, и на основе методических рекомендаций «Ознакомление детей дошкольного возраста с культурой, историей, традициями калмыцкого народа».
Овладение калмыцким языком титульной и нетитульной национальности детьми идёт через организацию 15-30-минутных занятий 2 раза в неделю, начиная со второй младшей группы. Длительность занятий составляет: с детьми четвертого года жизни – не более 15 минут, с детьми пятого года жизни- 20 минут, с детьми шестого года жизни – не более 25-30 минут.
Создаваемые в учебных целях речевые ситуации, используя игры, сказки, элементы неожиданности, разнообразные виды наглядности, способствуют формированию эмоциональной и мотивационной готовности детей к речевой деятельности на калмыцком языке.
Отражен обязательный минимум содержания знаний о своем крае для дошкольников с учетом художественно-эстетического и нравственного развития воспитанников, содержания в разделе «Познавательное развитие», интеграцией с образовательными областями, в детской деятельности, возрастных особенностей детей. Программа предполагает использование проектного метода, интегрированного подхода в обучении детей и комплексно тематическим годовым планом. Использованы разные формы обучения: как часть занятий по развитию речи, познавательных, изоискусству, литературе, изобразительной деятельности. В самостоятельную деятельность детей и на прогулках включаются сопутствующие формы обучения: беседы, рассматривание сюжетных картин, подвижные и дидактические игры, творческое рассказывание.
Содержание развивающей среды групповых этнографических уголков предполагает учет следующих требований:
Содержание этнографических
уголков должно соответствовать возрастным особенностям детей во всех дошкольных группах.
Принцип информированности обеспечивается разнообразной тематикой альбомов серии «Природа родного края» (растения, животный мир) в средней и старшей группах.
В группах среднего и старшего дошкольного возраста присутствует государственная символика Республики Калмыкии, карта Республики Калмыкии.
Широко представлены предметы деко
ративно-прикладного искусства: народные игрушки,
сувениры во всех дошкольных группах.
Периодически происход
ит замена макета «Времена года
в нашей степи»
Дидактические игры «В степи», «
Алтнавдр
», «
Баира
», «Животные и их детеныши», «Биологическое лото», в старших дошкольных группах используются в учебной деятельности.
Информационный
материал, пособия, иллюстрации,
книги по следующим направлени
ям:
«Культура Республики Калмыкии» (информация о писателях, поэтах, композиторах, художниках, ар
тистах и спортсменах Республики
Калмыкии); «История Республики Калмыкии» (информация о памятниках и памятных местах
Городовик
овска
, о профессиях родителей,
ге
роизм народов
в Великой отечественной войне).
Интегрированность образовательного процесса способствует созданию условий для знакомства с родным краем. Так как в детском саду работа с детьми осуществляется во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса, то в процесс знакомства с Республикой включены все педагоги, специалисты и родители.
Задачи регионального компонента интегрируются и решаются через образовательные области: «Физическая культура» (элементы танцев) (например о целебном калмыцком чае, чигян и другие молочные продукты), «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое творчество», «Коммуникативно-личностное».
Формирование духовно-нравственного отношения к культурному наследию раскрыты в образовательном проектах по формированию у детей духовно-нравственного отношения к культурному наследию «Бамбцецг», «Подружись c Городовиковском», «Фольклор дл малышей».
Цель проектов:
Развитие духовно-нравственных качеств личности ребенка через приобщение к истокам культуры народов.
Задачи проекта.
• Создание условий для воспитания детей на традициях народной педагогики;
• Формирование интереса к духовно-нравственному наследию предков.
• Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию;
• Формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа и уважительного отношения к представителям других национальностей;
• Формирование первоначальных представлений о духовно-нравственных ценностях (честь, семья, любовь, добро, сострадание, милосердие, терпение, послушание).
Комплексный подход, проведение интересных нетрадиционных форм работы с детьми: народные праздники, посещение музея, библиотеки, исполнение народных песен, спортивные состязания, знакомство с декоративно-прикладным и изобразительным искусством, сотрудничество с журналом «Байр», «Байрта», являются первой ступенькой к приобщению детей к культуре калмыцкого народа, к овладению калмыцким языком и повышению интереса у детей к истории народа.
Совместно с музыкальным руководителем и учителем калмыцкого языка ежегодно проводятся развлечения, народным праздникам.
На прогулке и в свободное от занятий время воспитатели разучивают с детьми подвижные игры, которые способствуют развитию у детей самостоятельности, ловкости, меткости, сообразительности, наблюдательности, силы воли, уверенности в себе. Педагоги устраивают для воспитанников спортивные развлечения с использованием природного материала и атрибутов для подвижных игр (упряжки, маски, маля, шаха). Развлечения такого характера не только увлекательны для ребятишек, но и занимательны. Созданные условия способствуют оздоровлению детей с помощью природных факторов.
При организации познавательной, музыкальной, изобразительной, речевой и самостоятельной деятельности в дошкольном учреждении в работе с детьми используются: открытки, фотографии, иллюстрации с изображением родного города, пейзажей степной природы, альбомы для рассматривания «Наш край», «Мой город», «Животные Калмыкии», «Растения родного края», «Растения и животные Калмыкии» и др., пособие «», «Потребности живых существ», серии картин, рассказывающие о жизни калмыцкого народа, о животных и растениях нашего края, художественные произведения, коллекции «Полезные ископаемые», дидактические игры: «Собери картинку», «Славный город Калмыкии», «Кто живёт в степи?», «Что было? Что стало?», «Ящик ощущений» и др., трафареты калмыцких орнаментов, животных, музыкальные инструменты (домбра, бубны, барабаны, шумелки, колокольчики,) и другое.
Большое значение имеет поддержка со стороны родителей. Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был двусторонним, поэтому в дошкольном учреждении проводится работа с родителями. Организуются и проводятся родительские собрания, организован родительский клуб «Хамдан» консультации, оформляются папки-передвижки «Развитие познавательности и любознательности», «Как изготовить птичью столовую?», «Покормите птиц зимой», «Очевидное-невероятное», «Играя, изучаем природу», «Экологическое воспитание- воспитание нравственности, духовности и интеллекта».
Родители являются активными участниками конкурсов и выставок, проводимых в детском саду, помощниками во время проведения Дней Здоровья.
Вкладывая в детей знания, прививая любовь к малой родине, мы стремимся воспитать в них маленьких патриотов. Мы надеемся, что наши воспитанники будут любить свой край, охранять и преумножать богатства нашей земли.
Во исполнение Указа Главы Республики Калмыкия «Об общественном совете по сохранению калмыцкого языка от 03.08.2012 года №103, в целях сохранения и развития, популяризации калмыцкого языка в образовательных организациях, привлечения носителей традиций и языка, родительской общественности к решению проблем современного состояния калмыцкого языка в ДОУ проводится ежегодная Акция « Калмыцкий язык в каждом доме и каждой семье » и движение « Төрскн келн дәнтусан күрг! » («Поддержи родной язык»). В каждой образовательной организации утвержден план мероприятий по организации и проведению Акции. В рамках Акции в МКДОУ ДС «Малыш» проведены открытие Акции с приглашением родителей, тематические недели, конкурс дидактических игр, ярмарка национальных блюд, народные праздники и развлечения.
Поскольку каждая конкретная культура имеет свой путь развития и свой уровень, то именно в ней и следует воспитывать детей в диалоге с другими культурами. Культурологический подход к образованию — это создание единого уклада жизни детского сада и семьи, гармонизация интересов общества, детского сада и личности ребёнка. Он основан на использовании в процессе обучения и воспитания опыта ребёнка и его семьи, на обеспечении ведущей роли социокультурного контекста развития, активизации деятельности ребёнка, освоении знаково-символической структуры деятельности своего народа, творческом характере развития.