Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Статья "Проблема сквернословия среди школьников и пути её решения" | Власова . Работа №353580

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Статья "Проблема сквернословия среди подростков и пути ее решения" посвящена изучению истории возникновения сквернословия, выявлению причин употребления бранных слов в речи суворовцев, нахождению путей решения этой наболевшей проблемы. Разработан комплекс мероприятий по профилактике проблемы сквернословия обучающихся МАОУ «IT-школа» г. Перми.

 

 

Проблема сквернословия среди

школьников и пути её решения.

Власова Н.П. учитель

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «IT-школа с углубленным изучением информатики» г.
Перми, nadinvlasova079@gmail.com

 

Статья посвящена изучению истории возникновения сквернословия, выявлению причин употребления бранных слов в речи суворовцев, нахождению путей решения этой наболевшей проблемы. Разработан комплекс мероприятий по профилактике проблемы сквернословия обучающихся МАОУ «IT-школа» г. Перми.

 

Ключевые слова: сквернословие; общество; здоровье; ответственность.

Vlasova N.P. teacher

Municipal autonomous general educational institution "IT-school with advanced study of informatics" of Perm, nadinvlasova079@gmail.com

The article is devoted to studying the history of the origin of foul language, identifying the reasons for the use of swear words in the speech of Suvorov cadets, finding ways to solve this pressing problem. A set of measures has been developed to prevent the problem of foul language among students of the MAOU "IT School" in Perm.

Key words: foul language; society; health; a responsibility.

 

В современном мире проблема сквернословия очень актуальна. Толковый словарь русского языка Ушакова определяет сквернословие как «речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, брань». Сквернословие образовано от слова "скверна". В словаре В. Даля сказано: «Скверна — мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, нечистота, грязь, нравственное растление, все богопротивное». Ненормативную лексику сейчас можно услышать везде: на улице, в транспорте, в семье, и даже от людей имеющих определенную власть. 

Острой проблема сквернословия стала в среде подростков. Именно они воспринимают бранную речь, как признак взрослости, как способ самовыражения, а иногда они просто подражают своим кумирам. Но мало кто из ребят знает, что сквернословие и хамство, — оружие неуверенных в себе людей. Для того, чтобы измерить свою власть над взрослыми они стараются бранными словами задеть родителей, учителей, вывести их из себя. Однако многие ученные считают, что подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека.

Что отличает человека от животного? Мышление и речь! Человек живёт в мире слов - древних и новых, своих и чужих. В любом языке есть особые слова, на которые во все времена накладывался запрет: сначала сакральный, мистический, затем нравственный. Именно в этом ряду представлена обсценная лексика (от лат. obscenus — «непристойный, распутный, безнравственный»), т.е. брань, срамословие и сквернословие. [Колесов В. В. Древняя Русь: наследие в слове. В 5 кн. Кн. 3: Бытие и быт. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2004, с. 265]

Существует мнение, что нецензурные слова были внесены в нашу речь не монголо-татарами, а имеют исконно русские корни. В древней Руси брань являлась заклинанием против нечистой силы. Через нецензурную лексику люди общались с нечистой силой, призывали их к себе. Но все знали, что бранить детей нельзя, так как они будут замучены бесами. Сквернословить в доме плохо: бесы придут в этот дом. Считалось, что если будешь браниться в лету, то леший может обидится, на берегу озера или реки –водяной оскорбится. Когда молодые люди в своей речи употребляют мат сами того не зная, совершают ритуальные действия, призывая нечисть свою голову и на голову своих близких.

Где же человеку можно было выплеснуть из себя всю злость? Это место – поле, отсюда и выражение “поле брани”. Слово брань одного корня со словами браниться и обороняться, оборона, которые связывает древний ритуал ругани перед боем, то есть введения себя в психологическое состояние, необходимое для сражения, рукопашного боя. Два войска, стоящие друг против друга, и их воины, не имеющие никакой личной обиды, могут вступить в кровавую брань только после брани словесной. Виртуозная брань - это и тактика на поле сражения, примеров этому много в «Повести временных лет». Почти тот же словесный арсенал используют в повести «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя молодцы, «позубастее на слово» и «крепкие на едкое слово», когда начинают задирать неприятеля при осаде польского города Дубно.

Закалённые в кровавых битвах слова не должны были пасть на мягкие детские души, поэтому у всех народов во все времена запрещалось ругаться при детях. Именно поэтому использование ругани не по назначению опасно для психически некрепких людей и особенно детей, для которых брань нередко является способом самоутверждения

Сквернословие и срамословие могли быть и родовым названием всякого безнравственного слова, в них подчёркивалась грязь, позор. В древнерусских памятниках письменности сквернословие обычно соотносится с обидой людей, а срамословие с оскорблением Бога, эти слова находились под тройным запретом: человек нецензурной речью оскорблял не только мать, давшую ему жизнь, но и Мать - землю и Богородицу.

До середины XIX века сквернословие на Руси являлось уголовно наказуемым. Во время правления царя Алексея Михайловича Романова (Тишайшего) услышать мат на улице было невозможно. По Соборному уложению 1649г. за использование непотребных слов было жестокое наказание — вплоть до смертной казни. В связи с идеологическим и церковным кризисом, тяжёлым экономическим положением и с «обмирщением» общества, они стали использоваться, говоря современным языком, не только для снятия стресса, а «широко разлились по Руси», став привычными, безоглядными на детей и женщин пустошными, но всё-таки «бесовскими глаголами». [Колесов В. В. Древняя Русь: наследие в слове. В 5 кн. Кн. 3: Бытие и быт. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2004, с. 265]

Нецензурная лексика становится основой речи ленивых и невежественных, с ней заигрывают и заигрываются, ими шумят как погремушкой и всегда хотят сделать из неё «великий и могучий» матерный язык, гордятся мифом об особой роли и преимуществах русского сквернословия и даже со смехом обучают ему своих детей. И понятно мощное сопротивление закону о запрете ненормативной лексики при публичном исполнении произведений литературы и искусства, народного творчества в театральных постановках, на концертах и других зрелищно-развлекательных мероприятиях, а также в СМИ и при показе фильмов в кинотеатрах. Обсценная лексика из устно вырвавшегося «в порыве» явления уже стала угрожающе продуманным коллективным творчеством авторов, редакторов, актёров, режиссеров и целой цепочки ответственных за выпуск продукта лиц. Без неё уже не может выйти «качественный», адекватно отражающий жизнь продукт.

С научной точки зрения сквернословие — это тяжелая негативная энергия, имеющая способность создавать собственное отрицательное энергетическое поле. Важным и научно подтверждённым является факт, что обсценная лексика опасна для здоровья, она понижает интеллект, провоцирует людей на совершение правонарушений, создавая представление вседозволенности, обворовывает нас духовно, унижает и оскорбляет. Словесная грязь калечит людские судьбы и приводят к раннему старению. Чтобы доказать всю опасность сквернословия, ряд исследований провели ученые.

Кандидат биологических наук П.П. Гаряев утверждает, что с помощью речи человек созидает или разрушает свой генетический аппарат. Доказано, что бранные слова «ломают» генетический аппарат человека, после чего происходят мутации, которые ведут к вырождению человека с каждым последующим поколением.

Ученые изобрели аппарат, который переводит человеческие слова в электромагнитные колебания. Они влияют на молекулы ДНК: ругается человек «матом» - хромосомы изгибаются, меняются местами гены. А потомству передаётся на генетическом уровне программа уничтожения организма человека. Эксперимент с общением много лет проводился на семенах растений, которые погибли. Те, что выжили, приняли неестественный вид. Интересно, что мутагенный эффект не зависит от силы слова, они произносились и громко, и шёпотом. На этом основании учёными был сделан вывод, что ДНК воспринимает человеческую речь.

Доктор биологических наук И.Б.Белявский посвятил свою жизнь изучению проблемы сквернословия, он доказал, что заядлые «матерщинники» живут меньше, чем те, кто не злословит. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно, проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мёртвых, исцеляли больных.

Геннадий Чеурин потратил 20 лет на изучение силы влияния бранных слов на человека.   Он утверждал, что брань очень активно воздействует на организм человека, со временем губя все живое. Гипотеза ученного «о влиянии ненормативной лексики на состояние живых организмов» была доказана.  Когда ученые «злой» водой полили зерна пшеницы, результат был ошеломляющим: зерна, политые водой, которую оскорбляли, проросли лишь на 49 %. А зерна, которую   ученые полили водой, над которой читали молитвы- проросли на 96 %.

Известный русский исследователь В.И.Вернадский проводил опыты: над пробирками с водой произносились разные слова. Над одними – хорошие, над другими – плохие. Эксперимент показал, что в первых частицы воды построились в красивые структуры, были похожи на объемные снежинки, в других - спутанные, рваные клочки. Такой же эксперимент повторили над ростками растений. Те растения, над которыми произносили бранные слова, стали вянуть. Тогда над ними стали произносить молитву. Это было чудом: структуры ДНК стали восстанавливаться. Обыкновенные слова, которые мы произносим порой так бездумно имеют огромную силу. Можно предположить, какому риску подвергается человек, который употребляет бранные слова.

"Добрая лексика", которую стали применять медики в г. Красноярск на своих психотерапевтических больных, не только поднимала их настроение, она меняла состав их крови: повышала клеточный иммунитет. У больных, с помощью такой терапии стали быстрее рубцеваться гнойные абсцессы. Простудные заболевания у больных проходили намного быстрее, чем у тех, кто принимал лекарства. Такие слова, как "любовь", "надежда", "вера", "доброта" оказывали волшебное действие на больных.

В Библии сказано: “От слов своих осудишься, от слов своих оправдаешься”. С православной точки зрения: «Сквернословие – это грех!» Сквернословие, злоречие церковь всегда запрещала. Насколько человек духовно развит, настолько он не поражен пороком злословия. Медицина давно пришла к выводу, что все болезни зависят от человеческого духа. Мысли, чувства, эмоции, слова и действия человека дают предпосылки к заболеваниям его тела.

Наказание за сквернословие в разные эпохи было самым разнообразным: сечение плетью у позорного столба в Запорожской Сечи в эпоху казачества; сечение розгами в эпоху правления Петра I до казни и заключения в места лишения свободы (тюрьмы) от середины 18 века до середины 19 века.

До 2013 года существовало 2 вида оскорбления, которые наказывались по статье 130 УК РФ. Оскорбление личности - унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, - наказывалось штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до ста двадцати часов, либо исправительными работами на срок до шести месяцев, либо ограничением свободы на срок до одного года. Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публичном произведении или средствах массовой информации, - наказывалось штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет. [УК РФ в ред. 2012 г. ст. 130.]

В современном российском законодательстве отдельного закона об оскорблении личности нет. А с 31.12.2012 из УК РФ была исключена статья 130, предусматривавшая ответственность за оскорбление. В действующем законодательстве оскорбление личности рассматривается как административное правонарушение, наказание за него предусмотрено ст. 5.61 Кодекса РФ об административных правонарушениях. «Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме» влечет наложение административного штрафа на граждан - от 1 до 3 тысяч рублей, на должностных лиц - от 10 до 30 тысяч, на юридических лиц - от 50 до 100 тысяч рублей - так гласит эта статья.

В публичном выступлении, в публично демонстрируемом произведении или СМИ штрафы за оскорбление личности более суровы. Оскорбление личности, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующем произведении или средствах массовой информации, влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 до 5 тысяч рублей; на должностных лиц - от 30 до 50 тысяч рублей; на юридических лиц - от 100 до 500 тысяч рублей. [Кодекс РФ об административных правонарушениях. Ст. 5.61]

Вместе с тем, необходимо отграничивать оскорбление от мелкого хулиганства - нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам. В ст. 20.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за совершение мелкого хулиганства в виде наложения административного штрафа в размере от 500 рублей до 1 тысячи рублей или административного ареста на срок до пятнадцати суток. [Кодекс РФ об административных правонарушениях. Ст. 20.1]

 

Для сравнения, в США в 2004 был одобрен законопроект, предусматривающий серьезное ужесточение наказания за загрязнение телевизионного и радиоэфира нецензурными выражениями и непристойностями. И штраф за подобные правонарушения составляет полмиллиона долларов.

На риторический вопрос – сможет ли данное наказание в виде штрафа или ареста искоренить сквернословие из нашей речи и восстановить всю красоту, мощь и былое богатство нашего славного русского языка, так и не получено ответа.

Что нам, всему цивилизованному обществу, необходимо предпринять, чтобы наша зрелая молодежь и подрастающее поколение могли выражать свои чувства, жизненные позиции и приоритеты, не применяя бранных слов?

Все беды человека от его языка, гласит русская пословица. Человек, привыкший сквернословить, находится уже в зависимости от своей вредной привычки. Часто брань применяют, что называется, для связки слов. К этому люди так привыкают, что не могут без нее обойтись. Даже от слов-паразитов («так сказать», «короче», «ну», «как бы») очень трудно бывает избавиться, тем более — от сквернословия.

В наше время мат используется: для повышения эмоциональности речи, эмоциональной разрядки, оскорбления, унижения адресата речи, демонстрации агрессии, демонстрации отсутствия страха, демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов, демонстрации принадлежности к «своим». Но на самом деле сквернословие отражает скудость лексического запаса говорящего, неумение ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъема (радости или гнева).

  Особенно опасно сквернословие для детей. Их интеллектуальное развитие зависит главным образом от того языка, на котором разговаривают окружающие их взрослые. Если ребёнок слышит только речь, состоящую из двух-трёх десятков слов и выражений (в основном неприличных), то ни о каком душевном и умственном развитии этого ребёнка не может быть и речи. Достигнуть впоследствии каких-либо положительных жизненных успехов ему будет стоить огромных волевых усилийСемья, родители – начало всех начал, именно в семье закладываются основы нравственности, культуры поведения, отношения к окружающим людям. Родители не должны терять свой авторитет перед детьми.  Очень часто именно родители становятся «образцом» грязной речи.

Если убрать из языка иного сквернослова весь мат, мы увидим, насколько беден его лексикон. Можно ли достучаться до такого человека, как показать ему красоту и выразительность русского языка? Причём матерные выражения человек употребляет не только ругаясь, но и в обычном разговоре. При этом разговор оставляет в душе всегда тягостное впечатление, так как любое матерное выражение несёт в себе эмоциональный оттенок жестокости, пошлости, цинизма и хамства.  Речь человека, заражённого недугом сквернословия, до крайности бедна и свидетельствует о душевной неразвитости. Русская пословица гласит: «От гнилого сердца и гнилые слова». Когда сердце человеческое развращается, гнилые, скверные слова появляются как признаки духовного разложения.

Важнейшей способностью человека, делающей человека личностью, возвышающей его над животным миром, является способность обладать словом. Во всём мире известно, что Русский язык — один из самых богатых и выразительных языков. И весьма печально, что, обладая великим, прекрасным и могучим языком, многие русские люди отказываются от этого бесценного «клада и достояния», и в общении друг с другом пользуются жалким подобием человеческой речи – нецензурной бранью. 

С христианской точки зрения сквернословие – смертный грех. Св. праведный Иоанн Кронштадтский говорит об этом грехе с болью: «Что у нас пользуется меньшим уважением как слово? Что у нас изменчивее как слово? Что мы бросаем подобно грязи поминутно как не слово? — О, окаянные мы человеки! С какой драгоценностью так мы обходимся невнимательно! Не вспоминаем мы, что словом, происходящим от верующего и любящего сердца, мы можем творить чудеса жизни для души своей и для душ других… дорожи каждым словом, будь внимателен к каждому слову; будь тверд в слове… Помни, что слово - начало жизни». [https://books.google.ru/books?id=GIaNCwAAQBAJ&pg=PT144&lpg=PT144&dq]

Апостол Павел призывал христиан: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим». [https://bible.by/verse/56/4/29/]

 Возможно, один из методов борьбы – усилить пропаганду среди подростков и молодежи христианских заповедей.

Очень часто можно наблюдать как взрослые люди, слыша нецензурные слова от детей, стараются не обращать на это внимание, равнодушно проходят и не делают никаких замечании. Это приводит к тому, что они сами попустительствуют и таким образом дают знать детям, что это нормально. Ребенок использую матерные слова в присутствии взрослого, не слыша замечании внутренне перестает уважать такого взрослого человека, и нецензурная лексика еще больше проникает в его душевное состояние, нанося ему тяжелый вред. Как реагировать, что предпринимать?

Если Вы услышали нецензурную речь - не бойтесь высказать замечание в спокойной форме, кто бы перед Вами не был, так как этот человек такими словами разрушает в первую очередь и Ваше внутреннее состояние. Вы имеете право, защищать свое внутреннее душевное состояние. Если Вы не делаете замечание, то Вы не даете шанс тому человеку измениться, поскольку может быть именно Ваши слова, Ваши спокойные замечания дадут ему понять всю опасность матерных слов и услышав Ваше замечание, он сможет преодолеть эту зависимость. 

Конечно нельзя оставить без внимания СМИ, которая допускает непристойные слова во всех информационных технологиях. Здесь следует задуматься государственным органам контроля и надзора. Возможно законодательной власти стоит выработать целый комплекс мер воздействия на употребление в общественных местах нецензурной лексики. Ведь как показывает практика произнесение слов, оскорбляющих честь и достоинство другого человека, приравнивается к мелкому хулиганству и влечёт за собой штраф до 3-х тысяч рублей. И то при условии официального заявления от пострадавшего, показаний свидетелей и т.д. Получается, не хочешь проблем на свою голову – страдай от хамства и молчи.

Наибольшее влияние на подростков оказывают образовательные учреждения, в которых надо также усилить пропаганду, нацеленную против губительного для русского языка сквернословия. В результате выявленной проблемы сквернословия в речи школьников был разработан комплекс мероприятий по профилактике сквернословия среди обучающихся. Предлагаемый комплекс мероприятий состоит из трех этапов и пошаговой реализации. Подготовительный этап включает в себя сбор информации, проведение анкетирования суворовцев и их обработка, выявление проблем.

Первый этап подразумевает разработку классного часа по проблеме сквернословия, проведение его, рефлексию на втором этапе предлагается проводить круглый стол по теме «Сквернословие и здоровье человека» среди суворовцев с представителями общественности и родительского комитета.

Организовывать публичные лекции в школе на темы «Культура отношений» «Духовная культура», «Азбука Общения», «Бесконфликтное общение», «Способы снятия психологического напряжения», «Влияние СМИ на психику человека»; родительские собрания совместно с детьми «Как ваше слово отзовется», «Мир человеческих встреч». Также предлагается ввести в школе уроки по дисциплине «культура речи»; проводить различные конкурсы, например конкурс плакатов и рисунков «Горькая правда о сквернословии»

Выпускать газеты «Прекрасное рядом», «Великий, могучий русский язык». Разработать и вынести на рассмотрение администрации школы ряд штрафных санкций за употребление нецензурных выражений.

На завершающем этапе подвести итоги и создать территорию, свободную от сквернословия.

Проведение научных конференций, круглых столов, тренингов, познавательных игр, лекций, встреч с интересными людьми приведет к осознанию суворовцами серьезного вреда, причиняемого сквернословием и формирование негативного отношения к нему. Все это в последствие поможет им расстаться с такой пагубной привычкой и сохранить здоровье для активной и деятельной взрослой жизни.

Социальное явление распространения сквернословия характеризует нравственный регресс общества, в котором главные ценности потеряли свою значимость. Брань испокон веков и до реалий современности символ бессилия и агрессии личности. Печально то, что тенденцией современности становится употребление «мата» просто «для связки слов». Ученные эту ситуацию в обществе называют «бранной эпидемией».

Подрастающее поколение понимает, что сквернословие это грязь, ущербность. Однако обсценная лексика становится вполне легальным языком общения в очень широких слоях населения. Подростки и юноши стремясь быть понятыми, «своими», находиться «на волне» не отстают от этой тенденции в обществе.

В этой статье рассматривается не просто вопрос о вредной привычки только абитуриентов, а поднимается глобальная проблема – здоровье будущего поколения. Привлекая внимание суворовцев к острой проблеме злословия, мотивируя их на достойное поведение собственным примером для подражания, можно через реализацию предложенных мероприятий добиться успехов и результатов в профилактике против сквернословия школе.

Как избавиться от сквернословия? Как беречь чистоту речи? Чтобы эта привычка не стала нормой нашей жизни, не привела к генной мутации последующих поколений, нужно вовремя замолчать. Молодежи необходимо обратить свой взор на природу, прислушаться друг к другу, ведь в нашем мире столько всего прекрасного.

Надежных рецептов нет, но есть советы, к которым стоит прислушаться для того, чтобы легче преодолеть «бранную» эпидемию. Главное - не говорить плохих слов самому. Обратимся к словам известного писателя А.И.Солженицына: «Пусть это приходит в мир и даже царит в мире, но не через меня». [А.И.Солженицын «Архипелаг гулаг»]

Как же быть с теми, кто сквернословит? Не можем исправить общество в целом, давайте пресекать сквернословие там, где находимся мы – в семье, классе, взводе, роте! Стоит пересмотреть свое отношение к детям, которые разговаривают с помощью нецензурных слов. Не бойтесь сделать им замечание, расскажите о всей губительности последствий употребления этих слов Ведь для того, чтобы стать нравственным человеком им просто нужно помочь изменить их собственную жизнь.

Тем, кто старается занять достойное место в обществе, иметь престижную работу, пользоваться уважением у окружающих очень важно совершенствование родного языка, родной культуры, своих личностных качеств.

 

Список литературы

1. Алексеев А.Н., Кириллина М.М. Что такое сквернословие: порок или болезнь?// Журнал: Открытый педагогический форум, 2014, №1

2. Бекасова Е. Н. Слово, направляющее жизнь (к проблеме динамики и употребления инвектив в современной языковой ситуации) / Е. Н. Бекасова // Филологический класс. — 2015. — № 2 (40). — С. 57-61. изд. «Уральский государственный педагогический университет», Екатеринбург, 2015

3. Даль В. И.Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х т. — М.: Русский язык, 2000.

4. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 07.02.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2017).

5. Колесов В. В. Древняя Русь: наследие в слове. В 5 кн. Кн. 3: Бытие и быт. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2004. (Филология и культура).

6. Коновалова Н. И.Сакральный текст как лингвокультурный феномен: моногр. - Екатеринбург, 2007

7. «Почему люди сквернословят?» - http://depils.com/pochemu-lyudiskvernoslovyat/

8. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. — М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940.(4 тома)

9. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 07.02.2017)

10.Уварова Л. Р., Хлюстова Д.С. Обсценная лексика подростков и молодежи как социально-педагогическая проблема //Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. -2008 - № 6- том 14

Интернет – ресурсы.

https://nsportal.ru/shkola/, https://studopedia.ru/, http://eparhia-amur.ru, https://infourok.ru, https://nsportal.ru/a, http://oriflamma-zp.narod.ru/lec_philo_004.html , http://www.pravoslavie.ru/put/080522004557.htm http://reiki-usui.ucoz.ru/, http://midi.ucoz.ru/publ/, http://www.kp.ru/daily/, https://www.e-reading.club/book.php?book=128453, https://books.google.ru/books?id=GIaNCwAAQBAJ&pg=PT144&lpg=PT144&dq, https://www.e-reading.club/book.php?book=128453,

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×