Статья "Проблематика формирования управленческих и организационных компетенций у студентов педагогических ВУЗов по специальностям в области ФК" | Мой кабинет. Работа №352881
Во всех редакциях образовательных стандартов по направлению «Физическая культура» организационно-управленческая деятельность, к осуществлению которой должен быть готов студент физкультурного вуза, была представлена в виде перечня умений и компетенций организационно - управленческого характера
Авторы:
Равис Фанисович Ахметшин,
Андрей Геннадьевич Чашкин,
Игорь Николаевич Румянцев
Московский транспортный колледж (г. Москва)
Проблематика формирования управленческих и организационных компетенций у студентов педагогических ВУЗов по специальностям в области физической культуры
Во всех редакциях образовательных стандартов по направлению «Физическая культура» организационно-управленческая деятельность, к осуществлению которой должен быть готов студент физкультурного вуза, была представлена в виде перечня умений и компетенций организационно - управленческого характера (таблица 1).
Таблица 1 - Требования образовательных стандартов относительно подготовки к организационно-управленческой деятельности, которые должен демонстрировать студент физкультурного вуза
ФГОС по направлению 49.03.04 Спорт
ФГОС по направлению 49.03.03 Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм
ФГОС по направлению 49.03.01 Физическая культура
организовывать и проводить физкультурно-массовые и спортивные мероприятия
планировать и прогнозировать развитие физической культуры и спорта на местном, региональном и федеральном уровнях
осуществлять свою профессиональную деятельность, руководствуясь Конституцией РФ, законами РФ и нормативными документами органов управления образованием, физической культурой и спортом, нормативно- правовыми актами в сфере образования, физической культуры и спорта
принимать управленческие решения
организовывать работу малых коллективов исполнителей
работать с финансово-хозяйственной документацией в сфере физической культуры и спорта
анализировать и обобщать деятельность государственных и общественных органов управления в сфере физической культуры и спорта
соблюдать правила и нормы охраны труда, техники безопасности, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся в процессе занятий
Анализ представленных требований образовательных стандартов позволил констатировать, что содержательно и количественно они практически не отличаются (при незначительной корректировке формулировок смысловая составляющая не изменяется), что свидетельствует о хорошей преемственности самих стандартов и подчёркивании значимости организационно-управленческих компетенций для будущей профессионально-педагогической деятельности студентов физкультурного вуза.
Формирование подобной системы мотивов должно стать результатом целенаправленной работы преподавателей. Именно они должны способствовать осознанию студентами значимости организационно-управленческих компетенций для будущей профессиональной деятельности, в результате чего у студентов должна возникнуть устойчивая и осознанная потребность в их освоении.
В контексте проводимого исследования в качестве методов и приёмов формирования мотивационного компонента организационно-управленческих компетенций были выбраны: методы примера, разъяснения, убеждения, апелляции к ценностям и личностным интересам, деловые и сюжетно-ролевые игры, кейсы и соревнования, рекомендуемые специалистами в области педагогики и психологии высшей школы.1 2
Когнитивный (знаниевый) компонент организационно-управленческих компетенций направлен на формирование теоретической готовности к осуществлению такого вид деятельности и включает в себя систему необходимых управленческих знаний.
Основной акцент в формировании данного компонента организационно - управленческих компетенций у студентов физкультурного вуза должен быть сделан не столько на изучении теоретических основ управления персоналом и организационного поведения, сколько на практическом применении средств, методов и приёмов управления в профессионально-педагогической и тренерской деятельности. Данный компонент является фундаментом, методологической базой организационно-управленческой компетентности студентов физкультурного вуза.
Процесс формирования компетенций не ограничивается процессом передачи знаний - прежде всего, он подразумевает получение опыта реализации этой компетенции, то есть в содержании основной профессиональной образовательной программы должны быть предусмотрены задания, направленные на овладение тремя группами организационно-управленческих умений: конструктивными, проектировочными и организаторскими (практико - деятельностный компонент организационно-управленческих компетенций) (Большаков, А.А. Новые методы математического моделирования динамики и управления формированием компетенций в процессе обучения в вузе3
Практико-деятельностный компонент организационно-управленческих компетенций отражает понимание студентом физкультурного вуза принципов профессионально-педагогической, воспитательной и тренерской деятельности, возможностей и ограничений организационно-управленческих (педагогических) воздействий; умение формулировать и решать педагогические задачи, осуществляя осознанный выбор определённого управленческого (педагогического) приёма в зависимости от его основных характеристик; включает: понимание сущности основных этапов (стадий) управленческой деятельности в тренировочном и педагогическом процессах; знание форм, средств и методов планирования, учёта, контроля и оценки достижений обучающихся; практические навыки и умения работы с коллективом (в частности, использования различных форм организации занятий) с учетом специфики будущей профессионально-педагогической деятельности.
Коммуникативный компонент организационно-управленческих компетенций предусматривает «адекватность в сфере межличностного восприятия и взаимодействия, гибкость стиля руководства, а также способность устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми»4
Данный компонент предполагает способность будущих учителей физической культуры и тренеров устанавливать педагогически целесообразные отношения с другими субъектами образовательного и тренировочного процессов, в том числе при помощи технических средств коммуникаций, а также с помощью разнообразных форм и способов общения (вербальных, невербальных).
Эффективная организационно-управленческая деятельность невозможна без наличия сформированных рефлексивных умений у субъекта управления, поэтому целесообразно выделить рефлексивный компонент организационно - управленческих компетенций5
Ушакова Е.Л. и Ушева Т.Ф. в своих исследованиях утверждают, что уровень педагогического мастерства напрямую зависит от уровня сформированности педагогической рефлексии, к проявлениям которой они относят: осознание педагогом подлинных мотивов своей педагогической деятельности; умение дифференцировать собственные затруднения и проблемы от затруднений и проблем обучающихся; способность поставить себя на место другого; способность к оценке собственных действий для корректировки профессиональной деятельности6.
Рефлексивный компонент организационно-управленческих компетенций становится наиболее востребованным в случае появления какого-либо затруднения. Рефлексия в этом случае используется как средство для реконструкции появившегося затруднения и обнаружения его причин, способствуя тем самым повышению эффективности организационно - управленческих воздействий.
Для развития этого компонента организационно-управленческих компетенций специалисты в области педагогики и психологии высшей школы рекомендуют использовать такие педагогические приёмы и методы как: мозговой штурм, эвристические методы, метод наводящих вопросов, кейс-метод и др7.
Таким образом, содержание процесса формирования организационно - управленческих компетенций у студентов физкультурного вуза должно предусматривать выполнение заданий:
мотивационной направленности (формирование устойчивой и осознанной потребности в освоении организационно-управленческих компетенций),
когнитивной направленности (формирование системы управленческих знаний, необходимых для эффективного управления образовательным и тренировочным процессами),
практико-деятельностной направленности (формирование умений осуществлять планирование организационно-управленческой деятельности, проводить анализ среды, принимать управленческие решения, организовать и
контролировать их выполнение, осуществлять необходимую коррекцию, в зависимости от полученных результатов),
коммуникативной направленности (формирование умений
устанавливать и поддерживать контакты с внешней средой, вести переговоры, регулировать и предупреждать конфликтные ситуации и т.д.),
рефлексивной направленности (формирование способности к самооценке, самоанализу, самоконтролю).
Следует согласиться с мнением ряда исследователей, которые отмечают, что организационно-управленческие компетенции у студентов физкультурного вуза (будущих учителей физической культуры и тренеров) имеют свои особенности и отличаются от аналогичных компетенций студентов, осуществляющих подготовку к профессионально-педагогической деятельности по другим направлениям8.
На наш взгляд, эти особенности безусловно должны учитываться профессорско-преподавательским коллективом при выборе того или иного методологического подхода к решению проблемы формирования у студентов физкультурного вуза организационно-управленческих компетенций, определяемых соответствующими образовательными стандартами по направлениям подготовки специалистов.
Матяш, Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение / Н.В. Матяш. М.: Академия, 2011. - 144 с.
Тамбовкина, Т.Ю. Кейс-технологии как средство формирования организационно-управленческой компетенции у бакалавров лингвистики/ Т.Ю. Тамбовкина, О.С. Краковская // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. - 2013. - Вып. 2, с. 114-120
Козлов, А. В. Формирование управленческой компетентности у студентов физкультурных образовательных учреждений /А.В. Козлов //[Электронный ресурс] / Режим доступа: http://mtppc2009.kursksu.rU/documents/6/4.doc.
Сеитова, Р.С. Формирование коммуникативно-управленческой компетентности у студентов педагогических вузов: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Сеитова Раушан Сейтказиевна. - Челябинск, 2012 - 208 с.
Бережнова, О.В. Рефлексивная деятельность как педагогическое условие саморазвития студентов вуза: дисс... канд. пед. наук: 13.00.08 / Бережнова Ольга Викторовна. Ростов н/Д, 2005. - 188 с.
Ушакова, Е.Л. Педагогические условия формирования рефлексивной компетенции будущих учителей как средства разрешения профессионально - педагогических ситуаций: дис. .канд. пед. наук: 13.00.08 / Ушакова Елена Леонидовна.Липецк, 2013. - 209 с.; Ушева, Т.Ф. Рефлексия как ключевая компетенция будущего педагога / Т.Ф. Ушева // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2014. - № 44. - с. 65-72.
Шарипов, Ф.В. Педагогика и психология высшей школы / Ф.В. Шарипов. - М.: Логос, 2016. - 448 c.
Хуббиев, Ш.З. Концепция подготовки в СПБГУ бакалавров по направлению «Физическая культура» / Ш.З. Хуббиев, С.М. Лукина С.М., С.А. Хисматуллин и др. // Теория и практика физической культуры - 2017. - № 10 - С. 5-7