Статья ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ | Татьяна Александровна Пестрякова. Работа №317350
Одним из направлений в области развития и совершенствования образовательного процесса стала проектная деятельность студентов. Интерес к проектированию связан с необходимостью соответствовать важнейшим требованием общества к специалисту с профессиональным образованием в части овладения им проектной деятельностью. Выпускник профессионального учебного заведения должен уметь проектировать собственную профессиональную деятельностРабота над проектом предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей использование разнообразных методов и интегрирование знаний, умений из различных областей. В основе проектной деятельности лежит развитие творческой активности, познавательных навыков студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие профессиональной компетентности, развитие критического мышления. Особое значение приобретает привлечение студента к процессу поиска, в котором важным является ни сколько сам результат, а скорее процесс достижения результата.
Навыки проектной деятельности делают наших студентов более конкурентоспособными на рынке труда; приобретенные исследовательские умения выгодно выделяют их среди других и способствуют более быстрому формированию профессионального статуса.ь.
Автор: Пестрякова Татьяна Александровна, преподаватель специальных дисциплин
высшей категории ОГБПОУ «Шарьинский педагогический колледж
Костромской области»
Статья
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ, КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНЫХ РАБОЧИХ КАДРОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Происходящие преобразования в Российской экономике обусловили повышение требований работодателей к уровню квалификации работников, возникла потребность в активных, деятельных людях, которые могли бы быстро приспосабливаться к меняющимся трудовым условиям, выполнять работу с оптимальными энергозатратами, способных к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.
Одно из важнейших требований, предъявляемых системе образования, повышение качества профессионального образования за счет включения обучающихся в различные виды деятельности. Причем акцент ставится на более активные виды самостоятельной работы.
Одним из направлений в области развития и совершенствования образовательного процесса стала проектная деятельность студентов. Интерес к проектированию связан с необходимостью соответствовать важнейшим требованием общества к специалисту с профессиональным образованием в части овладения им проектной деятельностью. Выпускник профессионального учебного заведения должен уметь проектировать собственную профессиональную деятельность.
Работа над проектом предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей использование разнообразных методов и интегрирование знаний, умений из различных областей. В основе проектной деятельности лежит развитие творческой активности, познавательных навыков студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие профессиональной компетентности, развитие критического мышления. Особое значение приобретает привлечение студента к процессу поиска, в котором важным является ни сколько сам результат, а скорее процесс достижения результата.
Навыки проектной деятельности делают наших студентов более конкурентоспособными на рынке труда; приобретенные исследовательские умения выгодно выделяют их среди других и способствуют более быстрому формированию профессионального статуса.
Можно сказать, что современная система образования должна быть призвана подготовить компетентного специалиста, способного проектировать свою профессиональную деятельность, решая профессиональные проблемы в соответствии с требованиями конкретной ситуации.
Выбирая тему проекта и выполняя его, студенты учатся выявлять потребности приложения своих сил, находить возможности для проявления своей инициативы, способностей, знаний и умений, проверяют себя в реальном деле, проявляют целеустремленность и настойчивость.
Исходя, из выше изложенного были сформулированы цели и задачи предметной деятельности:
Цели проектной деятельности направлены на обеспечение условия для инновационного режима развития проектной деятельности как одного из средств подготовки конкурен6тноспособных кадров в профессиональном пространстве
Для достижения этих целей следует решить следующие задачи.
1.Формирование интереса, склонностей обучающихся к познавательной деятельности,
практических умений и навыков проведения проектной деятельности.
2. Создание условий для отношений сотрудничества между педагогом и обучающимся
3.Формирование навыков проектной деятельности, самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач
4.Формирование навыков постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных
5. Формирование умений представлять, защищать и отстаивать свою точку зрения за результаты проектной работы
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
П
роект должен быть включен в процесс обучения;
Обучающиеся должны обсуждать реальные проблемы и ставить актуальные задачи, деятельность обучающихся должна иметь целесообразный характер;
Работа обучающихся должна быть осмысленной и активной;
Обучающиеся должны уметь четко формулировать свои мысли в письменном виде, анализировать поступающую информацию, участвовать в создании новых идей;
Следует остановиться и на общих подходах к структурированию проекта:
1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
2. Далее необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики.
3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на занятиях).
6. Защита проектов, оппонирование.
7. Коллективное обсуждение, результаты внешней оценки, выводы.
МонопроектыОпределим предметно-содержательную области, которая включает монопроект, межпредметные и надпредметные проекты в рамках преподаваемых предметов
ПРЕДМЕТНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬМежпредметныеНадпредметные
Представим предметно - содержательную область в виде схемы:
Межпрежметные проекты объединяющие предметы выполняются исключительно во внеурочное времяМДК 03.02 Товароведение продовольственных и непродовольственных товаров+.Розничная торговля продовольственными товарами+Организация торговли+ Экономика организацииНадпредметныепроектыКружок бисероплетение «Искусница»Курсовые работы по МДК 03.02.Товароведение продовольственных и непродовольственных товаровМонопроекты проводятся в рамках одной дисциплины
Экономика организаций
Мини – проекты, краткосрочные, среднесрочные, макропроекты
Определимся с типом проектов
Метод проектов как педагогическая технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
В соответствии с методом, доминирующим в проекте, проектную деятельность можно построить, используя следующие типы проектов: ВИД И ТИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИИсследовательский Информационный Творческий Игровые Практико-ориентированныйКомплексные
В основе учебных проектов лежат исследовательские методы обучения, которые с неизбежностью включают этапность проведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах. Реализация метода проектов ведет к изменению моей позиции как преподавателя и из носителя готовых знаний превращает в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих обучающихся. Самое сложное в ходе проектирования - это роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно, если вижу, что обучающиеся “идут не туда”. В этой ситуации помогаю обучающимся в поисках источников информации, стараюсь ненавязчиво направить мысль обучающихся в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате обучающиеся должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности. У обучающихся при выполнении проекта возникают свои специфические сложности, но они носят объективный характер, а их преодоление является одной из ведущих педагогических целей метода проектов. В основе проектирования лежит усвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовать, моделировать, так как обучающимся трудно намечать ведущие и текущие цели и задачи, искать пути их решения, выбирая оптимальные при наличии альтернатив.