Статья раскрывающая содержание и результаты параграфов 1.1. и 1.2. научно-исследовательской работы | Турганбай Аяжан Канаткызы. Работа №349618
В условиях решения этих стратегических задач важнейшими? качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить, и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. В стране происходят структурные социокультурные изменения: Результат образования - это не только знания: по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в, дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально- ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. Современное общество формирует заказ на человека нового типа: творческого, активного, мобильного.
Статья раскрывающая содержание и результаты параграфов 1.1. и 1.2. научно-исследовательской работы
В условиях решения этих стратегических задач важнейшими? качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить, и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.
В стране происходят структурные социокультурные изменения:
Результат образования - это не только знания: по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в, дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-
ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. Современное общество формирует заказ на человека нового типа: творческого, активного, мобильного.
В настоящий период проблема развития социальной активности подростков продолжает быть в центре исследования научных школ социологов, психологов, культурологов, педагогов. В современной образовательной парадигме обучение и воспитание рассматривается как средство развития человека-индивида, человека - члена социума и как способ стабилизации социальных, политических и идеологических отношений в обществе. Образование медленно, но верно переходит от сугубо обучающих технологий, вооружающих учащихся только некоторым объемом знаний, к более глубокому личностно-ориентированному образованию, дающему школьнику возможность понять особенности своей личности, и, главное, сформировать навыки социально позитивной жизненной активности. Это пробуждает в нем потребность самостоятельного принятия решений в различных жизненных ситуациях, а также готовность нести личную ответственность за принятое решение.
Сегодня одной из актуальных проблем становится проблема подготовки к жизни поколения граждан, способных адаптироваться к изменяющимся социальным процессам. Современная динамичная жизнь требует от человека активных действий, а способность к этому формируется в основном в старшем школьном возрасте. Но развитие социально ответственной, активной личности немыслимо без осознания и освоения ею культуры, как коллективного интеллекта и условия самоорганизации и саморазвития. В связи с этим, возникает необходимость изыскания эффективных средств для осуществления процесса стимулирования социально-культурной активности современных старшеклассников.
Однако на государственном уровне не разработана и не принята концепция или программа, которая своей целью имела бы направленность на развитие социальной активности подростков учреждении дополнительного образования детей, что затрудняет исследования в данном направлении.
Таким образом, актуальной' задачей становится выявление сущности развития- социальной активности подростков в системе дополнительного' образования, детей.
С целью эффективности теоретического обоснования обозначенной проблемы мы обратимся к осмыслению ее сущности.
Развитие рассматривается с разных сторон: как усиление и укрепление, доведение до некой степени духовной, умственной зрелости, сознательности; культурности; как расширение, распространение, углубление содержания или применения чего-либо; каю процесс и результат перехода к новому, более совершенному качественному состоянию (от простого — к сложному, от низшего к высшему).
Развитие личности рассматривается как процесс её закономерного изменения в результате социализации. Обладая природными анатомо- физиологическими предпосылками к становлению личности, в процессе- социализации ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевая достижениями^ человечества, а складывающиеся в ходе этого процесса способности и функции воспроизводят в личности, исторически сформировавшиеся человеческие качества.
Овладение действительностью у ребенка осуществляется в его деятельности при посредстве взрослых, тем самым > процесс воспитания является ведущим в- развитие личности детей и осуществляется в деятельности, управляемой системой- мотивов, присущих данной личности
На основе проведенного теоретико-методологического анализа, мы выделяем компоненты развития социальной активности подростков:
1. Мотивационно-ценностный (А. А. Бодалев, А. В. Запорожец)
компонент характеризуется: сформированностью ценностных представлений, умением делать нравственный выбор, включает в себя формирование потребностей, ценностных ориентации, мотивов, принимаемых личностью и определяющих отношение личности к процессу социокультурной деятельности.
Когнитивный
(Ю. А. Аксёнова, Л. П. Буева, Э. А. Голубева, Ж. Пиаже, В. С. Юркевич) компонент связан: с формированием у подростка целостной картины мира, осознанием своих социальных функций
1
, приобретением знаний и умений социальных отношений для% функционирования в социуме.
Деятелъностно
-творческий
(Е. А. Ануфриев, Л. П. Станкевич, В. Я. Силе) компонент определён: творческим^ подходом к деятельности, наличием навыков распределения и организации деятельности, адекватной оценкой собственной деятельности и» деятельности сверстников, характером совместной деятельности. Данный компонент включает многообразие видов социально-значимой деятельности и социальных действий, которые осуществляет конкретная личность.
Рефлексивно-оценочный
(А. А.
Бодалёв
, В. А.
Вечников
, В. В. Давыдов, Д.
Зиглер
, И. С. Кон, И. Н. Семёнов, Л.
Хьелл
) характеризуется совокупностью знаний, умений, качеств, позволяющих осуществлять анализ и рефлексию, оценку и самооценку социокультурной деятельности и социальной активности. Ключевые аналитические качества: способность к рефлексии, самоконтролю, саморегуляции; эмпатия; адекватная самооценка.
Исходя из теоретического анализа, можно сделать следующие выводы.
Анализ философской, культурологической и психолого-педагогической литературы показал, что происходит дальнейшее углубление и расширение проблематики теоретических и экспериментальных исследований в области теории и практики социокультурной деятельности. Одной из проблем, находящихся сегодня в фокусе гуманитарных наук, является исследование процесса развития социальной активности подростков, выяснение его конкретного содержания, специфических тенденций развития. В связи с этим все более пристальное внимание уделяется рассмотрению взаимообусловленности социально-культурной сферы и личности.
Опираясь на методологию исследования и результаты теоретического анализа, мы уточняем понятие «социокультурная деятельность в условиях дополнительного образования», которую рассматриваем как специально организованный процесс, направленный на развитие социальной активности личности.
В нашем исследовании понятие «социальная активность» рассматривается на основе системного, личностно-ориентированного, деятельностного, культурологического и аксиологического подходов, как сложный, непрерывный, многофункциональный процесс освоения подростками ценностей, проходящий во взаимодействии с окружающим миром и ориентирующий личность на формирование у нее способности находить согласие с природой, миром, обществом, самим собой.
Анализ рассмотренных психолого-педагогических направлений позволяет нам выявить механизмы процесса развития социальной активности: институциональный (в процессе взаимодействиями с социальными, институтами); традиционный (усвоение норм, эталонов поведения); межличностный (в процессе межличностного взаимодействия); рефлексивный (через индивидуальное сознание и переживание).
Теоретический анализ позволил нам рассмотреть структуру процесса развития социальной активности подростка, состоящую из основных компонентов: мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностно- творческий, рефлексивно-оценочный.
Трудности подросткового периода связаны с обострившимися противоречиями между поведением подростка и внешним миром, прежде всего, требованиями социального окружения. Но такое обострение противоречий наступает и во внутреннем мире подростка, в его представлениях о себе и понимании себя. Исследования О. Р. Веретиной показали, что устойчивые предпочтения в выборе той или иной стратегии поведения в конфликте могут служить социальным индикатором статуса эго- идентичности (Дж. Марсиа). Выделяются следующие стратегии поведения среди конфликтных и неконфликтных подростков: соперничества, сотрудничества, компромисса, избегания, приспособления и сочетание стратегий.
Межличностная, сфера
Внутриличностная сфера.
Общение - стратегия сотрудничества, сочетание стратегии ; .
Эмпатия. Эмоционально-эмпатические отношения в условиях сотрудничества
Эмпатия
Адекватная
Принятие и соблюдение нравственно- эстетических норм и ценностей
Внутреннее стремление к нравственно- эстетическому идеалу
Активный интерес и освоение культурных ценностей.и толерантность ^ценностям других, в том числе других этносов
Принятие своей" культуры, и ее ценностей, осознание норм и идеалов, другйх, в том числе принадлежащих иным этносам
Рисунок 1. Критерии социокультурной адаптации подростков
На рисунке 1. рассмотрены критерии социокультурной адаптации подростков на основе взаимодействия межличностной и внутриличностной сферы подростка. В нашем исследовании рассматривается доминирующая стратегия сотрудничества в поведении подростка - во. внешнем проявлении и эмоционально-эмпатический план во внутренних критериях.
Первое — эмоциональные отношения оказывают существенное влияние- на; развитие психики подростка; выполняя следующие функции: опыт социализации; формирование: идентичности; развитие Я-концепции, формирование адекватной самооценки; преодоление эгоцентризма в социальной сфере (А. Г. Грецов).
Второе - это адекватная самооценка деятельности, как ядро личности и важнейший регулятор ее поведения. Самооценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей влияет на взаимоотношения человека, эффективность деятельности и дальнейшее развитие его личности.
Третьим критерием является принятие и соблюдение нравственно- эстетических норм и ценностей и внутреннее стремление к нравственно- эстетическому идеалу. Четвертым критерием в межличностной сфере выступает активный интерес и освоение культурных ценностей. Во внутриличностной сфере принятие своей культуры и ее ценностей, осознавание норм и идеалов других, в том числе принадлежащих иным этноса. Одним из важнейших аспектов развития социальной активности подростка является умение строить позитивные отношения в многообразном и многоликом мире, с людьми, непохожими на них пс самым разным параметрам: этническим, религиозным, расовым, социальным, мировоззренческим.
Таким образом, педагогической задачей является сопровождение процесса развития социальной активности подростка и создание особой развивающей среды, в которой воспитанник мог бы получить новый социальный опыт и реализоваться творчески.