Название статьи:
Статья Развитие технического творчества детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО | Пронина Ирина Анатольевна . Работа №364073
Дата публикации:
28.03.2025
Автор:
Пронина Ирина Анатольевна
Описание:
В данной статье рассматриваются современные подходы к развитию технического творчества детей старшего дошкольного возраста с соответствии с ФГОС ДО. В настоящее время наблюдается повышенное внимание к робототехнике, и в том числе и к ее образовательной составляющей. Одним из направлений инновационной деятельности с детьми является направление «Начальное техническое творчество». Научно-техническое развитие ребенка – важнейшее составляющее современной системы образования.
Развитие технического творчества детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО.
Воспитатель МБУ д/с №22 Лучик г.о. Тольятти.
Пронина Ирина Анатольевна.
Л.Н. Толстой Если ребенок не научится сам ничего творить, то в жизни, он всегда будет только подражать и копировать.
В настоящее время наблюдается повышенное внимание к робототехнике, и в том числе и к ее образовательной составляющей. Одним из направлений инновационной деятельности с детьми является направление Начальное техническое творчество. Научно-техническое развитие ребенка – важнейшее составляющее современной системы образования.
Какие же задачи стоят перед организациями дошкольного образования, работающими в области технического творчества. Наша главная задача-воспитывать ребенка так, чтобы из него мог вырасти инженер или другой специалист технического профиля.
Инженерное мышление- самое естественное для ребенка дошкольника. Именно в этом возрасте возникают первые представления, как устроен мир, первые попытки познать его через созидание. Дети в детском саду постоянно заняты созданием чего-то нового, исследованием, изучением, экспериментированием. В процессе образования они получают знания. Но, что самое главное, они учатся нестандартно мыслить. Они начинают понимать, что такое творческий процесс. Что значит начать с идеи и превратить ее в настоящий проект с конечным результатом.
Детское техническое творчество- одна из форм самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других, это конструирование приборов, моделей, механизмов и других технических объектов.
Техническое творчество – наиболее многогранная и интересная область детской увлеченности, мир романтики, поисков и фантазии. На начальном этапе основным приоритетом является субъективная сторона творческой деятельности ребенка. В раннем возрасте детское творчество формируется в ходе познания свойств предметного мира, а также взаимодействия с окружающими его людьми в игровой форме. В дошкольном возрасте детское творчество проявляется в создании сюжета ролевой игры и в продуктивных видах деятельности: рисование, лепка, конструирование.
Значение технического моделирования и конструирования для всестороннего развития ребенка очень велико.
Под техническим моделированием понимается один из видов технической деятельности, заключающей в воспроизведении объектов окружающей действительности в увеличенном или уменьшенном масштабе путем копирования объектов в соответствии со схемами, чертежами, без внесения существенных изменений. [Википедия].
Мир техники очень велик и разнообразен. Моделирование и конструирование позволяют лучше познать ее, развивать конструкторские способности, техническое мышление и способствует познанию окружающей действительности. Занимаясь техническим творчеством, обучающиеся могут практически применять и использовать полученные знания в различных областях техники, что в будущем облегчит им сознательный выбор профессии и последующее овладение специальностью.
Первый шаг в мир техники и технического творчества ребёнок делает при знакомстве с технической игрушкой дома и в детском саду. В познавательном плане это область представлений о технических образах, понятиях, видах большой техники, её назначения, рабочих функциях. Дошкольникам присущ активный познавательный интерес, выражающий в стремлении узнать что там внутри, разобрать игрушку с целью выяснить, как она устроена и как действует. Вместе с тем проявляется желание созидать – смастерить, построить что-то своими руками. Ребята охотно играют с игровыми наборами – конструктором, позволяющим варьировать сочетание одних и тех же технических элементов в различных комбинациях. Пытаются дети применять в своем творчестве и разнообразный подсобный материал, который оказывается под руками, то есть конструируют.
Конструирование (от латинского construe строю, создаю) означает создание модели, построение, приведение в полный порядок и взаимоотношение различных предметов, частей, элементов. [Википедия].
Под детским конструированием принято понимать создание новых разнообразных построек из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. Есть два типа конструирования: техническое и художественное. Техническое конструирование это когда дети отображают реально существующие объекты. К техническому типу конструкторской деятельности относят: конструирование из деталей конструктора, имеющих разные способы крепления, конструирование из строительного материала, конструирование из крупногабаритных модульных блоков и т.д. К художественному типу конструирования мы можем отнести конструирование из бумаги, картона, конструирование из природного материала, конструирование из бросового материала. Основным материалом для конструирования, с которого начинается знакомство ребенка с этим видом деятельности, является конструктор.
В нашей группе мы используем различные конструкторы:
- LEGO конструирование;
- Магнитные конструкторы;
- кубики;
- строительный набор;
- болтовые конструкторы;
- контурные конструкторы;
- суставные конструкторы;
- лабиринты.
Конструированию из бумаги и дополнительных материалов мы обучаем в средней, старшей и подготовительной к школе группах. Создать из плоского материала игрушку объемной формы совсем не просто. Все это значительно сложнее, чем конструирование построек из отдельных готовых форм способом их составления.
Дети – неутомимые конструкторы, их технические решения остроумны, оригинальны. Об этом свидетельствуют опыт передовых воспитателей, выставки технического творчества.
Основные направления деятельности
Работа с детьми
Работа с родителями
Организация предметно – развивающей среды
Развивать техническое творчество в нашей группе нам помогло знакомство с архитектурой нашего города.
Архитектура – искусство создавать здания, сооружения по законам красоты. В архитектуре главный принцип: польза, прочность, красота, которые взаимосвязаны. [Википедия]
Ознакомление старших дошкольников с архитектурой – это одно из перспективных направлений работы, в рамках которой возможна интеграция разных образовательных областей и видов детской деятельности. В основе наших занятий лежало естественное и непринужденное приобщение детей к миру искусства, развитию активного интереса к древнему зодчеству, архитектуре родного города. В процессе ознакомления с архитектурой дети получили знания о том, из чего можно строить, какие дома бывают в разных странах. Познакомились с историей жилищ, профессией архитектора, инженера, строителя, крановщика и других специальностей.
Научились создавать чертежи и сооружать по ним постройки. Научились создавать проекты, используя шаблоны и строить по ним.
Узнали о великом математике А.Ф. Мёбиусе и его изобретении Лента Мебиуса.
Лента Мёбиуса – топологический объект, простейшая не ориентируемая поверхность с краем, односторонняя при вложении в обычное трёхмерное евклидово пространство. [Википедия]
Познакомились с одной из областей математики – топологией.
Топология – раздел математики, изучающий: в самом общем виде – явление непрерывности; в частности – свойства пространств, которые остаются неизменными при непрерывных деформациях. [Википедия]
Конструирование – сложный, многогранный, творческий процесс. Об этом необходимо помнить постоянно. Здесь нет мелочей, начиная с постановки цели труда и заканчивая готовым изделием. Нельзя давать детям непосильные задания, работы должны быть выбраны с учетом возрастных особенностей обучающихся. Главное, чтобы дети самостоятельно думали и, создавая новую поделку, вносили в ее конструкцию что-то новое. Пусть ребята фантазируют, ощутят радость познания, радость труда.
Задачами педагогов дошкольных учреждений в этом направлении становятся:
- Пробудить в ребенке интерес к техническому образованию, инженерным дисциплинам, математике и предметам естественнонаучного цикла.
- Определить склонности и способности ребенка к математике и предметам естественнонаучного цикла.
- Создать условия для качественного овладения дошкольниками знаниями по выбранным предметам и для развития врожденных способностей к освоению этих предметов.
Конструирование, как вид детского творчества, способствует активному формированию технического мышления: благодаря ему ребенок познает основы графической грамоты, учится пользоваться чертежами, выкройками, эскизами, что способствует развитию его пространственного, математического мышления. Таким образом, можно констатировать, что в процессе конструирования дошкольник опирается на свои умственные способности, в тоже время, и само конструирование является средством умственного развития.
Велико значение того, как родители воспитанников относятся к увлечению своих детей. Контакты с родителями постоянны, консультации и помощь необходимы и оказывается постоянно. Активное участие родителей в наших мероприятиях радует и приносит положительные результаты. Значение поддержки детского технического творчества самими родителями очень велика и значима.
Список литературы:
В. Н. Вараскин Пять основных правил, способствующих развитию детского технического творчества;
В.Ф. Куличенко, А.И. Волков Будущие инженеры;
Л.В. Куцакова Конструирование в группах раннего возраста
Л.В. Куцакова Занятия по конструированию из строительного материала /средняя, старшая, подготовительная группы/;
О.Ю. Старцева Занятия по конструированию с детьми 3-7 лет
В. Толмачев Техническое любительство;
Скачать работу
Воспитатель МБУ д/с №22 Лучик г.о. Тольятти.
Пронина Ирина Анатольевна.
Л.Н. Толстой Если ребенок не научится сам ничего творить, то в жизни, он всегда будет только подражать и копировать.
В настоящее время наблюдается повышенное внимание к робототехнике, и в том числе и к ее образовательной составляющей. Одним из направлений инновационной деятельности с детьми является направление Начальное техническое творчество. Научно-техническое развитие ребенка – важнейшее составляющее современной системы образования.
Какие же задачи стоят перед организациями дошкольного образования, работающими в области технического творчества. Наша главная задача-воспитывать ребенка так, чтобы из него мог вырасти инженер или другой специалист технического профиля.
Инженерное мышление- самое естественное для ребенка дошкольника. Именно в этом возрасте возникают первые представления, как устроен мир, первые попытки познать его через созидание. Дети в детском саду постоянно заняты созданием чего-то нового, исследованием, изучением, экспериментированием. В процессе образования они получают знания. Но, что самое главное, они учатся нестандартно мыслить. Они начинают понимать, что такое творческий процесс. Что значит начать с идеи и превратить ее в настоящий проект с конечным результатом.
Детское техническое творчество- одна из форм самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других, это конструирование приборов, моделей, механизмов и других технических объектов.
Техническое творчество – наиболее многогранная и интересная область детской увлеченности, мир романтики, поисков и фантазии. На начальном этапе основным приоритетом является субъективная сторона творческой деятельности ребенка. В раннем возрасте детское творчество формируется в ходе познания свойств предметного мира, а также взаимодействия с окружающими его людьми в игровой форме. В дошкольном возрасте детское творчество проявляется в создании сюжета ролевой игры и в продуктивных видах деятельности: рисование, лепка, конструирование.
Значение технического моделирования и конструирования для всестороннего развития ребенка очень велико.
Под техническим моделированием понимается один из видов технической деятельности, заключающей в воспроизведении объектов окружающей действительности в увеличенном или уменьшенном масштабе путем копирования объектов в соответствии со схемами, чертежами, без внесения существенных изменений. [Википедия].
Мир техники очень велик и разнообразен. Моделирование и конструирование позволяют лучше познать ее, развивать конструкторские способности, техническое мышление и способствует познанию окружающей действительности. Занимаясь техническим творчеством, обучающиеся могут практически применять и использовать полученные знания в различных областях техники, что в будущем облегчит им сознательный выбор профессии и последующее овладение специальностью.
Первый шаг в мир техники и технического творчества ребёнок делает при знакомстве с технической игрушкой дома и в детском саду. В познавательном плане это область представлений о технических образах, понятиях, видах большой техники, её назначения, рабочих функциях. Дошкольникам присущ активный познавательный интерес, выражающий в стремлении узнать что там внутри, разобрать игрушку с целью выяснить, как она устроена и как действует. Вместе с тем проявляется желание созидать – смастерить, построить что-то своими руками. Ребята охотно играют с игровыми наборами – конструктором, позволяющим варьировать сочетание одних и тех же технических элементов в различных комбинациях. Пытаются дети применять в своем творчестве и разнообразный подсобный материал, который оказывается под руками, то есть конструируют.
Конструирование (от латинского construe строю, создаю) означает создание модели, построение, приведение в полный порядок и взаимоотношение различных предметов, частей, элементов. [Википедия].
Под детским конструированием принято понимать создание новых разнообразных построек из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. Есть два типа конструирования: техническое и художественное. Техническое конструирование это когда дети отображают реально существующие объекты. К техническому типу конструкторской деятельности относят: конструирование из деталей конструктора, имеющих разные способы крепления, конструирование из строительного материала, конструирование из крупногабаритных модульных блоков и т.д. К художественному типу конструирования мы можем отнести конструирование из бумаги, картона, конструирование из природного материала, конструирование из бросового материала. Основным материалом для конструирования, с которого начинается знакомство ребенка с этим видом деятельности, является конструктор.
В нашей группе мы используем различные конструкторы:
- LEGO конструирование;
- Магнитные конструкторы;
- кубики;
- строительный набор;
- болтовые конструкторы;
- контурные конструкторы;
- суставные конструкторы;
- лабиринты.
Конструированию из бумаги и дополнительных материалов мы обучаем в средней, старшей и подготовительной к школе группах. Создать из плоского материала игрушку объемной формы совсем не просто. Все это значительно сложнее, чем конструирование построек из отдельных готовых форм способом их составления.
Дети – неутомимые конструкторы, их технические решения остроумны, оригинальны. Об этом свидетельствуют опыт передовых воспитателей, выставки технического творчества.
Основные направления деятельности
Работа с детьми
Работа с родителями
Организация предметно – развивающей среды
Развивать техническое творчество в нашей группе нам помогло знакомство с архитектурой нашего города.
Архитектура – искусство создавать здания, сооружения по законам красоты. В архитектуре главный принцип: польза, прочность, красота, которые взаимосвязаны. [Википедия]
Ознакомление старших дошкольников с архитектурой – это одно из перспективных направлений работы, в рамках которой возможна интеграция разных образовательных областей и видов детской деятельности. В основе наших занятий лежало естественное и непринужденное приобщение детей к миру искусства, развитию активного интереса к древнему зодчеству, архитектуре родного города. В процессе ознакомления с архитектурой дети получили знания о том, из чего можно строить, какие дома бывают в разных странах. Познакомились с историей жилищ, профессией архитектора, инженера, строителя, крановщика и других специальностей.
Научились создавать чертежи и сооружать по ним постройки. Научились создавать проекты, используя шаблоны и строить по ним.
Узнали о великом математике А.Ф. Мёбиусе и его изобретении Лента Мебиуса.
Лента Мёбиуса – топологический объект, простейшая не ориентируемая поверхность с краем, односторонняя при вложении в обычное трёхмерное евклидово пространство. [Википедия]
Познакомились с одной из областей математики – топологией.
Топология – раздел математики, изучающий: в самом общем виде – явление непрерывности; в частности – свойства пространств, которые остаются неизменными при непрерывных деформациях. [Википедия]
Конструирование – сложный, многогранный, творческий процесс. Об этом необходимо помнить постоянно. Здесь нет мелочей, начиная с постановки цели труда и заканчивая готовым изделием. Нельзя давать детям непосильные задания, работы должны быть выбраны с учетом возрастных особенностей обучающихся. Главное, чтобы дети самостоятельно думали и, создавая новую поделку, вносили в ее конструкцию что-то новое. Пусть ребята фантазируют, ощутят радость познания, радость труда.
Задачами педагогов дошкольных учреждений в этом направлении становятся:
- Пробудить в ребенке интерес к техническому образованию, инженерным дисциплинам, математике и предметам естественнонаучного цикла.
- Определить склонности и способности ребенка к математике и предметам естественнонаучного цикла.
- Создать условия для качественного овладения дошкольниками знаниями по выбранным предметам и для развития врожденных способностей к освоению этих предметов.
Конструирование, как вид детского творчества, способствует активному формированию технического мышления: благодаря ему ребенок познает основы графической грамоты, учится пользоваться чертежами, выкройками, эскизами, что способствует развитию его пространственного, математического мышления. Таким образом, можно констатировать, что в процессе конструирования дошкольник опирается на свои умственные способности, в тоже время, и само конструирование является средством умственного развития.
Велико значение того, как родители воспитанников относятся к увлечению своих детей. Контакты с родителями постоянны, консультации и помощь необходимы и оказывается постоянно. Активное участие родителей в наших мероприятиях радует и приносит положительные результаты. Значение поддержки детского технического творчества самими родителями очень велика и значима.
Список литературы:
В. Н. Вараскин Пять основных правил, способствующих развитию детского технического творчества;
В.Ф. Куличенко, А.И. Волков Будущие инженеры;
Л.В. Куцакова Конструирование в группах раннего возраста
Л.В. Куцакова Занятия по конструированию из строительного материала /средняя, старшая, подготовительная группы/;
О.Ю. Старцева Занятия по конструированию с детьми 3-7 лет
В. Толмачев Техническое любительство;