Статья "Развивай и воспитывай" | Бондаренко Наталья Николаевна. Работа №325631
В соответствии с ФГОС для всех учебных предметов целью воспитания является достижение личностных результатов. Математика сопровождает человека всю жизнь. Изучая математику, человек развивает важные качества личности: целеустремленность и силу воли, внимание и память, логическое мышление и способность мыслить творчески, а также – трудолюбие, аккуратность, находчивость, умение делать правильные выводы. При планировании урока необходимо учитывать диагностику уровня воспитанности учеников и класса в целом, продумывать виды деятельности обучающихся на каждом этапе урока в связи с поставленными целями, осуществлять выбор оптимальных способов и приемов для начала урока, использовать разные виды контроля и разные способы оценивания, проводить этап рефлексии на каждом уроке, что позволяет корректировать воспитательные задачи урока. Воспитательный потенциал на уроках математики реализуется через структуру урока, подбор материала и организацию общения.
Развивай и воспитывай на уроке математики
Н.Н.Бондаренко
МБОУ «Гимназия №27», учитель математики
«Быть хорошим учителем можно, только будучи хорошим воспитателем. Воспитательная работа в процессе обучения – такой же целенаправленный, специально и преднамеренно организованный учителем процесс, в нем есть свои закономерности и особенности».
В.А.Сухомлинский
В соответствии с ФГОС для всех учебных предметов целью воспитания является достижение личностных результатов. Это, прежде всего, формирование положительной мотивации к обучению, коммуникативной компетентности и создание позитивного эмоционального отношения к уроку и к учебному предмету, в том числе, математике.
Математика сопровождает человека всю жизнь. Изучая математику, человек развивает важные качества личности: целеустремленность и силу воли, внимание и память, логическое мышление и способность мыслить творчески, а также – трудолюбие, аккуратность, находчивость, умение делать правильные выводы.
При планировании урока необходимо учитывать диагностику уровня воспитанности учеников и класса в целом, продумывать виды деятельности обучающихся на каждом этапе урока в связи с поставленными целями, осуществлять выбор оптимальных способов и приемов для начала урока, использовать разные виды контроля и разные способы оценивания, проводить этап рефлексии на каждом уроке, что позволяет корректировать воспитательные задачи урока.
Воспитательный потенциал на уроках математики реализуется через структуру урока, подбор материала и организацию общения.
Начиная урок, учитель воспитывает у обучающихся внимание, организованность. Проверка домашнего задания сопровождается воспитанием ответственности за порученное дело, уверенности в себе, умения слушать и слышать, правильно воспринимать критические замечания, сдерживать эмоции (положительные или отрицательные), выступать публично. Умения сконцентрироваться на получении новой информации, выделять главное, установление причинно-следственных связей между определениями, теоремами и свойствами воспитываем при изучении нового материала. При проверке усвоения материала воспитываем критическое отношение к своим знаниям, развиваем способность оценивать эффективность собственной работы.
Задания, рассматриваемые на уроке, не должны носить только дидактический характер и использоваться в процессе обучения только «ради обучения». Например, задачи «на работу» знакомят детей со многими профессиями, помогают понять, что все в жизни создано благодаря человеческому труду. Экономические задачи учат обучающихся распределять свои доходы, а задачи экологического содержания призывают детей беречь природу. Задачи, составленные на основе краеведческого и исторического материала, позволяют лучше познать свой край, историю своей страны. Содержание математических задач дает возможность значительно расширить кругозор обучающихся, поднять их общий культурный уровень.
Организуя на уроке общение, педагог формирует у детей умения слушать, высказывать и аргументировать свое мнение; комментируя отметки, обсуждая ответы с обучающимися, коллективно оценивая, организуя взаимопроверку, учитель формирует и развивает оценочные умения.
Уроки математики должны воспитывать у обучающихся логическую культуру мышления, строгость и стройность в умозаключениях.
При любой форме организации урока, при использовании любых методов обучения, на каждом уроке необходимо создавать дружественную атмосферу. В этих условиях обучающиеся начинают понимать, что помощь может к ним приходить из разных источников: учителя, одноклассников.
В рамках развивающего математического образования имеет смысл говорить о математическом творчестве, так как, как писал А.Пуанкаре, «математика дает возможность для всестороннего развития личности, механизм математического творчества не отличается от механизма какого бы то ни было иного творчества».
Воспитание – это долгий процесс. Учитель не может отвечать за проявление всех факторов, влияющих на формирование личности: социальную среду, семью, друзей, жизненные ситуации. Учитель обязан научить решать жизненные ситуации, организовать обучение так, чтобы оно было наполнено положительными эмоциями, способствовало становлению личности ребенка.