Статья «Роль игрушки в жизни ребенка" | Мой кабинет. Работа №346393
Ранний возраст- чрезвычайно важный и ответственный период психологическое развития ребенка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности- познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция многое другое. Причём все эти способности не возникают сами по себе, а требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.
Исходя из сегодняшней ситуации, одна из проблем детства состоит в том, что у детей мало опыта игры с игрушками, а у взрослых в неразборчивости их выбора. Многочисленные исследования педагогов и психологов говорят о том, что «игрушка всегда была действенным средством развития психики и широко использовалось в народной педагогике для социального воспитания и приобщения ребенка к жизни взрослых». Невозможно представить себе детство без игры и игрушки. Здесь формируются все стороны ребёнка.
Статья
«Роль игрушки в жизни ребенка
Составила:
воспитатель
МАДОУ «Детский сад №12»
Гаджиева Оксана Абдуллаховна
Республики Коми
г. Усинск
Ранний возраст- чрезвычайно важный и ответственный период психологическое развития ребенка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности- познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция многое другое. Причём все эти способности не возникают сами по себе, а требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.
Исходя из сегодняшней ситуации, одна из проблем детства состоит в том, что у детей мало опыта игры с игрушками, а у взрослых в неразборчивости их выбора. Многочисленные исследования педагогов и психологов говорят о том, что «игрушка всегда была действенным средством развития психики и широко использовалось в народной педагогике для социального воспитания и приобщения ребенка к жизни взрослых». Невозможно представить себе детство без игры и игрушки. Здесь формируются все стороны ребёнка.
Значение игрушки в жизни ребенка
Основная деятельность ребенка _ игра, уже к «-м годам ребенок проигрывает отдельные сюжеты. А неотделимой частью игры является игрушка
Игрушка- это своеобразный эталон тех предметов, назначение которых нужно узнать, освоить свойства и различные действия с ними с целью овладения опытом человеческой деятельности.
Игрушка –неизменный спутник ребёнка с первых дней его жизни. Пирамидки, конструкторы, плюшевые мишки, сортеры и каталки- любая игрушка приносит в жизнь новые впечатления, делает ее интереснее и радостнее. Она ставит перед ним игровые задачи, что побуждает малыша к размышлению и развитию познавательных интересов.
Игрушка – источник радости ребёнка., предмет его развлечении переживания. Её специально создаёт взрослый в воспитательных целях, чтобы подготовить ребенка к вхождению в общественные отношения.
Главная задача взрослого, как считала Г. А. Урунтаева, в том, чтобы научить малыша действовать с игрушками. Поэтому, взрослый сначала помогает ребенку в играх с игрушками и наделяет её определенными положительными качествами. Позже ребенок делает это самостоятельно, по своему усмотрению. Играя, ребенок переживает со своей игрушкой все события собственной чужой жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию.
Влияние игрушки на всестороннее развитие ребенка
1.Развивающее:
Развивает психические процессы:
. восприятие и ощущения;
. внимание;
. память;
. мышление;
. воображение;
. чувства и эмоции
. речь
Способствует физическому развитию.
. Развивает физические качества;
.Совершенствует мелкую и крупную моторику;
. Развивает мимику и жесты
. Формируют усидчивость
Способствует умственному развитию:
. Формирует познавательную активность.
. Формирует наблюдательность, любознательность, целеустремленность
. Развивается исследовательская деятельность
. Расширяет кругозор
Способствует нравственному развитию:
. Позволяет накопить опыт положительных нравственных переживаний.
. Развиваются нравственные качества: гуманизм, патриотизм, коллективизм, трудолюбие.
. Развивается нравственное поведение
Развивается умение общаться со сверстниками и взрослыми.
Способствует эстетическому развитию:
. Развивает чувства и эмоции
. Приобщает к красоте окружающего мира.
.
2 Обучающее:
. Знакомит с окружающим миром, дает определенные знания о свойствах и качествах предметов, о действиях с ними.
. Знакомит с явлением природы.
. Учит определенным навыкам и умениям с теми или иными предметами.
. Знакомятся с нравственными нормами и правилами поведения.
Воспитывающие:
. Формирует личность ребенка.
. Формирует первоначальные понятия добра и зла.
. Помогает бороться со страхами и капризами.
. Способствует приобщению к коллективу, воспитывается в доброжелательность, сопереживание.
. Является средством самовоспитания.
. Воспитывает бережливость, аккуратность, организованность.
Игрушки в жизни ребенка
Игра и игрушки неотделимо друг от друга, Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, иной раз, требует для развития новую игрушку.
И не случайно в играх детей участвуют игрушки, купленные в магазине, но и сделанные воспитателями, родителями или самими детьми.
Игрушки могут быть самыми разнообразными, но все они должны отвечать определенным педагогическим и художественно –эстетическим требованиям. В каждом возрасте ребенку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки: сюжетные (куклы, фигурки животных, мебель, посуда), технические (транспорты, конструкторы и т. д.), Игрушки – орудия труда( молоток, отвертка, щётка для подметания, грабли, лопатки) иным словом игрушки, имитирующие простейшие средства труда взрослых).
игрушки – забавы: Театральные, музыкальные. Крупногабаритные игрушки, такие как самокаты, детские автомобили, тракторы, большие легко трансформирующиеся конструкторы для строительства способствует борьбе с гиподинамией, учат ребенка движениям и ориентировке в пространстве, Сидя за столом ребенку удобнее играть маленькими игрушками, хорошо обозримыми со всех сторон. Для игр на полу нужны более крупные игрушки соразмерим с ростом ребенка в положении стоя и сидя.
Как правило, первые для ребенка – это погремушки, резиновые кольца, различные подвески и т. д. Они, прежде всего, направлены на развития зрения, слуха и моторики пальчиков. Поэтому такие игрушки должны быть разные по форме, текстуре, цвету (желательно яркими), чтобы у крохи было желание их рассматривать, трогать, взять в ручки.
В первый месяц после рождения у ребенка происходит формирование слуховых реакций, поэтому важно обеспечить его также несколькими музыкальными игрушками с разным звучанием. Благодаря таким игрушкам кроха постепенно начинает понимать причинно-следственные связи: когда игрушку потрясти, она издает звуки. Важно, чтобы игрушки для младенцев были сделаны их безопасных и мягких материалов (лучше всего резины, пластмассы), ведь малыш в любом случае станет тянуть их в рот и кусать.
Годовалым малышам будут интересны разноцветные пластмассовые кубики, пирамидки, состоящие из нескольких элементов, коробочки-стаканчики или мисочки разных размеров, которые как матрешки вкладываются друг в друга. Такие игрушки приносят детям радость и отлично влияют на ранее развитие интеллекта. Купит также большой легкий мяч, который не будет закатываться под кровать или шкаф, и малыш сможет играть с ним в комнате, толкая ножкой либо подбрасывая вверх.
Детишек от 2-х можно знакомить с мягкими игрушками. Во-первых, ребенок в таком возрасте уже не тянет их в рот, а, во-вторых, такая игрушка станет малышу другом, с которым он быстрее будет засыпать и охотнее кушать. Также присутствие «мягкого» друга сделает ребенка более уверенным и поможет адаптироваться к новой обстановке, например, в детском саду. К своим любимым мягким игрушкам дети начинают испытывать эмоциональную привязанность, ухаживать за ними. Таким образом, у них формируются такие качества, как заботливость, ответственность и гуманное отношение к окружающим.
Мягкие игрушки и куклы нужны детям для сюжетно-ролевых игр. Обыгрывая различные ситуации из жизни или увиденные в мультфильмах, у малышей хорошо развивается мышление, память и воображение.
Почти всех деток привлекают музыкальные игрушки в виде дудочки, барабана, гармошки, мини-пианино. Если для младенца любопытен сам звук, исходящий от погремушки, то деток постарше уже начинают интересовать мелодии, которые можно воспроизвести через детские музыкальные инструменты.
Чтобы приучить ребенка к аккуратностьи, самостоятельности, обеспечьте его большой коробкой или другой емкостью, куда он сможет складывать после игры свои кубики, машинки, мячики и другие игрушки.
Маленьких деток часто интересуют предметы живой природы, поэтому для игр они нередко собирают всевозможные веточки, палочки, листочки, шишки, камешки и ракушки зверушек.
Малыши от 3-х лет начинают активно включаться в мир социальных взаимоотношений и понимать, что каждый человек выполняет какую-то работу, что у каждого есть определенная профессия. Поэтому игрушки для детей данной возрастной категории – это, прежде всего, принадлежности для ролевых игр (например: детская посуда, наборы для доктора или парикмахера). Сюда же можно отнести и игрушки-орудия (ведерка, лопатки, совочки, разные формочки). Также детишки не утрачивают интерес к сюжетно-ролевым, однако начинают увлекаться более сложными игрушками: различными конструкторами, пазлами, что развивает их логику, терпение и усидчивость. В таком возрасте дети учатся использовать одни и те же игрушки для разных игр. Это способствует развитию фантазии, образного мышление ребенка, обогащению его внутреннего мира.
Спортивные игрушки не только помогают развитию мышц, координации движений, моторики и дыхательной системы, а также формируют в маленьком человеке таких полезные качества, как сила воли, выдержка и настойчивость. Кроме прочего, детские игрушки и игры оказывают огромное влияние на социальную адаптацию и коммуникативное развитие, поскольку дети, играя вместе, учатся общаться и эффективно взаимодействовать друг с другом.
Подведём итоги: зачем детям раннего возраста игрушки
С игрушками или без маленький человек будет взрослеть. Но дать его развитию правильное направление могут именно хорошо подобранные в раннем возрасте игрушки. Пусть близкие люди улыбаются ему стать уверенным в себе, активным, общительным человеком.
Детей нужно обучать не только математика, английскому языку и рисованию. Их нужно учить правильному построению отношений с окружающими, позитивному восприятию других людей, сочувствию, дружбе, настойчивости в достижении своих целей. Все эти важные качества малыша тренирует, общаясь с игрушками. Именно кукле он впервые оказывает помощь, именно ей сочувствует, её успокаивает и жалеет, с ней разговаривает. Эмоции, пережитые в воображаемом общении с развивающими игрушками, станут для него в будущем основной построения отношений и близкими, друзьям, учителям, незнакомцам.
Список Литературы
Е.А
Косаковская
« Игрушки в жизни ребёнка» Москва, 2005
Воспитание детей в игре/Под ред.
Д.В.Менеджерицкой
. – Ь.:
Просвешение
, 2006
В.С. Мухина «Игрушка как средство психологического развития ребёнка» Дошкольное воспитание, 2005 №3