Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

статья "Семейное воспитание на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе" | Дробышева Елена Александровна. Работа №264286

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Дробышева Елена Александровна
Семья – это малая устойчивая человеческая группа, считают психологи. В каждой семье складывается свой эмоционально-психологический климат. Необходимо, чтобы в любой семье была создана атмосфера любви и уважения друг к другу, к правам и обязанностям каждого, в том числе и ребёнка.

            В условиях динамичного изменения образа жизни нашего общества многие дети не ощущают ценности семейных отношений. Родители уделяют недостаточно времени для общения с ребёнком. Зачастую воспитание сводится к директивно-командным способам общения. Но развитие духовной сферы, освоение нравственных, этических и других идеалов и ценностей происходит в любом окружении ребёнка,  в том числе и в учебном заведении. 

            Сегодня, в тесной связи с обучением, в условиях переориентации ФГОС от знаниевой парадигмы к образовательной, реализация воспитательного аспекта в разных его проявлениях,  в том числе и в виде семейного воспитания, приобретает особую значимость. Через использование системного подхода в воспитании и обучении, педагог способен повлиять на формирование у учащихся чувства родства и долга перед родителями, заботы о младших и престарелых.

Дробышева Елена Александровна учитель начальных классов, МБОУ «СОШ №4» г.Черногорска

«Семейное воспитание на уроках русского языка и литературного чтения, в начальной школе»

«Семья начинается с детей». 

А. И. Герцен

 

Семья – это малая устойчивая человеческая группа, считают психологи. В каждой семье складывается свой эмоционально-психологический климат. Необходимо, чтобы в любой семье была создана атмосфера любви и уважения друг к другу, к правам и обязанностям каждого, в том числе и ребёнка.

В условиях динамичного изменения образа жизни нашего общества многие дети не ощущают ценности семейных отношений. Родители уделяют недостаточно времени для общения с ребёнком. Зачастую воспитание сводится к директивно-командным способам общения. Но развитие духовной сферы, освоение нравственных, этических и других идеалов и ценностей происходит в любом окружении ребёнка, в том числе и в учебном заведении.

Сегодня, в тесной связи с обучением, в условиях переориентации ФГОС от знаниевой парадигмы к образовательной, реализация воспитательного аспекта в разных его проявлениях, в том числе и в виде семейного воспитания, приобретает особую значимость. Через использование системного подхода в воспитании и обучении, педагог способен повлиять на формирование у учащихся чувства родства и долга перед родителями, заботы о младших и престарелых.

Так, в нашем классе на уроках создаются реальные условия для осуществления семейного воспитания обучающихся. Воспитательный потенциал отражается в первую очередь в содержательном аспекте дисциплин (литературного чтения,русского языка), а именно:

Ч

ерез тексты

используемые во время чтения

.

Сюда относятся письменно зафиксированные монологические или диалогические высказывания, короткие рассказы, отрывки из повестей, стихи, песни, краткие статьи из журналов, письма, комиксы и т. д.

Тематика текстов: «

Любимый семейный праздник

»

, «Новый год в семейном кругу», «Мой День рождения», «Я и моя семья», «Мои обязанности по дому», «С

емейный досуг»,

«Совместное путешествие»

, «Профессии моих родителей»

и т. д. Данные тексты дают

об

уча

ю

щимся представление о моральных нормах и правилах нравственного поведения в обществе, об этических нормах взаимоотношений в семье; воспитывают уважительное отношение к старшим

членам семьи, формируют потребность в полезном времяпровождении в кругу друзей и родных.

Ч

ерез использование наглядностей, как из учебника, так и из других источников (презентации, видеофильмы, картинки, фотографии, раздаточный материал, плакаты).

Наглядная демонстрация счастливых членов семьи, любящих детей и взрослых,

их

друзей и питомцев мотивирует

об

уча

ю

щихся к изучению

литературного чтения

и служит средством воспитания уважительного отношения к семейным ценностям.

Также важную роль в семейном воспитании на уроках русского языка в классе играют определённые методы и приёмы, выбираемые преподавателем при построении занятий, такие, как:

специальные упражнения и задания

(

заполнение кластера, оценочных таблиц, СИНКВЕЙН, изображение членов семьи и подписание картинок, ответы на вопросы

, эссе, сочинения-рассуждения

и т. д.

).

Через их выполнение у

об

уча

ю

щихся формируется представление о моральных нормах, правилах нравственного поведения, происходит переосмысление ценностей;

проекты

и исследовательские работы

на такие темы, как «Моё семейное древо», «Альбом моей семьи», «Мой дед – ветеран войны»

, «Мой дом»

и т. д. Они способствуют тому, что у

об

уча

ю

щихся происходит осознание значимости основных ценностей рода и семейных традиций в детско-родительских отношениях, происходит формирование этики и эстетики семейного быта;

парные, групповые, коллективные формы работы на уроках, а также ролевые игры, уроки-дискуссии по теме «Семья» развивают у

об

уча

ю

щихся чувство ответственности п

е

ред близкими, гордост

ь

и уважени

е

за

своих родителей

; играют большую роль в осознавании ими принципов счастливой семейной

жизни.

Кроме того, большую роль в семейном воспитании отводится внеурочной деятельности, а именно:

пров

о

жу

тематически

е

классны

е

час

ы

на такие темы, как «Огонь родного очага», «Перед матерью в долгу», «Культура поведения в семье» и т. д.;

проходят

внеклассны

е

мероприяти

я

(День матери, День защитника Отечества, Рождество, КВН)

с привлечением родителей,

где

об

уча

ю

щиеся показывают сценки, читают стихи, поют песни

; проводят конкурсы; дарят подарки и открытки, изготовленные своими руками;

организую

участие

обучающихся

в конкурсах рисунков, семейных газет и плакатов на тему «Моя семья», «Общая фотография», «Мои бабушка и дедушка»

, «В здоровом теле – здоровый дух»

;

проходят в школе

персональны

е

выстав

ки

работ

об

уча

ю

щихся и родителей

на тему «Мы - вместе», «Мир наших увлечений», «Семейное дело»

.

Безусловно, данные формы и приёмы организации внеурочной деятельности позволяют приблизить родителей и детей через их участие в совместной деятельности, дают возможность обучающимся творчески самовыразиться; донести до ребят мысль о том, что главным условием благополучия крепкой и дружной семьи является любовь и взаимоуважение между её членами.

Таким образом, занятия и внеурочная деятельность по литературному чтению в нашем классе представляют собой невидимую площадку для осуществления семейного воспитания с реальными условиями для свободного выбора семейных ценностей и ценностного самоопределения обучающихся. Уроки «Литературное чтение», «Русский язык» выступает как важнейшее средство воспитательного воздействия на личность. Изучая эти предметы, обучающиеся познают себя, мир вокруг, его правила и законы. И с точки зрения семейного воспитания, ученики подсознательно готовят себя к дальнейшей взрослой жизни, ищут свой путь к «человеческому в человеке».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

Статья в журнале

Голованова Н. Панорама взглядов на воспитание // Воспитание школьников. – 2004. – No 7. – C. 2-5

Лузина Л. Воспитание как со-бытие // Воспитание школьников. – 2004. – No 8. – C. 2-8

Никитенко Е. Родительское собрание на тему «Мой дом – моя семья» // Воспитание школьников. – 2002. – No 1. – C. 44-47

Парфенова И., Казакова Е. Организация сотрудничества семьи и школы // Воспитание школьников. – 2002. – No 3. – C. 25-28

Парфенова И., Казакова Е. Организация сотрудничества семьи и школы // Воспитание школьников. – 2002. – No 3. – C. 26

Книга

Кондаков А. М. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М.: Просвещение, 2010.

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×