статья "Семейное воспитание на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе" | Дробышева Елена Александровна. Работа №264286
Автор: Дробышева Елена Александровна
Семья – это малая устойчивая человеческая группа, считают психологи. В каждой семье складывается свой эмоционально-психологический климат. Необходимо, чтобы в любой семье была создана атмосфера любви и уважения друг к другу, к правам и обязанностям каждого, в том числе и ребёнка.
В условиях динамичного изменения образа жизни нашего общества многие дети не ощущают ценности семейных отношений. Родители уделяют недостаточно времени для общения с ребёнком. Зачастую воспитание сводится к директивно-командным способам общения. Но развитие духовной сферы, освоение нравственных, этических и других идеалов и ценностей происходит в любом окружении ребёнка, в том числе и в учебном заведении.
Сегодня, в тесной связи с обучением, в условиях переориентации ФГОС от знаниевой парадигмы к образовательной, реализация воспитательного аспекта в разных его проявлениях, в том числе и в виде семейного воспитания, приобретает особую значимость. Через использование системного подхода в воспитании и обучении, педагог способен повлиять на формирование у учащихся чувства родства и долга перед родителями, заботы о младших и престарелых.
Дробышева Елена Александровна учитель начальных классов, МБОУ «СОШ №4» г.Черногорска
«Семейное воспитание на уроках русского языка и литературного чтения, в начальной школе»
«Семья начинается с детей».
А. И. Герцен
Семья – это малая устойчивая человеческая группа, считают психологи. В каждой семье складывается свой эмоционально-психологический климат. Необходимо, чтобы в любой семье была создана атмосфера любви и уважения друг к другу, к правам и обязанностям каждого, в том числе и ребёнка.
В условиях динамичного изменения образа жизни нашего общества многие дети не ощущают ценности семейных отношений. Родители уделяют недостаточно времени для общения с ребёнком. Зачастую воспитание сводится к директивно-командным способам общения. Но развитие духовной сферы, освоение нравственных, этических и других идеалов и ценностей происходит в любом окружении ребёнка, в том числе и в учебном заведении.
Сегодня, в тесной связи с обучением, в условиях переориентации ФГОС от знаниевой парадигмы к образовательной, реализация воспитательного аспекта в разных его проявлениях, в том числе и в виде семейного воспитания, приобретает особую значимость. Через использование системного подхода в воспитании и обучении, педагог способен повлиять на формирование у учащихся чувства родства и долга перед родителями, заботы о младших и престарелых.
Так, в нашем классе на уроках создаются реальные условия для осуществления семейного воспитания обучающихся. Воспитательный потенциал отражается в первую очередь в содержательном аспекте дисциплин (литературного чтения,русского языка), а именно:
Ч
ерез тексты
используемые во время чтения
.
Сюда относятся письменно зафиксированные монологические или диалогические высказывания, короткие рассказы, отрывки из повестей, стихи, песни, краткие статьи из журналов, письма, комиксы и т. д.
Тематика текстов: «
Любимый семейный праздник
»
, «Новый год в семейном кругу», «Мой День рождения», «Я и моя семья», «Мои обязанности по дому», «С
емейный досуг»,
«Совместное путешествие»
, «Профессии моих родителей»
и т. д. Данные тексты дают
об
уча
ю
щимся представление о моральных нормах и правилах нравственного поведения в обществе, об этических нормах взаимоотношений в семье; воспитывают уважительное отношение к старшим
членам семьи, формируют потребность в полезном времяпровождении в кругу друзей и родных.
Ч
ерез использование наглядностей, как из учебника, так и из других источников (презентации, видеофильмы, картинки, фотографии, раздаточный материал, плакаты).
Наглядная демонстрация счастливых членов семьи, любящих детей и взрослых,
их
друзей и питомцев мотивирует
об
уча
ю
щихся к изучению
литературного чтения
и служит средством воспитания уважительного отношения к семейным ценностям.
Также важную роль в семейном воспитании на уроках русского языка в классе играют определённые методы и приёмы, выбираемые преподавателем при построении занятий, такие, как:
специальные упражнения и задания
(
заполнение кластера, оценочных таблиц, СИНКВЕЙН, изображение членов семьи и подписание картинок, ответы на вопросы
, эссе, сочинения-рассуждения
и т. д.
).
Через их выполнение у
об
уча
ю
щихся формируется представление о моральных нормах, правилах нравственного поведения, происходит переосмысление ценностей;
проекты
и исследовательские работы
на такие темы, как «Моё семейное древо», «Альбом моей семьи», «Мой дед – ветеран войны»
, «Мой дом»
и т. д. Они способствуют тому, что у
об
уча
ю
щихся происходит осознание значимости основных ценностей рода и семейных традиций в детско-родительских отношениях, происходит формирование этики и эстетики семейного быта;
парные, групповые, коллективные формы работы на уроках, а также ролевые игры, уроки-дискуссии по теме «Семья» развивают у
об
уча
ю
щихся чувство ответственности п
е
ред близкими, гордост
ь
и уважени
е
за
своих родителей
; играют большую роль в осознавании ими принципов счастливой семейной
жизни.
Кроме того, большую роль в семейном воспитании отводится внеурочной деятельности, а именно:
пров
о
жу
тематически
е
классны
е
час
ы
на такие темы, как «Огонь родного очага», «Перед матерью в долгу», «Культура поведения в семье» и т. д.;
проходят
внеклассны
е
мероприяти
я
(День матери, День защитника Отечества, Рождество, КВН)
с привлечением родителей,
где
об
уча
ю
щиеся показывают сценки, читают стихи, поют песни
; проводят конкурсы; дарят подарки и открытки, изготовленные своими руками;
организую
участие
обучающихся
в конкурсах рисунков, семейных газет и плакатов на тему «Моя семья», «Общая фотография», «Мои бабушка и дедушка»
, «В здоровом теле – здоровый дух»
;
проходят в школе
персональны
е
выстав
ки
работ
об
уча
ю
щихся и родителей
на тему «Мы - вместе», «Мир наших увлечений», «Семейное дело»
.
Безусловно, данные формы и приёмы организации внеурочной деятельности позволяют приблизить родителей и детей через их участие в совместной деятельности, дают возможность обучающимся творчески самовыразиться; донести до ребят мысль о том, что главным условием благополучия крепкой и дружной семьи является любовь и взаимоуважение между её членами.
Таким образом, занятия и внеурочная деятельность по литературному чтению в нашем классе представляют собой невидимую площадку для осуществления семейного воспитания с реальными условиями для свободного выбора семейных ценностей и ценностного самоопределения обучающихся. Уроки «Литературное чтение», «Русский язык» выступает как важнейшее средство воспитательного воздействия на личность. Изучая эти предметы, обучающиеся познают себя, мир вокруг, его правила и законы. И с точки зрения семейного воспитания, ученики подсознательно готовят себя к дальнейшей взрослой жизни, ищут свой путь к «человеческому в человеке».
Литература
Статья в журнале
Голованова Н. Панорама взглядов на воспитание // Воспитание школьников. – 2004. – No 7. – C. 2-5
Лузина Л. Воспитание как со-бытие // Воспитание школьников. – 2004. – No 8. – C. 2-8
Никитенко Е. Родительское собрание на тему «Мой дом – моя семья» // Воспитание школьников. – 2002. – No 1. – C. 44-47
Парфенова И., Казакова Е. Организация сотрудничества семьи и школы // Воспитание школьников. – 2002. – No 3. – C. 25-28
Парфенова И., Казакова Е. Организация сотрудничества семьи и школы // Воспитание школьников. – 2002. – No 3. – C. 26
Книга
Кондаков А. М. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М.: Просвещение, 2010.