Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

статья Сказка как средство нравственного воспитания дошкольников | Пикулина Людмила Ивановна . Работа №315138

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Сегодня вопрос воспитания личности молодого поколения стоит очень остро. Причиной тому является резкое снижение морали и нравственности в обществе, исчезновение положительных жизненных установок, ориентиров.

В нравственном воспитании дошкольников очень помогает использование одного из мощных средств – сказки. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного периода и может оставаться с ним на всю жизнь.

Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь, поэтому не нужно забывать, что в нравственном воспитании главное та атмосфера, в которой живет ребенок.

Известно, что дети взрослеют незаметно поэтому так важна сказка, рассказанная ребенку. Сказка не дает прямых наставлений детям – “Слушайся родителей, уважай старших”, “Не уходи из дома без разрешения”, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают. В простой детской сказке содержится все самое нужное, самое главное в жизни, живое как сама жизнь. Воспитательная ценность народных сказок в том, что в них запечатлены черты русского трудового народа: свободолюбие, настойчивость, упорство в достижении цели. Сказки воспитывают гордость за свой народ, любовь к Родине. Сказка осуждает такие свойства человеческого характера как лень, жадность, упрямство, трусость, но одобряет трудолюбие, смелость, верность. Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Идеалом для девочек становится красна девица (умница, рукодельница), а для мальчиков – добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину и встающий на ее защиту). Подобного рода персонажи для ребёнка являются далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя свои дела и поступки с действиями любимых героев. Идеал, приобретенный в детстве, во многом может определить личность.

Сказка как средство нравственного воспитания дошкольников

 

«Недаром дети любят сказку

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа…»

Валентин Берестов.

 

Сегодня вопрос воспитания личности молодого поколения стоит очень остро. Причиной тому является резкое снижение морали и нравственности в обществе, исчезновение положительных жизненных установок, ориентиров.

В нравственном воспитании дошкольников очень помогает использование одного из мощных средств – сказки. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного периода и может оставаться с ним на всю жизнь.

Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь, поэтому не нужно забывать, что в нравственном воспитании главное та атмосфера, в которой живет ребенок.

Известно, что дети взрослеют незаметно поэтому так важна сказка, рассказанная ребенку. Сказка не дает прямых наставлений детям – “Слушайся родителей, уважай старших”, “Не уходи из дома без разрешения”, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают. В простой детской сказке содержится все самое нужное, самое главное в жизни, живое как сама жизнь. Воспитательная ценность народных сказок в том, что в них запечатлены черты русского трудового народа: свободолюбие, настойчивость, упорство в достижении цели. Сказки воспитывают гордость за свой народ, любовь к Родине. Сказка осуждает такие свойства человеческого характера как лень, жадность, упрямство, трусость, но одобряет трудолюбие, смелость, верность. Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Идеалом для девочек становится красна девица (умница, рукодельница), а для мальчиков – добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину и встающий на ее защиту). Подобного рода персонажи для ребёнка являются далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя свои дела и поступки с действиями любимых героев. Идеал, приобретенный в детстве, во многом может определить личность.

«Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем» - говорил Сухомлинский В.А. По его мнению, сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине.

Сказки помогают обучать и воспитывать ребёнка так, чтобы он об этом даже и не догадывался. 

В детском саду знакомство со сказкой начинается с младших групп. Сказки для малышей просты для восприятия, с ярким динамичным развитием сюжета, короткие по содержанию. Преимущество занимают сказки о животных. Знакомя малышей со сказкой, необходимо каждый раз напоминать о том, что это – сказка. И постепенно малыши запоминают, что «Курочка Ряба», «Теремок» - сказки. Перед чтением сказки можно провести дидактическую игру с участием героев сказки. Во время чтения воспитатель следить за реакцией детей. После чтения педагог спрашивает, понравились ли детям герои сказки. Дети данного возраста легко запоминают сказки.

В средней группе используются сказки более глубокого смыслового значения: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Жихарка», «Лисичка сестричка и серый волк», «Петушок и бобовое зернышко». Перед чтением сказки проводится соответствующая подготовка. В начале детей следует познакомить с новыми словами, давая им объяснения: лавочка – деревянная длинная скамейка, скалочка – деревянная палочка, которой раскатывают тесто (в сказке «Лисичка со скалочкой») и др. 

После прослушивания сказки желательно провести с детьми беседу по её содержанию. Также в средней группе следует учить детей правильно оценивать поступки героев, самостоятельно находить нужные слова и выражения.

В старшей группе используются народные сказки, требующие анализа, осмысления и рассуждения детей по проблеме произведения: «Лиса и кувшин», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Заяц - хваста», «Финист – Ясный сокол», «Сивка-бурка».

В старшей группе дети учатся определять и мотивировать свое отношение к героям сказок (положительное или отрицательное). Дети самостоятельно определяют вид сказки, сравнивают их между собой, объясняют специфику. Например, при знакомстве со сказкой «Крошечка - Хаврошечка» воспитатель сначала рассказывает сказку, а затем беседует с детьми: «Почему вы думаете, что это сказка? О чем в ней говорится? Кто из героев сказки вам понравился и чем? Вспомните, как начинается сказка и как заканчивается? Эти вопросы помогают детям глубже понять основное содержание сказки, определить характер героев. 

В подготовительной к школе группе особую роль играет анализ текста сказки. При первом чтении важно показать сказку как единое целое. При вторичном ознакомлении обращаем внимание на средства художественной выразительности. После чтения проводим беседу акцентируя внимание детей на моральные качества героев, на мотивы их поступков. Здесь особую нагрузку несут вопросы: «О чем говорится в сказке? Что вы можете рассказать о героях сказки? Как вы оцениваете поступок того или иного действующего лица? Что произошло с героями сказки?». Вопросы помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло.

Побуждают детей по собственной инициативе высказываться по поводу действий различных персонажей, особенно нравственно противоположных типов, проявлять отзывчивость, умение пожалеть, посочувствовать, порадоваться, вспомнить свои собственные отрицательные и положительные поступки.

Небольшие сказки, которые вызвали интерес детей, читаем повторно. Из большой сказки повторно зачитываем отрывки, наиболее значимые и яркие.   Повторное чтение и рассказывание иногда сочетаем с рисованием и лепкой персонажей сказки, построение нового дома для зверей, раскрашивание иллюстраций к сказкам и т. д.

Сказки, которые невелики по объему, рассказываем детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми.

При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Главное– выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались.

Для усиления эмоционального воздействия используем игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценирования, движения пальцами, руками.

Инсценирование используем только после повторного рассказывания или чтения, когда дети частично усвоили содержание сказки. Инсценирование способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.

Для закрепления используем дидактические игры на материале знакомых сказок, литературные викторины.

Примерами дидактических игр могут служить игры “Отгадай мою сказку”, “Один начинает – другой продолжает”, “Откуда я?” (описание героев) и другие.

Дети собирают пазлы, разрезные картинки со своими любимыми сказочными героями.

Литературные викторины проводим как вечерние развлечения.

Невозможно воспитывать нравственность без совместной деятельности с родителями. Наша работа с родителями направлена на расширение представления о детской литературе, приобщение родителей к семейному чтению литературных произведений. Поэтому предлагаем родителям обязательно читать сказки дома, помещаем в уголке для родителей советы, памятки, пожелания по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях, под такими рубриками: «Сказка в жизни ребенка», «Все ли сказки хороши», «Личная библиотека вашего ребенка», «Как и когда рассказывать сказки», «О чем и как беседовать с детьми после чтения» «Народные сказки», «Читаем и играем», «Рисуем сказку» и др. Совместно с родителями пополнили библиотеку группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками для прослушивания. Родители, у которых сохранились книги их детства, принесли их в группу. Вместе с ними пополнили театральный уголок пальчиковым и настольным театром.

Наша задача, совместно с родителями, научить ребенка любить сказки. Пусть волшебство и чудеса он переносит в реальную жизнь, творя добро и радуя вас хорошими поступками.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×