Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

статья "Виды школьного насилия" | Ирина Евгеньевна Царева. Работа №354539

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В статье описывается классификация школьного насилия по  видам (физическое, психологическое, сексуальное, экономическое, вербальное, гендерное), формам (буллинг, моббинг, хейзинг, скулшутинг, боссинг, троллинг, сталкинг, лайкинг, кибербуллинг, кибермоббинг) и характеру проявления. Описаны характерные черты участников насилия: жертв, агрессоров, участников, свидетелей. Даны рекомендации по профилактике школьного насилия.

 

Доклад

«Школьное насилие: виды, формы и причины»

 

Ф.И.О. автора: Царева Ирина Евгеньевна

Должность: социальный педагог

Официальное название места работы: МБОУ СОШ №1

г. Алдан РС (Я)

 

Есть надежда, что когда-то будут предприняты

шаги по искоренению насилия - иначе,

животный инстинкт будет доминировать над разумом.

Татьяна Егоровна Соловова

 

Понятия "насилие" или "жестокое обращение с детьми" (англ. - childabuse) и "пренебрежение" (англ. - neglect) являются достаточно новыми для специалистов, работающих с детьми в нашей стране. Школьное насилие – это вид насилия, при котором имеет место применение силы между детьми или учителями по отношению к ученикам или – что в нашей культуре встречается крайне редко – учениками по отношению к учителю. Понятно, что ранее педагоги сталкивались со случаями жестокого обращения с детьми, но на государственном уровне эта проблема много лег просто замалчивалась. Несмотря на крайнюю значимость проблемы насилия в школе, в отечественной литературе она практически не освещена. Насилие в школе – проблема, о которой было не принято говорить. Ее как бы и не существовало вовсе. Но рост насильственных сцен в школах заставил обратить внимание на критичность данной проблемы. Постепенно психолого-педагогическая общественность заговорила о фактах жестокости и насилия, которые имеют место в школах нашей страны. Общими причинами роста фактов школьного насилия можно считать отсутствие идеологии в обществе, изменения в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятные семейно-бытовые и внутригрупповые взаимоотношения, увеличение числа разводов родителей, неумение правильно определить цель своей жизни и наметить пути ее достижения.

Статистика утверждает, что каждый четвертый ребенок подвергается травле в школе со стороны других учащихся. Современный ребенок на практике может столкнуться с проявлениями травли и гонения в школе, троллинга, моббинга и буллинга со стороны сверстников или взрослых. Причем в «группе риска» может оказаться любой ребенок вне зависимости от возраста, воспитания, успеваемости и условий жизни семьи.

Школьное насилие принято классифицировать по виду агрессивных действий в отношении пострадавшего:

Физическое насилие

-

действия с применением физической силы в целях причинения человеку боли, дискомфорта, унижения его достоинства.

К

физическому насилию относятся удары, наносимые рукой, ногой, при помощи каких-либо предметов, избиение, толчки, пинки, подзатыльники, укусы,

надирание

ушей, выкручивание рук,

заламывание

пальцев, принуждение оставаться в какой-либо неудобной или унизительной позе, удушение, дерганье за волосы, тряска и нападение с каким-либо предметом или оружием и др.

;

Психологическое насилие

-

совокупность намеренных вербальных и поведенческих действий, направленных на унижение достоинства, игнорирование, отторжение, контролирование или социальную изоляцию человека. Психологическое насилие может проявляться в насмешках,

обзываниях

(присвоении обидных кличек), высмеивании, отказе от общения, недопущении в группу, игру, на спортивное занятие или другое мероприятие, а также в оскорблении, грубых и унизительных высказываниях, ругани, которые подрывают самооценку и самоуважение человека, убеждают его в «никчемности», отверженности со стороны сообще

ства, обесценивают его личность;

Сексуальное насилие

-

принуждение человека к сексуальным отношениям помимо его желания и воли, а также любые (в том числе и не связанные с принуждением) действия сексуального характера со стороны взрослого в отношении несовершеннолетнего, не достигшего возраста согласия. Изнасилование (половые отношения с применением насилия или с угрозой их применения) – крайняя степень сексуального насилия

;

Экономическое насилие

- вымогательство, порча или отбирание личных вещей, денег);

Вербальное или словесное насилие

– грубые, оскорбительные слова, унижающие достоинство человека, в адрес жертвы, нецензурная лексика;

Гендерное насилие

-

предвзятое или отличительное обращение с человеком на основании его национальности, пола, гендерной идентичности и сексуальной ориентации, социально-экономического положения, религиозной принадлежности, инвалидности, особенностей развития или поведения, наличия заболевания или любого другого признака. Дискриминация может проявляться по-разному:

явно

и открыто через оскорбительные и унижающие достоинство человека высказывания, комментарии, шутки, клички и обзывания, исключение из игр и мероприятий, а также неявно через предвзятое, неравное отношение.

По характеру проявления выделяют:

Однократные насильственные действия;

Систематически повторяющееся насилие.

Участники школьного насилия:

агрессор;

жертва;

участники;

свидетели.

 

 

Жертвы школьного насилия: чаще всего ими становятся дети, имеющие

физические недостатки:

носящи

е

очки, имеющи

е

сниженный слух или с нарушениями движений (например, при ДЦП), то есть тех, кто не может дать а

декватный отпор и защитить себя

;

особенности поведения: интроверты, флегматики,

гиперактивные

дети, дети с импульсивным поведением;

особ

енности внешности:

рыжие волосы, веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особенная форма головы, вес тела (полнота или худоба) и т. д.;

плохие социальные навыки

:

не

выработана психологическая защита от вербального и физического насилия по причине недостаточного опыта общения и самовыражения

.

с

трах перед школой. Он чаще возникает у тех, кто идет в школу с отрицательными социальными ожиданиями в отношении нее. Иногда этот страх индуцируется от родителей, у которых самих были проблемы в школьном возрасте. Пусковым механизмом возникновения страха могут стать рассказы о злой учительнице и плохих оценках. Ребенок, проявляющий неуверенность и страх перед школой, легче станет объектом для

издевок

одноклассников;

отсутствие опыта жиз

ни в коллективе (домашние дети);

болезни

6

эпилепсия, тики и гиперки

незы, заикание,

энурез

(недержание мочи),

энкопрез

(недержание кала), нарушения речи —

дислалия

(косноязычие),

дисграфия

(безграмотное письмо),

дислексия

(нарушение обучению чтению),

дис-калькулия

(нарушение обучению счету) и т. д.;

низкий интеллект и трудности в обучении.

В роли агрессоров чаще всего выступают дети:

воспитанные в условиях материнской депривации (то есть в грудном возрасте не получившие достаточной любви, заботы);

с несформированной привязанностью к родителям — приютские дети и «социальные сироты», позднее склонны к большему насилию, чем дети, восп

итывающиеся в нормальных семьях;

из неполных семей;

из властных и авторитарных семей;

из семей с конфликтными семейными отношениями;

из семей

с

генетической предрасположенностью к насилию

.

Причины школьного насилия:

с

кука в школе. Скучающий ученик не вовлечён в учебный процесс, а значит, является потенциальным нарушителем спокойствия. Заинтересовать его, придать больший смысл обучению — одна из приоритетных задач современного образования

;

с

елекционно

-соревновательный характер школы. Свое отражение в структурах школы находит современное общество, которое во многом руководствуется принципами рыночной экономики, конкурентоспособностью. Ученики в этой связи подвержены ожиданиям со стороны родителей, учителей и общества достигать

отличных результатов и успехов в учёбе. Уже в начальной школе идет отбор в форме оценок, табелей успеваемости, грамот, особого внимания со стороны учителя и т. п. В пубертатном возрасте воспринимается подобное давление как структурное насилие со стороны школьной

системы. Таким образом ученик

и(

-

цы

)

оцениваются по их результативности в классе, а не по их

психо

-эмоциональным, личностным и человеческим качествам. Если отстающий,

например

по математике, ученик будет публично осуждаться учителем-предметником, то и со стороны своих одноклассников он будет считаться неспособным и недостойным внимания

;

п

ротест данного ученика, отвержение им школьных норм и вследствие чего насильственные действия против школы (например, вандализм) и одноклассников

;

бездействие взрослых (учителей, родителей при уже имеющемся факте насилия);

безнаказанность;

плохое воспитание

, неблагополучие семьи

;

способ самоутверждения;

влияние интернета и окружающего мира.

 

Формы школьного насилия:

буллинг

(англ.

bullying

, от

bully

— хулиган, драчун, задира,

грубиян

, насильник) — это систематическое, регулярно повторяющееся насилие, травля со стороны одного школьника или группы школьников в отношении отдельного школьника,

который не может себя защитить;

м

оббинг

(англ.

mob

– толпа) – это форма психологического насилия в виде массово

й травли человека в коллективе

, в

школе-класс

или большая часть класса ополчается на одного и начинает травить его (пример – фильм «Чучело»)

;

хейзинг

(англ.

hazing

) — неформальные ритуальные насильственные обряды, исполняемые при вступлении в определенную группу, и для дальнейшего поддержания иерархии в этой группе. Как пример, "дедовщина" в армии

»;

кибермоббинг

и

кибербуллинг

— интернет-травля — это намеренные оскорбления, угрозы, сообщение другим компрометирующих данных с помощью современных средств коммуникации: компьютеров, мобильных телефонов, электронной почты, Интернета, социальных сетей, блогов, чатов

;

боссинг

- эмоциональное насилие со стороны учителей, тренеров и пр

.;

скулшутинг

-

массовое убийство учащихся, произведённое либо учеником, либо кем-то из посторонних, проникших в школу

. Другое название –

колумбайнинг

;

троллинг

- подрывная деятельность в интернете, заключающаяся в размещении в виртуальном пространстве заведомо провокационных сообщений, целью которых может быть разжигание конфликтов в сети, психологическое подавление

интернет-пользователей

,

киберзапугивание

,

кибершантаж

, и тому подобное

;

сталкинг

- один из самых угрожающих видов прессинга в интернете, это нацеленное преследование, слежение за жертвой. В противоположность

буллингу

он характеризуется активным забрасыванием жертвы сообщениями

псевдопозитивного

или

комплиме

нтарного

содержания;

лайкинг

– психологический дискомфорт при отсутствии достаточного количества «

лайков

» за опубликованные в Сети фото, статьи, посты. Самый безобидный вид.

 

 

Последствия школьного насилия:

ближайшие

:

физические травмы, повреждения, рвота, потеря сознания. Так же к ближайшим последствиям относят острые психические нарушения в ответ на любой вид насилия: эти реакции могут проявляться в виде ответной агрессии, возбуждения, стремления спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия

;

отдаленные:

нарушения физического и психического развития ребенка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, социальные заболевания.

Профилактика школьного насилия.

Проблема насилия в школе не нова. Насилие в школах в какой-то мере существовало всегда. Вся разница в том, что сегодня эта проблема вышла из-под контроля. По причине того, что современная проблема насилия в школе вышла за рамки физического мира и перешла в виртуальный. На сегодняшний день насилие в школе вышло за все возможные рамки. На Западе обстрелы учеников своими же одноклассниками становятся все более частыми новостями. Учителя и даже родители уже не знают, куда обращаться, а профессионалы не знают, как им помочь. Сам факт, что насилие превратилось в форму выражения любого недовольства подростками или детьми даже малого возраста, ставит психологов перед серьезной задачей профилактики подобных проявлений.

Профилактика насилия в школах должна подразумевать совокупный и целостный подход, который требует глубокого понимания психологических причин насилия и поведения в группах. Чтобы понять, как бороться с насилием в школах, нужно понять причины возникновения этого насилия.

Цель профилактической деятельности образовательной организации: создание благоприятного социально-психологического климата, способствующего укреплению психологического здоровья учащихся.

Задачи:

укрепление социальной защищенности учащихся;

выявление причин, способствующих проявлению негативных проявлений в поведении;

совершенствование организации профилактических мероприятий по предупреждению

моббинга

,

троллинга

и

буллинга

;

развитие социальной активности учащихся;

вовлечение учащихся в социально полезную деятельность;

активное привлечение учащихся в деятельность органов ученического самоуправления;

активное привлечение учащихся для учас

тия в волонтерской деятельности;

развитие навыков управления у педагогов;

создание условий, обеспечивающих получени

е обратной связи от подопечных;

четкое формулирование обязанностей каждого ребенка в школе с обозначением границ их персональной ответственности;

Таким образом, до тех пор, пока драки школьников на переменах будут рассматриваться как нормальное явление, а учитель будет позволять себе «в воспитательных целях» оскорблять и унижать нерадивого ученика, школе не избавиться от насилия. Избежать его можно лишь тогда, когда будет осуществляться активная деятельность по предотвращению и профилактике насилия над детьми, начиная от общения в семейном кругу и заканчивая работой с учениками, родителями и педагогами, что позволит обеспечить психологическую безопасность образовательной среды.

Можно было бы сказать, что школьные годы пройдут и детские обиды забудутся, но психологи доказали, что это совсем не так. Школьное насилие буквально ломает личность жертвы, а его последствия сказываются на жизни человека в течение десятилетий. Жертвы частого или постоянного насилия в школе, становясь взрослыми, существенно чаще жалуются на здоровье, страдают от депрессии, нервных расстройств и склонны к суициду. Они менее успешны в профессиональной деятельности, у них более низкий доход, выше риск остаться без работы. Они чаще ведут одинокий образ жизни, не имея семьи и друзей. Иначе говоря, «детские обиды» оборачиваются вполне серьёзными взрослыми проблемами. Зная это, родителям и нам, педагогам, стоит внимательнее следить за тем, чтобы наши дети не стали жертвой школьного насилия.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×