статья "Виды школьного насилия" | Ирина Евгеньевна Царева. Работа №354539
В статье описывается классификация школьного насилия по видам (физическое, психологическое, сексуальное, экономическое, вербальное, гендерное), формам (буллинг, моббинг, хейзинг, скулшутинг, боссинг, троллинг, сталкинг, лайкинг, кибербуллинг, кибермоббинг) и характеру проявления. Описаны характерные черты участников насилия: жертв, агрессоров, участников, свидетелей. Даны рекомендации по профилактике школьного насилия.
Доклад
«Школьное насилие: виды, формы и причины»
Ф.И.О. автора: Царева Ирина Евгеньевна
Должность: социальный педагог
Официальное название места работы: МБОУ СОШ №1
г. Алдан РС (Я)
Есть надежда, что когда-то будут предприняты
шаги по искоренению насилия - иначе,
животный инстинкт будет доминировать над разумом.
Татьяна Егоровна Соловова
Понятия "насилие" или "жестокое обращение с детьми" (англ. - childabuse) и "пренебрежение" (англ. - neglect) являются достаточно новыми для специалистов, работающих с детьми в нашей стране. Школьное насилие – это вид насилия, при котором имеет место применение силы между детьми или учителями по отношению к ученикам или – что в нашей культуре встречается крайне редко – учениками по отношению к учителю. Понятно, что ранее педагоги сталкивались со случаями жестокого обращения с детьми, но на государственном уровне эта проблема много лег просто замалчивалась. Несмотря на крайнюю значимость проблемы насилия в школе, в отечественной литературе она практически не освещена. Насилие в школе – проблема, о которой было не принято говорить. Ее как бы и не существовало вовсе. Но рост насильственных сцен в школах заставил обратить внимание на критичность данной проблемы. Постепенно психолого-педагогическая общественность заговорила о фактах жестокости и насилия, которые имеют место в школах нашей страны. Общими причинами роста фактов школьного насилия можно считать отсутствие идеологии в обществе, изменения в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятные семейно-бытовые и внутригрупповые взаимоотношения, увеличение числа разводов родителей, неумение правильно определить цель своей жизни и наметить пути ее достижения.
Статистика утверждает, что каждый четвертый ребенок подвергается травле в школе со стороны других учащихся. Современный ребенок на практике может столкнуться с проявлениями травли и гонения в школе, троллинга, моббинга и буллинга со стороны сверстников или взрослых. Причем в «группе риска» может оказаться любой ребенок вне зависимости от возраста, воспитания, успеваемости и условий жизни семьи.
Школьное насилие принято классифицировать по виду агрессивных действий в отношении пострадавшего:
Физическое насилие
-
действия с применением физической силы в целях причинения человеку боли, дискомфорта, унижения его достоинства.
К
физическому насилию относятся удары, наносимые рукой, ногой, при помощи каких-либо предметов, избиение, толчки, пинки, подзатыльники, укусы,
надирание
ушей, выкручивание рук,
заламывание
пальцев, принуждение оставаться в какой-либо неудобной или унизительной позе, удушение, дерганье за волосы, тряска и нападение с каким-либо предметом или оружием и др.
;
Психологическое насилие
-
совокупность намеренных вербальных и поведенческих действий, направленных на унижение достоинства, игнорирование, отторжение, контролирование или социальную изоляцию человека. Психологическое насилие может проявляться в насмешках,
обзываниях
(присвоении обидных кличек), высмеивании, отказе от общения, недопущении в группу, игру, на спортивное занятие или другое мероприятие, а также в оскорблении, грубых и унизительных высказываниях, ругани, которые подрывают самооценку и самоуважение человека, убеждают его в «никчемности», отверженности со стороны сообще
ства, обесценивают его личность;
Сексуальное насилие
-
принуждение человека к сексуальным отношениям помимо его желания и воли, а также любые (в том числе и не связанные с принуждением) действия сексуального характера со стороны взрослого в отношении несовершеннолетнего, не достигшего возраста согласия. Изнасилование (половые отношения с применением насилия или с угрозой их применения) – крайняя степень сексуального насилия
;
Экономическое насилие
- вымогательство, порча или отбирание личных вещей, денег);
Вербальное или словесное насилие
– грубые, оскорбительные слова, унижающие достоинство человека, в адрес жертвы, нецензурная лексика;
Гендерное насилие
-
предвзятое или отличительное обращение с человеком на основании его национальности, пола, гендерной идентичности и сексуальной ориентации, социально-экономического положения, религиозной принадлежности, инвалидности, особенностей развития или поведения, наличия заболевания или любого другого признака. Дискриминация может проявляться по-разному:
явно
и открыто через оскорбительные и унижающие достоинство человека высказывания, комментарии, шутки, клички и обзывания, исключение из игр и мероприятий, а также неявно через предвзятое, неравное отношение.
По характеру проявления выделяют:
Однократные насильственные действия;
Систематически повторяющееся насилие.
Участники школьного насилия:
агрессор;
жертва;
участники;
свидетели.
Жертвы школьного насилия: чаще всего ими становятся дети, имеющие
физические недостатки:
носящи
е
очки, имеющи
е
сниженный слух или с нарушениями движений (например, при ДЦП), то есть тех, кто не может дать а
декватный отпор и защитить себя
;
особенности поведения: интроверты, флегматики,
гиперактивные
дети, дети с импульсивным поведением;
особ
енности внешности:
рыжие волосы, веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особенная форма головы, вес тела (полнота или худоба) и т. д.;
плохие социальные навыки
:
не
выработана психологическая защита от вербального и физического насилия по причине недостаточного опыта общения и самовыражения
.
с
трах перед школой. Он чаще возникает у тех, кто идет в школу с отрицательными социальными ожиданиями в отношении нее. Иногда этот страх индуцируется от родителей, у которых самих были проблемы в школьном возрасте. Пусковым механизмом возникновения страха могут стать рассказы о злой учительнице и плохих оценках. Ребенок, проявляющий неуверенность и страх перед школой, легче станет объектом для
издевок
одноклассников;
отсутствие опыта жиз
ни в коллективе (домашние дети);
болезни
6
эпилепсия, тики и гиперки
незы, заикание,
энурез
(недержание мочи),
энкопрез
(недержание кала), нарушения речи —
дислалия
(косноязычие),
дисграфия
(безграмотное письмо),
дислексия
(нарушение обучению чтению),
дис-калькулия
(нарушение обучению счету) и т. д.;
низкий интеллект и трудности в обучении.
В роли агрессоров чаще всего выступают дети:
воспитанные в условиях материнской депривации (то есть в грудном возрасте не получившие достаточной любви, заботы);
с несформированной привязанностью к родителям — приютские дети и «социальные сироты», позднее склонны к большему насилию, чем дети, восп
итывающиеся в нормальных семьях;
из неполных семей;
из властных и авторитарных семей;
из семей с конфликтными семейными отношениями;
из семей
с
генетической предрасположенностью к насилию
.
Причины школьного насилия:
с
кука в школе. Скучающий ученик не вовлечён в учебный процесс, а значит, является потенциальным нарушителем спокойствия. Заинтересовать его, придать больший смысл обучению — одна из приоритетных задач современного образования
;
с
елекционно
-соревновательный характер школы. Свое отражение в структурах школы находит современное общество, которое во многом руководствуется принципами рыночной экономики, конкурентоспособностью. Ученики в этой связи подвержены ожиданиям со стороны родителей, учителей и общества достигать
отличных результатов и успехов в учёбе. Уже в начальной школе идет отбор в форме оценок, табелей успеваемости, грамот, особого внимания со стороны учителя и т. п. В пубертатном возрасте воспринимается подобное давление как структурное насилие со стороны школьной
системы. Таким образом ученик
и(
-
цы
)
оцениваются по их результативности в классе, а не по их
психо
-эмоциональным, личностным и человеческим качествам. Если отстающий,
например
по математике, ученик будет публично осуждаться учителем-предметником, то и со стороны своих одноклассников он будет считаться неспособным и недостойным внимания
;
п
ротест данного ученика, отвержение им школьных норм и вследствие чего насильственные действия против школы (например, вандализм) и одноклассников
;
бездействие взрослых (учителей, родителей при уже имеющемся факте насилия);
безнаказанность;
плохое воспитание
, неблагополучие семьи
;
способ самоутверждения;
влияние интернета и окружающего мира.
Формы школьного насилия:
буллинг
(англ.
bullying
, от
bully
— хулиган, драчун, задира,
грубиян
, насильник) — это систематическое, регулярно повторяющееся насилие, травля со стороны одного школьника или группы школьников в отношении отдельного школьника,
который не может себя защитить;
м
оббинг
(англ.
mob
– толпа) – это форма психологического насилия в виде массово
й травли человека в коллективе
, в
школе-класс
или большая часть класса ополчается на одного и начинает травить его (пример – фильм «Чучело»)
;
хейзинг
(англ.
hazing
) — неформальные ритуальные насильственные обряды, исполняемые при вступлении в определенную группу, и для дальнейшего поддержания иерархии в этой группе. Как пример, "дедовщина" в армии
»;
кибермоббинг
и
кибербуллинг
— интернет-травля — это намеренные оскорбления, угрозы, сообщение другим компрометирующих данных с помощью современных средств коммуникации: компьютеров, мобильных телефонов, электронной почты, Интернета, социальных сетей, блогов, чатов
;
боссинг
- эмоциональное насилие со стороны учителей, тренеров и пр
.;
скулшутинг
-
массовое убийство учащихся, произведённое либо учеником, либо кем-то из посторонних, проникших в школу
. Другое название –
колумбайнинг
;
троллинг
- подрывная деятельность в интернете, заключающаяся в размещении в виртуальном пространстве заведомо провокационных сообщений, целью которых может быть разжигание конфликтов в сети, психологическое подавление
интернет-пользователей
,
киберзапугивание
,
кибершантаж
, и тому подобное
;
сталкинг
- один из самых угрожающих видов прессинга в интернете, это нацеленное преследование, слежение за жертвой. В противоположность
буллингу
он характеризуется активным забрасыванием жертвы сообщениями
псевдопозитивного
или
комплиме
нтарного
содержания;
лайкинг
– психологический дискомфорт при отсутствии достаточного количества «
лайков
» за опубликованные в Сети фото, статьи, посты. Самый безобидный вид.
Последствия школьного насилия:
ближайшие
:
физические травмы, повреждения, рвота, потеря сознания. Так же к ближайшим последствиям относят острые психические нарушения в ответ на любой вид насилия: эти реакции могут проявляться в виде ответной агрессии, возбуждения, стремления спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия
;
отдаленные:
нарушения физического и психического развития ребенка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, социальные заболевания.
Профилактика школьного насилия.
Проблема насилия в школе не нова. Насилие в школах в какой-то мере существовало всегда. Вся разница в том, что сегодня эта проблема вышла из-под контроля. По причине того, что современная проблема насилия в школе вышла за рамки физического мира и перешла в виртуальный. На сегодняшний день насилие в школе вышло за все возможные рамки. На Западе обстрелы учеников своими же одноклассниками становятся все более частыми новостями. Учителя и даже родители уже не знают, куда обращаться, а профессионалы не знают, как им помочь. Сам факт, что насилие превратилось в форму выражения любого недовольства подростками или детьми даже малого возраста, ставит психологов перед серьезной задачей профилактики подобных проявлений.
Профилактика насилия в школах должна подразумевать совокупный и целостный подход, который требует глубокого понимания психологических причин насилия и поведения в группах. Чтобы понять, как бороться с насилием в школах, нужно понять причины возникновения этого насилия.
Цель профилактической деятельности образовательной организации: создание благоприятного социально-психологического климата, способствующего укреплению психологического здоровья учащихся.
Задачи:
укрепление социальной защищенности учащихся;
выявление причин, способствующих проявлению негативных проявлений в поведении;
совершенствование организации профилактических мероприятий по предупреждению
моббинга
,
троллинга
и
буллинга
;
развитие социальной активности учащихся;
вовлечение учащихся в социально полезную деятельность;
активное привлечение учащихся в деятельность органов ученического самоуправления;
активное привлечение учащихся для учас
тия в волонтерской деятельности;
развитие навыков управления у педагогов;
создание условий, обеспечивающих получени
е обратной связи от подопечных;
четкое формулирование обязанностей каждого ребенка в школе с обозначением границ их персональной ответственности;
Таким образом, до тех пор, пока драки школьников на переменах будут рассматриваться как нормальное явление, а учитель будет позволять себе «в воспитательных целях» оскорблять и унижать нерадивого ученика, школе не избавиться от насилия. Избежать его можно лишь тогда, когда будет осуществляться активная деятельность по предотвращению и профилактике насилия над детьми, начиная от общения в семейном кругу и заканчивая работой с учениками, родителями и педагогами, что позволит обеспечить психологическую безопасность образовательной среды.
Можно было бы сказать, что школьные годы пройдут и детские обиды забудутся, но психологи доказали, что это совсем не так. Школьное насилие буквально ломает личность жертвы, а его последствия сказываются на жизни человека в течение десятилетий. Жертвы частого или постоянного насилия в школе, становясь взрослыми, существенно чаще жалуются на здоровье, страдают от депрессии, нервных расстройств и склонны к суициду. Они менее успешны в профессиональной деятельности, у них более низкий доход, выше риск остаться без работы. Они чаще ведут одинокий образ жизни, не имея семьи и друзей. Иначе говоря, «детские обиды» оборачиваются вполне серьёзными взрослыми проблемами. Зная это, родителям и нам, педагогам, стоит внимательнее следить за тем, чтобы наши дети не стали жертвой школьного насилия.