статья "Здоровьесберегающие технологии в работе ДОУ в условиях внедрения ФГОС" | Ефимова Ольга Сергеевна. Работа №363648
в настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. применение в саду здоровьесберегающих технологий повысит результативность воспитательно -образовательного процесса . используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируются у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. это залорг успешного развития всех сфер личности, всех его свойств и качеств.
СТАТЬЯ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ ДОУ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС
Ефимова Ольга Сергеевна, воспитатель
Актуальность здоровьесберегающих технологий: на сегодняшний день жизнь ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - это технологии, которые направленны на решение сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Как писал немецкий публицист Генрих Гейне: «Единственная красота, которую я знаю, - это ЗДОРОВЬЕ».
Главное назначение здоровьесберегающих технологий в том, что это объединяет педагогов, психологов, медицинский персонал, родителей и детей на сохранение, укрепления и развития здоровья.
В нашем ДОУ активно используется технология здоровьесбережения, задачами которой являются:
1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.
2. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.
3. Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья.
Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» дискуссионное, и у разных авторов встречаются разные трактовки. Так, например, Никита Константинович Смирнов (Заведующий кафедрой психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья АПКиППРО), как родоначальник понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» утверждал, что их можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога. Он считает, что как прилагательное понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой педагогической технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса – детей и их родителей, педагогов. Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как сертификат безопасности для здоровья и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические технологии задачами здоровьесбережения.
В нашем детском саду здоровьесберегающая деятельность осуществляется в следующих формах:
медико-профилактические;
физкультурно-оздоровительные;
здоровьесбережения
и
здоровьеобогащения
педагогов
ДОУ
;
валеоло
гическое
просвещение
родителей.
Медико-профилактические
здоровьесберегающие
технологии.
Задачи: сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.
В нашем детском саду ежедневно ведётся медицинский осмотр детей медицинской сестрой и врачом, что позволяет получить чёткую информацию о состоянии здоровья каждого ребенка дошкольного учреждения. Для наибольшего эффекта закаливания нами используется: чёткая организация теплого и воздушного пространства, рациональная одежда детей, соблюдение режима прогулок во все времена года, гигиенические процедуры.
Для профилактики респираторных заболеваний осуществляется полоскание горла настоями, отварами трав календулы, ромашки; фитотерапия.
Физкультурно-оздоровительные технологии.
Задачи направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка:
развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников;
профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки,
воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.
К ним относятся: ежедневные утренние гимнастики, физические упражнения; закаливания КГН, спортивные праздники, развлечения и досуги, соревнования, недели здоровья. В нашем детском саду ведется непрерывная, ежедневная работа по развитию физических возможностей детского организма и укреплению его здоровья. Так например, реализуется проект «Тропа здоровья», по профилактике плоскостопия. Также полностью реализуются разнообразные формы оздоровления детей, осуществляется оздоровительно-профилактическая работа (фитотерапия, физиотерапевтические процедуры, полоскание носоглотки, витаминотерапия, ходьба по массажным, ребристым дорожкам, точечный массаж) В каждой группе детского сада имеется свой физкультурный уголок, где огромное количество различного оборудования для реализации в потребности движений детей. Вся работа по физическому воспитанию строится с учётом физических возможностей дошкольников. Всё это непосредственно положительно влияет на укрепление здоровья воспитанников и уменьшению уровня заболеваемости.
Технология
здоровьесбережения
и
здоровьеобогащения
педагогов ДОУ
Это технология направлена на развитие культуры профессионального здоровья педагогов, развитие потребности к здоровому образу жизни.
Воспитатель, стоящий на страже здоровья детей и родителей, сам должен быть в хорошей физической форме. Ведь от здорового педагога – зависит здоровье воспитанников.
Технология
валеологического
просвещения родителей;
В целях сотрудничества с родителями по укреплению здоровья детей, в нашем детском саду проводятся такие мероприятия как: родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы, круглые столы, спортивные праздники, конкурсы, праздники здоровья, в родительских уголках выставляются папки-передвижки и памятки. Всё это является непосредственной деятельностью в образовательном процессе ДОУ.
Таким образом, тесное сотрудничество с родителями дает положительные результаты: родители стали проявлять интерес к успехам своих детей в области здоровья и физической подготовки; принимать активное участие в организации и проведении досуговой деятельности детей.
Также детском саду проводятся беседы с воспитанниками о важности здорового образа жизни, о поддержании здоровья, о профилактике различных заболеваний, о соблюдении режима дня, важности пребывания на свежем воздухе, выполнения физических упражнений.
В результате постоянной, непрерывной работы по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс ДОУ:
1.Сформированы навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей ДОУ.
2. Сформированы медицинская и физкультурно-оздоровительная базы по вопросам укрепления здоровья дошкольников.
3. Сохранены и улучшены соматические показатели здоровья детей, и значительно снизилась их заболеваемость.
Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать, как одну из самых перспективных систем 21- го века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников без ущерба для их здоровья. И это является главной задачей нашего дошкольного учреждения. Однако мы не останавливаемся на достигнутом. Работа с применением здоровьесберегающих технологий и дальше будет продолжаться регулярно, систематизировано. Мы будем искать новые пути для укрепления, сохранения и развития здоровья наших детей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. № 2. с.21–28.
2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2007.
3. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребёнка Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений – Москва АРКТИ, 1999 г..
4. Смирнов Н.К. “Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога”.