Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 23.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Статья ☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼ | Головина Ирина Сергеевна. Работа №268608. Номер работы: №268608

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Головина Ирина Сергеевна
Напряженная, неустойчивая социальная, обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении детей и подростков. Среди них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность, но и их цинизм, жестокость, агрессивность. Такие формы поведения классифицируются в понятие девиации.

Проблема девиаций у подростков

Напряженная, неустойчивая социальная, обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении детей и подростков. Среди них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность, но и их цинизм, жестокость, агрессивность. Такие формы поведения классифицируются в понятие девиации.
Девиации включают в себя девиантное, делинквентное и криминальное поведение.
Девиантное поведение – один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением социальных норм и правил поведения.
Делинквентное поведение, в отличие от девиантного, характеризуется как повторяющиеся асоциальные поступки детей и подростков, которые складываются в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущие уголовной ответственности.
Криминальное поведение – это противоправные поступки, которые влекут за собой уголовную ответственность.
Девиантное поведение всегда вначале бывает немотивированным. Подросток, как правило, хочет соответствовать требованиям общества, но по каким-то причинам не может этого сделать. Девиантные поступки вначале бывают ситуативными, спровоцированные обстоятельствами, затем изменения в поведении накапливаются и приводят к устойчивым формам девиантного поведения.
Подобное поведение затягивает. Совершая девиантные поступки, подросток все больше нуждается в одобрении группы и все меньше поддается влиянию «остальных», которые в силу его «ненормального» поведения исключают его из своей сферы общения. Подросток, чтобы остаться в группе, вынужден увеличивать свою девиантную активность, и его действия становятся мотивированными.
Формы девиантного поведения
Алкоголизм — заболевание, проявляющееся в виде физической и психической зависимости от алкоголя и приводящее к социальной, психической и физической деградации личности.
Неумение хорошо проявлять себя в школьном коллективе обусловливают частое употребление подростками алкоголя ради самоутверждения в уличной группе товарищей. Сама по себе потребность в самоутверждении в подростковом возрасте обычна и понятна. Все дело в средствах самоутверждения. Отсутствие у пьющего подростка навыков полезной деятельности (учебной, трудовой) и интереса к ней приводит его к потреблению спиртного как к форме самоутверждения, влекущей, однако, за собой очень пагубные последствия. Наконец, некоторые подростки потребляют спиртное, чтобы снять с себя напряжение, освободиться от неприятных переживаний. Напряженное, тревожное состояние реально может возникнуть в связи с отчужденным положением их в семье, школьном коллективе.
Важную роль играют также стремление к экспериментированию и особенно нормы юношеской субкультуры, в которой выпивка традиционно считается одним из признаков мужественности и взрослости. И, само собой разумеется, действует отрицательный пример родителей.
Воздействие алкоголя на молодой организм приводит к более тяжелым последствиям медицинского и социального характера; резко сокращаются сроки перерастания пьянства в алкоголизм; увеличивается риск рождения детей с физическими и психическими аномалиями у лиц, пристрастившихся к алкоголю; повышается вероятность криминального поведения.
Наркомания — заболевание, выражающееся в физической или психической зависимости от наркотических средств, непреодолимом влечении к ним, постепенно приводящим к глубокому истощению физических и психических функций организма.
Как и алкоголизм, подростковый наркотизм, связан с экспериментированием, поиском новых, необычных ощущений и переживаний. По наблюдениям врачей-наркологов, две трети молодых людей впервые приобщаются к наркотическим веществам из любопытства, желания узнать, что «там», за гранью запретного. Иногда первую дозу навязывают обманом, под видом сигареты или напитка. Вместе с тем, это групповое явление, связанное с подражанием старшим и влиянием группы. Как правило, большая часть наркоманов начинают употреблять наркотики в компаниях сверстников.
После нескольких приемов, а иногда и после однократного употребления у подростка возникает сильное желание вновь почувствовать испытанный однажды эффект.
Наркотические вещества, в отличие от алкоголя, формируют болезненное влечение гораздо быстрее. Динамика наркотической болезни у подростков отличается от течения наркомании взрослых: заболевание протекает, более злокачественно.
Токсикомания — также заболевание, но вызванное потреблением не наркотических, а иных средств, формирующих зависимость и оказывающих разрушительное воздействие на психику и организм человека. В качестве токсических средств могут употребляться различные лекарственные препараты, предметы бытовой химии (лаки, краски, и т. д.).
Наркомания и токсикомания – проблемы преимущественно подростковые, так как приобщение личности к наркотическим и токсическим средствам обусловлено в определенной степени особенностями ее физиологического и психического развития. Являясь тяжелой болезнью, наркомания и токсикомания, ведут к нравственной и социальной деградации личности, толкают потерявших контроль над своим поведением людей к преступлениям. Следует также помнить, что наркоманы и токсикоманы — тяжело больные люди, которые не могут найти контакта с окружающим миром. Они нуждаются в помощи нарколога, психотерапевта, социального педагога, близкого человека, способного помочь установить связи с внешним миром.
Агрессивное поведение. Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла, молодёжная преступность, особенно преступность подростков.
Подростковая агрессия — чаще всего следствие общей озлобленности и пониженного самоуважения в результате пережитых жизненных неудач и несправедливостей (бросил отец, плохие отметки в школе, отчислили из спортсекции и т. п.).
Изощренную жестокость нередко проявляют также жертвы гиперопеки, избалованные дети, не имевшие в детстве возможности свободно экспериментировать и отвечать за свои поступки; жестокость для них — своеобразный сплав мести, самоутверждения и одновременно самопроверки.
Подростковые и юношеские акты вандализма и жестокости, как правило, совершаются сообща, в группе. Роль каждого в отдельности при этом как бы стирается, личная моральная ответственность устраняется. Совместно совершаемые антисоциальные действия укрепляют чувство групповой солидарности, доходящее в момент действия до состояния эйфории, которую потом, когда возбуждение проходит, сами подростки ничем не могут объяснить. В любом случае агрессивное поведение как один из факторов девиации создает необходимость в пересмотре ориентации как воспитательного, так и образовательного процессов.
Суицидальное поведение. Самоубийство, суицид, суицидальное поведение — намеренное лишение себя жизни. Суицидальное поведение включает завершенное самоубийство, суицидальные попытки и намерения.
Самоубийство — очень сложный многогранный феномен, аккумулирующий проблемы философские, психологические, социальные, нравственные, правовые и медицинские.
В качестве основных факторов, способствующих попыткам суицида подростков, принято считать следующие: отношения с родителями, трудности, связанные со школой, проблемы взаимоотношений с друзьями, в основном противоположного пола.
Когда ребенок загнан в угол, нередко появляется мысль об уходе из жизни. При помощи самоубийства решают свои проблемы чаще подростки из асоциальных семей.
Суицидальное поведение подростков объясняется отсутствием жизненного опыта и неумением определить жизненные ориентиры.
Выделяются три основных типа суицидального поведения: демонстративное, аффективное и истинное.
Демонстративный тип характеризуется стремлением показать реальность суицидных намерений, обратить тем самым на себя внимание, вызвать сочувствие. Как правило, такие суицидные попытки совершаются открыто, громко и артистично. Тем не менее, нередки случаи, когда суицидная попытка, начавшаяся как демонстрация, из-за нелепой случайности может окончиться катастрофой.
Аффективный тип определяется тем, что попытка самоубийства совершается на высоте сильного переживания и страдания. Эта вспышка эмоций, как правило, непродолжительна. Здесь также могут быть элементы демонстративности.
И, наконец, в случае истинного суицидного поведения имеет место обдуманное укрепившееся желание покончить с собой. Применяются все меры к реальному и полному осуществлению плана, все необходимые приготовления проводятся скрытно.
Профилактика юношеских самоубийств заключается в создании такого психологического климата, когда подросток не чувствовал бы себя одиноким, непризнанным и неполноценным. В девяти случаях из десяти юношеские покушения на самоубийства — не желание покончить счеты с жизнью, а крик о помощи. О подобных желаниях подростки и юноши часто говорят и предупреждают заранее. Многие из них демонстративны, адресованы кому-то конкретно, иногда можно даже говорить о суицидальном шантаже. Тем не менее, все это очень серьезно и требует чуткости и внимания со стороны всех взрослых.
Социально – педагогическая деятельность с подростками, склонными к девиантному поведению
Каким образом можно помочь подростку с отклоняющимся поведением?
В социально-педагогической деятельности можно выделить в качестве самостоятельных компонентов: профилактику, ресоциализацию, коррекцию и реабилитацию.
Профилактика
Под профилактикой подразумевают своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных отклонений у подростков.
Начинать профилактическую работу, направленную на предупреждение девиантного поведения, целесообразно в младшем школьном возрасте, т.к. привить навыки правильного поведения и исключить плохие привычки необходимо как можно раньше. Если к 11 – 12 годам у ребенка сформированы здоровые привычки, то такие дети достаточно устойчивы к попыткам изменения их поведения. Любая профилактика должна учитывать причины возникновения отклонений в поведении и быть адресной. Профилактическая работа должна охватывать семью, школу, класс, где учится подросток и, по возможности, неформальную группу, куда этот подросток входит.
Ресоциализация – организованный социально-педагогический процесс восстановления социального статуса, утраченных, либо несформированных навыков дезадаптированных подростков.
Процесс ресоциализации можно подразделить на 4 этапа:
1. Изучение подростка и окружающей его среды.
2. Обеспечение психологической готовности подростка к перевоспитанию. Пробуждение интереса к той или иной деятельности.
3. Процесс накопления подростком нравственно положительных качеств, поступков. Важно при небольших положительных сдвигах поощрять подростка.
4. Самовоспитание, когда подросток должен самостоятельно выйти из кризиса.

Коррекция – внесение изменений в ценностные ориентации, установки личности. Коррекция имеет следующие функции:
восстанавливающая – восстановление положительных качеств, которые преобладали у подростка до появления отклоняющегося поведения;
компенсирующая – формирование у подростка стремления компенсировать недостаток успехов в одной области, достижениями в другой (спорт, труд);
стимулирующая, направленная на активизацию положительной общественно-полезной деятельности; она осуществляется посредством осуждения или одобрения;
исправительная, связанная с исправлением отрицательных качеств подростка и предполагающая применение разнообразных методов коррекции поведения (поощрение, убеждение, пример).
Реабилитация
Часто встречаются сложные сочетания различных форм социальной, психологической, педагогической дезадаптации, тогда встает вопрос о реабилитации.
Реабилитация – комплекс медицинских, социально-экономических, педагогических и юридических мер, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций, социального отклонения.
Процесс социальной реабилитации имеет длительный характер. Для каждого подростка составляется индивидуальная комплексная программа реабилитации. Виды реабилитации: медицинская, психологическая, педагогическая, социально-экономическая, профессиональная, бытовая.
Правила работы с девиантными подростками
1. Правило позитивного настроя. Изменение отклоняющегося поведения бывает длительным и напряженным. В ответ на предложение помощи можно встретить закрытость, сопротивление, злобу.
2. Правило доверительности взаимодействия. Доверие к миру в целом и к конкретному лицу – базовая потребность и первоочередная задача. Она обеспечивается признанием безусловной ценности и уникальности другого человека, пониманием его.
3. Правило субъективности взаимодействия. Помочь подростку можно лишь в том случае, если он будет не объектом воздействия, а субъектом собственной жизни. Первое, что необходимо добиться при изменении девиантного поведения – сделать ребенка заинтересованным союзником всех позитивных изменений.
4. Правило причинности. Конкретное поведение – всегда следствие чего-то. Может оказаться, что причина нарушения поведения весьма значима, и устранением только следствия мы ничего не добьемся.
5. Правило привлекательной альтернативы. Важно, чтобы подросток не только осознал негативность возникшей девиации, но и выработал форму альтернативного поведения.
6. Правило индивидуального подхода. Индивидуальный подход означает выявление природы психологических трудностей конкретного девиантного подростка, выбор соответствующих данному индивидуальному случаю способов и методов работы.
7. Правило системности. Подростку нужна не только прямая помощь, но и работа по созданию воспитывающей среды. Важно выяснить значимых для подростка лиц: одноклассников, авторитетных взрослых. Также работа должна быть организована совместно со всеми заинтересованными лицами и органами по определенному плану или системе.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×