статья"Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения" | Дурнева Надежда Егоровна. Работа №307650
статья "Формирование читательской грамотности на уроках литературнного чтения"
Формировать читательскую грамотность необходимо на любом уроке. Однако базовым предметом для этого является урок литературного чтения.
Цель уроков литературного чтения в начальной школе состоит не только в обучении детей чтению художественной литературы, но и в формировании интереса к чтению, овладении приёмами понимания прочитанного.
Рассмотрим упражнения и задания, используемые на уроках литературного чтения в начальной школе для формирования читательской грамотности.
Формирование читательской грамотности
Формировать читательскую грамотность необходимо на любом уроке. Однако базовым предметом для этого является урок литературного чтения.
Цель уроков литературного чтения в начальной школе состоит не только в обучении детей чтению художественной литературы, но и в формировании интереса к чтению, овладении приёмами понимания прочитанного.
Рассмотрим упражнения и задания, используемые на уроках литературного чтения в начальной школе для формирования читательской грамотности.
Задания, упражнения по читательской грамотности
1.Прочитай текст. Определи жанр произведения.
2.Пользуясь информацией из текста, дополни предложения
3.Выбери слова, которыми можно охарактеризовать героев произведения. Проведи линии от слов -характеристик к героям.
4.Составь из частей пословицы. Закрась одинаковым цветом части пословиц. Подумай, какие из них соответствуют сказке.
5.Раздели текст на части в соответствии с планом. Сделай отметки в тексте. Устно восстанови предложения из текста. Замени пропущенные в предложениях выражения одним словом, похожими по смыслу.
6.Чему можно научиться у героев сказки?
7.Найдите во втором предложении слово – действие, которое мог совершить только один герой.
8.Подпиши имена синичек. Выбери слова, которыми можно охарактеризовать героев произведения. Проведи линии от слов – характеристик к героям.
9.Соедини части текста между собой линиями в верной последовательности.
10.Придумай продолжение сказки. Расскажи устно или запиши.
11. Составь и запиши пословицы из слов. Какая пословица подходит к нашей сказке?
12.Составь устно или запиши вопросы по прочитанной сказке. Задай вопросы одноклассникам.
13.Пронумеруй предложения так, как происходили события в сказке.
14. Соедини части предложений, подходящие по смыслу.
15.Прочитай только выделенные буквы и определи главную мысль произведения.
16.Выбери высказывание, в которой говорится, чему учит сказка.
17.Какой признак помог определить жанр произведения.
18.Соедини названия природных явлений с их определениями.
19.Определи, какие из природных явлений можно назвать родственниками четырех братьев.
20.Пользуясь словами подсказками, вставь их в предложение в пропущенные места.
21.Как ты думаешь, переживала ли матушка Вода из-за того, что братья не признавали друг друга?
22.Упражнения для работы со скороговоркой:
Переставляйте логическое ударение на разные слова, меняйте его. Изменяется ли при этом смысл скороговорки?
Постепенно ослабляем голос, понижаем от высокого до низкого и наоборот. Следим за плавностью речи.
Читайте скороговорку, постепенно увеличивая скорость чтения и наоборот, постепенно уменьшая скорость чтения.
Читаем скороговорку с посылом воздуха в определённую точку
Читаем скороговорку от начала до конца по кругу, постепенно увеличивая скорость чтения, показывая пальцем читаемое слово.
Соревнование с помощью секундомера.
Все скороговорки можно разыгрывать: представить игровую ситуацию, включить элемент соревнования.
23.Кто самый внимательный.
Этот вид упражнения развивают зоркость, внимание к слову и вызывает большую активность детей. Особенность этих слов такова, что они различны и по значению, и по буквенному составу не всего слова, а только его части. Дети быстро находят слова в тексте, прочитывают их, отмечают разницу в словах. Найди в тексте:
а) слова, написание которых отличается одной-двумя буквами:
косы-козы, друг-враг, ветер-вечер, следы-следи;
б) чтение слов, написание которых включает несколько одинаковых букв:
вслух-глух, слух;
город-голод, горох, грохот;
вьют-вьюн, вьюга, бьют;
в) слова с твердым и мягким согласным:
ест-есть;
галка-галька;
полка-полька.
г) чтение разных слов с одинаковой приставкой:
развел-развесил,
прогибать-пробегают,
д) чтение слов с одинаковыми окончаниями:
салазках-сказках, колючий-случай, соседи-медведи, чистота-частота, снежинка-смешинка, папка-палка
е) чтение слов с общим корнем, но по-разному оканчивающихся.
Вода, водный, чистила зубы – чистое платье
Белье, белый, у крутого берега – морского дна.
Родина, родной.
24. Закончить предложение, фразу, пословицу, поговорку или фразеологизм.
25. Восстановление всевозможных слов
26. Занимательные упражнения.
Эти упражнения развивают внимание к звуковой и смысловой стороне слова.
Почему появились ошибки?
Жучка будку не доела. Неохота. Надоело.
27. Чтение текста с пропущенными словами.
Листочками закрывается по одному слову в предложении. Дети должны догадаться при чтении и назвать его.
28. Игра в прятки.
Учитель начинает читать начало или окончание предложения, а дети должны найти данное предложение.
29. Мнимое слово.
В ходе чтения неправильно произносится слово, дети прерывают чтение, произносят и читают слово правильно.
30. Фотоглаз
Считывание слов с доски по одному. Для контроля после каждого десятка слов учитель спрашивает, было ли представлено такое-то слово. При этом названное слово могло и отсутствовать.
31. Чтение за диктором. Ученик или учитель читает громко, а остальные вполголоса, стараясь успеть вместе с диктором.
Чтение, нахождение отрывка к рисунку.
Чтение, ответы на вопросы.
Нахождение в тексте отрывка к рисунку.
Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.
Нахождение по данному началу или концу предложения. (Позже предложение можно заменять логически законченным отрывком.)
Чтение до указанного слова или до указанной информации.
32.Чтение отрывка, к которому надо подобрать пословицу. Нахождение предложения, с помощью которого можно исправить допущенную ошибку.
Нахождение предложения или отрывка, отражающую главную мысль.
Чтение и установление, что правдиво, а что вымысел (для сказки).
Чтение и нахождение предложений, которые стали поговорками (для басен).
Чтение, составление сценария к диафильму.
Чтение, подборка звукового оформления «фильма».
Установление путем чтения причинно-следственных связей.
Чтение названия рассказа (Как еще можно назвать?)
Чтение по ролям.
Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.
Чтение, пересказ прочитанного с помощью мимики, жестов.
«Живая картинка» - один ученик читает, другой реагирует мимикой лица на услышанное.
Примеры:
- Найди и прочитай 5 слов, начинающихся на букву Р
РАКЕТАРЫБААНАНАСДЕТИРЕБЯТАРАКДОМ РЯБИНА
- Прочитай слова без лишнего слога: кородава, сокабака, молгуклоко, сокрарока, машидамна, гошинрод и т.д.
-Прочитайте пословицу правильно:
Здоровому - грач не нужен.
Лес рубят – кепки летят.
Слезами морю не поможешь.
Старый круг лучше новых двух.
Ус - хорошо, а два лучше.
Труд кормит, а пень портит.
-Восстанови стихотворение А. Барто. Выбери пропущенные слова (при этом детям предлагаем обратить внимание на то, что слова «грузовик» и «машина» являются одинаковыми по смыслу, т.е. синомичными).